Раздел макраме
Оценка 5

Раздел макраме

Оценка 5
Работа в классе
docx
технология
4 кл—5 кл
19.01.2017
Раздел макраме
Представлены уроки по макраме для учащихся 4 класса начальной школы. Уроки подготовлены по сингапурской системе. Введение новых методик в процесс преподавания способствует формированию креативного, критически мыслящего ученика XXI века, способного анализировать, рассуждать, доказывать, просто задавать вопросы. На уроках использованы обучающие структуры, такие как РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД.
Раздел макраме.docx

                                            Раздел «Макраме»

с применением сингапурской системы обучения

Рюмина Любовь Петровна, учитель технологии высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ№84» г.Казань

 

Тема. История узелкового плетения.

Технология крепления нитей на основу.

    Теоретические сведения. Знакомство с историей  макраме, материалами и приспособлениями. Ознакомить  учащихся со способами навески нитей и техникой безопасности.

Лабораторно-практические и практические работы. Учатся крепить нити на основу, применяя  несколько способов.

  Тема. Одинарный плоский правосторонний узел. Одинарный плоский левосторонний узел.

     Теоретические сведения. Знакомство с одинарным плоским узлом (ОПУ)

 и двойным плоским узлом (ДПУ)

                    

Лабораторно-практические и практические работы.  Учатся быстро и качественно плести образцы одинарного плоского левостороннего узла, одинарного плоского правостороннего узла, а также двойной плоский узел

Тема. « Шахматка»

      Теоретические сведения. Знакомство с некоторыми узорами из двойных плоских узлов; пико в цепочке из ДПУ, сетка из ДПУ (шахматка).

Лабораторно-практические и практические работы Учатся быстро и качественно плести пико в цепочке из ДПУ, сетку из ДПУ (шахматка).

Тема. Репсовый узел (горизонтальный, диагональный, вертикальный)

     Теоретические сведения.  Знакомство с  полезными советами, основными этапами творческого процесса. Ознакомить учащихся с правилами составления эскизов изделия, пользуясь условными обозначениями.

Лабораторно-практические и практические работы. Учатся быстро и качественно  плести репсовые узлы. Используя условные обозначения   составить схему изделия. Выполнение учащимися эскиза изделия.

Тема. Плетение сувенира «Гном»

      Теоретические сведения. Знакомство  учащихся с историей создания сувенира и технологией плетения сувенира «Гном». Знакомство учащихся с народными художественными промыслами.

Лабораторно-практические и практические работы. Плетение колпака, оплетение колпака узлом «горизонт», плетение лица, рук, туловища, ног.

Тема. Плетение цветка.

Теоретические сведения. Знакомство с технологией плетения цветка репсовым узлом.

Лабораторно-практические и практические работы.  Плетение  аккуратно и качественно цветка репсовым узлом.

Урок 1.

Тема: Азбука макраме

Цели урока:

1.     Образовательнаязнакомство  историей макраме, материалами  и приспособлениями для плетения.

2.     Воспитательная – заинтересовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.

3.     Развивающая – ознакомить учащихся с приемами плетения одинарного плоского узла и способом навески  первых узлов.

Задачи:

- расширить знания детей о различных видах рукоделия и их практическом применении;

- развивать творческие и комбинаторные способности, память, внимание детей, умения работать в группе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, стремление к самореализации, желание изготавливать вещи своими руками.

Тип урока:

-изучение и закрепление новых знаний.

Форма занятия: фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно – иллюстративный, наглядно - образный,  метод проблемного изложения, метод погружения в материал.

Оборудование: работы в технике «макраме», подушки, булавки, ножницы, линейки, компьютер, мультимедийный  проектор.

Наглядные пособия: образцы готовых  изделий, плакаты с изображением узлов и узоров,  памятка по технике безопасности.

Ход урока:

1.     Организационная часть.

 Подготовить необходимое оборудование.

2.     Ознакомительная лекция  по истории макраме.

Итак, послушайте удивительную историю возникновения этого удивительного рукоделия. История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел. Позже первобытные охотники из шерсти животных и болотных трав плели сети.

       На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по-разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел.

       Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост-Индии, у приморских даяков и у жителей северной части острова Целебес (Индонезия).

На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом В.И.Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов.

Но такое отношение к узлу было недолгим и неповальным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.

На Востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию.

На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым.

Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед.

          В Древней Греции во времена народных гуляний предлагалось развязать и завязать такой сложный узел, как "турецкий" . Это служило своеобразным соревнованием в ловкости. "Турецкий узел", возможно, и является тем легендарным гордиевым узлом, распутывание которого, по древним легендам, сулило власть над Азией.

Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах.

В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Плетеным кружевом украшали покрывала, занавеси, одежду.

         - А как вы думаете, почему именно моряки считаются родоначальниками макраме?

- Они в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах, куда заходили на своих кораблях.

       В разные времена это рукоделие называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома.   И только в 19 веке этот вид рукоделия стали называть макраме. В переводе с турецкого «Макрама» - шарф или салфетка с бахромой.

       Временами искусство плетения надолго забывалось, а затем  возрождалось вновь. В наши дни старинное макраме,  опять вошло в моду: плетут кулоны, пояса, воротники, сумочки, самодельные   плетёные вещи. В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей ( показ изделий).

- Скажите,  вам понравились эти изделия?

- Хотите научиться делать такие же?-

- Это не так уж и трудно, но нужно сначала научиться плести … узлы.

      В макраме узлов много, но мы с вами сегодня попытаемся научиться выполнять одинарный плоский  узел (ОПУ).

      Знакомство с узелковым плетением мы начнем со знакомства о нитях и инструментах.

3.      Инструменты и приспособления. 

   Плести можно из любой нити или веревки. Важно только, чтобы она была туго скручена, в этом случае отчетливо видна фактура узла и плетеное изделие хорошо сохраняет свою форму и выглядит красиво. В настоящее время для плетения применяют:  пеньковую и бельевую веревку; шелковый, льняной и синтетический шнур,  а также шнур шторный, кордовый и рыболовный;  шпагат, сутаж, леску – шелковую крученую кордовую; хлопчатобумажную, объемную пряжу; нити – суровую, льняную, хлопчатобумажную №0, шелковую крученую  (показать образцы нитей).

- Скажите какие инструменты нужны для вышивки?

- А для вязания спицами?

-А вот для плетения макраме необходима подушка.

      Подушка - это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Чем удобнее этот инструмент, тем быстрее может идти работа. Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью. В любом случае основа должна быть устойчивой, достаточно твердой, но чтоб в нее легко входили булавки.

4.     Инструктаж по ТБ с булавками, ножницами

Наглядные пособия: плакаты.

·        Санитарно-гигиенические требования:

1.     Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол.

2.     Стараться работать с небольшими перерывами.

3.     Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху.

·        При работе с иглами и булавками:

1.     Шить  с наперстком.

2.     Хранить иглы и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем столе. Запрещается иглы и булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

3.     Запрещается пользоваться ржавыми  и гнутыми иглами и булавками.

·        При работе с ножницами:

1.     Хранить ножницы в определенном месте.

2.     Класть ножницы при работе сомкнутыми лезвиями от себя;

3.     Ножницы передавать кольцами вперед.

5.     Практическая работа

Для работы приготовить 2 нити по 50 см и одну для основы – 20 см.

1.     Приколоть нить длиной 20 см на подушку. Это основа. На основе  закрепите 2 нити замочком наизнанку. Для этого каждую нить длиной 50 см надо сложить пополам и провести под основу петлей вверх.

2.     Опустить петлю на основу вниз и пропустить в нее два конца нити. В работе 4 конца.

3.     Распределить нити: 1и 4 – рабочие, а 2и 3  - основа.

Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и3).

4.     Приступим к плетению узла. Правой рукой взять 4 нить  и подвести ее на основу и под 1 рабочую нить. Теперь левой рукой взять 1 рабочую  нить и завести ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся между основой  и 4 рабочей нитью и затянуть туго. Это будет левосторонняя цепочка. Она будет всегда повернута влево. И так плести до конца нитей.

6.     Итоги урока.

Проверить выполнение работы, выставить оценки( показать лучшие работы).  Сегодня вы освоили самый распространенный и самый простой узел макраме, надеюсь вам понравилось и думаю что в дальнейшем вы научитесь выполнять более сложные узлы и более сложные изделия и сможете радовать всех своими  работами. И вам,  кто в будущем захочет стать дизайнером, я думаю, что это рукоделие несомненно пригодится.

 

Урок 2.

Тема урока: «Грамматика макраме»

 Работа над сувениром «Гном» (продолжение)

Цели урока:

1.     Образовательная – познакомить учащихся с историей создания сувенира и технологией плетения сувенира «Гном».

2.     Воспитательная -  познакомить учащихся с народными художественными промыслами.

3.     Развивающая -  научить  учащихся пользоваться литературой при выполнении изделия.

Оборудование:   Подушка для плетения, булавки, ножницы, линейка

Наглядные пособия: образцы готового изделия, плакаты с изображением узлов и узоров,  памятка по технике безопасности.

 

Ход урока:

1.     Организационная часть.

 Подготовить необходимое оборудование.

2.     Проверка домашнего задания.

Выставить оценки, показать лучшие работы.

3.     Повторение пройденного материала при помощи структуры ЭЙ АР ГАЙД.

Установите соответствие между вопросом и ответом:

1.     Какой узор получается при многократном завязывании ДПУ?

А. Двойной плоский узел представляет из себя - сочетание левостороннего и правостороннего одинарных плоских узлов.

2.     Сколько нитей используется при выполнении ДПУ?

Б. Репсовый узел имеет разные названия в зависимости от направления нити основы. Он может быть горизонтальным, вертикальным и диагональным.

3. Что  из себя представляет  ДПУ?

В. При многократном завязывании ДПУ получается плоская цепочка.

4.     Какие названия репсового узла вы знаете?

Г. ОПУ - одинарный плоский узел.

5.     Что обозначает сокращение ОПУ?

Д. Мы использовали 4 нити.

 

Ответ: 1____, 2_____, 3______, 4_____, 5______

 

4.     Беседы об истории  создания сувенира при помощи структуры  РАУНД РОБИН.

       У всех в доме, наверное, есть сувениры. А какие сувениры могут быть? Начнем с  ученика, а затем по кругу ученики ведут обсуждение проблемы.  Затем ученики под №3 с каждого стола встают  и высказывают общее мнение.

       Учитель показывает презентацию о сувенирах, показывает различные сувениры  и выясняет, как они представляют себе значение слова «сувенир». Учащиеся называют наиболее распространенные виды сувениров (значки, игрушки, матрешки)

      Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно - утилитарное значение.

      Декоративные изделия, служащие украшением, - это различные панно, глиняные, деревянные расписные  резные игрушки ( к ним можно отнести и самодельные  игрушки из ткани). Сувениры декоративно- утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.

      Французское слово » сувенир», означающее подарок на память. Раньше сувениром считался любой подарок, который напоминал о человеке, сделавшим его.

        История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, связана с магическими обрядами. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.

      Считается, что  в производстве сувениров преимущественное право принадлежит изделиям народных художественных промыслов. Например: красочные матрешки, дымковские игрушки, хохлома. Это своего рода эталоны сувениров.

      Личным, индивидуальным сувениром может быть любой предмет природного происхождения или сделанный человеком, напоминающим о каком-либо событии, месте, человеке. Такой предмет может быть подарен, куплен или взят на память о чем-то личном. Например, это может быть платок, рисунок,  интересный камень и т.д.

       Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, событиями. Это различные значки, памятные медали, изделия народных промыслов. Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своем художественном решении определенную информацию. Например, о красоте народного искусства, мастерстве, умении обрабатывать материал, не нарушая его красоты.

Сувениры чаще всего приобретают во время туристических поездок, путешествий, во время посещения выставок, музеев. Поэтому при их разработке следует думать о их размерах.  Они должны быть легкими, малогабаритными.

        Наш сувенир «Гном» - символ благополучия, хранитель домашнего очага. Выполненный вашими руками он будет сохранять в себе чистую энергию любви и добра, станет замечательным подарком родным и близким.

5.     Практическая работа: плетение ног гнома, изготовление бороды и бровей. Окончательная отделка.

       Прежде,  чем приступить к следующему этапу нашей работы, необходимо   получить кислород -  сделать зарядку. И с новыми силами приступить к практической работе. 

      Делим нити от плетеного туловища на две группы по 4 нити в каждой группе. Плетем на каждых 4 нитях по два двойных плоских узла. Соединяем нити рук и  нити туловища и плетем полоски (ноги) двойными плоскими узлами 2-4-2 по 4-6 см.

      Поворачиваем плетение на 90* для образования ступни. Выбрать две самые длинные нити – это рабочие, остальные шесть нитей в основе.  Выполнить четыре двойных плоских узла, подрезая после каждого узла нити из основы (самые короткие). Оставляем 4 рабочих конца, на них плетем еще 3 ДПУ. Затем  2 средних конца загибаем за линию ступни, а двумя крайними закрепляем и, как бы оплетая лапти.

       Бороду выполняем на отдельной нити, навесив на нее обрезки, оставшиеся от работы вторым способом. Полоска должна занять промежуток в нижней части лица гнома между руками.

       На другую дополнительную нить  можно набрать лохматые брови.

 Пришить  полоски к лицу гнома. Подравнять брови и бороду, распушить, если позволяет нить. Подобрать по размеру и цвету – пуговицы.

6.     Итоги урока.

Проверить работу учащихся, поставить оценки и приколоть изделия на стенд.


 

Раздел «Макраме» с применением сингапурской системы обучения

Раздел «Макраме» с применением сингапурской системы обучения

Теоретические сведения. Знакомство с полезными советами, основными этапами творческого процесса

Теоретические сведения. Знакомство с полезными советами, основными этапами творческого процесса

Тип урока : -изучение и закрепление новых знаний

Тип урока : -изучение и закрепление новых знаний

На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом

На Руси вязать узлы -"наузить" означало "колдовать, знахарить, ворожить"- так пишет об этом

В разные времена это рукоделие называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома

В разные времена это рукоделие называлось по-разному: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома

Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью

Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью

Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и3)

Итак, при плетении мы имеем дело с двумя видами основ: основа для крепления нитей (горизонтальная нить) и основа для затягивания узлов (нити 2 и3)

Ход урока: 1. Организационная часть

Ход урока: 1. Организационная часть

У всех в доме, наверное, есть сувениры

У всех в доме, наверное, есть сувениры

Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, событиями

Общезначимый сувенир связан с важнейшими событиями, датами, с историей и жизнью страны, города, с традиционными художественными промыслами, событиями

Бороду выполняем на отдельной нити, навесив на нее обрезки, оставшиеся от работы вторым способом

Бороду выполняем на отдельной нити, навесив на нее обрезки, оставшиеся от работы вторым способом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017