Разносклоняемые существительные

  • pptx
  • 10.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разносклоняемые существительные.pptx

Четвертое октября. Классная работа.

Цифровой диктант: 1 – ФОРМА ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА 2 – ФОРМА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА 3 – ФОРМЫ И ЕД. ЧИСЛА, И МН. ЧИСЛА

ПРОВЕРЬ!
3, 2, 2, 3, 1, 1, 2, 2, 3, 1

Словарный диктант

Записать словосочетания; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.
На каждой тропинк…, на чудесной елк…, о большом урожа…, по интересной истори…, с умным врач…м, о маленькой Наташ…, о скором пр…бл…жени…, при большом санатори…, при легком пр…к…сновени…, при сильном г…рени…, с зимней стуж…й, об интересном г…рбари…
Составить, используя словосочетания, простое предложение с однородными членами.

Проверяем

На каждой тропинке, на чудесной елке, с умным врачом, о маленькой Наташе, о скором приближении, при большом санатории, при легком прикосновении, при сильном горении.

Разносклоняемые имена существительные

Что это?
Откуда они?
В чем их особенность?

Цель

ЗНАТЬ:
разносклоняемые существительные
суффикс -ЕН- (-ЁН-) в основе существительных на -МЯ
УМЕТЬ:
склонять существительные на -МЯ
обосновывать выбор гласных в окончаниях этих существительных

Сколько вы знаете склонений?
Как определить склонение?

1 скл.

Трава
Земля
Папа

2 скл.

Конь
Стол
Окно

3 скл.

ночь

Склонение
на -ия
-ий
-ие

Дистанция
Санаторий
учреждение

Представьте, что 6 склонений — это ваза

В древнерусском языке тоже было склонение!
Оно выделялось по типу основы
Склонений было...

6

Что делать с осколками?

Когда мы попытались склеить вазу из осколков, у нас получилась новая ваза.
И остались лишние осколки...

Новая ваза — это новая система склонений в русском языке

Осколки — это разносклоняемые существительные. Их мы не смогли никуда «приклеить»

Разносклоняемые существительные

Бремя
Время
Вымя
Знамя
Имя ср.р.
Пламя
Племя
Семя
Стремя
Темя
Путь м.р.
Дитя

Веселый урок
от радионяни

Понаблюдаем за словами!

И.п. – знамя, время, пламя. Р.п. – знамени, времени, пламени. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени. 

Понаблюдаем за словами!

И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути

И.п. – дитя
Р.п. - дитяти Д.п. – дитяти В.п. - дитятю Т.п. – дитятей, во мн.ч – детьми. П.п. – о дитяти   

Разносклоняемые существительные

Р.п.

Д.п. -ЕН- И (по 3 скл.)

П.п.

Т.п. ЕМ (по 2 скл.)

Р.п. мн.ч. семя, стремя -ЯН-

Суффиксы разносклоняемых существительных

Чтобы лучше запомнить...

нарисуйте в тетради памятку...

Разносклоняемые существительные

Итак...

Что это?
Откуда они?
В чем их особенности?

Синтаксическая пятиминутка

Записать предложение, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

Время от врем…н… в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зар…слей кувшинок медленно проплывал карась.

Объяснительный диктант

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

Потерянного врем…н… (не) воротишь.
Большого плам…н… (не) задуешь.
Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .

«Проверь себя»

Озаглавить и списать текст; вставить пропущенные буквы; объяснить их правописание.

Короткая летняя ночь на исходе. На востоке ярким плам…н…м алеет край неба, а в пр…роде начинается пробуждение.
Время от врем…н… раздает(?)ся пение птиц.
По дорог… от деревн… потянулось стадо. В обратном направлени… движется машина с зерном.

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов.

1.Синим плам..нем пылают стаи туч... над бездной моря.
2. От худого сем…н… (не) жди доброго плем…н… .
3. Нет тяжелей брем…н…, чем безделье.
4.Я должен быть дома к своему врем…н…
5.Мы своих домашних животных зовем по им…н…
6.Вождь плем…н… сообщил табору печальные вести.

Составить предложения с фразеологизмами:


стремя в стремя,
называть вещи своими именами,
до поры до времени.

Домашнее задание:
§ 78 № 98, 99