Цифровой диктант:1 – ФОРМА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА2 – ФОРМА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА3 – ФОРМЫ И ЕД. ЧИСЛА, И МН. ЧИСЛА
ПРОВЕРЬ!
3, 2, 2, 3, 1, 1, 2, 2, 3, 1
Словарный диктант
Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…
Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.
Проверяем
На каждой тропинке, на чудесной елке, с умным врачом, о маленькой Наташе, о скором приближении, при большом санатории, при легком прикосновении, при сильном горении.
Цель
ЗНАТЬ:
разносклоняемые существительные
суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
склонять существительные на -МЯ
обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных
Сколько вы знаете склонений?
Как определить склонение?
1 скл.
Трава
Земля
Папа
2 скл.
Конь
Стол
Окно
3 скл.
ночь
Склонение
на -ия
-ий
-ие
Дистанция
Санаторий
учреждение
Представьте, что 6 склонений — это ваза
В древнерусском языке тоже было склонение!
Оно выделялось по типу основы
Склонений было...
6
Что делать с осколками?
Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза.
И остались лишние осколки...
Новая ваза — это новая система склонений в русском языке
Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»
Разносклоняемые существительные
Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя ср.р.
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь м.р.
Дитя
Понаблюдаем за словами!
И.п. – знамя, время, пламя.Р.п. – знамени, времени, пламени.Д.п. – знамени, времени, пламени.В.п. – знамя, время, пламя.Т.п. – знаменем, временем, пламенем.П.п. – о знамени, о времени, о пламени.
Понаблюдаем за словами!
И.п. – путьР.п. - путиД.п. –путиВ.п. - путьТ.п. - путемП.п. –о пути
И.п. – дитя
Р.п. - дитятиД.п. – дитятиВ.п. - дитятюТ.п. – дитятей, во мн.ч – детьми.П.п. – о дитяти
Разносклоняемые существительные
Р.п.
Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)
П.п.
Т.п. ЕМ (по 2 скл.)
Р.п. мн.ч. семя, стремя -ЯН-
Синтаксическая пятиминутка
Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.
Объяснительный диктант
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
Потерянного врем…н… (не) воротишь.
Большого плам…н… (не) задуешь.
Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .
«Проверь себя»
Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.
Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.
По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.
1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря.
2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .
3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
4.Я должен быть дома к своему врем…н…
5.Мы своих домашних животных зовем по им…н…
Составить предложения с фразеологизмами:
стремя в стремя,
называть вещи своими именами,
до поры до времени.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.