Приведенный ниже список мыслительных ситуаций ни в коем случае не является исчерпывающим. Многие читатели легко смогут дополнить этот список своими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель этого списка — высказать предположение, что определение цели мышления может быть очень различным, в зависимости от того, что мы хотим сделать, и от типа мыслительной ситуации.
РАЗЛИЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ
Приведенный ниже список мыслительных ситуаций ни в коем случае не
является исчерпывающим. Многие читатели легко смогут дополнить этот
список своими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель этого списка
— высказать предположение, что определение цели мышления может быть
очень различным, в зависимости от того, что мы хотим сделать, и от типа
мыслительной ситуации.
В любом случае ключевой вопрос состоит в следующем:
• Что Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НА ВЫХОДЕ?
Четкий ответ на этот вопрос ведет к определению цели мышления.
Проблема
Я использую это слово в его «простом» смысле. Есть проблема. Есть
неудачная попытка. Есть дефект. Есть отклонение от того, что должно быть.
Что-то не так. Возникает боль. Возникает опасность. Есть вмешательство в то,
что мы хотели бы сделать. Наверное, существует препятствие, которое надо
преодолеть. Весьма возможно, что нам надо преодолеть какую-то брешь.
Вероятно, что-то стоит у нас на пути.
Если говорить в целом, то существует что-то, что надо исправить. Нам
хотелось бы избавиться от проблемы, точно так же как больному человеку от
своей болезни. Мы хотим устранить вмешательство этой проблемы, убрать
барьер или препятствие, возникшее в результате этой проблемы.
Вмешивающийся тип проблемы отличается от препятствующего — первый
имеет отношение к нашему нормальному поведению, а второй пытается
загородить тропинку, по которой мы хотим идти. Однако оба типа являются
препятствиями, без которых желательно обойтись.
«Я не могу уехать, так как мне не с кем оставить кота».
«Громкая музыка моего соседа мешает мне спать ночью».
«Транспортные пробки в городах становятся просто ужасными».
«Наши поставщики повысили цены».
«Профсоюзы грозят объявить забастовку».
«Количество уличных преступлений возрастает».• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Задача
Задача — это то, что мы хотим сделать. Мы можем поставить себе задачу
сами; это может сделать кто-то другой.
Некоторые люди, одержимые проблемами, говорят о поиске проблем, когда
имеют в виду определение задачи. Задача — это лишь то, что мы хотим
делать.
Когда в результате вызова от одного очень известного математика я
поставил перед собой задачу изобрести простую игру, это была задача,
которую я поставил себе сам.
Очень часто мы вполне довольны нашим каждодневным существованием —
нам всего достаточно, мы не ставим перед собой никаких задач. Мы не ставим
перед собой смелых задач, так как их наверняка будет сложно решить.
Обретая все большую уверенность в своем мышлении и творчестве, мы
получаем желание ставить смелые цели.
«Я хочу научиться говорить по-китайски».
«Я хочу составить список самых творческих людей этого города в области
рекламы».
«Я хотел бы придумать что-нибудь, что побудило бы женщин пить больше
пива».
«Яхочу основать дом для бездомных подростков».
«Я хочу создать самую лучшую таможенную службу для авиалиний».
«Я хочу найти новый способ приготовления капусты».
• Я ХОЧУ НАЙТИ СПОСОБ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ.