Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
физическая культура
Взрослым
01.04.2019
1. Актуализация опорных знаний.
2. Этап формирования новых понятий и способов действий.
Работа с дополнительной литературой.
1 группа составляет тезисный план по вопросу: 1. Анализ состояния организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.
2 группа составляет тезисный план по вопросу: 2. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
3. Этап формирования умений и навыков.
План урока 5 КИМ Самоконтроль 1.doc
Раздел 1: «Теоретическая часть»
«Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Тема урока № 5:
1. Актуализация опорных знаний.
Работа с группой:
Вопросы:
1.Какие вы можете назвать формы самостоятельных занятий.
2.Перечислите виды мотивации и целенаправленности самостоятельных
занятий.
3.Каким образом меняется характер содержания занятий в зависимости от
возраста?
4.Расскажите об организации самостоятельных занятий физическими
упражнениями различной направленности.
5.Каковы особенности планирования и управления самостоятельными
занятиями?
Критерии оценки:
Оценка «5» правильный полный ответ на вопрос.
Оценка «4» ответ правильный, но допущены неточности.
Оценка «3» ответ слабый, дающий общее понимание.
2. Этап формирования новых понятий и способов действий.
Работа с группой:
Задание:
Работа с дополнительной литературой.
1 группа составляет тезисный план по вопросу: 1. Анализ состояния
организма по субъективным и объективным данным самоконтроля.
2 группа составляет тезисный план по вопросу: 2. Границы интенсивности
нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста.
1 Критерии оценки:
Оценка «5» правильный полный ответ на вопрос.
Оценка «4» ответ правильный, но допущены неточности.
Оценка «3» ответ слабый, дающий общее понимание.
3. Этап формирования умений и навыков.
Работа с группой:
Вопросы и задания:
Анализ тезисных планов.
Критерии оценки:
Оценка «5» правильный полный ответ на вопрос.
Оценка «4» ответ правильный, но допущены неточности.
Оценка «3» ответ слабый, дающий общее понимание.
2 Приложение
Самоконтроль
1. Анализ состояния организма по субъективным и объективным
данным самоконтроля.
нагрузка,
тренировочная
При многолетнем перспективном планировании самостоятельных
тренировочных занятий общая
изменяясь
волнообразно с учетом умственного напряжения по учебным занятиям в
течение года, должна с каждым годом иметь тенденцию к повышению.
Только при этом условии будет происходить укрепление здоровья,
повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся
спортом –повышение состояния тренированности и уровня спортивных
результатов, (рис.3).В то же время планирование самостоятельных занятий
физическими упражнениями и спортом должно быть направлено на
достижение единой цели, которая стоит перед студентами всех медицинских
групп–сохранить здоровье, поддерживать высокий уровень физической и
умственной работоспособности. Для управления процессом самостоятельных
занятий,
необходимо провести ряд мероприятий: определить цели
самостоятельный занятий;определить индивидуальные особенности
занимающегося;скорректировать планы занятий (перспективный, годичный,
на семестр и микроцикл);
определить и изменить содержание, организацию, методику и условия
занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы
достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов
самоконтроля и учета тренировочных занятий. Учет проделанной
тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного
процесса, вносить коррективы в планы тренировок. Рекомендуется
проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью данных в
личный дневник самоконтроля. Цель предварительного учета–зафиксировать
данные исходного уровня подготовленности и тренированности
занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели
тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются:
3 количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год;выполненный
объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в
соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной
классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверять
правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки
в планы тренировочных занятий. Итоговый учет осуществляется в конце
периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он
предполагает сопоставить данные состояния здоровья и тренированности,
а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени,
которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров
легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности
с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании
этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий
на следующий годичный цикл. Результаты многих видов самоконтроля и
учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть
представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела,
тренировочные
нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные
результаты и др. Информация о количественных показателях позволит
занимающемуся
отрезок времени ставить определенную
количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать
точность ее выполнения. Количественные данные самоконтроля и учета
полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника
самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более
наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и
спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное
управление процессом самостоятельной тренировки.
любой
в
2. Границы интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных
занятий у лиц разного возраста.
К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование
физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими
упражнениями. Физические упражнения не принесут желаемого эффекта,
если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности
нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает
необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической
активности для каждого, кто занимается самостоятельно какойлибо
системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо
определить исходный уровень функционального состояния организма перед
началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его
4 показателей. Для определения оптимальной нагрузки необходимо выявить
уровень функционального состояния организма. Наиболее доступный способ
проба с 20 приседаниями за 30 с. Методика: занимающийся отдыхает 3 мин.
Затем подсчитывается ЧСС за 15 секунд с перерасчетом на 1 мин. (ЧСС1)
Далее выполняются приседания и вновь подсчитывается ЧСС за 15 с с
перерасчетом на 1 мин. (ЧСС2).Формула расчета: (ЧСС2ЧСС1) : ЧСС1 х
100%.Оценка: «5»м –20 и <;«4»–2140; «3»–4165; «2»–6675; «1»–76 и >.При
дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее
воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:
количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется
упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;амплитуда движений. С
увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;исходное
положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на
степень физической нагрузки. К ней относятся:
изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении
упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений,
изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью
гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную
мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести
тела по отношению к опоре;величина и количество участвующих в
упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении
упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая
нагрузка;темп выполнения упражнений может быть медленным, средним,
быстрым. (В циклических упражнениях большую нагрузку дает быстрый темп,
в силовых–медленный темп);степень сложности упражнения зависит от
количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их
деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что
создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому
утомлению;степень
При
максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и
питательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго
продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и
расслаблении, ибо это приводит к высокой подвижности процессов
возбуждения и торможения в коре головного мозга и к быстрому утомлению;
мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит
от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении.
Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка;продолжительность и
характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный
отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру
напряжения.
мышечного
и
характер
5 паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах,
когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или
упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект
повышается. Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшать или
увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии
занятий в течение продолжительного периода времени. Тренировочные
нагрузки
и физиологических
показателей.
нагрузки относятся
количественные признаки выполняемой работы (интенсивность и объем,
скорость и темп движений, величина усилия, продолжительность, число
повторений).
характеризуются
показателям
физическим
К
рядом
физических
уровень
параметры
характеризуют
мобилизации
Физиологические
функциональных резервов организма (увеличение ЧСС, ударного объема
крови, минутного объема).Воздействие физических упражнений на человека
связано с нагрузкой на его организм, вызывающей активную реакцию
функциональных систем. Чтобы определить степень напряженности этих
систем при нагрузке, используются показатели интенсивности, которые
характеризуют реакцию организма на выполненную работу. Таких показателей
много: изменение времени двигательной реакции, частота дыхания,
минутный объем потребления кислорода и т.д. Между тем наиболее
удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки, особенно в
циклических видах спорта, это частота сердечных сокращений (ЧСС).
Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией
именно на частоту сердечных сокращений. Физиологи определяют четыре
зоны интенсивности нагрузок (рис.4)Рис. 4. Зоны интенсивности нагрузок по
ЧСС:0зона отдыха (или восстановления); I–первая тренировочная зона; II–
вторая тренировочная зона; III–надкритическая зона; ПАНО–порог
анаэробного обмена; ЧСС–частота сердечных сокращений ЧСС: 0, I, II,
III. На рис.4представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной
мышечной работе. Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не
только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических
процессах при нагрузках разной интенсивности.
Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования
Систематический и постоянный контроль над выполнением заданных
упражнений является важнейшим компонентом успешной работы по
обучению учащихся умению заниматься самостоятельно.
Самоконтроль это наблюдение занимающегося за состоянием своего
здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности,
6 влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания,
кровообращения.
Задачи самоконтроля.
1. Расширить знания о физическом развитии.
2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.
4. Определить уровень физического развития, тренированности и
здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической
культурой и спортом.
Самоконтроль позволяет выявить неблагоприятные воздействия физических
упражнений на организм.
Основные методики самоконтроля:
инструментальные, визуальные.
Цель самоконтроля – самостоятельные регулярные наблюдения простыми и
доступными способами за физическим развитием, состоянием своего
организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида
спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь
представление об энергетических затратах организма при нервнопсихических
и мышечных напряжениях, важно знать временные интервалы отдыха и
восстановления умственной и физической работоспособности, а также
приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее
восстанавливать функциональные возможности организма.
Дневник самоконтроля
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В
графы заносятся показатели самоконтроля и даты.
Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание
и характер учебнотренировочной работы, в другой отмечается величина
нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в
период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д.
Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение,
результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику
жизненной емкости легких, общей работоспособности и др. Самоконтроль
необходим всем, но особенно важен для лиц, имеющих отклонения в
состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру,
инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать
правильность подбора средств и методов поведения физкультурно
оздоровительных и учебнотренировочных занятий, т.е. определенным
образом управлять этими процессами.
7 Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в
покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно
судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечнососудистой
системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может
служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота
дыхания в покое становится реже, а восстановление после нагрузки
происходит сравнительно быстро.
Существует несколько методов измерений пульса:
Пальпаторный (прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной
и других доступных для пальпации артериях).
Чаще всего – на лучевой артерии у основания большого пальца. После
интенсивной нагрузки (больше 170 уд./мин.) более достоверным будет
подсчет в области верхушечного толчка сердца – в районе пятого межреберья.
Под влиянием систематических тренировок наблюдается урежение частоты
сокращений в покое, т.е. экономизация работы сердца. У незанимающихся
спортом учащихся младших классов в состоянии покоя пульс в среднем равен
90 (у мальчиков), 94 (у девочек) ударам в минуту, у старшеклассников
соответственно — 80, 85. У юных спортсменов этого же возраста урежается в
спокойном состоянии до 7060 уд./мин.
Школьники смогут сами оценивать величину нагрузки во время
самостоятельного занятия, если им сообщить, что после умеренной работы
частота сердечных сокращений равняется 120—130 уд/мин, после тяжелой —
150160, а после предельной — до 200 и выше.
Нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120130 уд/мин., вызывает
существенное увеличение систологического выброса крови, и величина его
при этом составляет 90,5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение
интенсивности мышечной работы и прироста ЧСС до 180 уд./мин. вызывает
незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том,
что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны
проходить при ЧСС не ниже 120130 уд./мин.
Важным показателем, характеризующим функцию сердечнососудистой
системы, является уровень артериального давления (АД).
У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости
от возраста равняется 100125 мм рт.ст., минимальное (диастолическое) – 65
85 мм рт.ст. При физических нагрузках максимальное давление у спортсменов
и физически тренированных людей может достигать 200250 мм рт.ст. и
более, а минимальное понижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое
восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о
подготовленности организма к данной нагрузке.
8 Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид
человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма
многообразно.
Современный урок отмечает хорошая организация самостоятельной
деятельности учащегося. Учитель последовательно вооружает их умениями и
навыками учебной работы, приемами самообразования и самоконтроля,
добиваться формировании культуры движений, воспитывая тем самым
потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Показательным для современного эффектного урока, является разнообразие
организационных форм, средств, методов и приёмов, используемых учителем.
Занятия нельзя строить на раз и навсегда избранному шаблону.
9
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Раздел 1: «Теоретическая часть» Тема урока № 5: «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.