ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
|
Тема: Разбор причин и обстоятельств конкретных несчастных случаев, происшедших на внутришахтном транспорте.
Цель: Ознакомиться с основными причинами несчастных случаев на ВШТ и мероприятиями по недопущению повторения подобных случаев.
Наглядные пособия:
1. Макет откаточного штрека.
2. Эскизы мест несчастных случаев.
Литература: ГОРЧАКОВ С. П. и др. Охрана труда в угольной промышленности.
Порядок проведения практического занятия.
После ознакомления с обстоятельствами конкретных несчастных случаев преподаватель совместно с учащимися устанавливает причины, приведшие к травмам, какими действиями следует избегать подобных ситуаций. Следует указать, что на ВШТ занято около 20% всех подземных рабочих. Кроме того, почти все остальные подземные рабочие в какой-то мере связаны с работой транспорта при передвижении по выработкам.
Основными причинами травматизма на подземном транспорте являются:
— неисправное состояние путей, плит, стрелочных переводов, приемных площадок (50—60% от всех травм на ВШТ;
— неисправность и несовершенство конструкций сцепных устройств;
— езда посторонних лиц на электровозах, составах с грузом и порожняках;
— нарушение правил вождения составов, превышение допустимой скорости (около 6% травм на ВШТ);
-неисправность сигнализации, перевод стрелок при движущемся электровозе, езда стоя;
-несоблюдение необходимого интервала между вагонетками при подкатке их вручную;
- плохая освещенность выработок или отсутствие световых сигналов на движущихся составах и одиночных вагонетках;
-отсутствие свободных зазоров для прохода людей;
- перевозка оборудования и материалов, габариты которых превышают габариты вагонеток и платформ;
— откатка не сцепленных составов;
— использование неисправных вагонеток.
Следует отметить, что конвейерный транспорт характеризуется меньшим количеством травматизма в сравнении с. рельсовым примерно в 6 раз.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
Вспомогательный уклон участка шахтного транспорта № 3 оборудован одноконцевой канатной откаткой при помощи подъемной машины Ц-Зх2,2 на колею 600мм. Транспортные сосуды - шахтные вагонетки типа УВГ-1,6 и УВГ-1,3, канат диаметром 28 им. Выработка с углом наклона 9-26 градусов служит для доставки материалов, оборудования и других грузов. На всех горизонтах имеются приемно-отправительные площадки, оборудованные механизмами, устройствами и приспособлениями, обеспечивающими выполнение технологических операций при откатке груза, и обслуживаемые двумя горнорабочими каждая.
Технологическим паспортом откатки по вспомогательному уклону, утвержденным главным инженером шахты, предусмотрена откатка шести пустых или четырёх груженых вагонеток.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
На 3-ю смену 25.09.91 (с 20-оо до 02-оо) помощником начальника участка ШТ №3 (горним мастером) был выдан наряд на выполнение ряда работ, в том числе на доставку материалов и оборудования по вспомогательному уклону - 5 человек, из них на приемно-отправительные площадки: на 8 и II горизонты- по горнорабочему и машинисту электровоза, а на горизонт 822м - одного машиниста электровоза.
В 22 ч 30 мин горный мастер участка ШТ № 3 позвонил на 8-й горизонт с горизонта 822м и потребовал опустить к нему одну груженую вагонетку. По прибытии этой вагонетки горный мастер совместно с машинистом электровоза, находившимся на этом горизонте, сформировали состав из 7 вагонеток: 2-х груженых породой, одной специальной вагонетки с прямыми металлическими верхняками длиной 4м, 3-х специальных вагонеток с навесным оборудованием очистного комплекса КМ87 и рештаками конвейера СПМ87 и одной пустой специальной вагонетки. Вагонетка с металлическими верхняками была прицеплена к вагонетке с породой отрезком изношенной круглозвенной цепи калибром 18x64 вместо жесткой сцепки, предусмотренной технологическим паспортом. После сформирования состава горный мастер и машинист электровоза сели в пустую специальную вагонетку, и дали сигнал на подъем состава.
Когда состав находился между 11 и 10 горизонтами (в месте резкого увеличения угла наклона вспомогательного уклона), нагрузка на подъемную машину увеличилась, в этот момент произошел разрыв эвена отрезка круглозвенной цепи, соединяющей специальную вагонетку с длинномерными материалами натруженную породой, машинист подъема заметил, что нагрузка на подъемную машину уменьшилась и затем выровнялась. Через некоторое время (в 22 ч 50 мин) горнорабочий, работавший на 11 горизонте, услышал грохот катящихся вниз вагонеток. Придя на вспомогательный уклон, он увидел сошедшие с рельсов на стрелочном переводе пять вагонеток и в последней, пустой, лежавшего без признаков жизни горного мастера, а в 80м от 11 горизонта - лежавшего на почве без признаков жизни машиниста электровоза (рис.1), о чем и сообщил диспетчеру шахты.
При выходе состава на верхнюю приемную площадку 8-го горизонта рабочий, обслуживании этот горизонт, обнаружил, что на прицепном устройстве находились две вагонетки, груженные породой, при этом на нижней сцепке второй вагонетки была прицеплена круглозвенная цепь калибром 18x64 из 6 звеньев.
ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
I. Выезд пострадавших на составе груженых вагонеток, поднимаемых по вспомогательному уклону.
2. Применение для сцепления специальных вагонеток с негабаритным грузом отрезка изношенной круглозвенной цепи калибром18x64 вместо жесткой сцепки, предусмотренной технологическим паспортом.
3. Нарушение технологического паспорта откатки по вспомогательному уклону, выразившееся в подъеме 7 вагонеток (6 груженых и одной пустой) вместо четырех груженых или шести пустых.
4. Низкая производственная дисциплина среди рабочих и ИГР участка шахтного транспорта.
МЕРОПРИЯТИЯ
1. Провести на вахтах целевые проверки соблюдения технологических паспортов откатки по наклонным выработкам, обратив особое внимание на применение сцепок для перевозки негабаритных грузов, предусмотренных 249 "Правил безопасности в угольных шахтах".
2. Обеспечить все откатка жесткими сцепками для доставки негабаритных грузов.
3. Обстоятельства и причины несчастного случая проработать среди ИТР и рабочих шахт.
|
Рис.1
27 ноября в восточном наклонном квершлаге на пласты К5 – К6 шахты произошел разрыв каната подземной лебедки, повлекший за собой аварию с групповым несчастным случаем (ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА).
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
Восточный наклонный квершлаг на пласты К5 – К6 с горизонта 545м проходится с выходной ветви ствола №8 сверху вниз вкрест простиранию по пустым породам с июня 1998 года. Средний угол наклона выработки составляет 15°, проектная длина - 480м, ко времени аварии пройдено 286м. Квершлаг предназначен для отвода исходящей струи воздуха из подготовительных забоев гор. 695м и для доставки материалов в эти выработки. Проходка квершлага ведется с применением буровзрывных работ. Сечение выработки в свету 12,8 м2. В качестве постоянной крепи применяется трехзвенная арочная крепь АП-13,8 с деревянной затяжкой боков и крепи выработки, с расстоянием между рамами 1,0м.
В выработке настелен рельсовый путь из рельсов Р-24 шириной колеи 900мм. Уборка породы осуществляется породопогрузочной машиной ППМ-4у в вагоны ВГ-2,5. Выдача породы и доставка материалов в забой производится одной вагонеткой с помощью лебедки ЛВД-34, установленной на заезде северного квершлага гор. 545м. Канат лебедки диаметром 16,5мм навешен 04.11.98.
В верхней части квершлага на горизонтальной части приемной площадки установлены стопоры с пневмоприводом. Ниже горизонтальной части приемной площадки установлен рамный барьер с дистанционным управлением подъемом и опусканием ручной лебедкой. Открывает стопоры машинист лебедки ЛВД-34 с помощью поста управления. В квершлаге на расстоянии 20м от забоя установлен жесткий переносной барьер из металлической трубы диметром 611. В соответствии с разработанной технологией рабочие на верхней приемной площадке вручную подкатывают на горизонтальную часть квершлага вагонетку и устанавливают ее на стопоры. Затем канат лебедки ЛВД-34 прицепляется к вагонетке, дистанционно открываются стопоры, проталкивается вагон на наклонную часть, открывается барьер и начинается спуск вагона в забой.
Общее состояние рельсового пути в выработке удовлетворительное.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
Наряд на производство работ в 4-ю смену 27 ноября предусматривал уборку породы в забое восточного наклонного квершлага и установку двух рам арочной крепи звеном проходчиков из 3-х человек.
В начале смены горный мастер участка ПР-3 пришел в забой восточного наклонного квершлага, осмотрел забой на предмет состояния безопасных условий труда, дождался прихода проходчиков и затем ушел для контроля работ в другой точке.
Около 2 ч 50 мин находящийся на верхней приемной площадке проходчик получил сигнал из забоя на подъем вагона. Включив лебедку и подняв вагон с породой примерно на 100-150м, он обнаружил, что произошло ослабление струны каната, соскальзывание витка каната с большего диаметра навивки на меньший и резкий рывок каната. Выключив лебедку, он побежал в забой квершлага, где увидел забуренный с четырех колес вагон с куском оборванного каната и двух пострадавших проходчиков (рис. 2).
ПРИЧИНЫ ГРУППОВОГО НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ.
Комиссией установлено, что причинами несчастного случая явились:
1.Зацепление каната лебедки за кронштейн поддерживавшего ролика, установленного в верхней части квершлага, что привело к намотке каната в основном на одну сторону барабана лебедки. При сходе каната с места зацепления произошло его ослабление, вибрация и соскальзывание с верхнего слоя навивки барабана лебедки на нижний. По истечении выбора слабины каната под действием вагонетки с породой произошло резкое увеличение динамической нагрузки на канат, что привело к его разрыву.
2.Значительное истирание наружных поверхностей проволок каната о почву квершлага из-за отсутствия поддерживающих роликов (кроме одного в верхней части), превышение допустимого ПБ числа обрыва проволок на шаге свивки, в результате фактическая кратность запаса прочности каната составляла 4,65 вместо 6,5.
3.Нарушение технологии откатки грузов по наклонным выработкам в части:
приспособление, препятствующее скатыванию вагонеток вниз при обрыве каната (упорная вилка) - не применялось;
нижний предохранительный барьер, установленный в 20 м от забоя квершлага – не закрывался;
во время откатки груза по квершлагу рабочие не укрывались в специально предназначенную для этих целей кишу.
4.Слабая производственная и исполнительская дисциплина среди рабочих и ИГР шахты.
МЕРОПРИЯТИЯ.
Производственным объединениям:
1.Установить порядок обязательного фиксирования в книгах осмотров канатов, дат навески канатов всех лебедок. Совместно с руководством шахт обеспечить наличие актов - сертификатов на все навешенные канаты.
2.Для повышения безопасности труда в наклонных тупиковых выработках, заключить договор с научно-исследовательскими организациями о разработке и внедрении на шахтах в наклонных подготовительных забоях предохранительных барьеров, оборудованных блокировками, исключающими включение и работу лебедок при открытом нижнем барьере.
|
место несчастно случая ' |
место несчастного |
Рис.2
Контрольные вопросы:
1. Какие основные требования ПБ предъявляются к путевому хозяйству в шахте?
2. Какие меры безопасности следует соблюдать при ремонтных работах в выработках?
3. Чем обеспечивается безопасность при эксплуатации контактной сети?
4. Каковы основные причины травматизма при электровозной откатке и пути их устранения?
5. Какие меры предосторожности следует соблюдать при эксплуатации скребковых и ленточных конвейеров?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.