Раздел долгосрочного планирования: Строение атома, атомные явления |
Школа: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата: |
ФИО учителя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
класс: 9 |
Участвовали: |
Не участвовали: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Опыт Резерфорда,строениеатома |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, достигаемые на этом уроке |
9.6.1.7 - описывать опыт Резерфорда по рассеянию α-частиц |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Все учащиеся будут:описывать и объяснять опыт Э.Резерфорда по рассеянию α-частиц, показывать строение атома; Большинство учащихся:смогут определить количество электронов, протонов и нейтронов в атоме; Некоторые учащиеся:могут объяснить результаты опыта Э.Резерфорда на основе планетарной модели строения атома. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
Обучающийся пpавильнo: - описывает и объясняет опыт Резерфорда по рассеянию α частиц; - схематически показывает строение атома; - определяет количество электронов, протонов и нейтронов в атоме; - объясняет результаты опыта Резерфорда на основе планетарной модели строения атома. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые задачи |
Предметная лексика и терминология: атом, протон, нейтрон, электрон, опыт, модель, Резерфорд, частица, золотая фольга. Полезные выражения, используемые для диалога и письма: Модель строения атома Резерфорда называется … Согласно планетарной модели строения атом … Схема экспериментальной установки включает … Порядковый номер элемента в Периодической системе показывает… Количество протонов в ядре … Количество нейтронов в ядре можно определить … |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитание ценностей Мәңгілік Ел |
Общество Всеобщего Труда Через работу в группе прививать ответственность за свои решения, умение уважать мнение других, честность, справедливость, взаимопомощь и взаимовыручка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь |
Химия и математика, при определении состава атома в количественном соотношении. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Предыдущие знания |
Знают, что вещество состоит из молекул, молекулы из атомов, знают о существовании электронов, протонов и нейтронов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Виды упражнений, запланированных на урок: |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока, 5 мин |
Создание психологического настроя: «Подари улыбку». Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке.Теперь посмотрите на меня. Я желаю вам дружно работать на уроке, открыть что-то новое для себя. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«Найди пару». На предыдущем уроке мы говорили о существовании фактов, подтверждающих сложное строение атома. Вы видите перед собой таблицу, но в ней перепутаны ответы на вопросы. Соедините стрелкой вопрос и правильный ответ.
ФО.Взаимооценивание. Проверка правильности по образцу на доске. Обратная связь 9-10 «+» - отлично 7-8 «+» - хорошо 5-6 «+» - будьте внимательнее 0-5 «+» - повторите материал параграфа
|
Приложение 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока
1 мин |
Что означает слово атом в переводе с греческого языка? Неделимый. Очень долго атомами считали мельчайшие, неделимые частицы вещества. В начале 20 века уже было много фактов, указывающих на сложное строение атомов. Тема нашего урока «Опыт Резерфорда, строение атома». Какова наша цель на сегодняшний урок?
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа в группах
15 мин |
«Берешь одно – даешь другое» (класс делится на 4 группы по 5-6 человек) Дифференциация по содержанию и источникам материала 1 группа:дополнительный материал по теме. 2 группа:работа с учебником. 3 группа:работа с учебником. 4 группа: работа с интернет-ресурсами.
|
Приложение 2
интернет-ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Блиц-опрос. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные слова.
В 1911 году Э.Резерфорд,английский физик, провел опыт по исследованию состава и строению атома. В его опытах α-частица, вылетает из источника радиоактивного излучения через узкое отверстие и попадает на золотую фольгу. α-частицы, сталкиваясь с атомами фольги,меняют направление движения и рассеиваются. Некоторые α-частицы меняют направление движения больше чем на 900, что видно на экране. Проведя анализ результатов опытов, Э.Резерфорд предложил планетарную модель строения атома, которая похожа на Солнечнуюсистему. В соответствии с этой моделью в центре атома находится положительно заряженное атомное ядро, а вокруг него вращаются, подобно планетам, отрицательно заряженные электроны. |
Приложение 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ФО.Самооценивание. Проверка правильности по образцу на доске. Обратная связь. 11-14 слов – молодцы 7-10 слов – надо быть внимательнее <7 слов – повторите материал параграфа |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 мин |
Физминутка. По периметру класса развешаны схемы различных атомов. Каждая группа должна найти свой атом и объяснить, почему выбрали именно эту схему. Достаточно 10 схем, из которых 4 правильных и 6 с ошибками или в виде изотопов. Чтобы не было столкновений, движение по периметру класса по часовой стрелке. (, ,,)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальная работа 12 мин |
«Думай!Решай!» Вариант 1 Задание 1.Схематически покажите строение атома. Задание 2. Определите количество электронов, протонов и нейтронов в атоме. Задание 3. Почему весь положительный заряд атома Э.Резерфордпоместил в его центр?
Вариант 2 Задание 1.Схематически покажите строение атома. Задание 2. Определите количество электронов, протонов и нейтронов в атоме. Задание 3. Почему большая часть α-частиц в опыте Э.Резерфорда не изменила направление движения?
Вариант 3 Задание 1.Схематически покажите строение атома. Задание 2. Определите количество электронов, протонов и нейтронов в атоме. Задание 3. Почему весь положительный заряд атома Э.Резерфорд поместил в его центр?
Вариант 4 Задание 1.Схематически покажите строение атома. Задание 2. Определите количество электронов, протонов и нейтронов в атоме. Задание 3. Почему большая часть α-частиц в опыте Э.Резерфорда не изменила направление движения?
Взаимооцениваниепо образцу. Дескрипторы обучающийсяправильно: - составил схему строения атома; - определил количество протонов в атоме; - определил количество нейтронов в атоме; - определил количество электронов в атоме; - объясняет результаты опыта Резерфорда на основе планетарной модели строения атома.
Оцените работу товарища
5 «+» - отлично 4 «+» - хорошо 3 «+» - удовлетворительно 0-2 «+» - плохо
Обратная связь. - Какие трудности возникли при выполнении задания? |
Приложение 4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока
|
Домашнее задание: - для всех: § 36, заполнить таблицу
- по желанию: написать эссе на тему «Если бы не было открыто строение атома, то …».
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия «Рюкзак» |
Учащимся предлагается написать на стикере те знания, которые они хотят унести с собой с этого урока. На двери картинка рюкзака. Выходя из кабинета, учащиеся прикрепляют свои стикеры на рюкзак. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими? |
Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
На этапе целеполагания – по сложности, на этапе изучения нового материала происходит дифференциация по содержанию и источникам материала, по темпу выполнения. |
Самооценивание на этапе изучения нового материала. Взаимооцениваниена этапах актуализации знаний и первичном закреплении нового Оценивание учителя |
Физминутка АМО: «Подари улыбку», «Найди пару», «Карусель» |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели? Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке? Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему? |
Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговаяоценка Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1: 2: Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)? 1: 2: Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
вопрос |
ответ |
Какой ученый открыл явление радиоактивности? |
Гамма-излучение |
Что представляет собой α-частица? |
1899г. |
Явление радиоактивности было открыто в … |
Атом гелия |
Наибольшей проникающей способностью обладает … |
Анри Беккерель |
β-частица представляет собой… |
Отрицательный |
Знак заряда γ-частицы? |
Электрон |
Кто определил, что β-лучи - это поток электронов, а α-лучи – это ядра атома гелия? |
Положительный |
В каком году Э.Резерфорд открыл сложный состав радиоактивного излучения? |
Нейтральный |
Знак заряда α-частицы? |
Э.Резерфорд |
Знак заряда β-частицы? |
1896г. |
Приложение 2
1 группа:дополнительный материал по теме.
Гипотеза Демокрита, модель атома Томсона.
1) http://www.chem-mind.com/2017/03/06/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0-2/
2) http://himege.ru/stroenie-atoma/
2 группа:работа с текстом § 36, опыт Резерфорда (описание установки и принцип действия).
3 группа:работа с текстом § 36, выводы из опыта Резерфорда.
4 группа: работа с интернет-ресурсами.
1) Представьте строение атома в виде схемы.
2) Какие частицы называются нуклонами?
3) Какие частицы называются нуклидами?
4) Что означает массовое число ядра?
5) Что такое зарядовое число?
6) Как обозначают массовое число, зарядовое число, число протонов, число электронов и число нейтронов?
7) Как определить массовое число, зарядовое число, число протонов, число электронов и число нейтронов?
Приложение 3
В 1911 году _____________, английский физик, провел опыт по исследованию состава и строению атома. В его опытах ___________, вылетает из источника ___________________ излучения через узкое отверстие и попадает на ______________ фольгу. ___________, сталкиваясь с атомами фольги, меняют направление движения и рассеиваются. Некоторые _____________ меняют направление движения больше чем на 900, что видно на _______.
Проведя анализ результатов опытов, ____________ предложил ____________ модель строения атома, которая похожа на _______________ систему. В соответствии с этой моделью в __________ атома находится _________________ заряженное атомное ядро, а вокруг него вращаются, подобно планетам, ______________ заряженные ___________.
Приложение 4
|
1вapиант |
2 вapиант |
3 вapиaнт |
4 вapиaнт |
1 задание |
He |
Li |
Be |
B |
2 задание |
K Au |
Ca Pb |
Ti U |
Mn Bi |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.