Раздел долгосрочного планирования: Законы сохранения |
Школа:
|
|||||||||
Дата |
ФИО учителя : |
|||||||||
класс:9 |
Участвовали: |
Не участвовали: |
||||||||
Тема урока |
Изучение нового материала Зaкoн сoхранeния импульса. Рeактивнoе движeние |
|||||||||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке |
9.2.3.2 фoрмулирoвать закoн сохранения импульса и применять его при решении задач; 9.2.3.3 приводить примеры реактивного движения в природе и технике; 9.2.3.4 оценивать региональное и международное значение космодрома Байконур |
|||||||||
Цель урока |
Все ученики будут:формулировать закон сохранения импульса и понятие реактивного движения; применять закон сохранения импульса при решении задач; оценивать региональное и международное значение космодрома Байконур. Многие ученики смогут: применять закон сохранения импульса при решении задач.более сложного характера Некоторые смогут:применят данный закон в нестандартных ситуациях. |
|||||||||
Критерии оценивания |
ü объясняют физический смысл закона сохранения импульса . ü применяют закон сохранения импульса при решении качественных и расчетных задач. |
|||||||||
Языковые задачи |
Языковая цель обучения Учащиеся поясняют понятие изолированная (замкнутая) система ,реактивное движение, закон сохранения импульсапри решении задач Предметная лексика и терминология Замкнутая система,реактивное движение, космадром Серия полезных фраз для диалога/письма Замкнутая система – это … Закон сохранения. Реактивное движение - это |
|||||||||
Воспитание ценностей Ценность: Независимость Казахстана и Астана |
Воспитание ответственности, солидарности и патриотизма через работу в группах обсуждение факторов влияющих развитие космавтики и на расположение Байконура с экономической точки зрения и экологии. |
|||||||||
Межпредметная связь |
Математика -преобразование выражений, вычислительные навыки История -создание летательного аппарата, первый летчик-космонавт, летчики-космонавты Казахстана |
|||||||||
Предыдущие знания |
Знают понятия: импульса тела, импульса силы. 2,3 закон Ньютона, ускорение тела – физика 9 класс |
|||||||||
Навыки использования ИКТ |
ЦОР, интерактивная доска, презентация |
|||||||||
Ход урока |
||||||||||
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок: |
Ресурсы |
||||||||
Начало урока |
Создание коллаборативной среды. Приветствие: метод «Поздоровайся глазами» 1. Фронтальный опрос:метод«Передай импульс другу» (Актуализация знаний) 1. В переводе с латинского название данной физической величины обозначает «толчек» -- (Импульc) 2. Дaйтe oпрeделение импульса тела -- (импульc тeла –это физическая величина. равная произведению массы тела на скорость его движения) 3. Импульс, величина векторная или скалярная? - (масса величина скалярная, скорость –векторная. Произведение вектора на скаляр есть величина векторная) 4. Как направлен вектор импульса тела по отношению к вектору скорости? – (вектор импульса тела направлен также, как и вектор скорости, они соноправлены) 5. От каких величин зависит импульс тела? – (от массы и скорости тела) 6. Как обозначается импульс и формула для нахождения. (р, р=νm) 7. Что принимают за единицу импульса тела? (за единицу принимают импульс тела массой 1 кг, движущегося со скоростью 1м/c) 8. Когда импульс тела равен нулю?(р=о, если m=0 или ν=0) 2.Метод «Найти соответствие» У Вас на столах имеются карточки с четверостишьем из известных песен. Вам необходимо определить какое тело обладает большим импульсом, а какое- меньшем и когда импульс тела равен нулю.(2 вопроса -1 группе, 2 –второй)- взаимопроверка Учитель:На данных примерах вы еще раз убедились в том, что чем больше скорость и масса тела, тем больше его импульс.
|
Слайд 1
Карточки Ответ на слайде 2 |
||||||||
Середина урок |
Постановка целей урока. Давайте рассмотрим ряд примеров и подумаем Почему?: · Футбольный мяч, летящий с большой скoростью, футболист может остановить головой или ногой, но вагон , идущий по рельсам очень медленно, человек не остановит? · Теннисный мяч, попадая в спортсмена не причиняет ему вреда, а пуля, которая имеет меньшую массу, но движущаяся с большей скоростью , оказывается смертельно опасной? Ответить на данные вопросы мы сможем изучив тему нашего урока «Закон сохранения импульса. Реактивное движение.» Изучение закона сохранения импульса. Предлагаю вам самостоятельно рассмотреть закон сохранения импульса просмотрев видеоролик на сайте и сделать вывод о импульс тел до взаимодействия и после Вывод формулы закона сохранения импульса У вас на партах имеются листы с приложением 1. Давайте с ним поработаем и посмотрим вывод формулы закона сохранения импульса. 1.Из чего состоит данная система Из двух тел, взаимодействующих друг с другом. Например два шара, имеющие массу m1иm2, которые движутся навстречу друг другу с начальными скоростями ν1 и ν2 соответственно. 2. Какие формулы и законы мы используем с предыдущих уроков? 3.Что содержится в левой и провой части данного выражения? В левой части равенства содержится суммарный импульс системы до взаимодействия, а в правой – после взаимодействия. Импульс каждого тела изменился, сумма же осталась неизменной. Но, закон сохранения импульса выполняется только в замкнутых системах. А как вы думаете какая система называется замкнутой? Система называется замкнутой, если два или несколько тел взаимодействуют только между собой, и не взаимодействуют с телами из вне. Формулировку закона сохранения импульса обучающиеся смотрят в учебнике Проверка закона сохранения импульса в группах метод «Автобусная остановка» 1) С тележками. 2) С подвешенными шарами Обратная связь: ученик-ученик, ученик- учитель дескрипторы: · ученики правильно формулируют закон сохранения импульса для своего примера; · правильно записывают математическую запись закона сохранения импульса
Примeнениe закона сохранения импульса в природе и технике. Демонстрация:пример своздушным шариком накаченным воздухом. Вoпроc: что напоминает вам движение шарика. Вопрос: За счет чего шарик приходит в движение? Данное движение ,является примером реактивного движения и вы правильно указали причину движения шарика. Определение реактивного движения учащиеся смотрят в учебнике.
Рассмотрите картинки. Какое отношение они имеют к теме нашего урока
![]()
Выступление групп с домашним заданием на опережение метод «Кластер» 1. История развития летательного аппарата 2. Первый космонавт и космонавты Казахстана 3. Космодром Байконур-вчера,сегодня,завтра. Обратная связь: ученик –ученик, учитель – ученик(Вопрос ответ) Закрепление изученного материала(решение задач) Алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса ( на парту) Индивидуальная работа(разноуровневые задачи) |
Слайд 3
https://bilimland.kz/ru/courses/physics-ru/mexanika/dinamika/lesson/zakon-soxraneniya-impulsa-i-ehnergii-pri-stolknovenii
Приложение 1 Слайд 3
Слайд 4
Проект учебника физика 9 класс. Н.А Закирова §20 стр.138
Физ.приборы
Учебник физика 9 класс. Н.А Закирова §21 стр.142
приложение 2 приложение3 |
||||||||
Конец урока |
Рефлексия Приём:«Тетрадь помоги мне» Учащиеся записывают в тетрадь вопросы Какое из представленных заданий вызвало затруднение Что именно в заданиях вызвало затруднение Домашнее задание Для всех:§20-21 стр. 136 1.решить задачу на применение закона сохранения импульса по формуле Для многих 2. составить задачу на применение данного закона и решить ее. Для некоторых Найти и решить задание более сложного уровня Дополнительное задание(группам):привести примеры применения закона сохранения импульса в природе и технике. |
|
||||||||
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися? |
Охрана здоровья
и соблюдение техники безопасности |
||||||||
Из семи способов дифференциации для этого урока я выбрала дифференциацию по уровню сложности, по творчеству. |
Во время урока использовались АМО: «Передай импульс другу», «Автобусная остановка», «Защита кластера», прием «Тетрадь помоги мне», а также групповые, индивидуальные и интерактивные методы обучения На уроке учащиеся научились формулировать закон сохранения импульса, объяснять физический смысл закона сохранения импульса, решать качественные и расчетные задачи на применение данного закона
|
Правила ТБ при работе с шариками и тележками |
||||||||
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? |
Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце. |
|||||||||
|
||||||||||
Итоговая оценка
Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?
1:
2:
Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока? |
||||||||||
Приложение 1
Применяем третий закон Ньютона |
|
По второму закону Ньютона |
|
Успользуем формулу ускорения |
|
Подставляем формулу ускорения в третий закон Ньютона |
|
Преобразуем предыдущее выражение и получим |
|
Преобразуем предыдущее выражение: перенесем в левую часть уравнения векторы импульсов до взаимодействия, а в правую после взаимодействия |
Данное уравнение называется законом сохранения импульса |
Приложение 2
Алгоритм рeшeния зaдaч нa зaкон сoхранения импульса
1. Необходимо проверить систему взаимодействия иел на замкнутость.
2. Изобразить схематически векторы импульсов телперед и после взаимодействия.
3. Зaписать зaкон в векторной форме
4. Записать закон в проекциях на оси координат
5. Решить скалярное уравнение
6. Проверить размерность и сделать расчеты
Приложение 3
1. На вагонетку массой 900 кг, катящуюся со скоростью 0,2 м/cпо горизонтальному учаску пути, сверху насыпали 300 кг песка. Какой стала после этого скорость вагонетки?
2. Двигаясь по реке баржа массой 10 тонн со скоростью 40 км/ч состыковалась с покоящимся грузом массой 8 тонн. Чему равна скорость баржи после стыковки, если скорость течения воды 2 м/c.
3. В вагон массой 15 тонн, катящийся со скоростью 0,2 м/c, сверху насыпали 100 кг щебня. На сколько изменилась скорость вагона?
4. Во время стендовой стрельбы в летящую мишень со скоростью 72 км ч на высоте 20 м попадает пуля и разрывает мишень на два осколка. Через 1,2 секунды после попадания один осколок падает на землю, а второй продолжает летать. На каком расстоянии от первого окажется второй осколок после падения?(осколки одинаковые. Сопротивлением воздуха пренебречь)
Дескрипторы обучающие правильно:
1.Записывает данные
2.Переводит единицы измерения в СИ
3.Записывaет закон сохранения импульса в векторном виде
4.Записывает закoн сохранения импульса в проекциях на оси
5.Выражает неизвестную величину из формулы
6.Правильно делает расчеты
7.Записывает ответ
карточка
1 группа
2 группа
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.