Разнообразие животных
Оценка 4.7

Разнообразие животных

Оценка 4.7
doc
30.05.2021
Разнообразие животных
raznoobrazie_zhivotnyh.doc

ТЕМА:      Животные: насекомые, птицы, звери и другие группы животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

 

ЦЕЛИ:     

-       расширить и обобщить представления детей про все группы животных – «Насекомые», «Земноводные», «Звери», «Пресмыкающиеся», «Рыбы», «Птицы»;

-       сформировать умение работать с источниками информации; работать в группах и парах;

-       развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать и систематизировать;

-       развивать связную речь, умение делать выводы, познавательный интерес;

-       формировать товарищеские взаимоотношения, ответственность;

-       воспитывать заботливое отношение к животным.

 

Х О Д     У Р О К А

 

І. Организация класса.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы собрались здесь и пригласили гостей в нашу школу, чтобы провести научную конференцию.

 

(На экране мультимедийной системы слайд №1: «Приветствуем участников научной конференции!»)

 

- Тематика и вопросы, которые будут обсуждаться, вручены четырем группам ученых 2 Б класса. Давайте поприветствуем группу начинающих ученых-энтомологов; группу ученых-серпентологов; группу ученых-ихтиологов; группу ученых-орнитологов.

         Все представленные вам группы подготовили проекты, которые будут сегодня защищать.

         Для оценивания результатов нам необходимо представить Ученый Совет. (Представление жюри).

 

ІІ. Мотивация.

         - Что легло в основу подготовки данной конференции?

 

         (На экране слайд №2)

 

         - Прислали как-то в школу странное письмо.

           Экран сейчас покажет, смотрите – вот оно.

 

         (На экране слайд №3)

 

         - В нем лишь один рисунок

           И подпись: «Это кто?»

           Но из моих знакомых

           Названье дать созданью

           Пока не смог никто.

           Еще с письмом прислали

           Волшебный микрофон.

           И рядом написали,

           Что нам поможет он.

         - Уважаемые участники, вам необходимо одним предложением высказать свое предположение.

 

         (Ответы детей:

         - Это зверь, т.к. передние лапы напоминают лапы собаки или льва.

         - Это рыба, т.к. голова с плавниками.

         - Это лягушка, т.к. задние лапы с перепонками.

         - Это змея –  хвост, как у змеи.

         - Это птица, ведь есть крылья.)

 

         (Слайд №4)

 

         - Вот с этого все и началось в 1 классе. И все же, как мы назвали это существо?

 

         (Дети: Животные)

 

         -Как вы думаете, какой же будет тема нашей конференции?

 

         (Слайд №5 «Животные»)

 

         - Правильно. Ведь в рисунке объединились признаки разных групп животных. И так как в 1 классе мы уже кое-что о них узнали, то каждая группа наших сотрудников, получила задание провести исследование на тему «Разнообразие животных» и подготовить научный материал по определенной теме.

 

ІІІ. Защита проектов.

         - Слово для защиты своего проекта предоставляется группе энтомологов.

 

Группа №1

Участник 1:                  Жуки, пчелы, бабочки, мухи, стрекозы, мотыльки, тараканы – это насекомые.

 

         (На экране слайд №6, на котором поочереди появляются фотографии перечисленных насекомых)

 

Участник 1:                  Насекомые от других животных отличаются тем, что имеют 6 ног, а тело разделено на 3 части: голову, грудь и брюшко.

                                      У большинства насекомых – одна или две пары крыльев.

                                      Это самая богатая видами группа животных. Она насчитывает около миллиона видов животных.

Участник 2:                   Насекомые на Земле имеют свое особое предназначение. Они – прекрасные опылители, санитары природы; улучшают почву; производят мед, лекарственные вещества, шелк.

Участник 2:  (Слайд №7)       Они живут почти везде на Земле: и в жаре, и в холоде. Нет их только в глубинах океана.

Участник 3:                   А я хочу вас познакомить с насекомыми-рекордсменами.

 

(Слайд №8)

                                      Самая крупная муха в мире обитает в Южной Америке. Длина ее тела около 6 см, а размах крыльев – 10 см!

                                      Самым крупным среди жуков считается жук-геркулес. Его длина – 18 см!

                                      А таракан может пробежать 30 см за секунду! Но это всего лишь около двух километров за 1 час.

 

Участник 4:  (Слайд №9)       Кто не знает басни Ивана Крылова «Стрекоза и муравей» или стихотворения Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха»? Насекомые часто являются героями стихотворений и сказок.

                                      А я бы хотела вам загадать загадки. Кто это?

1.     Не солнце, не огонь, а светит.

(Светлячок)

2.     Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран.

Дома не любят

И на базаре не купят.

                                               (Таракан)

3.     Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

                                               (Стрекоза)

4.     Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

                                               (Жук)

Участник 1:                   Наша группа защиту закончила.

 

         - За защиту своего проекта каждая группа получит оценку и в зависимости от нее будут распределены места от І до ІV и названа группа-победитель. С критериями оценивания и группы, и жюри ознакомлены. И пока жюри будет оценивать выступление первой группы, мне хотелось бы проверить, насколько внимательно и серьезно участники конференции усвоили информацию. И предлагаю вам пройти тест на тему «Насекомые».

 

         (Дети работают в парах за компьютерами. На листочек записывают выставленные баллы)

 

Участник 1:                   А теперь мы предлагаем вам спеть с нами песенку об известном насекомом.

 

Физкультминутка «В траве сидел кузнечик»

 

- В песенке мы упомянули лягушку. Думаю, следующая группа ученых расскажет нам об этом и о других интересных животных.

 

Группа №2

Участник 5:   (Слайд №10)    Как у нас на сеновале

                                               Две лягушки ночевали.

                                               Утром встали, щей поели,

                                               А водить – тебе велели.

Участник 6:   (Слайд №11)    В одной старинной книге написано, что у жабы ядовитое мясо, ее взгляд и дыхание опасны для человека. Лягушка, конечно, некрасива, неуклюжа, с бородавками. Но лягушек любят не за красоту. Некрасивая лягушка – почетный гость на дачах и огородах.

                                      На огороде она – прекрасный сторож: охраняет овощи от червей, гусениц и других вредителей. Днем сидит в темном уголке, а вечером идет на «работу». За ночь съедает много вредителей.

                                      Лягушка совершенно безопасна для людей.

Участник 7:   (Слайд №12 Таблица «Земноводные»)  Лягушки, тритоны, саламандры – это земноводные. Эти животные рождаются в воде и дышат жабрами, которые потом превращаются в легкие. Там же они откладывают икру. Часть жизни земноводные проводят в воде, часть – на суше. Именно поэтому их прозвали земноводными.

                                      Дышат они сквозь тонкую, влажную, мягкую кожу.

Участник 5:         Есть одна игра для вас…

                            Я начну стихи сейчас.

                            Я начну, а вы – кончайте,

                            Хором, дружно отвечайте.

                   Кто на свете ходит

                   В каменной рубахе?

                   В каменной рубахе

                   Ходят… (черепахи)!

                            Я в зеленку угодил

                            Горько плачет… (крокодил)!

                   Шелестя, шурша травой,

                   Проползает кнут живой.

                   Вот он встал и зашипел:

                   «Подходи, кто очень смел!»

                   Но «нельзя», - отвечу я,

                   Ведь не кнут ползет, … (змея)!

Участник 7:   (Слайд №13 Таблица «Пресмыкающиеся»)  Черепахи, крокодилы, змеи, ящерицы – это пресмыкающиеся. Они – хладнокровные животные. Чтобы нормально жить, они нуждаются в тепле, поэтому живут в теплом климате. Кожа у них сухая, покрыта роговой чешуей. Живут пресмыкающиеся, в основном, на суше, но некоторые много времени проводят в воде. Они откладывают яйца. У некоторых из них отсутствуют конечности.

Участник 8:                   А как же пресмыкающиеся защищают себя?

Участник 9:                   Тело молоха-австралийской ящерицы, покрыто острыми шипами. Ее называют «колючим чертом».

                                      Хамелеон может менять цвет своей кожи, чтобы слиться с окружающей средой. Часто цвет хамелеона говорит о его настроении.

Участник 8:                   А змея, увидев врага, часто притворяется мертвой.

                                      Большинство ящериц умеют отрывать свои хвосты, когда на них нападают. Оторванный хвост еще несколько минут дергается и отвлекает врага.

Участник 7:                   Наша группа защиту закончила.

 

- Участников конференции снова прошу к компьютерам. Сейчас мы проверим, что запомнилось вам из сказанного 2-ой группой.

 

Проводится тест №2

 

- К защите приглашается группа №3.

 

Группа №3

Участник 10:                 Мы - ихтиологи. Ихтиология – наука, изучающая рыб. Наша группа составила кроссворд. Вам нужно внимательно посмотреть на картинку и послушать описание данной рыбы. И вы легко отгадаете ее название.

 

(Участники группы самостоятельно  нарисовали рыб, о которых пойдет речь)

 

Участник 11:   (показывает изображение рыбы)       Эта рыба получила свое название из-за своего длинного рыла, которым выкапывает из морского дна мелких животных. Посмотрите, какие зубцы! Что они вам напоминают?

                                                                                              (Рыба-пила)

Участник 13:                 Эта рыба – ценный продукт питания, ее ловят миллионами тонн. Она есть в продаже и в наших магазинах в замороженном виде.

                                                                                              (Хек)

Участник 12:                 Название этой рыбе дали черные полоски и хищные повадки. В каждом зоопарке вы найдете хищную полосатую кошку с таким же названием.

                                                                                              (Рыба-тигр)

Участник 13:                 Это очень умная, грациозная и игривая рыба. Она быстро скользит по воде, высоко подпрыгивая. Очень любит людей и с удовольствием играет с ними.

                                                                                              (Дельфин)

Участник 10:                 Эти рыбы заселили все водные пространства – от горных ручьев и до вод коралловых рифов, полярных морей и океанических заливов. Большинство из них имеют спинные плавники с острыми лучами-колючками, остры также и брюшные плавники.

                                                                                              (Окунь)

Участник 11:                 Эта рыба – самый страшный морской хищник. Она живет во многих морях. Самая опасная из них имеет в своей пасти более тысячи острых треугольных зубов. А длина самой большой – более 15 метров.

                                                                                              (Акула)

Участник 12:                 Он в самом омуте живет,

                                      Хозяин глубины.

                                      Имеет он огромный рот,

                                      А глазки чуть видны.

                                      Эти рыбы всегда желанный улов. Питаются они на дне, усиками нащупывают в иле червей, личинок, насекомых или рачков.

                                                                                              (Сом)

Участник 13:                 Эта рыбка живет в аквариуме. Тропические рыбки – выходцы из Южной Америки. Но люди их расселили по всему миру как аквариумных. Рыбки едят личинок и куколок комаров.

                                                                                              (Гуппи)

Участник 12:                 У этой рыбы светящиеся шишки, расположенные под глазами. Эта рыбка может включать и выключать свой фонарь. Поэтому ее ласково назвали…

                                                                                              (Фонарик)

Участник 11:                 Про этих рыб из Южной Америки привыкли говорить, как о кровожадных убийцах. Это агрессивные рыбки, длинной до 30 см, с мощными, большими, зубастыми челюстями, которыми они отрывают куски тела жертвы.

                                                                                              (Пираньи)

Участник 10:                 Ну, как, удалось заполнить весь кроссворд? Мы бы тоже не смогли это сделать, если бы не нашли в книгах столько интересного. Мы вам сейчас назовем этих рыб, а вы запомните их названья.

 

(На экране появляется кроссворд с ответами)

 

Участник 11:                 Рыбы – хладнокровные животные, живущие в воде. Их тело покрыто чешуей. Они имеют плавники, дышат жабрами. Рыбы откладывают икру. Продолжительность жизни различна. Бычок живет до 1 года, а белуга – до 100 лет.

Участник 13:                 У рыб часто встречаются двойные названия потому, что рыба чем-то (формой тела, головы, окраской или поведением) напоминает другое животное или предмет.

Участник 11:                 Например: рыба-еж, рыба-кабан, кролик, попугай, бритва, луна, свеча, мичман, лягушка-рыба и другие.

                                      Названия двух таких рыб были в кроссворде. Каких?

Участник 10:                 Наша группа защиту закончила. Еще мы хотим сдать папку, где собрано более 30 примет, пословиц, поговорок рыбаков разных стран.

 

- Спасибо. И снова я приглашаю участников занять места за компьютерами. Проверим, что вы запомнили о рыбах.

- И, наконец, подошла очередь последней, четвертой группы. Предоставим им слово.

 

Участник 14:                 Мы хотим предложить вам игру «Найди меня». Перед вами лежат изображения хорошо известных вам животных. Мы будем читать отрывки из литературных произведений, а вы должны найти среди всех тех животных, о которых пойдет речь.

Участник 15:                 «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»

Участник 16:                 «А ты, кукушечка – мой свет, как тянешь важно и протяжно!»

Участник 17:                 Зимой на ветках – яблоки

                                      Скорее собери!

                                      И вдруг – вспорхнули яблоки

                                      Ведь это – снегири!

Участник 14:                 Будут все удивляться:

                                      Сова вечно спит,

                                      А дела все в порядке,

                                      И дом не забыт.

                                      И поэтому совы в почете у птиц,

                                      Все считают – их мудрость не знает границ!

Участник 15:                 Дятел лечит древний дуб,

                                      Добрый дятел дубу люб.

Участник 14:  (слайд №16)    Молодцы! Все эти животные представители группы «Птицы». Птицы отличаются от других животных тем, что у них:

-       тело покрыто перьями;

-       они умеют летать;

-       имеют мощный клюв;

-       откладываю яйца.

Участник 17:                 А теперь продолжим игру.

                                      Жираф-длинношейка – ему никак

                                      Для шеи не выбрать воротника.

Участник 15:                 Обезьян смешнее нет.

                                      Что сидеть, как статуя?

                                      Человеческий портрет.

                                      Даром, что хвостатая.

Участник 17:                 А вот и зебра, ну и цаца!

                                      Полосатее матраца!

Участник 15:                 Кенгуру – смешная очень.

                                      Руки – вдвое короче.

                                      Но за это у ней

                                      Ноги вдвое длинней!

Участник 16:  (слайд №17)    Молодцы! Эти животные составляют группу «Звери». Звери – животные, тело которых покрыто шерстью. Детеныши рождаются живыми, их выкармливают молоком.

Участник 17:                 Нашим предкам принадлежит огромная исследовательская работа, которая закреплялась и передавалась из поколения в поколение в пословицах, поговорках, приметах, загадках, легендах. Многие из них посвящены животным. Вспомните некоторые из них. Соберите пословицу или поговорку из двух частей.

 

(На столах заготовки)

 

Задание для І группы

1.     За двумя зайцами погонишься                 ни одного не поймаешь.

2.     Ласточка день начинает,                           а соловей кончает.

 

Задание для ІІ группы

1.     Волка бояться –                                        в лес не ходить.

2.     Лучше синица в руках,                             чем журавель в небе.

 

Задание для ІІ группы

1.     Лиса и во сне                                             кур считает.

2.     Где аист водится,                                      там счастье родится.

 

Проверка выполнения заданий.

 

(После ответов І группы )

 Участник 16:                Существует много легенд о происхождении птиц.

                                      Ласточка – божья птичка, созданная Богом из земли. Благословил ее господь за то, что, когда распинали Христа, ласточки у палачей воровали гвозди.

 

(После ответов ІІ группы )

Участник 15:                 О журавле говорят, что он будто создан из земли. На Украине существует такая примета. Когда журавли весной возвращаются из теплых стран, следует назвать их «веселиками». И целый год будешь веселиться. Если же назовешь «Журавлями», будешь весь год грустить.

 

(После ответов ІІІ группы )

Участник 17:                 Существует легенда о том, почему аист некрасиво поет. Когда-то они с соловьем пришли к мудрецу за голосом. Соловей вел себя вежливо, и мудрец наградил его прекрасным голосом. А аист оказался невежей, и с тех пор его пение напоминает треск сухого дерева.

Участник 14:                 Защита окончена.

 

- Прошу всех участников пройти последний тест на тему «Звери и птицы».

Учащиеся проходят тестирование и записывают на листочках оценки, которые выставил компьютер.

 

 

ІV. Этап рефлексии.

         - Итак, защита окончена. Нашему жюри необходимо время, чтобы подвести итоги работы. А я хочу спросить всех участников нашей научной конференции, какой была тема нашего заседания?

         Еще раз рассмотрите это животное и скажите, признаки каких групп у него есть? А какой группы не хватает? Чтобы вы дорисовали?

         Давайте еще раз хором назовем основные группы животных.

 

         (Слайд №19) Дети называют.

 

         - Сегодня мы узнали, насколько разнообразен мир животных и перечислили 6 основных групп. Но групп намного больше, поэтому еще много интересных открытий вас ждет впереди.

         Дома вам нужно будет выполнить следующее задание. Прочитать статьи учебника на страницах 32-35, рассмотреть рисунки и вспомнить все, о чем мы говорили на сегодняшнем заседании.

 

V. Этап оценивания.

         - А теперь предоставим слово жюри.

 

         Жюри оценивает работу каждой группы и индивидуальную работу учащихся, называет победителей, вручает диплом. Затем выставляются оценки.

         (На экране – таблицы оценивания)

 

         - Внимание! Научную конференцию по теме «Животные» объявляю закрытой. Спасибо всем участникам за работу, и присутствующим за внимание.


 

Відділ освіти Михайлівської райдержадміністрації

 

Районний методичний кабінет

 

 

 

 

 

Тварини:

комахи, птахи, звірі

та інші групи тварин

(риби, плазуни, земноводні)

 

 

                                Конспект уроку  підготувала

                            вчитель початкових класів

                                              Михайлівської ЗОШ І-ІІІ ступенів №3

                               Смірнова Олена Миколаївна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Михайлівка

2009 р.


ТЕМА: Животные: насекомые, птицы, звери и другие группы животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

ТЕМА: Животные: насекомые, птицы, звери и другие группы животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)

И подпись: «Это кто?»

И подпись: «Это кто?»

Участник 1:

Участник 1:

За защиту своего проекта каждая группа получит оценку и в зависимости от нее будут распределены места от І до І

За защиту своего проекта каждая группа получит оценку и в зависимости от нее будут распределены места от І до І

Кто на свете ходит

Кто на свете ходит

Участники группы самостоятельно нарисовали рыб, о которых пойдет речь)

Участники группы самостоятельно нарисовали рыб, о которых пойдет речь)

Участник 12: У этой рыбы светящиеся шишки, расположенные под глазами

Участник 12: У этой рыбы светящиеся шишки, расположенные под глазами

И вдруг – вспорхнули яблоки

И вдруг – вспорхнули яблоки

Задание для ІІ группы 1.

Задание для ІІ группы 1.

Слайд №19) Дети называют. -

Слайд №19) Дети называют. -

Відділ освіти Михайлівської райдержадміністрації

Відділ освіти Михайлівської райдержадміністрації
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021