Урок родного (русского) языка в 5 классе
Тема урока: Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цели: ознакомиться основными правилами написания и произношения слов в русском языку.
Задачи:
Образовательные: продолжить изучение орфоэпических норм.
Развивающие: развивать умение применять теорию на практике.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
1.Орг.момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
-Что такое орфоэпия?
-Какие орфоэпические нормы произношения вы знаете?
4.Изучение темы урока
-конспектирование с обьяснением учителя
«младшая» (новая) норма
улыбаю[с']
ти[х'и]й
горни[ч'н]ая
до[жд']и
[дв']ерь
му'зыка
ды[ша]т
ле[ча]т
начал[с'а]
«старшая» (устаревшая) норма
улыбаю[с]
ти[хъ]й
горни[шн]ая
до[ж']и
[д'в']ерь
муз'ыка
ды[шу]т
ле[чу]т
начал[са]
1. В русской речи только ударные гласные произносятся чётко. В безударном положении наблюдаются следующие процессы:
- аканье - дома [дама?];
- иканье - в лесу [в л'ису], пятак - [п'итак];
- ыканье - жена [жына], лошадей - [лошыд'эй], причём этот процесс наблюдается после твёрдых согласных [ж], [ш], [ц].
- эканье - ателье [атэл'йэ].
букву ё предложил использовать русский историк Н.М. Карамзин, упростив сложный рисунок существующей ранее в алфавите буквы. Две точки над буквой ё в печати и на письме обычно не ставятся (указываются последовательно лишь в словарях, букварях, учебниках для начального обучения). Поэтому оказалось, что многие написания можно прочитать двояко, отсюда - ошибки в произношении буквы ё:
блёклый / блёкнуть - непр. блеклый / блекнуть
белёсый - непр. белесый
ввезённый - непр. ввезенный
вёдер (р.п. мн. ч.) - непр. ведер (р. п. мн. ч.)
манёвры - непр. маневры
никчёмный - непр. никчемный
новорождённый - непр. новорожденный
И наоборот, е подменяют ё, совершая при этом ошибку:
афера - непр. афёра
бытие - непр. бытиё
валежник - непр. валёжник
гренадер - непр. гренадёр
недоуменный - непр. недоумённый
одновременный - непр. одновремённый
опека - непр. опёка
Орфоэпические нормы в области согласных
1. Оглушение: звонкие согласные на конце слова и перед глухими согласными заменяются соответствующими (парными) глухими:
хле[п], голу[п'], зали[ф], кро[ф'], пиро[к], наро[т], лебе[т'], но[ш], гру[с], гря[с'] и т.д.
ско[п]ки, тра[ф]ка, [ф]торой, ло[т]ка, сла[т]ко, по[т]пись, кни[ш]ки, подру[ш]ка, ни[с]ко.
2. Озвончение: на месте глухих согласных перед звонким (кроме [в] ефрейтор - е[ф]рейтор) произносятся соответствующие (парные) звонкие: про[з']ба, [з]делать, [зз]ади (сзади), моло[д']ба, о[д]гадать, во[г]зал.
3. Произношение отдельных согласных или групп согласных:
а) на месте буквы г в русском литературном языке произносятся:
[г] - [г]усь, о[г]ород, [г]нать, [г]риб, и[г]ра и т.д.;
[к] - вра[к], сапо[к] и т.д.;
[х] - Бо[х];
[h]/[г] - в междометьях а[г]а; о[г]о; э[г]е (ага! ого! эге!);
- в междометном употреблении слова господи - [г]осподи;
- в некоторых словах церковно-книжного происхождения: в косвенных падежах слова Бог, в словах благо, богатый и производного от них (бо[г]у, бо[г]атый и т. д.). Однако произношение этих слов со звуком [h]/[г] выходит из употребления, уступая место звуку [г];
[в] - ко[в]о; мое[в]о; свое[в]о и т.п.
б) сочетание гк произносится как [хк]: ле[хк]ий, мя[хк]ий.
в) сочетание чн, как правило, произносится в соответствии с написанием, т.е. [чн] (анти[чн]ый; ве[чн]ый; да[чн]ый; на[чн]у; про[чн]ый и т.д.).
В некоторых словах на месте чн произносится только [шн] :
(коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, пустя[шн]ый, праче[шн]ая, горчи[шн]ый, двое[шн]ик, скворе[шн]ик, оче[шн]ик и в женских отчествах на -ична: Фомини[шн]а, Лукини[шн]а и т.п.).
Существует и двоякое произношение [чн]/[шн]:
було[шн]/[чн]ая; горчи[шн]/[чн]ик; копее[шн]/[чн]ый; моло[шн]/[чн]ый; сливо[шн]/[чн]ый; пшени[шн]/[чн]ый и др.
е) согласные [т], [д], [т'], [д'] не произносятся:
между [з]-[н]: зве[зн]ый; по[зн]о; пра[зн]ник и под.;
между [с]-[н]: ме[сн]ый; обла[сн]ой; че[сн]ый и под.;
между [с]-[л]: зави[сл]ивый; сове[сл]ивый; сча[сл]ивый и под.;
между [н]-[с]: аге[нс]тво; гига[нс]кий; голла[нс]кий; ирла[нс]-кий; коменда[нс]кий и под.;
между [н]-[к] в словах: голла[нк]а (печь), шотла[нк]а (ткань).
5.Подведение итогов урока
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
6. Домашнее задание
Пересказ. записанное на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.