27-28 урок, 9 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: _________
Тема: Разбиение задачи на подзадачи
Цели: учащиеся имеют представление о методе последовательной детализации как об одном из основных методов структурирования алгоритма, знают назначение вспомогательного алгоритма и умеют его применять.
Ход урока:
1.Организационный момент
Здравствуйте ребята, присаживайтесь.
2. Проверка домашнего задания
Граф
Работа с текстом 13.2
3.Подготовка к основному этапу занятия
Сегодня и научимся, а также познакомимся с новым видом алгоритма, который называется вспомогательным. Разбиение задачи на подзадачи.
4. Усвоение новых знаний и способов действия
Существуют различные методы конструирования алгоритмов. Одним из них является – метод последовательного построения алгоритма.
Процесс последовательного построения алгоритма выглядит следующим образом.
На первом шаге достаточно определить исходные данные и результаты алгоритма, а сам алгоритм представить в виде единого предписания – постановки задачи.
Если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то необходимо представить это предписание в виде совокупности более простых предписаний (команд).
Давайте запишем, что нужно сделать для последовательного построения алгоритма. (Слайд2. Учащиеся записывают этапы построения алгоритма, учитель объясняет каждый этап).
Этот процесс продолжается до тех пор, пока все предписания не будут понятны исполнителю. Объединяя полученные команды в единую совокупность выполняемых в определенной последовательности команд, получаем требуемый алгоритм решения исходной задачи.
При построении алгоритмов нередко возникают ситуации, когда в разных местах алгоритма необходимо выполнение одной и той же последовательности шагов обработки данных. Для такой последовательности шагов создают отдельный алгоритм, называемый вспомогательным. В качестве вспомогательных могут использоваться алгоритмы, ранее разработанные для решения других задач.
Посмотрите на доску и запишите определение вспомогательного алгоритма (слайд 3).
Команда вызова вспомогательного алгоритма исполняется следующим образом (Учащиеся смотрят на доску (слайд 4), в это время учитель объясняет).
1) Формальные входные данные вспомогательного алгоритма заменяются значениями фактических входных данных, указанных в команде вызова вспомогательного алгоритма;
2) Для заданных входных данных исполняются команды вспомогательного алгоритма;
3) Полученные результаты присваиваются переменным с именами фактических результатов;
4) Осуществляется переход к следующей команде основного алгоритма.
Ребята, давайте рассмотрим пример построения алгоритма, в котором используется вспомогательный алгоритм (слайд 5).
Построим блок-схему этого алгоритма (Ребята совместно с учителем строят блок-схему, учитель на доске, учащиеся в тетради).
Давайте проверим, правильно ли у нас получилось (слайд 6).
5. Первичная проверка понимания (самостоятельная работа)
Сейчас ребята, мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу.
6. Подведение итогов занятия
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
учить теорию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.