Цель исследования:
подобрать эффективные приёмы и виды
работы, обеспечивающие разнообразие
работы над пересказом в старших классах
специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Объект исследования: методика развития связной речи на уроках чтения в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Предмет исследования:
методическое обеспечение разнообразия приёмов, видов
работы над пересказом в старших классах специальной
(коррекционной) школы VIII вида.
Задачи:
1. Выделить теоретические основы связной устной
речи учащихся и преодоления трудностей в
овладении пересказом в специальной
(коррекционной) школе VIII вида.
2. Выявить особенности пересказа текстов у
умственно отсталых старшеклассников при
традиционной методике обучения.
3. Подобрать эффективные приёмы и виды работы,
обеспечивающие разнообразие работы над
пересказом умственно отсталых старшеклассников.
Критерии:
1.Осознанность: понимание не только фактического содержания рассказа, но и человеческих качеств главных героев рассказа.
2. Последовательность: логическое изложение содержания всех событий, происходящих с главными героями рассказа, в прямой временной последовательности, по замыслу автора.
Цель формирующего эксперимента:
подобрать и проверить эффективность приёмов и видов работы, обеспечивающих разнообразие работы над пересказом умственно отсталых старшеклассников.
Направления работы:
лексическая подготовка;
работа над выделением главной мысли,
разграничением главного и второстепенного
в содержании текста;
работа над логикой и последовательностью
основной части текста;
работа над образами;
подготовка к выразительному пересказу.
Приёмы работы над пересказом:
разнообразные варианты работы с планом;
смысловая догадка;
восстановление деформированного диалога;
работа с пословицами и поговорками;
описание персонажей;
придумывание продолжений к рассказам;
постановка живых картин;
рисование иллюстраций и работа с ними;
драматизация;
выборочное чтение с опорой на иллюстрацию, рисунки детей опорные слова.
Рис. 7. Общая характеристика пересказов с учётом уровня критерий до и после обучения, %
Критерии | Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | ||||
Выс. | Сред. | Низ. | Выс. | Сред. | Низ. | |
Осознанность | - | 33 | 67 | - | 58 | 42 |
Последовательность | 42 | 58 | 67 | 33 | ||
Полнота | 25 | 75 | 59 | 41 | ||
Выразительность | 33 | 67 | 50 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.