Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Матвеево - Курганская специальная школа-интернат»
(ГКОУ РО Матвеево - Курганская школа-интернат)
«По моде и мышь в комоде.
Полно модиться, живи, как водится!»
В.И.Даль
ЦЕЛЬ:
- дать детям представление о культуре одежды;
- показать связь одежды со здоровьем;
- формировать отрицательное отношение к слепому подражанию моде;
- способствовать воспитанию хорошего вкуса;
- развивать критическое мышление.
ХОД БЕСЕДЫ
1. Вступительная беседа «Новое платье короля»
Классный руководитель:
Ребята, все помните сказку Андерсена «Новое платье короля». В ней рассказывается о короле, который любил наряжаться и не хотел отставать от заграничной моды. Этим воспользовались мошенники-портные, которые убедили короля, что сейчас в моде невидимые ткани. Все помнят, чем закончилась история. Король вышел к своим подданным совершенно голым и стал посмешищем для всего королевства, хотя сам он был уверен, что одет в самое модное платье.
- Можно сказать, что этот король стал жертвой моды?
(Дети высказываются.)
Конечно, можно, ведь ради того, чтобы выглядеть модным, король принес в жертву свой разум и здравый смысл.
К сожалению, многие наши современники тоже ведут себя, как этот король. В погоне за модой они теряют головы и очень часто – здоровье. По мнению врачей, лет через 10-15 на планете не останется практически ни одной здоровой женщины. И причинами серьезных хронических заболеваний будут не плохая экология и не вредоносные вирусы, а наше некритичное, неразборчивое отношение к моде.
2. Мозговой штурм «Мода против здоровья»
Классный руководитель:
Сегодняшний классный час я назвала «Культура одежды». Мы говорим «жертва стихии», «жертва преступления», «жертва кораблекрушения», «жертва уличного движения». В этих выражениях слово «жертва» обозначает человека, который подвергся насилию, пострадал от кого-то или чего-то. Жертва моды – это человек, который потерял здоровье в погоне за модой.
- От чего это может произойти?
(Дети высказываются.)
- Какие модные вещи или привычки могут повредить здоровью?
(Курение, пиво, татуировки, пирсинг, короткие юбки, высокие каблуки, узкие джинсы, хождение зимой без головных уборов, открытые пупки и т п.)
3 Проблемные ситуации
А) По моде и мышь в комоде.
Классный руководитель:
В словаре В.И. Даля «мода»- это временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах. В.И.Даль приводит русскую народную поговорку: «По моде и мышь в комоде». Эта поговорка, мне кажется, подходит и к современным модницам.
- Как вы думаете, о ком так говорят? (о человеке, который придерживается моды во всем, даже в мелочах.)
- Хорошо это или плохо – быть модным во всем?
- Легко ли жить человеку, который хочет во всех мелочах быть гребне моды? (Трудно жить, потому что мода – это изменчивая прихоть, значит,
такому человеку приходится часто все менять в своей внешности, в доме, в быту…)
- Как вы думаете, что заставляет людей слепо следовать моде в мелочах?
(Не уверенность в себе, желание утвердить себя, возвыситься над окружающими, отсутствие других интересов, кроме моды, и т. п.)
- Если судить по этой поговорке, как окружающие относятся к таким модникам? (Иронически, насмешливо, сочувственно, критически, презрительно и т. п.)
Классный руководитель: (резюмирует все сказанное)
О людях, которые стремятся быть модными во всем, которые слепо следуют моде, в народе насмешливо говорят: «По моде и мышь в комоде». Жизнь таких людей полна суеты и страха – как бы не отстать от моды, не упустить нового явления. Они вынуждены постоянно что-то менять в своей внешности, в быту, в образе жизни. Такие люди не уверены в себе, им нечем выделиться, кроме своих модных устремлений.
Б) Полно модиться, живи, как водиться!
Классный руководитель:
В той же словарной статье В.И.Даль приводит еще одну пословицу: «Полно модиться, живи, как водиться!»
- Как вы понимаете эту пословицу? Что значит «модиться»? (Модничать.)
- А что значит «живи, как водится,»? (Как живут другие, как принято на
Руси.)
Как же принято было одеваться на Руси?
(Россия- страна с холодным климатом, в одежде люди это учитывали и надевали зимой пуховые шали, шубы, дубленки, рукавицы, шарфы, валенки, сапоги, теплые вязаные кофты, а летом – льняные и ситцевые платья, соломенные шляпы, хлопчатобумажные платки и т.п.)
- Значит ли это, что мы сейчас должны надеть на себя валенки, тулупы и закутаться в платок? (Нет, нужно, чтобы одежда была современной, но
такой, которая не причиняла бы вреда здоровью.)
- Чтобы выжить в нашем климате, человеку нужно было много работать и много есть. Какое представление о женской красоте сложилось в русском народе, в русских народных сказках? (Русская красавица – дородная, краснощекая, статная, крепкая женщина, совсем не воздушная фея, как в Европе.
При Петре Первом русские модницы-аристократки стали подражать Европе – они затягивали талии в корсеты, чтобы казаться стройнее, пили уксус, чтобы кожа стала бледной, морили себя голодом, боясь располнеть
Это, конечно, не прибавило им здоровья. К ним, очевидно, и относился этот совет: «Полно модиться, живи, как водится,!»
- Можно ли такой же совет дать современным модницам или уже устарел?
(Дети высказываются)
Россия – страна с долгими зимами, с холодным климатом. Веками наши предки осваивали эту землю, приспосабливались к суровым погодным условиям. Это отразилось в русском национальном костюме. Теплые кафтаны, дубленки, шубы, меховые шапки и пуховые шали – эти вещи никогда не выходили из моды, потому что помогали сберечь здоровье. Тем, кто гнался за европейской модой, забывая о традициях своего народа, говорили: «Полно модиться, живи, как водится!» То есть одевайся по сезону, в соответствии с погодой.
6. Игра «Выбери наряд»
А) Одеваться по-европейски
Классный руководитель:
Сейчас мы проверим, как вы понимаете, что такое культура одежды. Предлагаю игру «Выбери наряд».
Первый раунд этой игры назовем «Одеться по-европейски».
Марина и Никита отправляются на учебу в Англию. Им не хочется ударить в грязь лицом и показать себя некультурными людьми, у которых к тому же нет вкуса. Им нужно взять немного вещей, чтобы можно было надеть в школу, на дискотеку, в театр.
Я буду называть детали и предметы одежды, первый ряд должен выбрать из этого списка все, что можно надеть в школу, на уроки, в дневное время.
Второй ряд – для театра.
Вы составите списки отобранных нарядов, потом мы обсудим,
насколько удачен ваш выбор.
- Послушаем, что получилось, одобрят ли ваш выбор Марина и Никита?
Что бы вы предложили им для школы? Для дискотеки? Для театра?
(Дети высказываются)
За границей люди одеваются очень просто, в соответствии с обстановкой.
Выделяться своими нарядами считается неприличным и смешным. Человек, который разумно относится к моде, всегда вызывает уважение окружающих.
Б) Одеться по-русски.
Классный руководитель:
Культура одежды – это умение учитывать не только обстановку, но и климат. Не все, что можно увидеть на топ-моделях в глянцевых журналах, годится для нашего климата. Но многие молодые люди не хотят с этим считаться и одеваются зимой очень легко. Врачи утверждают, что именно из-за этого среди молодежи увеличилось число недугов, как воспаление почек, радикулита, болезни мочеполовой системы.
Джон и Мери собираются зимой в Россию. Они хотят взять одежду, которая помогла бы им сохранить здоровье. Я продиктую список вещей, а вы выберите, какие из них лучше всего подойдут для русской зимы
(хлопаем в ладоши), а какие лучше оставить в Европе ( топаем ).
(Учитель читает, дети хлопают и топают.)
Джинсы с заниженной талией, короткие куртки, тонкое белье, тонкие колготки, кроссовки, мини-юбки, полушубок, пальто на ватине, шуба, пальто на меху, валенки, сапоги на толстой подошве, шапка-ушанка, рукавицы, рейтузы, шерстяная юбка до колен, шорты, кепка, шерстяной шарф, шелковый платок, свитер, бандана.
«Держи голову в холоде, а ноги в тепле», - гласит пословица.
Наши предки старались держать в тепле не только ноги, но и поясницу. Поэтому в России были так распространены не куртки, а именно пальто, шубы, дубленые полушубки, которые закрывали поясницу.
Именно такая одежда лучше всего подойдет для русской зимы.
7. Юмористическая минутка «Как стать жертвой моды?»
Классный руководитель:
«Как стать жертвой моды?» - такую юмористическую заметку нашла я на одном из сайтов в Интернете. Вот эти семь вредных советов.
Совет первый. Выкинь из дома все книги и забей полки глянцевыми журналами, которые должны стать твоей Библией.
Совет второй. Завешай всю квартиру фотографиями Кейт Мосс, Сиены Миллер и Виктории Бэкхем. Пусть они станут твоими иконами. Твоя цель – слепо подражать им.
Совет третий. Перебери свою одежду. А се вещи без иностранных ярлыков выкидывай в помойку, всю обувь с каблуками ниже пятнадцати сантиметров отправляй туда же.
Совет четвертый. Кардинально поменяй цвет волос, чтобы он был как можно дальше от натурального.
Совет пятый. Пройдись по магазинам и накупи кучу всяких вещей, чем неудобнее будут вещи, тем лучше.
Совет шестой. Займись сбором сплетен. Всех, даже мировых. Настоящая жертва моды без этого немыслима. В противном случае тебе будет просто не о чем разговаривать со своими подругами.
8. Дискуссия
«Как культурно одеваться»
Классный руководитель:
Как вы думаете, в чем вред этих советов?
(Дети высказываются.)
- А теперь давайте обсудим: как правильно одеваться. Учитывать возраст, обстановку, погоду? Соблюдать чувство меры? Не терять головы? Критически оценивать модные новинки?
(Дети высказываются.)
Мода – это часть культуры. Она касается каждого человека и всех сторон его жизни – от одежды до кино, от цвета ногтей до мебели. Мода может повысить настроение и навредить здоровью. Чтобы не стать жертвой моды, нужно разумно, критично оценивать все модные новинки, соблюдать чувство меры, всегда ставя на первое место свое здоровье, а главное – всегда помнить, что мода капризна и изменчива, а здоровье останется с нами на всю жизнь
9. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель:
- Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?
Изменилось ли ваше отношение к моде и к модникам? Сможете ли вы устоять против модных новинок? Сможете ли вы отказаться от вредных
нарядов и украшений?
(Дети высказываются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.