Равноправные и допустимые варианты произношения

  • docx
  • 30.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала род 5.docx

Конспект урока родного (русского) языка в 5 классе

Тема: Равноправные и допустимые варианты произношения

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель: Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.

Задачи:

Образовательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развивающие: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану

Воспитательные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Актуализация знаний

-О чем мы говорили на прошлом уроке?

-Как вы думаете, что такое орфоэпия? Вот сейчас мы с вами и узнаем, что это.

3. Объяснение нового материала

- Так как же правильно: «творог» или «творог»?

- В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и, тем не менее, произносим их правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков.

Но это не значит, что мы не допускаем ошибок.

Поэтому надо знать нормы произношения.

- Что такое «НОРМА» в языке? 
Норма - это образец общепризнанного употребления элементов языка

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

- Что такое орфоэпия?

Орфоэпия – это (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) -раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение

- Орфоэпические нормы подразумевают под собой: 

- нормы произношения гласных звуков,

- нормы произношения согласных звуков,

- нормы произношения заимствованных слов

5. Закрепление изученного материала

Прочитайте слова, выделяя голосом ударение

ФенОмен, знАмение, досУг, ходАтайство, обеспЕчение, украИнский, донЕльзя, задОлго, дремОта, одновреЕенно, квартАл

- Возникают трудности и в постановке ударения?

6.Подведение итогов урока

Закончите фразу:

-Сегодня на уроке Я….

-Узнал, открыл для себя…

-В каких жизненных ситуациях вам пригодится тема урока ?

7.Домашнее задание

Повторить теоретический материал, выполнить задание на карточках.