Разговоры о важном 10-11 класс,СПО "Материнский подвиг" (Чувашская Республика)

  • Работа в классе
  • docx
  • 19.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методические рекомендации по организации Разговоров о важном в 10-11 классах, СПО по теме "Материнский подвиг". В данном материале имеются интерактивные задания, связанные с историей Чувашской Республики. Задания включают работы важных деятелей искусства республики. Работа имеет региональный компонент и потому будет полезна педагогам из Чувашии.
Иконка файла материала Разговоры о важном 10-11 класс,СПО. Материнский подвиг (Чувашия).docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Методические рекомендации


 

 

 

 

 

 

 

 

21 ноября 2022 г.


 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 10–11 классов, СПО по теме

«МАТЕРИНСКИЙ ПОДВИГ»

 

Цель занятия: формирование понимания роли матери в семье на основе равноправия членов семьи, равной ответственности; воспитание любви и уважения к матери, стремления помогать и заботиться о ней; формирование представления о традиционной семье.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, любовь и уважение к матери, самореализация.

Продолжительность занятия: 20 минут

 

Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, беседу.

Комплект материалов:

-   сценарий;

-   комплект интерактивных заданий;

-   презентационные материалы;

-   методические рекомендации;

-   листы бумаги и цветные маркеры для записи.

Часть 1. Мотивационная.

Педагог говорит о предназначении матери, о её роли в воспитании ребёнка будущего гражданина страны. Обозначается тема занятия, связанная с ежедневным подвигом матерей, подвигом многодетных матерей.

Часть 2. Основная.

Основная     часть     занятия     посвящена     созданию     образа     матери, совершившей/совершающей подвиг, работа организуется по группам.

Разговор продолжает тема о многодетных матерях. Матери-героини в советское время и в настоящее время. Разговор о благодарности потомков, о


 

преемственности поколений. Интерактивное задание №2 связано со стихами чувашских поэтов, посвящёнными матери.

Часть 3. Заключение

Рефлексия, творческое задание.

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

 

Часть 1. Мотивационная. Педагог.

Материнство величайшее предназначение   и   счастье   каждой женщины. Быть матерью – это и великий дар, и великий труд. Принеся в этот мир беспомощное существо, мама заботится о своём малыше, оберегает его, отдавая ему все свои силы и время, преподносит ребёнку первые уроки доброты и нравственности.

Сколько стихов и прозы написано о матери – точно подсчитать, наверное, и нельзя. Однако у каждого из нас находятся слова для мамы, самые лучшие, самые нежные слова!

Попробуем найти их в первом задании – филворде. Какие чувства мама испытывает к своему ребёнку всю жизнь? А как мы относимся к маме, что чувствуем в ответ?

Часть 2. Основная. Педагог.

Говоря о подвиге, мы часто слышим слова «героический поступок», «подвиг героя». А что такое, по-вашему, материнский подвиг? Каждая ли мать совершает подвиг? В каких ситуациях она совершает подвиг? Какие качества присущи женщине, матери, совершающей подвиг?

Давайте попробуем дать ответы на эти вопросы и тем самым составить образ, портрет матери, совершившей, совершающей или готовой совершить свой материнский подвиг. Для работы разделимся на группы.

Обучающиеся делятся на группы (от 2 до 4 групп в зависимости от количества обучающихся в классе, аудитории).


 

Каждой группе предлагается картина о матери. Работая в группе, обучающиеся отвечают на 2 вопроса и кратко записывают ответы (в 2–3 словах) на  листе бумаги, классной доске (на усмотрение педагога).

Работа в группах Педагог.

Каждая группа получает изображение (см. «Дополнительные материалы») картина известного чувашского художника, посвящённая матери. Задача группы используя изображение, кратко сформулировать ответы на следующие вопросы:

1.   Какими качествами (характеристиками) обладает мать, которая изображена?

2.   Какой подвиг совершает мать, которую  мы видим на картине?

Ответы на вопросы, обучающиеся зафиксируют на листе бумаги, классной доске (выбор инструмента на усмотрение педагога).

Обратите внимание, что ответ нужно дать кратко 23 словах) на каждый вопрос.

На проработку с картиной и формулировку ответов на вопросы вам отводится 5 минут.

Картина 1 – Макаров В. М. «Мать Сеспеля»

 

Картина 2 –

Данилов А. В.

«Мама»

Картина 3 –

Овчинников Н.В.

«Чувашская мадонна»

Картина 4 –

Кокель А.А.

«Портрет чувашской женщины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Представление результатов работы групп (по одному представителю от группы).

Качества (характеристики), которыми обладает мать, которая изображена на картине: красота; терпение; безграничная любовь к детям; забота; решимость; чуткость; смелость; доброта; ласка; милосердие; щедрость; трудолюбие и др.

Поступки (действия), совершаемые матерью: много трудится на благо детей, семьи; готова всегда прийти на помощь; надёжный друг и опора; всегда выслушает, поддержит, успокоит, защитит, обогреет; делится бесконечной любовью, добротой и вниманием; гордится своими  детьми, чтит традиции и др.

Подвиг, совершаемый матерью, о которой идёт речь: самопожертвование в любой ситуации; воспитание достойных сыновей и дочерей Отечества; труд на благо детей и семьи, возможно, даже в ущерб себе; совмещение бытовых забот, общественной или государственной деятельности и др.

 

Педагог.

Подвиги, которые совершили эти матери, действительно достойны и вызывают гордость и восхищение. Но наши мамы, которые воспитывают детей, работают, заслуживают признание и добрые слова?

Задумаемся, обычно в семье один, реже два, ещё реже три ребёнка. А если детей больше? Как мама может всё успеть – и по дому, и со всеми поговорить и обсудить самые важные дела у своих детей?

Не секрет, что многодетные семьи бывают разные, в них могут по-разному относиться к детям, и жизнь таких семей может быть благополучная, а может быть и не очень.

Однако для тех семей, где родители действительно заботятся о гармоничном развитии детей, государство предусмотрело самую разнообразную поддержку.

Педагог.

Высокое звание матери и её ежедневный подвиг в воспитании детей глубоко почитается в нашей стране. Мама – человек особого предназначения в жизни каждого человека.

Материнская любовь и забота – самое ценное, что есть в жизни человека. Мама всегда рядом, всегда выслушает и поддержит. Она наполняет нашу жизнь смыслом. Эту особую, важную роль матери в жизни каждого из нас всегда подчёркивали поэты. В том числе и чувашские.

Работа с интерактивным заданием №2. «Мама особое слово»

 

Установление соответствия (3 части: фотография поэта, его имя и отрывок из стихотворения)

 

 

 

 

 

 

 

П. П. Хузангай

 

 

Народный поэт Чуваши П.П. Хузангай

«Полно, мама, взгляда не лови»

Полно, мама, взгляда не лови,
Не вздыхай за прялкой поминутно,
Сына в дальний путь благослови —
Ветерок с Инчи подул попутный.

 

 

 

Юрий Сементер

Ылтӑн мар-ши эс, анне?

Ылтӑн мар-ши эс, анне?

Кӗмӗл мар-ши эс, анне?

Ылтӑн пек, ай, хаклӑ-ҫке,

Кӗмӗл пек, ай, сумлӑ-ҫке.

Ылтӑнран та пахарах,

Кӗмӗлрен те сумлӑрах.

Ҫӑлтӑр мар-ши эс, анне?

Уйӑх мар-ши эс, анне?

Ҫӑлтӑр пек хӗлхемлӗ-ҫке,

Уйӑх пек илемлӗ-ҫке.

Ҫӑлтӑртан хӗлхемлӗрех,

Уйӑхран илемлӗрех.

Шӑпчӑк мар-ши эс, анне?

Е саркайӑк эс, анне?

Ҫут хӗвел, чечек, ахах –

Ырлама ҫитмест сӑмах.

Эс нимрен те лайӑхрах,

Пуринчен те хаклӑрах.

 

 

Раиса Сарпи

Мама, ты сказала: «Выстой!»

Я вернусь в родимый дом

Той весной, когда фашиста

Мы последнего добьем!