Рациональное питание учащихся как элемент физического развития
Оценка 4.8

Рациональное питание учащихся как элемент физического развития

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
10 кл—11 кл
29.04.2020
Рациональное питание учащихся как элемент физического развития
Одним из элементов правильного физического развития является рациональное питание. Известно, что структура фактического рациона питания россиян, сложившаяся в настоящее время, не соответствует физиологическим потребностям организма. Дефицит белка в рационе питания населения составляет 20 %, дефицит витаминов 20–30 %, недостаток йода испытывает 70 % населения, а недостаток селена – 40–45 %.
Рациональное питание учащихся как элемент физического развития.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3»

г. Дзержинск Нижегородской области

 

 

Городская научно-практическая конференция школьников

«Путь к успеху»

Рациональное питание учащихся как элемент физического развития

                                                                                                             

Секция «Физическая культура»

 

 

 

                                                                                                                      Авторы: Макарова Валерия,

                                                                                                                      Замалутденов Никита

                                                                                                                      ученики 8а класса

                                                                                                                      МБОУ «Средняя школа №3»

                                                                                                                      Руководитель: Козлова Е.А.

                                                                                                                      учитель физической культуры

 

Дзержинск 2018-2019

 

 

 

 

 

Содержание

 

 Введение……………………………………………….5
1.Особенности физического развития учащихся

среднего школьного возраста………………………....7
2.Рациональное питание как элемент

физического развития………………………………….9

3.Основное требование гигиены питания……………11

5.Анализ школьного меню питания………………….12

6.Структура школьного питания в

 МБОУ «Средняя школа №3»………………………...13

7.Анализ меню МБОУ «Средняя школа №3»…….....16

8.Анализ зависимости уровня физического

развития учащихся от типа питания в

образовательном учреждении на примере

МБОУ «Средняя школа №3»………………………….16
9. Заключение ………………………………………….22
Список литературы…………………………………….24

Приложение…………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тело – багаж, который несёшь всю жизнь. Чем оно тяжелее, тем короче путешествие.
(Арнольд Глазгоу)

Воспитание здорового, гармонически развитого человека — основная задача семьи и школы. Именно в школьный период жизни закладывается фундамент для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Физическое развитие детей – это залог сохранения их здоровья и возможности вести полноценную жизнь в обществе.

Одним из элементов правильного физического развития является рациональное питание. Известно, что структура фактического рациона питания россиян, сложившаяся в настоящее время, не соответствует физиологическим потребностям организма. Дефицит белка в рационе питания населения составляет 20 %, дефицит витаминов 20–30 %, недостаток йода испытывает 70 % населения, а недостаток селена – 40–45 %. (см. литературу № 1)

Наиболее остра проблема неадекватного питания и алиментарно-зависимых заболеваний у детей школьного возраста. Это обусловлено специфическими физиологическими потребностями растущего организма и высокими умственными и физическими нагрузками, которые испытывает современный школьник. В этой связи сбалансированное питание детей – основа их здоровья, обусловливающая оптимальное функционирование всех систем организма в будущем.

Организация рационального питания в образовательной организации представляет собой сложную работу разных специалистов, требующую учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Однако в современных школах часто можно наблюдать ситуацию, когда школьное меню составлено с нарушением норм питания для детей того или иного возраста, происходит дополнительная реализация продуктов питания, которые наносят вред организму учащихся.

Многие дети питаются неорганизованно, употребляют большое количество чипсов, сухариков и сухих продуктов быстрого приготовления. Все это сказывается отрицательно на физическом развитии подрастающего поколения. По данным Минздрава РФ, диагноз «здоров» сегодня может быть поставлен только 12% учащихся начальных классов, а к моменту окончания средней школы количество здоровых детей сокращается до 5%. В этом повинно плохое несбалансированное и неправильное питание детей.

Методы исследования: теоретический (анализ литературы по данной теме), описательный, сравнительный (сравнение результатов анкетирования), наблюдение, анализ результатов.

Объект исследования: рациональное питание как элемент физического развития.

Предмет исследования: зависимость уровня физического развития учащихся от типа питания в образовательных учреждениях.

Цель: – проанализировать питание в образовательном учреждении МБОУ «Средняя школа №3» по параметрам соответствия нормам рационального питания и степени влияния на физическое развитие учащихся.

Задачи:

1.Изучить современное состояние проблемы рационального питания учащихся.

2. Проанализировать меню образовательной организации МБОУ «Средняя школа №3» на предмет соответствия правилам рационального питания учащихся среднего школьного возраста.

3. Изучить степень влияния рационального питания в образовательных учреждениях науровень физического развития учащихсяна примере  МБОУ «Средняя школа №3»

 

 

1. Особенности физического развития учащихся среднего школьного возраста.

Средний школьный возраст или подростковый возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, т.е. учащихся 5 – 8 класса. Это возраст перехода от детства к юности, который характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Происходят бурный рост и физическое развитие детей. Внешность подростка отличается нескладностью, непропорциональностью частей тела, угловатостью движений.


Костная система развивается в связи с ростом и развитием всего организма подростка. Она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Это может привести к разного рода искривлениям, ненормальному развитию частей скелета.

Чаще всего такие дефекты возникают от неправильного положения тела при ходьбе (неправильная осанка), сидении (неправильная поза) во время учебных занятий, или от чрезмерной перегрузки, а также при увлечении каким-нибудь одним видом гимнастических упражнений. Детям среднего школьного возраста следует опасаться ушибов, резких движений и сотрясений.


Отмечается в период подросткового возраста быстрый темп развития мышечной системы. За счет увеличения толщины мышечных волокон происходит резкое увеличение общей массы мышц. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, у девочек – в 11 – 12 лет.

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются. Строение мышц при этом не изменяется. Однако мышцы подростка еще не достигают того развития, которое свойственно мышцам взрослого человека. Мышечные волокна окончательно дифференцируются только к 17 годам.

Переживает бурное развитие и нервная система. Мозг подростка уже мало чем отличается от мозга взрослого человека по весу и объему, возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Согласно учению И.П. Павлова в процессе роста и развития подростка в коре его головного мозга образуются все новые и новые временные связи и их сложные системы, что лежит в основе обогащения фонда знаний, умений, навыков.

Таким образом, нервная система подростка находится в стадии формирования и является относительно несовершенной и слабой. Она не способна выдерживать длительные и сильные раздражители, под их влиянием быстро переходит в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения.

Сердечнососудистая системапретерпевает изменения, которые часто сказываются на здоровье детей среднего школьного возраста. Сердце быстро растет и не успевает за ростом массы тела. Мускулатура сердца, его объем увеличиваются за период подросткового возраста в 2 раза, а масса тела – в 1,5 раза.

Рост диаметра артерий отстает от роста сердца.В сочетании с усиленной деятельностью щитовидной железы это приводит к повышению кровяного давления и напряжению сердечной деятельности.Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.


На младший школьный возраст приходится наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Режим дыхания у этого возраста менее эффективен, чем у взрослых. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).Дыхание подростка неглубокое, а легочная вентиляция происходит за счет учащения дыхания, а не за счет его углубления.

Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма или начало функционирования половых желез. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания, влияет на развитие внутренних органов и изменение внешности. Появляются вторичные половые признаки. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков с 12 – 13 лет.

Средний школьный возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности. Например, в метании на меткость или на дальность. Силовые и скоростно-силовые способности и выносливость увеличиваются умеренно, а гибкость не изменяется, нарастает очень медленно.

Таким образом, физическое развитие учащихся среднего школьного возраста во многих отношениях достигает пика. Происходит интенсивный рост костей, мышечных волокон, сердца, волокон головного мозга, дифференцируются дыхательный аппарат и половая система. Физическое развитие учащихся отличается не только интенсификацией, но и несоразмерностью, изменения одних систем опережают развитие других систем.

 

2. Рациональное питание как элемент физического развития

Рациональное питание – одно из основных средств обеспечения нормального физического развития детей. Оно повышает их устойчивость к болезням органов и систем организма. Значение рационального питания возрастает в условиях большой учебной нагрузки, которую можно наблюдать сегодня в школах.


Современные учебные программы очень насыщены. Для их выполнения требуются значительные усилия и большая затрата времени детей не только в школе, но и дома. Кроме того, роль питания повышается в связи с ускорением физического развития и ранним половым созреванием детей на сегодняшний день.

Питание – это обновление и восстановление тканей, ассимиляция питательности вещества с целью сохранения и развития структуры организма. Рациональное питание – это питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от пола, возраста и рода деятельности. (см. литературу № 5)

Выделяют три принципа или закона рационального питания


Первый принцип – энергетическое равновесие. Он предполагает соответствие энергетической ценности суточного рациона энергозатратам организма, не больше и не меньше. Так, энергозатраты организма зависят от пола (у женщин они ниже в среднем на 10 %), возраста (у пожилых людей они ниже в среднем на 7 % в каждом десятилетии), физической активности и профессии.

Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, – мы полнеем. Более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. Причина одна – избыточное питание.

Второй принцип – сбалансированное питание. Это значит, что в организм должны поступать те вещества, которые ему нужны, и в том количестве или пропорциях, в которых это нужно. Белки – строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а также антител к вирусам. Жиры – склад энергии, питательных веществ и воды. Углеводы и клетчатка – топливо.

Соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе должно быть строго определенным в зависимости от возраста. Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.


Третий принцип – режим питания. Режим рационального питания характеризуется следующим образом: питание должно быть дробным, не менее 3 – 4 раз в сутки, питание должно быть регулярным, то есть в одно и то же время, питание должно быть равномерным, последний прием пищи осуществляется за 2 – 3 часа до сна.

Учащиеся находятся в школе от 4 до 5 часов и дольше, поэтому одного утреннего завтрака, который дети получают дома в семье, недостаточно. Доказано положительное влияние горячих завтраков и обедов на физическое и умственное развитие детей и подростков, на их здоровье и успеваемость.

Школьные завтраки для детей младшего возраста по своей питательности должны содержать не менее 300-400 калорий, а для старшего школьного возраста – не менее 500-600 калорий.

Дети, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями или болезнями обмена веществ, по назначению врача должны получать диетическое питание.

Основное требование гигиены питания - прием пищи в строго определённое время. Благодаря этому пища лучше усваивается, меньше вероятность развития желудочно-кишечных заболеваний. В промежутках между основными приёмами пищи, детям и подросткам, следует разрешать есть только фрукты. (см. литературу № 7)

Для того чтобы пища лучше усваивалась, следует начинать с тех блюд, которые оказывают наиболее выраженное сокогонное действие (в обед - бульон, наваристый суп).

Во время еды не следует отвлекать учащихся, так как это снижает аппетит и ухудшает усвоение питательных веществ. Не следует непосредственно перед завтраком, обедом и ужином есть что-либо сладкое, так как при этом аппетит тоже снижается. Питание преимущественно бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита.

 


При употреблении пищи наскоро, второпях ухудшается её пережевывание, и более грубые её частицы, поступая в желудок, раздражают её слизистую оболочку. Важно учитывать также, что тщательное пережевывание пищи укрепляет десны и зубы, развивает весь костно-мышечный аппарат.

Слишком горячая пища (температура пищи свыше 50оС) раздражает, обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка, что может вести к её хроническому воспалению. Вредна и холодная пища. Острая пища раздражает слизистую оболочку пищевода и желудка, а также вредно действует на печень. Эти продукты нельзя употреблять детям и подросткам.

Отдельной проблемой, также связанной с работой школьного пищеблока, является качество используемой питьевой водыОбщеизвестно, что в большинстве регионов страны, даже после очистки, эта вола оказывает неблагоприятное воздействие на желудочно-кишечный тракт, на организм в целом.

Кипячение воды, содержащей хлор, ведет к образованию в ней вредных для здоровья хлорсодержащих веществ. Пить в сыром виде ее не рекомендуется, особенно детям, а такая потребность постоянно возникает. Вода многих территорий не содержит необходимых микроэлементов – йода, фтора и других.(см. литературу № 2)

Анализ школьного меню и питания школьников

Был проведен анализ недельного меню МБОУ «Средняя школа №3» с позиций сбалансированности питания. Расчет величин потребления и обеспеченности нутриентами производился с использованием таблиц справочника «Химический состав российских пищевых продуктов», оценка пищевой и биологической ценности рационов осуществлялась по основным показателям регламентированным «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ». Для расчета были взяты средние показатели физического развития детей и подростков.

Анализ зависимости уровня физического развития учащихся от типа школьного питания был проведен среди учащихся 7-х классов, которым соответствует возраст 13-14 лет, т.е. школьники подросткового возраста. В сравнительном педагогическом эксперименте на базе МБОУ «Средняя школа №3» приняли участие 32 учащихся.

Из них были сформированы 2 группы по 16 человек. В первую группу вошли учащиеся, которые, по данным классных руководителей, регулярно на протяжении 3 лет получали горячие комплексные обеды в школе. Во второй группе оказались ученики, получающие школьное питание в свободном выборе (буфет).

Определение уровня физического развития проводилось по стандартным методикам и включало измерения роста, массы тела, расчет весоростового индекса (Индекс Кетле) и сравнение его с нормативными возрастными значениями. Для оценки физических качеств ребенка использовался следующий набор упражнений: прыжок в длину с места (динамическая сила мышц ног), челночный бег 3х10м (двигательное качество ловкости), сгибание туловища из положения сидя на полу (гибкость позвоночника).

Структура школьного питания в МБОУ «Средняя школа №3»

Количество учащихся в школе – 886, в среднем и старшем звене – 538 чел. Численность обучающихся, пользующихся горячим питанием – 801 (430 в средней школе), что составляет 80%. Для учащихся школы предусматривается организация горячего питания (один раз в день).
А для учащихся, посещающих группу продленного дня, предусматривается двухразовое питание (завтрак) и обед. Питание в школе организуется на основе примерного цикличного 20-дневного меню для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет, согласованного с органами Роспотребнадзора.

Поставка продуктов питания в образовательное учреждение и обеспечение горячим питанием учащихся осуществляется МБУ «Комбинат питания». Отпуск питания (завтраки и обеды) учащимся осуществляется в столовой по классам как комплексно, так и через линию раздачи. Продолжительность времени для обеда-20 минут.

обед

Зависимость уровня физического развития от типа школьного питания


школьное питание

Охваченность горячим питанием учащихся школы г. Новокузнецка (в процентах от количества учащихся)

 

 

Анализ меню МБОУ «Средняя школа №3»

Анализ меню МБОУ «Средняя школа №3» (прил. 1) показал несоответствие нормам питания школьников: в течение недели в комплексных обедах выявлен недостаток практически всех компонентов питания, особенно дефицитными являются углеводы (за счет практически полного отсутствия легкоусвояемых углеводов) и кальция (отсутствие молочных продуктов в рационе) (табл.2). Недостаток углеводов приводит, в свою очередь, к снижению калорийности питания.

Структура питания детей среднего школьного возраста МБОУ «Средняя школа №3»

Содержание

30% от дневной возрастной нормы

Фактическое потребление

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Белки, г

28,3

25,8 ↓

28,3

19,8 ↓

22,6 ↓

31,1

Жиры, г

28,3

22,7 ↓

31,2

28,4

21 ↓

40,7

Углеводы, г

114

103,3 ↓

82,9 ↓↓

91,4 ↓

91,1 ↓

63,2 ↓↓

Калорийность, ккал

870

738↓

725↓

693,6↓

647,9↓

693,3↓

Кальций, мг

450

80,6↓↓

205,8↓

193,9↓

106,9↓↓

137,7↓↓

Магний, мг

120

205,6 ↑

200,7 ↑

76,8↓

79,5↓

94,7↓

Железо, мг

4,5

11,9 ↑

9 ↑

4,53

6,6 ↑

7,3 ↑

Анализ приведенных школьных меню позволяет сделать вывод о том, что в школе в среднем отмечаются элементы несоответствия существующих рационов требованиям «Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

Тем не менее, наличие большого выбора изделий в свободном выборе позволяет частично скомпенсировать недостатки комплексных обедов. Анализ структуры меню образовательных учреждений показал, что блюда и гарниры в меню почти не повторяются, а масса порций соответствует рекомендуемым значениям.

Анализ зависимостиуровня физического развития учащихся от типа питания в образовательном учреждении на примере МБОУ «Средняя школа №3»

Исследовательская работа: 

 Рациональное питание учащихся как элемент физического развития

Несбалансированное питание школьников отрицательно сказывается на показателях их физического развития: у 21-23% детей среднего школьного возраста выявляется дефицит массы и у 3-4% школьников длины тела относительно возрастных стандартов. С увеличением возраста школьников наблюдается достоверно выраженный рост числа подростков с избыточной массой тела. (см. литературу № 6)


Анализ зависимости уровня физического развития учащихся от типа школьного питания, проведенный проведен среди учащихся 7-х классов, которым соответствует возраст 13-14 лет, на базе МБОУ «Средняя школа №3» показал значительные различия среди школьников, регулярно получавших горячие комплексные обеды в школе и предпочитающих школьное питание в свободном выборе (табл. 1, 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в свободном выборе

Ф.И

Показатели физического развития

Рост, см

Вес, кг

ИМТ

(Индекс Кетле)

Прыжок в длину с места, м

Челночный бег 3х10м, сек

Наклон вперед, см

Мальчики

1

Андрей Шипулин

172

2.20

7.1

21

8,2

3

2

Замалутденов Никита

168

1.6

7.9

3

7,6

-5

3

Мамыкин Антон

162

1.9

7.4

3

8,4

5

4

Кирсанов Дмитрий

160

2.15

7.3

2

9,2

4

5

Любимов Алексей

164

1.9

7.5

5

8,1

11

6

Галанов Никита

167

1.7

7.7

5

8,8

11

8

Горин Илья

170

1.95

8.5

10

9,4

-5

M±m

166,5 ±1,5

1,9±1

7.3±1,1

5±0,11

8,6±0,2

2,4±2,4

Девочки

1

Чернышевич Елизавета

169

1.8

9.2

15

9,5

3

2

Зайцева Ольга

165

1.7

7.9

20

9,9

3

3

Волкова Ксения

163

1.5

9.2

5

9,1

4

4

Карасёва Олеся

168

1.5

8.9

6

9,3

14

5

Поспелова Виктория

162

1.6

7.9

5

7,7

5

6

Ногнибида Настя

159

1.5

8.7

25

9,1

8

7

Макарова Валерия

170

1.5

9.1

15

8,0

4

8

M±m

165,4±1,3

1.5±2,0

7±2

5±10

8,9±0,3

5,9±1,3

Таблица 2. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в виде комплексных обедов

Ф.И

Показатели группы учащихся,

Рост, см

Вес, кг

ИМТ

(Индекс Кетле)

Прыжок в длину с места, м

Челночный бег 3х10м, сек

Наклон вперед, см

Мальчики

1

Дерябин Михаил

160

1.5

8.5

0

7.8

5

2

Кузьменко Даниил

169

2

7.4

3

7.4

4

3

Лимин Данил

165

2.1

7.2

15

7.9

8

4

Панфилов Дмитрий

167

1.7

8

2

8.1

4

5

Пичугин Дмитрий

169

2

7.8

2

8.5

10

6

Сидоров Максим

166

1.7

7.2

10

7.9

7

8

Колпаков Евгений

178

1.8

18,6

2

7.5

9

M±m

167,1±1,9

1.7±1

7±2

2±3

7,9±0,1

6,5±0,8

Девочки

1

Бобкова Полина

159

1.5

8.3

10

8.8

12

2

Горбенкова Александра

165

1.5

8.5

5

7.6

10

3

Клачкова Ксения

170

1.8

7.9

13

8.9

6

4

Кулакова Ульяна

163

1.6

8.3

15

8.4

14

5

Фомичёва Екатерина

160

1.6

7.9

9

8.9

4

6

Хмелева Ольга

171

1.7

7.8

17

7.7

6

7

Чистова Ксения

168

1.8

7.8

18

8.6

4

M±m

160±10

1.6±2

7.8±1

13±5

8±1

7,9±1,3


При отсутствии различий средних ростовых показателей, масса тела учащихся в двух группах, как и индекс Кетле, достоверно отличались (рис. 2).В группе учащихся, регулярно получающих комплексное питание, средний показатель индекса практически соответствовал средневозрастной норме (17,4-20,4 – мальчики; 17,1-20,8 - девочки).

Среди девочек и мальчиков этой группы 50% имело гармоничное физическое развитие и телосложение.Низкое значение индекса свидетельствует о негармоничном телосложении с нехваткой или дефицитом массы тела, среди них 37 % мальчиков и 50 % девочек. Высокая цифра индекса Кетле свидетельствует о негармоничном телосложении с избытком массы тела или об ожирении.В группе с комплексным питанием был выявлен один учащийся стакой проблемой.

В группе учащихся, посещающих школьный буфет, средние показатели массы тела и индекса Кетле были значительно выше. Среди 8 мальчиков только у 2 (25%) индекс массы тела полностью соответствовал возрастным нормам, у 5 (62,5%) превышала 1 (12,5%) был низким. Среди девочек данной группы гармоничное физическое развитие и телосложение имело 3 человека (37,5 %), у 4 (50%) был выявлен избыток и 1 (12,55) - дефицит массы тела.

Таким образом, учащиеся, питающиеся на протяжении нескольких лет в буфете, имеют большую массу тела и соответственно, достоверно более высокий индекс массы тела, характеризующий степень гармоничности телосложения. Связано это, в первую очередь, с преимущественным выбором продуктов, содержащих большое количество жиров и легкоусвояемых углеводов (пицца, пирожное, сладкая газированная вода и т.д.).


Физическая подготовленность общепризнанно считается одним из показателей, отражающих качество физического здоровья и уровень двигательной активности подрастающего поколения.

Оценка физических качеств учащихся проводились по параметрам скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места); ловкости (челночный бег 3х10м) и гибкости позвоночника(сгибание туловища из положения сидя на полу).

Отмечено, что у школьников, предпочитающих питание в буфете, выявляется достаточно высокий удельный вес лиц с низким уровнем скоростно-силовых способностей, ловкости и гибкости позвоночника. Интересно отметить, что у учащихся в этой группе практически по всем контрольным тестам доля лиц, не справляющихся с нормативами, статистически значимо выше, чем в группе школьников, получающих регулярное горячее питание.

физические качества

Зависимость физических качеств учащихся от типа школьного питания

Таким образом, оценка развития физических качеств выявила проблемы в группе детей, не получающих регулярно горячего питания в школе. Характерно, что всего лишь одна третья часть учащихся в этой группе выполняет тестовые задания на гибкость позвоночникана нормативном уровне. Серьезность проблемы обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Питание является одним из ведущих фактором физического развития, формирования антропометрических особенностей в детском и подростковом возрасте. Недостаточное обеспечение организма школьников основными питательными и биологически активными веществами, а также неадекватность, несбалансированность питания и однообразие продуктов оказывает отрицательное влияние на физическое развитие, приводит к снижению сопротивляемости организма, к развитию различных заболеваний.
Анализ приведенных школьных меню позволяет сделать вывод о том, что в МБОУ «Средняя школа №3» отмечаются элементы несоответствия существующих рационов требованиям «Норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации».

В структуре меню образовательных учреждений блюда и гарниры в меню почти не повторяются, а масса порций соответствует рекомендуемым значениям. Поступление всех основных микро- и макронутриентов за исследуемый период в обследованных школах можно охарактеризовать как несбалансированное, в большинстве дней наблюдается скачкообразное поступление основных пищевых веществ, с отклонением от нормативных значений в недостаточную сторону. Для структуры школьного питания характерен дефицит поступления с пищей белков животного происхождения, ряда минеральных веществ, нарушение режима питания.
Проведенное исследование свидетельствует об отставании школьников, не получающих регулярного горячего питания в школе, в показателях, характеризующих физическое здоровье. Учащиеся, питающиеся на протяжении нескольких лет в буфете, имеют большую массу тела. Связано это, в первую очередь, с преимущественным выбором продуктов, содержащих большое количество жиров и легкоусвояемых углеводов (пицца, пирожное, сладкая газированная вода и т.д.).

Система организации правильного и рационального питания подлежит внедрению в воспитательных и общеобразовательных учреждениях с раннего детства ребенка. Особенно важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы. Именно в этот возрастной период (7-17 лет) системе здорового и сбалансированного питания должно быть уделено особое, повышенное внимание. Сбалансированное горячее питание позволит решить проблемы:

·         профилактики и коррекции алиментарно-зависимых состояний, микронутриентной недостаточности (железодефицитных состояний, дефицита йода, остеопороза);

 

·         иммунопрофилактики инфекционных болезней;

 

·         профилактики распространённых заболеваний детского возраста (болезни органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата);

 

·         улучшения показателей гармоничности физического развития ;

 

·         увеличения показателей годности призывников к военной службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Баликова С.Н. Рациональное питание детей школьного возраста [Электронный ресурс].

2. Денисович Ю.Ю., Гаврилова Г.А. Совершенствование организации школьного питания// Техника и технология пищевых производств. –2013. – № 1 – С. 1-5.

3. Зайцева В.А. Как оценить физические качества ребенка // Здоровье детей. – 2006. – № 10. – С. 6-13.

4. Масанский, С. Система управления школьным питанием / С. Масанский // Питание и общество. – 2005. – № 1. – С. 6–7.

5. Мельников И. Рациональное питание детей школьного возраста [Электронный ресурс].

6. Методы изучения и оценки физического развития индивидуума и детских организованных коллективов: учебно-методическое пособие / Погорелова И.Г., Попов И.П. – Иркутск: Издательство ИГМУ, 2010 г. – 59 с.

7. Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. – 5-е изд., испр. и доп. / В.М. Позняковский. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 455 с.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 193 – 195.

9. Шамкова, Н.Т. Научные принципы создания технологий и формирования качества специализированной кулинарной продукции для детей школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра техн. наук / Шамкова Наталья Тимофеевна. – Краснодар,2011. – 50 с.

 

 

 

Приложение № 1. Школьное меню МБОУ Средняя Школа №3


 

 

Приложение № 2. Физиологическая потребность детей и подростков в некоторых пищевых веществах

Питательные вещества

Потребность в зависимости от возраста

7-10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Белки, г/сут:

из них животные

79

47

95

60

105

65

Жиры, г/сут:

из них растительные

79

16

95

20

105

25

Углеводы, г/сут

315

380

420

Энергия, ккал/сут:

2300

2850

3000

Минеральные вещества:

кальций, мг/сут

фосфор, мг/сут

магний, мг/сут

железо, мг/сут

1650

250

300

10

1500

2500

400

15

1400

2000

500

15

график

 

диаграма

результат


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» г

Содержание Введение………………………………………………

Содержание Введение………………………………………………

Введение Тело – багаж, который несёшь всю жизнь

Введение Тело – багаж, который несёшь всю жизнь

Многие дети питаются неорганизованно, употребляют большое количество чипсов, сухариков и сухих продуктов быстрого приготовления

Многие дети питаются неорганизованно, употребляют большое количество чипсов, сухариков и сухих продуктов быстрого приготовления

Изучить степень влияния рационального питания в образовательных учреждениях науровень физического развития учащихсяна примере

Изучить степень влияния рационального питания в образовательных учреждениях науровень физического развития учащихсяна примере

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются

Многочисленные исследования показали, что в подростковом возрасте сила и выносливость мышц также увеличиваются

ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл…

ЖЕЛ): у мальчиков – с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет), у девочек – с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл…

Современные учебные программы очень насыщены

Современные учебные программы очень насыщены

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни

Питание преимущественно бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита

Питание преимущественно бутербродами вредно, так как эта пища неполноценна по составу и к тому же раздражает желудок, способствуя развитию хронического воспаления слизистой оболочки - гастрита

Химический состав российских пищевых продуктов », оценка пищевой и биологической ценности рационов осуществлялась по основным показателям регламентированным «

Химический состав российских пищевых продуктов », оценка пищевой и биологической ценности рационов осуществлялась по основным показателям регламентированным «

Роспотребнадзора. Поставка продуктов питания в образовательное учреждение и обеспечение горячим питанием учащихся осуществляется

Роспотребнадзора. Поставка продуктов питания в образовательное учреждение и обеспечение горячим питанием учащихся осуществляется

Охваченность горячим питанием учащихся школы г

Охваченность горячим питанием учащихся школы г

Анализ приведенных школьных меню позволяет сделать вывод о том, что в школе в среднем отмечаются элементы несоответствия существующих рационов требованиям «

Анализ приведенных школьных меню позволяет сделать вывод о том, что в школе в среднем отмечаются элементы несоответствия существующих рационов требованиям «

Таблица 1. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в свободном выборе №

Таблица 1. Показатели физического развития группы учащихся, получающих школьное питание в свободном выборе №

Волкова Ксения 163 1

Волкова Ксения 163 1

M±m 167,1±1,9 1.7±1 7±2 2±3 7,9±0,1 6,5±0,8

M±m 167,1±1,9 1.7±1 7±2 2±3 7,9±0,1 6,5±0,8

В группе учащихся, посещающих школьный буфет, средние показатели массы тела и индекса

В группе учащихся, посещающих школьный буфет, средние показатели массы тела и индекса

Зависимость физических качеств учащихся от типа школьного питания

Зависимость физических качеств учащихся от типа школьного питания

Заключение Питание является одним из ведущих фактором физического развития, формирования антропометрических особенностей в детском и подростковом возрасте

Заключение Питание является одним из ведущих фактором физического развития, формирования антропометрических особенностей в детском и подростковом возрасте

Особенно важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы

Особенно важным физиологическим периодом становления детского организма являются школьные годы

Список литературы 1. Баликова

Список литературы 1. Баликова

Приложение № 1. Школьное меню

Приложение № 1. Школьное меню

Приложение № 2. Физиологическая потребность детей и подростков в некоторых пищевых веществах

Приложение № 2. Физиологическая потребность детей и подростков в некоторых пищевых веществах

Рациональное питание учащихся как элемент физического развития

Рациональное питание учащихся как элемент физического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020