Бессмысленно говорить, что мы учим читать, потому что на самом деле мы должны учить понимать текст, а обучение чтению, как мы обычно его трактуем, это только одно звено, только необходимое условие обучения процессу понимания.
(А.А.Леонтьев)
Стратегии предтекстовой деятельности
АНТИЦИПАЦИЯ
читатель забегает мыслью вперёд;
читатель не только понимает то, о чём говорит автор в данный момент, но и предполагает, о чём автор должен сказать вслед за этим;
читатель превращается в своеобразного соавтора, который сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение.
Стратегии работы с текстом
Предтекстовая деятельность
«ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРИПОМИНАНИЯ»
припоминание важной информации, касающейся темы текста
«РАССЕЧЕНИЕ ВОПРОСА»
смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия
«ПРЕДВАРЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ»
актуализация имеющихся знаний по теме текста
Стратегии работы с текстом
текстовая деятельность
ЦЕЛЬ :
выдвижение гипотезы о содержании читаемого, её подтверждение или отклонение, контекстуальная и смысловая догадка;
размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное.
ПРИНЦИПЫ :
остановка деятельности;
размышление вслух;
прогноз;
установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.
Стратегии работы с текстом
Текстовая деятельность
«ЧТЕНИЕ В КРУЖОК»
1. Учащиеся по очереди читают текст по абзацам:- задача читающего – читать с пониманием;- задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
2. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.
Стратегии работы с текстом
Текстовая деятельность
«ЧТЕНИЕ ПРО СЕБЯ С ВОПРОСАМИ»
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая усложняющиеся вопросы.
Учащиеся читают текст по абзацам про себя.
После прочтения каждого абзаца останавливаются и задают вопросы к прочитанному тексту.
Сначала на вопросы к абзацу отвечают все члены группы, затем можно работать в парах: один задает вопросы, другой отвечает, и наоборот.
Стратегии работы с текстом
Послетекстовая деятельности
ЦЕЛЬ СТРАТЕГИИ:
применение и использование материала в самых различных ситуациях, сферах, формах;
включение материала в более масштабную деятельность: - тестирование, - таблицы, - планы, - рефераты, - сценарии, - плакаты.
Связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Понятие текст в высказываниях классиков
Текст – «вся записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ)». С.И.Ожегов
Текст – «подлинник, подлинныя, буквенныя речи писателя». В.И. Даль
Текст – «это набор определенных художественных приемов».
В.Б.Шкловский
Текст – «это сформулированная в пространстве и времени точка зрения на человека и мир)». М.М.Бахтин
Текст - «особым образом организованная словесная структура, моделирующая действительность». М.Ю.Лотман
«Мир есть текст». Ж.Деррида
Текст – «одно из ключевых понятий гуманитарной культуры XX века, применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии. Текст – это последовательная осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой... обладающая свойствами связности и цельности». В.П.Руднев
Алгоритм составления заданий:
Задания на «соотнесение»
Задания «множественного выбора»
Задания на «перенос информации»
Задания на «дополнение информации»
Задания с ответами на вопросы, творческие задания
Задания на «восстановление деформированного текста»
Задания «множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами);
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,
3) картинок, схем и т. п.;
4) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов)
Задания «на дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом;
2) дополнение (завершение) предложений.
3. Составление текста из его частей.
Инструкция к выполнению задания
Разрежьте текст по пунктирной линии. Распределите части между собой.
Прочитайте.
Восстановите последовательность событий.
Постройте правильную последовательность абзацев.
Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
Подберите заголовок к тексту.
Запишите правильный вариант текста с заголовком.
По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.
…………………………………………………………………………………..
Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.
………………………………………………………………………………………..
Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.
………………………………………………………………………………………..
Блины в этот день бабушка не испекла.
1. Поэтому нужно залечивать на берёзе ранку после того, как взяли сок, иначе дерево погибнет.
2. Если взять много сока у берёзы и не залечить ранку, то дерево погибнет.
3. Люди считают берёзовый сок полезным и вкусным напитком. Весной они подрезают кору и собирают его в бутылочку. Деревья, у которых выпустили много сока, засыхают и погибают, потому что сок у них – всё равно, что у нас кровь.
Собери «рассыпавшийся» текст - рассуждение, расставив на свои места части текста.
Прочитай текст-рассуждение.
1. ТЕЗИС. Я знаю, что в слове ЗЕЛЕНЬ букв больше, чем звуков.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. В слове ЗЕЛЕНЬ шесть букв. Буква мяг- кий знак (ь) звука НЕ ОБОЗНАЧАЕТ. Следовательно, звуков на один меньше, чем букв, то есть пять.
3. ВЫВОД. Значит, в слове ЗЕЛЕНЬ букв больше, чем звуков.
Составь по образцу тексты-рассуждения.
ТЕЗИС 1. «Я знаю, что в слове ЯСЕНЬ букв столько же, сколько звуков».
ТЕЗИС 2. «Я знаю, что в слове КОНЬ букв больше, чем звуков».
Прочитай текст.
У лужи сидел воробей и размышлял: «Упала снежинка в лужу – исчезла, упала на асфальт – сверкает. Почему?»
Вдруг как из-под земли неожиданно появился кот. Он тихо подкрался к воробью, но тот махнул крылышком (не мешай) и попал коту в глаз. Кот страшно…
Придумай и запиши окончание рассказа. Обязательное условие:
всё должно закончиться примирением.
2) Придумывание недостающей части текста
Составление вопросов и тестов по данному тексту.
Эта работа формирует умение выделять главное как в общем, так и в конкретном случае. Составлять вопросительные предложения, предполагающие подробные или конкретные ответы (да, нет).
Также детям очень нравится составлять по прочитанному произведению тест, где нужно выбрать из 3-х предложенных ответов один правильный.
«Собери стихотворение»
Расставь строки в стихотворении в нужном порядке.
В косматой его бороде.
Трещит по замерзлой воде.
Идет, по деревьям, шагает
И яркое солнце играет.
Н.А. Некрасов
«Восстанови порядок событий»
(По рассказу В.Драгунского «Друг детства»)
Мама достала старого плюшевого мишку.
Дениска попросил купить боксерскую грушу.
Дениска вспомнил свое детство.
Мальчик никогда не будет боксером.
Чтение с пометками
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Раб с текстом до чтения
Только систематическая работа образовательного учреждения по формированию читательской грамотности на всех ступенях обучения способна решить проблему формирования грамотного читателя.
Необходимо правильно выстроить весь инструментарий, распределив его по ступеням обучения, и задействовать его и в учебной, и во внеучебной работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.