Разграничение функциональных омонимов. Практикум

  • docx
  • 15.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала разграничение функциональных омонимов.docx

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОМОНИМЫ.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ОМОНИМОВ

Функциональными омонимами называются эти­мологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи. В школьной практике понятие функциональной омонимии не вводится, однако рассматриваются типичные процессы перехода из одной части речи в другую.

Если лексические омонимы, которые по опре­делению принадлежат к одной части речи, облада­ют одинаковым общим грамматическим значени­ем, то функциональные омонимы различаются об­щим грамматическим значением, морфологически­ми и синтаксическими признаками.

Рассмотрим следующие примеры: 1) Я вижу только один способ решить эту проблему. 2) Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Н.Гоголь). 3) Мне вспо­минается один случай, который произошел со мною не­сколько лет назад (М.Пришвин). 4) Одни леса стояли стеной вокруг, и только дождь в траве огромной пляшет (И.Бродский). Во всех предложениях употреблено слово один, которое функционирует в качестве разных частей речи. В первом примере один — числительное: обозна­чает определенное количество, которое может быть обо­значено цифрой. Во втором предложении — прилага­тельное; обозначает признак предмета, является синони­мом к прилагательному одинаковый. В третьем предло­жении один — местоимение: указывает на неопреде­ленный признак предмета, синонимично неопреде­ленному местоимению некий. В последнем предложе­нии один — частица: служит средством логического вы­деления слова, перед которым стоит, возможна синонимическая замена частицами только, лишь.

Процесс перехода из одной части речи в другую затрагивает основные признаки слова как части речи: 1) лексическое значение, 2) основное грамматичес­кое значение, 3) морфологические признаки, 4) син­таксическую функцию. Так, прилагательное поте-рянный {Я человек потерянный, подверженный многим порокам (А.Островский)^ имеет значение «неспособ­ный исправиться, погибший», в отличие от причас­тия потерянный {потерянные в дороге ключи) со зна­чением «утраченный». Существительное столовая, в отличие от прилагательного, не изменяется по ро­дам (ср. столовая посуда, столовый прибор, столовое серебро) и выполняет синтаксическую функцию под­лежащего или дополнения, а не определения. Наре­чие зимой — В глухом предместье дом уединенный, Где холодно зимой, а летом жарко (ААхматова), в отли­чие от существительного зима, не склоняется и в предложении является обстоятельством.

Рассмотрим типичные случаи возникновения функциональных омонимов.

Омонимия внутри знаменательных частей речи

1. Субстантивация — переход в имена существи­тельные слов других знаменательных частей речи:

1)  прилагательных: получить в вечное пользова­ние -> думать о вечном;

2)   местоимений: Ничья помощь ему не нужна —> Противник предложил ничью;

3)   причастий: бегущие по рельсам поезда при­соединиться к бегущим;

4)   числительных: два друга  Учительница вы­вела в дневнике жирное «два».

2.  Адъективация —   переход в имена прилага­тельные:

1)  причастий: блестящая поверхность -4 блес­тящий ответ;

2)  числительных: первый ряд первый ученик.

3.  Прономинализация — переход в местоимения:

1)   прилагательных: известный ученый В известном смысле вы правы;

2)   числительных: Купи один батон —» Один мой приятель рассказал интересную историю;

3)   причастий: Талант, данный ему природой —» 5 данный момент директор занят.

4.  Адвербиализация — переход в наречия:

1)   существительных: обладать даром организа­тора —> £му все дается даром;

2)  деепричастий: _ffe глядя под ноги, он мчался через лужи —> подписать не глядя.

5.  Переход в слова категории состояния:

1)   наречий: Густо и пахуче дымит самовар (И.Бу­нин) -» В кабаке было тепло, привычно пахуче и шумно (М. Горький);

2)   кратких прилагательных: Лицо ее было моло­до и свежо —> На улице свежо;

3)  существительных: Нужно выбрать подходящее время —» Время ехать.

Поскольку выделение слов состояния — труд­ный материал для учащихся, основные различия между этой и омонимичными ей частями речи мож­но представить в следующем виде:

 

Краткое

Наречие

Слово

 

прилагательное

 

состояния

 

1. Обозначает

1. Обозначает

1. Обозначает

 

признак пред-

признак дей-

состояние.

 

мета

ствия

2. Не зависит

 

2. Согласуется

2. Зависит от

от других слов

 

в роде и числе

глагола Он ве-

в предложе-

 

с именем су-

село смеялся.

нии За обедом

 

ществительным

 

было весело.

 

Лицо его было

 

 

 

весело.

 

 

 

Имя

Слово

существительное

состояния

1. Обозначает предмет

1. Обозначает состояние

2, Склоняется

 

3, Подчиняет себе имя

2. Не изменяется

прилагательное

3. Подчиняет себе глагол

4. В предложении является

в неопределенной

  подлежащим

форме'

или дополнением Наступила

4. Является сказуемым

осенняя пора.

в безличном предложении

Перешли на зимнее время.

Нам нора уезжать.

 

Тебе время спать.

Переход знаменательных частей речи в служебные

1.  Переход в предлоги:

1)   существительных (обычно сочетаний существи­тельного с предлогом): Поэтому адресу никто не проживает —> По адресу новой передачи было высказано много критических замечаний;

2)   наречий: Море на сотни миль вокруг казалось пустынным (В.Катаев) -ь сесть вокруг стола;

3)  деепричастий: Она помолилась и теперь, бла­годаря Бога за свое избавление (С .Аксаков) -ч» Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки (А.Чехов).

2.  Переход в союзы:

1)  наречий: Точно измерить —» Никто ничего не промолвил,  точно все    в рот воды набрали (И.Тургенев);

2)   местоимений: Все, что лежало вокруг, было чу­жим -, Он говорил, что завтра уедет.

3.  Переход в частицы:

1)   местоимений: Ведь ты не изменил себе, дру­жище, ты не продал себя (М.Салтыков-Щед­рин) —> Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе (А.Пушкин);

2)   числительных: один процент —> От этих мод­ных диет  —> один вред;

3)  наречий: Сядь прямо! —> Ты прямо герой!

4)   глаголов: Было время, процветала в мире наша сторона (А.Пушкин)  Повозка было трону­лась, но он остановил ее (Л.Толстой).

Самыми трудными для выделения в тексте яв­ляются служебные части речи, поэтому следует по­вторить их виды и функции. Нелишним будет составление списков основных разрядов предлогов, союзов и частиц.

Обязательно повторите разряды местоимений!

 

 

УПРАЖНЕНИЯ№6

1. В приведенных предложениях укажите слова, которые образованы в результате перехода слов различных частей речи в имена существительные.

1.  И невозможное возможно, дорога долгая лег­ка, когда блеснет в дали дорожной мгновенный взор из-под платка (А.Блок). 2. Как только проводим на­ших, сядем работать (А. Чехов). 3. Большая зала была полна ожидающими (В.Брюсов). 4. Таитяне никог­да не видели белых вблизи, однако знали, что их корабли несут смерть (Н. Чуковский). 5. У всего есть предел: в том числе и у печали (И.Бродский). 6. Свя­щенник, отец Виктор, обещал прийти в субботу пос­ле всенощной (Л.Улицкая). 7. Он знает предмет на твердое «три». 8. Что тут дивного? Ну вот! Белка камушки грызет! (А.Пушкин). 9. Сергей заканчивал работу над новым монопланом, которому проро­чил   большое будущее сам профессор Жуковский (В.Саянов). 10. Четыре милиционера с наганами в руках вели троих арестованных (А.Гайдар).

2.  Определите, какой частью речи является вы­деленное слово: кратким прилагательным, наречи­ем, словом состояния?

1. Нынче ветрено и волны с перехлестом. Ско­ро осень, все изменится в округе (И.Бродский). 2. Я счастлив был, безумец!., и я мог так ветрено от сча­стья отказаться (А.Пушкин). 3. Утро сегодня ветре­но и промозгло. 4. Сердце у вас здорово, однако нервная система истощена непосильными нагруз­ками. 5. Лицо его было задумчиво, но глаза бойко и здорово блестели (А.Писемский). 6. Степану Аркадьичу отъезд жены в деревню был очень приятен: и детям здорово, и расходов меньше, и ему свободнее (Л.Толстой). 7. Сначала вы встретили мой план довольно-таки прохладно. 8. Ах! под небом север­ным шелковым Так легко, так прохладно спать (А.Ахматова). 9. Лето в тундре всегда коротко и прохладно.

3.  Определите, какой частью речи является вы­деленное слово:   предлогом, союзом или частицей?

1. И как ей не скучно и не совестно! (Л.Толс­той). 2. На небе сверкнула, как живой глаз, первая звездочка (И.Гончаров). 3. Что, или вспомнил ста­рую любовь? (К.Паустовский). 4. Было видно по лицу, что ему нехорошо (А.Чехов). 5. Тоже мне ху­дожник, утку не может нарисовать! 6. Мальчики и девочки пошли дальше мимо пасшихся коней, ко­торые вздыхали и фыркали (В.Панова). 7. За ис­ключением некоторых деталей, спектакль мне по­нравился. 8. Он принимал гостей, любезно улы­бался, между тем как больше всего на свете ему хотелось побыть одному. 9. Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей (И.Тур­генев). 10. Жениховой родне согласно уговору под­несли по три рюмки водки (М.Шолохов). 11. Он про­сто смеется над вами! 12. На темной крыше торча­ли два бельведера один против другого (И.Гоголь).

13.  Пускай же говорят собаки: «Аи Моська! Знать она сильна, что лает на слона!» (И.Крылов). 14. Пус­кай чуть слышен голос твой, негромки темы песнопенья; но ты воспрянешь за чертой неотразимо­го забвенья! (Н.Некрасов). 15. В памяти все было ясно, точно он расстался с Анной Сергеевной толь­ко вчера (А.Чехов).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.   Какие умения учащихся проверяют задания ЕГЭ по русскому языку, связанные с морфологией?

2.  Каковы   правила определения рода нескло­няемых существительных?

3.  В каком падеже чаще всего допускаются ошиб­ки при склонении числительных?

4.  Назовите основные случаи перехода из одной части речи в другую.

5.  Какой частью речи может быть в зависимос­ти от контекста слово что?

ЛИТЕРАТУРА

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому язы­ку. Практическая стилистика русского языка. М, 2003.

2.  Печникова B.C. Анализ функциональных омо­нимов // Современный русский язык.

    Анализ язы­ковых единиц/ Под ред. Е.И. Дибровой. М., 1995.

3.  Служевская Т.Л. Уроки русской словеснос­ти. Практикум по культуре речи. СПб, 1997.

4.  Ким ОМ. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

Лекция № 5. Синтаксис и культура речи

Типология заданий. Трудные случаи синтаксического анализа слово­сочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические упражнения

Большинство заданий ЕГЭ по синтаксису тре­буют короткого конструируемого ответа (тип В), т.е. являются заданиями повышенной сложности. Например:

• Из предложения ... выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управле­ние, примыкание).

• Среди предложений ... найдите простое одно­составное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное,   и т.п.).

• Среди предложений ... найдите предложение с обособленным определением (приложением, обсто­ятельством).

• Среди предложений ... найдите сложное пред­ложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).

• Среди предложений ... найдите сложноподчи­ненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.

• Укажите предложение с грамматической ошиб­кой (с нарушением синтаксической нормы).