Тема урока: 35 Разметка, резка, рубка и гибка проволоки.
Класс: 5.
Тип урока: комбинированный.
МПС: история, физика, литература, химия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная практическая работа.
Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о правке и разметке проволоки; формировать у них умения и навыки правки и разметки проволоки различными способами и инструментами.
Сформировать понятие о резке, рубке и гибке проволоки; формировать умения и навыки резки, рубки и гибке проволоки различными способами и инструментами.
Оснащение урока. Слесарные верстаки, тиски, приспособления для правки проволоки, подкладки, киянки, слесарные молотки, образцы проволоки (стальная, медная, алюминиевая), заготовки, чертежи, линейка, кусачки, слесарная ножовка, напильники трехгранные, зубило, плоскогубцы и круглогубцы, оправки для гибки проволоки, приспособления для резки, рубки и гибки проволоки.
Объект и содержание работы. Чертилка. Варианты: головоломка, держатель-подставка для книги и тетрадей, кормушка для синиц. Правка заготовок, разметка заготовок для изделий. Резка и рубка заготовок, изготовление изделий гибкой.
Новые понятия. Разметка проволоки, метка, кусачки, зубило, лезвия губок кусачек, гибка, оправка, круглогубцы, криволинейная форма, гибочные приспособления.
План урока:
1. Оргмомент – 1 мин;
2. Актуализация знаний – 3 мин;
3. Самоопределение к деятельности – 1 мин;
4. Формулировка целей урока – 1 мин;
5. Работа по теме урока: беседа - , физкультминутка – 1 мин, просмотр видео урока –
6.
Ход урока:
I. Организационный момент.
· Приветствие. Присутствующие. Дежурные готовят инструменты и приспособления.
· Обучающиеся входят в мастерскую, рассаживаются по местам, одевают фартуки.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1) Какие способы правки используют при выпрямлении толстой проволоки? (С помощью молотка и наковальни легкими «кистевыми» ударными движениями);
2) Какие приспособления пригодятся для правки тонкой проволоки? (гвозди вбитые в доску, две дощечки, две деревянные круглые палочки, круглая металлическая или деревянная оправка);
3) На предприятиях проволоку различной толщины производят в основном двумя способами: ПРОКАТКОЙ И ВОЛОЧЕНИЕМ;
4) Проволоку толщиной более 5 мм получают: НА ПРОВОЛОЧНЫХ ПРОКАТНЫХ СТАНАХ;
5) Проволоку диаметром менее 5 мм изготавливают: ВОЛОЧЕНИЕМ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ВОЛОЧИЛЬНОМ СТАНКЕ.
6) Волочильными станами на производстве управляют: ВОЛОЧИЛЬЩИКИ.
III. Самоопределение к деятельности.
А) (показываю движение «разметка», «резка», «рубка», «гибка» проволоки). Запись на доске:
РАЗМЕТКА, РЕЗКА, РУБКА, ГИБКА ПРОВОЛОКИ.
Давайте сформулируем тему урока: «РАЗМЕТКА, РЕЗКА, РУБКА И ГИБКА ПРОВОЛОКИ»
III. Формулировка целей урока: О чём мы узнаем? (О разметке, резке, рубке, гибке проволоки). Чему научимся? (Делать разметку на проволоке, рубить, резать и гнуть). Каким видом деятельности мы с вами занимаемся на уроке? (пилением, строганием, гибкой металла, разметкой на разных материалах и т.д.). И еще научимся размечать, резать, рубить, сгибать проволоку. Какие инструменты и материалы нам пригодятся? (линейка, карандаш, молоток, наковальня, пассатижи, бокорезы, ножовка по металлу, оправка круглая диаметром 20 и 18 мм).
(раздаю по началу урока бланк «Палитра моих знаний»)
Палитра моих знаний
Покажи цветом, какие знания ты имеешь по каждому вопросу: закрась кружок.
Не знаю ничего – красный цвет
Осведомлен, слышал – желтый цвет
Знаю правильный и точный ответ – зеленый цвет
IV. Работа по теме урока.
Сегодня мы узнаем новые понятия, посмотрите на доску: разметка проволоки, метка, кусачки, зубило, лезвия губок кусачек, гибка, оправка, круглогубцы, криволинейная форма, гибочные приспособления, зачистка.
1. Беседа.
Человечество не стоит на месте и постоянно прогрессирует. Даже в древние времена люди придумывали разнообразные вещи, с помощью которых усовершенствовали и украшали свой быт. Одним из таких изобретений и является проволока.
В настоящие время существует огромное множество всевозможных видов проволоки с разным составом и различным сечением. По составу в нее может входить: свинец, цинк, олово, медь, серебро и т. д, сечения бывают: овальными, трапециевидными, круглыми, квадратными.
(на доске слова: цинк, медь, серебро)
(сечения: овал, трапеция, круг, квадрат)
1) Рассмотрим разметку. Если необходимо согнуть проволоку на расстоянии 100 мм от ее начала, то для этого к ней следует приложить линейку так, чтобы нулевая отметка совпала с краем отрезка. И напротив нее ставим метку. Метка – это след от карандаша или напильника.
Работа по учебнику. Найти определение слова «Разметка».
Запись в тетради:
* Определение места сгиба, разреза или всей длины проволоки с соблюдением размеров, указанных на чертеже, называютразметкой.
2) Рассмотрим резку. Для резания стальной, медной или алюминиевой проволоки диаметром до 3 мм применяют различные инструменты. Кусачки имеют ручки и острые губки.Лезвия губок двигаются навстречу друг другу и перерезают проволоку.
* Резание — это технологическая операция по разделению заготовки на части при помощи режущих инструментов.
3) Рассмотрим рубку. ТБ при резке и рубке проволоки. Если проволока твердая и прочная, для ее рубки используют зубило. *Рубка – это слесарная операция по разделению заготовки на части при помощи зубила и молотка.
4) Рассмотрим гибку. ТБ при гибке. Проволоку до 3 мм сгибаюткруглогубцами и плоскогубцами. Для сгибания криволинейной формы применяют круглогубцы. Толстую проволоку гнут с помощью оправок в тисках или используя гибочные приспособления.
Работа по учебнику. Найти определение слова «Гибка».
* Гибка – это слесарная операция, с помощью которой заготовке придается нужная форма.
* Зачистка – срезание неровностей на деталях и изделиях.
2. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3. Правила ТБ. Работа по технологической карте. Работа в парах и индивидуально. Вместе обдумать, как сделать разметку, а затем индивидуально провести разметку. Далее: резку, рубку, гибку.
4. Далее: Просмотр видео урока 12 минут с практическим заданием.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
6. Продолжение практической работы.
7. Рефлексия.
ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ПАЛИТРА МОИХ ЗНАНИЙ»
· Кто доволен своей работой?
· Что было интересным для вас? И что больше всего запомнилось?
· Что сегодня оказалось трудным?
· Где можно применить работу? (Уборка рабочих мест).
Подведение итогов урока. Оценки. П.35, 36, 37 ответить на вопросы. Сообщение «Как появилась проволока».
Человечество не стоит на месте и постоянно прогрессирует. Даже в древние времена люди придумывали разнообразные вещи, с помощью которых усовершенствовали и украшали свой быт. Одним из таких изобретений и является проволока. У этого изобретения, конечно, не имеется такого большого и значимого функционала, как, например, у колеса или атомной бомбы, но в настоящее время эта металлическая нить получила большое распространение во многих областях.
Судя по археологическим раскопкам, история проволоки берет свое начало еще в
древнем Египте, примерно за 3000 лет до н.э. Есть предположение, что проволоку
изначально использовали для украшения причесок, для этого делали золотые и
серебряные ленты. Получали проволоку путем скручивания узких полосок металла, а
чтобы не было острых углов, эти полоски прокатывали между плоскими
поверхностями. Проволока квадратного и шестиугольного сечения изготавливалась
плющением. Со временем про проволоку узнали в Азии, а затем уже в Европе.
В 7 веке до н.э. был придуман новый способ изготовления проволоки, Его изобрели
персы. Назвали этот способ – волочением. Суть заключалась в том, что
металлические прутья протягивали через отверстия меньшие диаметром, чем само
сырье. Европейцы узнали об этом способе изготовления проволоки лишь в 10 веке.
В Европе проволоку стали использовать для обмундирования армии, изготовления
факелов и спиц для вязания, делать из нее крючки для рыбалки и иголки для
шитья. Серебряными и золотыми проволоками стали расшивать такни.
В середине 17 века в Англии появились механические станки, для проката
проволоки.
В 19 веке человечество придумало, как железную проволоку защитить от ржавчины,
ее стали покрывать черным лаком. Примерно в это же время стало возможно
массовое производство металлической нити, это связано с изобретением паровой
машин.
В настоящие время существует огромное множество всевозможных видов проволоки с
разным составом и различным сечением. По составу в нее может входить: свинец,
цинк, олово, медь, серебро и т.д, сечения бывают: овальными, трапециевидными,
круглыми, квадратными.
В период научно- технического прогресса проволока прочно обосновалась в нашей
повседневной жизнь. Если бы ее не было, наш бы мир выглядел бы совсем иначе.
Давайте погрузимся в мир истории....
Представьте себе, что вы находитесь в средневековье, когда проходили рыцарские турниры.
Как вы думаете, для чего нужны доспехи рыцарю? А как вы считаете, какими должны быть доспехи? А как вы думаете, из чего изготовлены доспехи?
Мы подошли к теме нашего урока «Тонколистовой металл и проволока»
Правка металлов — это технологическая операция, предназначенная для придания изогнутым заготовкам ровной (правильной) формы. Для правки используют следующие инструменты: молотки слесарные, киянки (деревянные молотки), плоскогубцы и приспособления (правильные плиты, наковальни, тиски).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.