Технологическая карта урока
Тема урока |
Равнобедренные и равносторонние треугольники |
|||||||||||||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||||||||||||
Дата урока |
|
|||||||||||||
Цели урока |
Познакомить учащихся с понятием равнобедренный и равносторонний треугольник, свойства равнобедренного треугольника |
|||||||||||||
Формы и методы обучения |
Беседа, фронтальная |
|||||||||||||
Основные термины и понятия |
высота, медиана, биссектриса треугольника |
|||||||||||||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
Научатся, получат возможность научиться оперировать понятиями равнобедренный, равносторонний треугольник, свойства равнобедренного треугольника |
|||||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Ответ ученика |
УУД |
|||||||||||
Организационный этап |
Ребята! Девизом нашего урока является высказывание: “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг”. Фе́ликс Хаусдо́рф — немецкий математик, один из основоположников современной топологии. На уроках геометрии очень важно уметь, смотреть и видеть, замечать и отмечать различные особенности геометрических фигур. Итак, мы будем «развивать и тренировать свое геометрическое зрение». Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает.
|
|
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в установленной форме
|
|||||||||||
Актуализация знаний |
Рассмотрите геометрические фигуры, скажите под каким номером расположена «лишняя» фигура.
Почему фигура под номером 4 лишняя? Что это за фигура? Что называют треугольником? |
- лишняя фигура под номером 4, так как у нее три угла, а у остальных - четыре
- треугольник – это фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков, попарно соединяющих данные точки. |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии |
|||||||||||
Изучение нового материала |
На карточке у вас изображено 6 треугольников. · Измерьте стороны треугольника, запишите результат измерений: 1) АВ = 18 мм; BC = 18 мм; AC = 8мм; 2) MN = 25 мм; NK = 25 мм; MK = 47 мм ; 3) ST =18 мм ; TR = 18 мм ; SR = 25 мм; 4) DE = 49 мм; EF = 37 мм; DF = 49 мм; 5) OQ = 18 мм; QG = 18 мм; OG =18 мм ; 6) HP = 20 мм; HL = 37 мм; PL = 27 мм;
На какие группы по можно разбить эти треугольники? Сколько получится групп? Треугольника каждой группы имеют свое название: равнобедренные, равносторонние, разносторонние. Встречались ли вы с этими понятиями ранее?
Сформулируйте тему и цель урока.
1 группа – две равные стороны, 2 группа – три равные стороны, 3 группа – нет равных сторон.
Какие треугольники попали в 1 группу? Данные треугольники называют равнобедренными. Сформулируйте определение равнобедренных треугольников.
Равнобедренным треугольником называют треугольник у которого равны две стороны.
Равные стороны называют боковыми сторонами, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника. Назовите боковые стороны и основание каждого треугольника 1 группы.
Какие треугольники попали во 2 группу? Как бы вы назвали данные треугольники? Дайте определения равностороннего треугольника.
Равносторонним треугольником называют треугольник, у которого все стороны равны.
Какие треугольники попали в 3 группу? Как называются такие треугольники?
Разносторонним треугольником называют треугольник, у которого все три стороны имеют разную длину.
Можно ли равносторонний треугольник назвать равнобедренным? А равнобедренный – равносторонним?
Ребята, кто может растолковать понятие «свойство». Что это такое?
Значение слова Свойство по Ожегову:
Так что нам предстоит выяснить сегодня?
· Измерьте углы в равнобедренных треугольниках: I вариант в ∆MNK: M = 21˚; N = 138˚; K = 21˚. II вариант в ∆STR: S = 45˚; T = 90˚; R = 45˚.
Какие углы равны в ∆АВС? Какие углы равны в ∆MNK. К каким сторонам прилежат эти углы в треугольниках, как они называются?
Какой вывод можно сделать?
В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Данный вывод является свойством углов при основании в равнобедренном треугольнике.
А что вы скажите про улы в равностореннем треугольнике?
В равностореннем треугольнике все углы равны.
· Построите в тетради Δ АВС – равнобедренный с основанием АС, проведите биссектриссу BD, высоту BH, медиану BL.
Какой вывод можно сделать?
В равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию является медианой и высотой.
Данный вывод также является свойством равнобедренного треугольника. Докажем это свойство, заполнив соответствующие пропуски.
Дано:Δ АВС - __________________ Доказать: BD - ______ , _____
Доказательство. · Проведем биссектрису ВD. · Рассмотрим Δ ______ и Δ _______: 1) АВ = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный); 2) ∠АВD = ………(т.к. ВD - ………Δ АВС ); ………….. = ………….. 3) ……….. – общая сторона по …признаку
Так как ΔABD = ΔCBD, то AD = ____ D - ______ отрезка AC BD - __________ Δ АВС Так как ΔABD = ΔCBD, то ∠АDС = ∠_______ , так как эти углы __________ и равны друг другу, то они ___________ BD - __________ Δ АВС. / ч.т.д.
Так же справедливы утверждения: В равнобедренном треугольнике медиана, проведенная к основанию является биссектрисой и высотой. В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к основанию является медианой и биссектрисой.
|
- по количеству равных сторон - три - две равные стороны, три равные стороны, нет равных сторон
Формулируют тему и цель урока
∆ABC, ∆MNK, ∆STR - это треугольник, у которого равны две стороны
Боковые стороны: AB и BC, MN и NK, TS и TR Основания: AC, MK, RS
∆OQG, ∆XYZ - равносторонние - треугольник, у которого все стороны равны
∆DEF, ∆HLP - разносторонние
- да, т.к. в нем есть две равные стороны - нет, т.к. у него равны только 2 стороны
- свойства равнобедренного и равностороннего треугольников
в ∆АВС ∠А=∠С
в ∆MNK ∠M=∠K - к основаниям
- в равностороннем треугольнике углы при основании равны
- в равностороннем треугольнике все углы равны
- в равнобедренном треугольнике биссектриса, проведенная к основанию является медианой и высотой.
|
Регулятивные: уметь формировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
|||||||||||
Первичное осмысление и закрепление |
Физминутка: Рисуй глазами треугольник.
Ø Периметр равнобедренного треугольника равен 22 см. Боковая сторона в 5 раз больше основания. Чему равна боковая сторона? Ø Периметр равнобедренного треугольника АВС с основанием ВС равен 40 см, а периметр равностороннего треугольника ВСD равен 45 см. Найдите стороны АВ и ВС.
Ø На рисунке АВ = ВС, ∠1 = . Найдите ∠2.
Самостоятельная работа (выполняют работу в тетради с взаимопроверкой)
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте решение.
Если все верно ставим «5», одна ошибка - «4», две ошибки – «3», три, четыре ошибки – «2». Оценки выставляются по желанию, если оценка вас устраивает обведите ее в кружок.
|
|
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий Коммуникативные: учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве Познавательные: Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, извлекать из математических текстов необходимую информацию |
|||||||||||
Итоги урока |
Какую цель мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь? Какой треугольник называют равнобедренным, равносторонним? Как называют равные стороны в равнобедренном треугольнике? Сформулируйте свойства равнобедренного треугольника. |
Подводят итоги урока |
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя) Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других
|
|||||||||||
Рефлексия |
Продолжите: Было интересно… Я узнал … Меня удивило… Материал урока мне был… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Могу похвалить своих одноклассников…
|
Осуществляют рефлексию |
Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
|||||||||||
Домашнее задание |
Пункт 18 № 107, 109 |
Записывают домашнее задание |
|
|||||||||||
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1) АВ = __________; BC = ___________; AC = ___________; 2) MN = __________; NK = ___________; MK = ___________; 3) ST = ___________; TR = ___________; SR = ___________; 4) DE = ___________; EF = ___________; DF = ___________; 5) OQ = ___________; QG = ___________; OG = ___________; 6) HP =____________; HL =___________; PL =___________;
|
1 вариант 1. Под какой буквой расположен равнобедренный треугольник. а) б) в) г)
2. ∆АВС – равнобедренный с основанием АС, найдите, чему равен ∠С.
3. Найдите периметр ∆DOQ - равнобедренного , если OQ =10см, DQ = 5 см.
4. Найдите угол Р в ∆MNP – равностороннем.
|
2 вариант 1. Под какой буквой расположен равносторонний треугольник.
а) б) в) г) 2. ∆MNK – равнобедренный с основанием MN, найдите, чему равен ∠M.
3. Найдите периметр ∆АВС - равнобедренного, если AB = 8см, AC = 4 см.
4. Найдите сторону SP в ∆STP – равностороннем.
|
Дано:Δ АВС - __________________
Доказать: BD - ______ , _____
Доказательство:
· Проведем биссектрису ВD.
· Рассмотрим Δ ______ и Δ _______:
4) АВ = …….. (т.к. Δ АВС - равнобедренный);
5) ∠АВD = ………(т.к. ВD - ………Δ АВС ); ………….. = …………..
6) ……….. – общая сторона по …признаку
Так как ΔABD = ΔCBD, то AD = ____ D - ______ отрезка AC BD - __________ Δ АВС
Так как ΔABD = ΔCBD, то ∠АDС = ∠_______ , так как эти углы __________ и равны друг другу, то они ___________ BD - __________ Δ АВС. / ч.т.д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.