Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Оценка 4.7

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физическая культура
Взрослым
01.04.2019
Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
1. Актуализация опорных знаний. 2. Этап формирования новых понятий и способов действий. Работа с дополнительной литературой. 1 группа составляет тезисный план по вопросу: 1. Анализ состояния организма по субъективным и объективным данным самоконтроля. 2 группа составляет тезисный план по вопросу: 2. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. 3. Этап формирования умений и навыков.
План урока 5 КИМ Самоконтроль 1.doc
Раздел 1: «Теоретическая часть» «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки». Тема урока № 5:  1. Актуализация опорных знаний.   Работа с группой:         Вопросы: 1.Какие вы можете назвать формы самостоятельных занятий. 2.Перечислите виды мотивации и целенаправленности самостоятельных  занятий.  3.Каким образом меняется характер содержания занятий в зависимости от  возраста?  4.Расскажите об организации самостоятельных занятий физическими  упражнениями различной направленности. 5.Каковы особенности планирования и управления самостоятельными  занятиями? Критерии оценки: Оценка «5» ­ правильный полный ответ на вопрос. Оценка «4» ­ ответ правильный, но допущены неточности. Оценка «3» ­ ответ слабый, дающий общее понимание. 2. Этап формирования новых понятий и способов действий.   Работа с группой:  Задание:  Работа с дополнительной литературой.  1   группа   составляет   тезисный   план   по   вопросу:   1.  Анализ   состояния организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.  2 группа составляет тезисный план по вопросу: 2.  Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. 1 Критерии оценки: Оценка «5» ­ правильный полный ответ на вопрос. Оценка «4» ­ ответ правильный, но допущены неточности. Оценка «3» ­ ответ слабый, дающий общее понимание. 3. Этап формирования умений и навыков.  Работа с группой:  Вопросы и задания: Анализ тезисных планов. Критерии оценки: Оценка «5» ­ правильный полный ответ на вопрос. Оценка «4» ­ ответ правильный, но допущены неточности. Оценка «3» ­ ответ слабый, дающий общее понимание. 2 Приложение Самоконтроль 1. Анализ   состояния   организма   по   субъективным   и   объективным данным самоконтроля.    нагрузка,     тренировочная   При   многолетнем   перспективном   планировании   самостоятельных тренировочных   занятий   общая     изменяясь волнообразно   с   учетом   умственного   напряжения   по   учебным   занятиям   в течение  года,  должна  с  каждым  годом  иметь  тенденцию  к  повышению. Только   при   этом   условии    будет   происходить    укрепление    здоровья, повышение   уровня   физической   подготовленности,   а   для   занимающихся спортом –повышение   состояния   тренированности   и   уровня   спортивных результатов, (рис.3).В то же время планирование самостоятельных занятий физическими   упражнениями   и   спортом   должно   быть   направлено   на достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских групп–сохранить здоровье,  поддерживать  высокий  уровень  физической  и умственной работоспособности. Для управления процессом  самостоятельных занятий,     необходимо   провести   ряд   мероприятий:   ­определить   цели самостоятельный   занятий;­определить   индивидуальные   особенности занимающегося;­скорректировать   планы  занятий  (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл);  ­определить   и   изменить   содержание,   организацию,   методику   и   условия занятий,   применяемые   средства   тренировки.   Все   это   необходимо,   чтобы достичь наибольшей  эффективности   занятий   в  зависимости  от  результатов самоконтроля   и   учета   тренировочных   занятий.   Учет   проделанной тренировочной   работы   позволяет   анализировать   ход   тренировочного процесса,     вносить     коррективы     в     планы     тренировок.   Рекомендуется проводить  предварительный,  текущий  и  итоговый  учет  с записью данных в личный дневник самоконтроля. Цель предварительного учета–зафиксировать данные   исходного   уровня   подготовленности   и   тренированности занимающихся.   Текущий     учет     позволяет     анализировать     показатели тренировочных   занятий.   В   ходе   тренировочных   занятий   анализируются:­ 3 количество   проведенных   тренировок   в   неделю,   месяц,   год;­выполненный объем     и     интенсивность     тренировочной     работы:   результаты   участия   в соревнованиях   и   выполнения   отдельных   тестов   и   норм   разрядной классификации.   Анализ   показателей   текущего   учета   позволяет   проверять правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в   планы   тренировочных   занятий.   Итоговый   учет   осуществляется   в   конце периода занятий или в конце годичного  цикла  тренировочных  занятий.  Он предполагает  сопоставить данные  состояния  здоровья  и  тренированности, а  также  данные  объема тренировочной  работы,  выраженной  во  времени, которое  затрачено  на выполнение  упражнений,  и  в  количестве  километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными  на  спортивных  соревнованиях.  На  основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл. Результаты   многих   видов   самоконтроля   и учета  при  проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены   в   виде   количественных     показателей:     ЧСС,     масса     тела, тренировочные     нагрузки,   результаты   выполнения   тестов,   спортивные результаты   и   др.   Информация   о   количественных     показателях     позволит занимающемуся     отрезок   времени   ставить   определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность   ее   выполнения.   Количественные   данные   самоконтроля   и   учета полезно представлять в виде  графика,  тогда  анализ  показателей  дневника самоконтроля, предварительного,  текущего  и  итогового  учета  будет  более наглядно   отображать   динамику   состояния   здоровья,   уровня   физической   и спортивной подготовленности   занимающихся,   что   облегчит   повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.   любой     в     2.   Границы   интенсивности   нагрузок   в   условиях   самостоятельных занятий у лиц разного возраста.  К  управлению  процессом  самостоятельных  занятий  относится дозирование физической     нагрузки,     ее     интенсивности     на   занятиях   физическими упражнениями. Физические  упражнения  не  принесут  желаемого  эффекта, если   физическая   нагрузка   недостаточна.   Чрезмерная   по   интенсивности нагрузка может  вызвать  в  организме  явления  перенапряжения.  Возникает необходимость   установить   оптимальные   индивидуальные   дозы   физической активности   для   каждого,   кто   занимается   самостоятельно   какой­либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его 4 показателей.   Для   определения   оптимальной   нагрузки   необходимо   выявить уровень функционального состояния организма. Наиболее доступный способ ­проба с 20 приседаниями за 30 с. Методика: занимающийся отдыхает 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 секунд с перерасчетом на 1 мин. (ЧСС1) Далее   выполняются   приседания   и   вновь   подсчитывается   ЧСС   за   15   с   с перерасчетом на 1 мин. (ЧСС2).Формула расчета: (ЧСС2­ЧСС1) : ЧСС1 х 100%.Оценка: «5»м –20 и <;«4»–21­40; «3»–41­65; «2»–66­75; «1»–76 и >.При дозировании   физической   нагрузки,   регулировании   интенсивности   ее воздействия   на   организм   необходимо   учитывать   следующие   факторы:­ количество  повторений  упражнения.  Чем  большее  число  раз повторяется упражнение,   тем   больше   нагрузка,   и   наоборот;­амплитуда   движений.   С увеличением   амплитуды   нагрузка   на   организм   возрастает;­исходное положение,  из  которого  выполняется  упражнение, существенно  влияет  на степень  физической  нагрузки.  К  ней  относятся:  изменение формы   и   величины   опорной   поверхности   при   выполнении упражнений     (стоя,     сидя,     лежа),     применение     исходных     положений, изолирующих     работу     вспомогательных     групп     мышц     (с     помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела   по   отношению   к   опоре;­величина   и   количество   участвующих   в упражнении   мышечных   групп.   Чем   больше   мышц   участвует   в   выполнении упражнения,   чем   они   крупнее   по   массе,   тем   значительнее   физическая нагрузка;­темп  выполнения  упражнений  может  быть  медленным,  средним, быстрым. (В циклических упражнениях большую нагрузку дает быстрый темп, в   силовых–медленный   темп);­степень   сложности   упражнения   зависит   от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения   требуют   усиленного   внимания,   что создает  значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;­степень     При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными   веществами,   быстро   нарастает   утомление.   Трудно   долго продолжать   работу   и   при   быстром   чередовании   мышечных   сокращений   и расслаблении,   ибо   это   приводит   к   высокой   подвижности   процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга и к быстрому утомлению;­ мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от  времени  ее  выполнения,  развиваемой  скорости  и  силы  при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;­продолжительность  и характер     пауз     отдыха     между     упражнениями.   Более   продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру   напряжения.     мышечного     и     характер   5 паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда   выполняются   легкие   упражнения   разгрузочного   характера   или упражнения   в   мышечном   расслаблении,   восстановительный   эффект повышается.   Учитывая   перечисленные   факторы,   можно   уменьшать   или увеличивать суммарную  физическую  нагрузку  в  одном  занятии  и  в  серии занятий     в   течение   продолжительного   периода   времени.   Тренировочные нагрузки     и   физиологических показателей.     нагрузки   относятся количественные   признаки   выполняемой   работы   (интенсивность   и   объем, скорость   и   темп   движений,   величина   усилия,   продолжительность,   число повторений).    характеризуются     показателям     физическим     К     рядом     физических     уровень     параметры     характеризуют     мобилизации Физиологические   функциональных  резервов  организма  (увеличение  ЧСС,  ударного  объема крови, минутного объема).Воздействие физических упражнений на человека связано   с   нагрузкой   на   его   организм,   вызывающей   активную   реакцию функциональных систем. Чтобы   определить   степень   напряженности   этих систем     при     нагрузке,   используются   показатели   интенсивности,   которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких показателей много:   изменение   времени     двигательной     реакции,     частота     дыхания, минутный   объем потребления   кислорода   и   т.д.   Между   тем   наиболее удобный  и информативный  показатель  интенсивности  нагрузки,  особенно  в циклических   видах   спорта,   это   частота   сердечных   сокращений   (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно   на   частоту   сердечных   сокращений.   Физиологи   определяют   четыре зоны интенсивности нагрузок (рис.4)Рис. 4. Зоны интенсивности нагрузок по ЧСС:0­зона отдыха (или восстановления); I–первая тренировочная зона; II– вторая   тренировочная   зона;   III–надкритическая   зона;   ПАНО–порог анаэробного обмена; ЧСС–частота  сердечных  сокращений  ЧСС:  0,  I,  II, III. На  рис.4представлены  зоны  интенсивности  нагрузок  при  равномерной мышечной   работе.   Разделение   нагрузок   на   зоны   имеет   в   своей   основе   не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования Систематический   и   постоянный   контроль   над   выполнением   заданных упражнений   является   важнейшим   компонентом   успешной   работы   по обучению учащихся умению заниматься самостоятельно. Самоконтроль ­   это   наблюдение   занимающегося   за   состоянием   своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, 6 влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения. Задачи самоконтроля. 1. Расширить знания о физическом развитии. 2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки. 3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля. 4. Определить   уровень   физического   развития,   тренированности   и здоровья,   чтобы   корректировать   нагрузку   при   занятиях   физической культурой и спортом. Самоконтроль позволяет выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений   на   организм.   Основные   методики   самоконтроля: инструментальные, визуальные. Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и  доступными способами за физическим развитием, состоянием своего  организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида  спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь  представление об энергетических затратах организма при нервно­психических и мышечных напряжениях, важно знать временные интервалы отдыха и  восстановления умственной и физической работоспособности, а также  приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее  восстанавливать функциональные возможности организма. Дневник самоконтроля Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и   характер   учебно­тренировочной   работы,   в   другой   отмечается   величина нагрузки   предыдущей   тренировки   и   сопровождающее   ее   самочувствие   в период   бодрствования   и   сна,   аппетит,   работоспособность   и   т.д. Квалифицированным   спортсменам   рекомендуется   учитывать   настроение, результаты   реакции   на   некоторые   функциональные   пробы,   динамику жизненной   емкости   легких,   общей   работоспособности   и   др.   Самоконтроль необходим   всем,   но   особенно   важен   для   лиц,   имеющих   отклонения   в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору   и   самим   занимающимся   контролировать   и   регулировать правильность   подбора   средств   и   методов   поведения   физкультурно­ оздоровительных   и   учебно­тренировочных   занятий,   т.е.   определенным образом управлять этими процессами. 7 Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно­сосудистой системы   и  организма   в  целом.  Таким  же   объективным   показателем   может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания   в   покое   становится   реже,   а   восстановление   после   нагрузки происходит сравнительно быстро. Существует несколько методов измерений пульса: Пальпаторный (прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях). Чаще   всего   –   на   лучевой   артерии   у   основания   большого   пальца.   После интенсивной   нагрузки   (больше   170   уд./мин.)   более   достоверным   будет подсчет в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья. Под влиянием систематических тренировок наблюдается урежение частоты сокращений в покое,  т.е. экономизация  работы сердца. У незанимающихся спортом учащихся младших классов в состоянии покоя пульс в среднем равен 90   (у   мальчиков),   94   (у   девочек)   ударам   в   минуту,   у   старшеклассников соответственно — 80, 85. У юных спортсменов этого же возраста урежается в спокойном состоянии до 70­60 уд./мин. Школьники   смогут   сами   оценивать   величину   нагрузки   во   время самостоятельного занятия, если им сообщить, что после умеренной работы частота сердечных сокращений равняется 120—130 уд/мин, после тяжелой — 150­160, а после предельной — до 200 и выше. Нагрузка,   сопровождающаяся   пульсом   в   120­130   уд/мин.,   вызывает существенное увеличение систологического выброса  крови, и величина его при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста ЧСС до 180 уд./мин. вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что   нагрузки,   способствующие   тренировке   выносливости   сердца,   должны проходить при ЧСС не ниже 120­130 уд./мин. Важным   показателем,   характеризующим   функцию   сердечно­сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100­125 мм рт.ст., минимальное (диастолическое) – 65­ 85 мм рт.ст. При физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и   физически   тренированных   людей   может   достигать   200­250   мм   рт.ст.   и более,   а   минимальное   понижаться   до   50   мм   рт.ст.   и   ниже.   Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке. 8 Физическая   культура   и   спорт   представляют   собой   самостоятельный   вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Современный   урок   отмечает   хорошая   организация   самостоятельной деятельности учащегося. Учитель последовательно вооружает их умениями и навыками   учебной   работы,   приемами   самообразования   и   самоконтроля, добиваться   формировании   культуры   движений,   воспитывая   тем   самым потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями. Показательным для современного эффектного урока, является разнообразие организационных форм, средств, методов и приёмов, используемых учителем. Занятия нельзя строить на раз и навсегда избранному шаблону. 9

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».

Раздел 1: «Теоретическая часть»  Тема урока № 5:  «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2019