Разбор причин и обстоятельств конкретных несчастных случаев, происшедших на внутришахтном транспорте.
Оценка 4.6

Разбор причин и обстоятельств конкретных несчастных случаев, происшедших на внутришахтном транспорте.

Оценка 4.6
docx
12.04.2023
Разбор причин и обстоятельств   конкретных   несчастных случаев, происшедших на внутришахтном транспорте.
Методические рекомендации к выполнению практической работы
Практическая работа №6.docx

                                          ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

 

 

Тема: Разбор причин и обстоятельств   конкретных   несчастных случаев, происшедших на внутришахтном транспорте.

Цель: Ознакомиться с основными причинами несчастных случаев на ВШТ и мероприятиями по недопущению повторения подобных случаев.

Наглядные пособия:

1.  Макет откаточного штрека.

2.  Эскизы мест несчастных случаев.

Литература: ГОРЧАКОВ С. П. и др. Охрана труда в угольной промышленности.

 

                 Порядок проведения практического занятия.

После ознакомления с обстоятельствами конкретных не­счастных случаев преподаватель совместно с учащимися ус­танавливает  причины, приведшие к травмам, какими действиями следует избегать подобных ситуаций. Следует указать, что на ВШТ занято около 20% всех подземных рабочих. Кроме того, почти все остальные подземные рабочие в какой-то мере связаны с работой транспорта при передвижении по выработкам.

Основными причинами травматизма на подземном тран­спорте являются:

неисправное состояние путей, плит, стрелочных переводов, приемных площадок (50—60% от всех травм на ВШТ;

неисправность и несовершенство конструкций сцепных устройств;

езда посторонних лиц   на   электровозах,   составах с грузом и порожняках;

нарушение правил вождения составов, превышение до­пустимой скорости (около 6% травм на ВШТ);                                      

               -неисправность сигнализации, перевод стрелок при движущемся электровозе, езда стоя;

-несоблюдение необходимого интервала между вагонетками при подкатке их вручную;

- плохая освещенность выработок или отсутствие свето­вых сигналов на движущихся составах и одиночных вагонетках;

-отсутствие свободных зазоров для прохода людей;

               - перевозка оборудования и материалов, габариты которых превышают габариты вагонеток и платформ;

откатка не сцепленных составов;

использование неисправных вагонеток.

Следует отметить, что конвейерный транспорт характери­зуется меньшим количеством   травматизма   в   сравнении с. рельсовым примерно в 6 раз.

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

        Вспомогательный уклон участка шахтного транспорта № 3 обо­рудован одноконцевой канатной откаткой при помощи подъемной ма­шины Ц-Зх2,2 на колею 600мм. Транспортные сосуды - шахтные ва­гонетки типа УВГ-1,6 и УВГ-1,3, канат диаметром 28 им. Выработка с углом наклона 9-26 градусов   служит для доставки материалов, оборудования и других грузов. На всех горизонтах  имеются приемно-отправительные площадки, оборудованные механизмами, устройствами и приспособлениями, обеспечивающими выполнение тех­нологических операций при откатке груза, и обслуживаемые двумя горнорабочими каждая.

Технологическим паспортом откатки по вспомогательному укло­ну, утвержденным  главным инженером шахты, предусмотрена откатка шести пустых или четырёх груженых   вагонеток.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

               На 3-ю смену 25.09.91 (с 20-оо до 02-оо) помощником началь­ника участка ШТ №3 (горним мастером) был выдан наряд на выполне­ние ряда работ, в том числе на доставку материалов и оборудова­ния по вспомогательному уклону - 5 человек, из них на приемно-отправительные площадки: на 8 и II горизонты- по горнорабочему и машинисту электровоза, а на горизонт 822м - одного машиниста электровоза.

В 22 ч 30 мин горный мастер участка ШТ № 3 позвонил на 8-й горизонт с горизонта 822м и потребовал опустить к нему одну гру­женую вагонетку. По прибытии этой вагонетки горный мастер совмест­но с машинистом электровоза, находившимся на этом горизонте, сфор­мировали состав из 7 вагонеток: 2-х груженых породой, одной спе­циальной вагонетки с прямыми металлическими верхняками длиной 4м, 3-х специальных вагонеток с навесным оборудованием очистного комп­лекса КМ87 и рештаками конвейера СПМ87 и одной пустой специальной вагонетки. Вагонетка с металлическими верхняками была прицеплена к вагонетке с породой отрезком изношенной круглозвенной цепи калиб­ром 18x64 вместо жесткой сцепки, предусмотренной технологическим паспортом. После сформирования состава горный мастер и машинист электровоза сели в пустую специальную вагонетку, и дали сигнал на подъем состава.

           Когда состав находился между 11 и 10 горизонтами (в месте резкого увеличения угла наклона вспомогательного уклона), нагруз­ка на подъемную машину увеличилась, в этот момент произошел раз­рыв эвена отрезка круглозвенной цепи, соединяющей специальную ва­гонетку с длинномерными материалами натруженную породой, машинист подъема заметил, что нагрузка на подъемную машину уменьшилась и затем выровнялась. Через некоторое время (в 22 ч 50 мин) горнора­бочий, работавший на 11 горизонте, услышал грохот катящихся вниз вагонеток. Придя на вспомогательный уклон, он увидел сошедшие с рельсов на стрелочном переводе пять вагонеток и в последней, пустой, лежавшего без признаков жизни горного мастера, а в 80м от 11 го­ризонта - лежавшего на почве без признаков жизни машиниста электро­воза (рис.1), о чем и сообщил диспетчеру шахты.

При выходе состава на верхнюю приемную площадку 8-го горизон­та рабочий, обслуживании этот горизонт, обнаружил, что на прицеп­ном устройстве находились две вагонетки, груженные породой, при этом на нижней сцепке второй вагонетки была прицеплена круглозвенная цепь калибром 18x64 из 6 звеньев.

 

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

I. Выезд пострадавших на составе груженых вагонеток, под­нимаемых по вспомогательному уклону.

2.  Применение для сцепления специальных вагонеток с нега­баритным грузом отрезка изношенной круглозвенной цепи калибром18x64 вместо жесткой сцепки, предусмотренной технологическим паспортом.

3.  Нарушение технологического паспорта  откатки по вспомо­гательному уклону, выразившееся в подъеме 7 вагонеток (6 груженых  и одной пустой) вместо четырех груженых  или шести пустых.

4.  Низкая производственная дисциплина среди рабочих и ИГР участка шахтного транспорта.

 

МЕРОПРИЯТИЯ

1.  Провести на вахтах целевые проверки соблюдения техноло­гических паспортов откатки по наклонным выработкам, обратив осо­бое внимание на применение сцепок для перевозки негабаритных грузов, предусмотренных  249 "Правил безопасности в угольных  шахтах".

2.  Обеспечить все откатка жесткими сцепками для доставки негабаритных грузов.

3.  Обстоятельства и причины несчастного случая проработать среди ИТР и рабочих шахт. 

 

 


Рис.1

 

 

 

 

27 ноября в восточном наклонном квершлаге на пласты К5 – К6 шахты произошел разрыв каната подземной лебедки, повлекший за собой аварию с групповым несчастным случаем (ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА).

 

            ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

Восточный наклонный квершлаг на пласты К5 – К6 с горизонта 545м проходится с выходной ветви ствола №8 сверху вниз вкрест простиранию по пустым породам с июня 1998 года. Средний угол наклона выработки сос­тавляет 15°, проектная длина - 480м, ко времени аварии пройдено 286м. Квершлаг предназначен для отвода исходящей струи воздуха из подготови­тельных забоев гор. 695м и для доставки материалов в эти выработки. Проходка квершлага ведется с применением буровзрывных работ. Сечение выработки в свету 12,8 м2. В качестве постоянной крепи применяется трехзвенная арочная крепь АП-13,8 с деревянной затяжкой боков и крепи выработки, с расстоянием между рамами 1,0м.

В выработке настелен рельсовый путь из рельсов Р-24 шириной колеи  900мм. Уборка породы осуществляется породопогрузочной машиной ППМ-4у в вагоны ВГ-2,5. Выдача породы и доставка материалов в забой произво­дится одной вагонеткой с помощью лебедки ЛВД-34, установленной на заез­де северного квершлага гор. 545м. Канат лебедки диаметром 16,5мм на­вешен 04.11.98.

В верхней части квершлага на горизонтальной части приемной пло­щадки установлены стопоры с пневмоприводом. Ниже горизонтальной части приемной площадки установлен рамный барьер с дистанционным управлением подъемом и опусканием ручной лебедкой. Открывает стопоры машинист лебед­ки ЛВД-34 с помощью поста управления. В квершлаге на расстоянии 20м от забоя установлен жесткий переносной барьер из металлической трубы диметром 611. В соответствии с разработанной технологией рабочие на верхней приемной площадке вручную подкатывают на горизонтальную часть квершлага вагонет­ку и устанавливают ее на стопоры. Затем канат лебедки ЛВД-34 прицепля­ется к вагонетке, дистанционно открываются стопоры, проталкивается вагон на наклонную часть, открывается барьер и начинается спуск вагона в забой.

Общее состояние рельсового пути в выработке удовлетворительное.

         

            ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

Наряд на производство работ в 4-ю смену 27 ноября предусматривал уборку породы в забое восточного наклонного квершлага и установку двух рам арочной крепи звеном проходчиков из 3-х человек.

В начале смены горный мастер участка ПР-3 пришел в забой восточ­ного наклонного квершлага, осмотрел забой на предмет состояния безопас­ных условий труда, дождался прихода проходчиков и затем ушел для кон­троля работ в другой точке.

Около 2 ч 50 мин находящийся на верхней приемной площадке проход­чик получил сигнал из забоя на подъем вагона. Включив лебедку и под­няв вагон с породой примерно на 100-150м, он обнаружил, что произош­ло ослабление струны каната, соскальзывание витка каната с большего диаметра навивки на меньший и резкий рывок каната. Выключив лебедку, он побежал в забой квершлага, где увидел забуренный с четырех колес вагон с куском оборванного каната и двух пострадавших проходчиков (рис. 2).

 

     ПРИЧИНЫ ГРУППОВОГО НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

Комиссией установлено, что причинами несчастного случая явились:

1.Зацепление каната лебедки за кронштейн поддерживавшего ролика, установленного в верхней части квершлага, что привело к намотке каната в основном на одну сторону барабана лебедки. При сходе каната с места зацепления произошло его ослабление, вибрация и соскальзывание с верх­него слоя навивки барабана лебедки на нижний. По истечении выбора сла­бины каната под действием вагонетки с породой произошло резкое увели­чение динамической нагрузки на канат, что привело к его разрыву.

2.Значительное истирание наружных поверхностей проволок каната о почву квершлага из-за отсутствия поддерживающих роликов (кроме одного в верхней части), превышение допустимого ПБ числа обрыва проволок на шаге свивки, в результате фактическая кратность запаса прочности кана­та составляла 4,65 вместо 6,5.

3.Нарушение технологии откатки грузов по наклонным выработкам в части:

приспособление, препятствующее скатыванию вагонеток вниз при обрыве каната (упорная вилка) - не применялось;

нижний предохранительный барьер, установленный в 20 м от забоя квершлага – не закрывался;

во время откатки груза по квершлагу рабочие не укрывались в спе­циально предназначенную для этих целей кишу.

4.Слабая производственная и исполнительская дисциплина среди рабочих и ИГР шахты.

МЕРОПРИЯТИЯ.

Производственным объединениям:

1.Установить порядок обязательного фиксирования в книгах осмот­ров канатов, дат навески канатов всех лебедок. Совместно с руководством шахт обеспечить наличие актов - сертификатов на все навешенные канаты.

2.Для повышения безопасности труда в наклонных тупиковых выра­ботках, заключить договор с научно-исследовательскими организациями о разработке и внедрении на шахтах в наклонных подготовительных забоях предохранительных барьеров, оборудованных блокировками, исключающими включение и работу лебедок при открытом нижнем барьере.

 

 



место несчастно случая      '


место несчастного


 

 

                                                   Рис.2

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие основные требования ПБ предъявляются к пу­тевому хозяйству в шахте?

2.  Какие меры безопасности следует соблюдать при ремонтных работах в выработках?

3.  Чем обеспечивается безопасность   при   эксплуатации контактной сети?

4.  Каковы основные причины травматизма при электро­возной откатке и пути их устранения?

5.  Какие меры предосторожности следует соблюдать при эксплуатации скребковых и ленточных конвейеров?

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.

Рис.1

Рис.1

К 5 – К 6 шахты произошел разрыв каната подземной лебедки, повлекший за собой аварию с групповым несчастным случаем (ТРАНСПОРТНЫ

К 5 – К 6 шахты произошел разрыв каната подземной лебедки, повлекший за собой аварию с групповым несчастным случаем (ТРАНСПОРТНЫ

ПРИЧИНЫ ГРУППОВОГО НЕСЧАСТНОГО

ПРИЧИНЫ ГРУППОВОГО НЕСЧАСТНОГО

Рис.2 Контрольные вопросы: 1

Рис.2 Контрольные вопросы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2023