Урок комбинированного типа, на котором обучающиеся закрепят ранее изученный материал по спряжению глагола, вспомнят алгоритм спряжения. После повторения ребятам будет предложен языковой материал, через анализ которого они поймут, что существуют глаголы, называемые разноспрягаемыми, и выполнят несколько упражнений по новой теме. . Данный урок можно провести в рамках Дня здоровья в школе.
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни..docx
Открытый урок русского языка в 6 классе
в рамках празднования Дня здоровья
«Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни»
Подготовила Городишенина Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №12с у.и.о.п.» Балашиха 2017 Т.А.
Н.М.
Шанский.
Баранов,
Ладыженская,
Программа: М.Т.
Программы
общеобразовательных учреждений «Русский язык, 59 классы». – Москва: Просвещение,
2011
Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык. 6 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Междисциплинарные связи: литература, физическая культура, история.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку, раздаточный
печатный материал.
Используемые технологии: информационнокоммуникационная, технология развивающего
обучения, проблемная, элементы исследования, проектной деятельности.
Методы и способы организации учебной деятельности: беседа, практикум, индивидуальная
работа, работа в группах, самопроверка, взаимопроверка, применение полученных знаний
на практике.
Формы: индивидуальная (самостоятельная работа), групповая, работа в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование знания о разноспрягаемых глаголах;
повторение алгоритма определения спряжения глагола;
закрепление умения правильно определять спряжение глагола.
Метапредметные:
развитие навыков связной монологической речи;
развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы,
памяти, воображения;
развитие положительной мотивации к учебной деятельности.
Личностные:
воспитание интереса и любви к русскому языку;
воспитание внимательности;
формирование самостоятельности, навыков работы в минигруппах, парах
(сотрудничество).
Ход урока:
I. Орг.момент
На экране приведено стихотворение:
Здоровье
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться. (А. Гришин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет не простой урок русского языка. Кто знает,
какой праздник отмечается 7го апреля в нашей стране? (Всемирный День здоровья).
Совершенно верно. Известна ли вам история этого праздника? (Он отмечается ежегодно
7 апреля начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году вступил в силу Устав Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ)).
Поэтому сегодня у нас будет не только урок русского языка, но и урок здоровья.
II. Основная часть.
1)
Ребята, на экране приведено стихотворение о здоровье. Как вы считаете,
прав ли лирический герой стихотворения, утверждающий, что здоровье не купишь? Какую
мысль хочет передать нам автор с помощью этого стихотворения? (Мысль о том, что
здоровье ценно и его нужно беречь).
2)
Действительно, беречь здоровье очень важно. И это было известно еще
исстари. Давайте вспомним пословицы о здоровье, подтверждающие это. (Здоровье всего
дороже. Здоровье не купишь. Здоровому всё здорово. В здоровом теле здоровый дух.
Здоровье дороже золота).
3)
– Молодцы. И я думаю, вы стараетесь поддерживать своё здоровье, выполняя
зарядку, ходя в спортивные секции. А что нужно делать на уроке, чтобы сохранить свое
здоровье? (Нужно правильно сидеть за партой, не горбиться, соблюдать расстояние от глаз
до тетради).
4)
Итак, давайте проверим свою посадку и начнем урок, записав в тетради
число и «классная работа».
5)
Урок начнем с решения задачи. Даны два однокоренных слова, одно имеет
значение действия, изменяется по падежам, числам и относится к одному из трех родов, а
второе – обозначает действие, изменяется по временам, лицам, числам. Какой частью речи
будет 1 слово? А второе? (Существительное, глагол). Как называется изменение
существительного по падежам? (Склонение). А изменение глагола по лицам и числам?
(Спряжение). Приведите примеры таких существительных, глаголов. (Бежать, бег; ходить,
ход и т.д.). Мы говорим о действии, значит, какая часть речи нас будет сегодня
интересовать? (Глагол).
6)
Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
Как изменяется?
Что самое сложное в правописании глаголов?
7) Работа со схемой.
Действительно, самое сложное в теме «Глагол» определить спряжение и правильно
написать гласную в окончании. Дополним схему «Как правильно определить спряжение
глагола». (Работа с заготовками на проектных листах, учащиеся должны вписать только
слова).
Окончание ударное?
Да
Определяем спряжение
по гласной в окончании (поешь)
Нет
поставить глагол в н.ф.,
определить гласную в ˄
(готовим – готовить) ем
ешь
ете
ет
ут/ют
1 спр.
на –ить (кроме брить, стелить)
+ слышать, видеть, ненавидеть,
и обидеть, и зависеть, гнать,
держать, вертеть, терпеть,
а еще дышать, смотреть.
Да
2 спр.
Нет
1 спр.
Привести примеры. Выполнение проверочной работы. Индивидуальная работа.
Взаимопроверка.
2 спряжению)
Летим, веришь, служит, готовить, смотреть, прыгаешь, слышим, моет, читает.
Какое предположение можно выдвинуть? (Что глаголы относятся либо к 1, либо ко
Работа в группах.
8)
Ребята, перед вами предложения. (Раздать каждой группе учащихся по 1 конверту с
предложением). Задание: составьте предложения.
Можно ли отнести данные предложения к какомулибо литературному жанру? (К
фольклору, это пословицы).
В начале урока мы уже обращались к данному жанру. Что такое пословицы? Приведите
определение. (Меткое, образное народное выражение).
Определите спряжение у глаголов.
1 группа получает пословицу, в которой есть глагол хотеть в ед.ч.
2 группа – предложение с глаголом хотеть во мн.ч.
Предложение для 1 группы
А) Коли хочешь себе добра, никому не делай зла! (Хочешь – окончание –ешь, ед.ч., 2л, 1
спр.; не делай – окончание –и, ед.ч., 2 л., 1 спр).
Предложение для 2 группы
А) Коли хотите себе добра, никому не делайте зла! (Хотите – окончание –ите, мн.ч., 2л, 2
спр.; делайте – окончание –те, мн.ч., 2 л., 1 спр).
Создание проблемной ситуации. Обсуждение в парах, выдвижение гипотез:
9)
Сформулируйте вывод. (Глагол хотеть имеет окончания как 1 спр., так и 2).
Наше предположение оправдалось? (Нет)
А какое предположение можно выдвинуть? (Что некоторые глаголы могут иметь
окончания и 1, и 2 спр.)
Мы выяснили, что к таким глаголам относится глагол хотеть.
Что еще нам нужно выяснить? (Какие еще глаголы имеют такой способ спряжения).
7) Работа в группах.
В русском языке есть еще один глагол, который имеет окончания и 1, и 2 спряжения.
Каждой группе предлагаются предложения со словом бежать. Задание: определить у
глаголов спряжение. Работа на скорость.
А) Лето лежишь, зимой с сумой бежишь.
К какому выводу пришли? (Глагол бежать)
Ребята, давайте вспомним, с каким лингвистическим явлением мы встречались при
изучении имени существительного, когда работали со словами «время», «племя», «знамя» и т.д.?
(Разносклоняемые имена существительные)
Подумайте, как тогда будут называться глаголы бежать и хотеть?(Разноспрягаемые). Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока? Помня о том, что наш урок связан с
Днем здоровья. (Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни).
8) Морфемный разбор слова разноспрягаемые. Работа у доски.
Разн – о – спряг – а – ем – ые (сложение основ)
Повторим: разноспрягаемые – значит, спрягаются по образцу 1 и 2 спряжения.
Подтвердилось наше предположение? (Да, глаголы бывают 1, 2 спряжения и
разноспрягаемые)
9)
Работа по словообразованию. Работа в парах. Обратить внимание на историческое
чередование согласных в корне.
Давайте подберем однокоренные слова к глаголам хотеть при помощи приставок,
изменяя неопределенную форму глагола по лицам и числам (захотим, перехочешь, захочет).
К слову бежать? (Прибежать, перебежать, разбежаться)
К какому выводу пришли? (Производные этих глаголов также являются
разноспрягаемыми).
Физкультминутка. Ребята, в начале урока мы поговорили о том, что нужно правильно
сидеть на уроке, чтобы сохранить своё здоровье, а что еще нужно делать? (Физкультминутку).
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, нука, нука!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад).
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью).
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправовлево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой).
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).
10)
А теперь, немного отдохнув, продолжим урок. Синтаксический разбор
предложения. Работа у доски.
Бог дал живот, Бог даст и здоровье. (Повеств., невоскл., сложн., БСП, сост. из 2х ПП)
Выделим орфограммы.
Обратите внимание на сказуемое глагол. В какой он форме стоит?
Разберите по составу.
Спряжение глагола (2 человека у доски) в ед.ч и мн.ч. Выделение и проговаривание
окончаний.
Какой вывод можно сделать? (Это особый глагол).
Какое предположение можно выдвинуть? (Что в русском языке есть и особые глаголы).
Как вы думаете, он один в русском языке такой?
11) Работа с предложением.
А у нас тут есть, что есть, да при этом есть, чем есть.
Какое лексическое явление здесь наблюдаем? (Омонимию)
Объясните значение слов «есть».
Спряжение глагола есть индивидуально с последующим обсуждением в группах.
Правдиво наше предположение? Не забудьте это обозначить на проектных фигурах.
10) Культура речи. Коллективная работа.
В каком предложении нет речевых ошибок?
Работаем до поту, так и поедим в охоту.
Работаем до поту, так и покушаем в охоту.
Объяснение. Знакомство с таблицей параграфа (стр.198)
III) Закрепление умений определять спряжение. Дифференциация задания.
Ребята, давайте повторим, о каких глаголах мы сегодня говорили? (О глаголах 1, 2
спряжения, разноспрягаемых, особых)
На карточках даны задания как для слабых учащихся, так и для сильных.
Ребята, вы видите, что задания даны двух уровней. Прочитайте их и выберите тот
уровень, какой вы сможете сделать.
1 уровень. Поставьте глаголы в нужную форму, выделите окончания, определите
спряжение.
Здоровым (быть ед.ч., 2л.,)
Аппетит от больного (бежать – ед.ч., 3л.)
здоровому (катиться ед.ч., 3л.)
.
всё (добыть – ед.ч., 2л.)
а
,
.
к
2 уровень. Составьте из данных слов предложения, поставьте глагол в правильную форму,
выделите окончания глаголов, определите спряжение.
Здоровье, а, (приходить), часами, (уходить), днями.
IV) Итоги урока.
Справились ли мы с поставленными задачами? В чём затруднялись? Что следует ещё раз
повторить? Чем был полезен для вас сегодняшний урок?
В заключении хотелось бы пожелать вам ХОТЕТЬ быть здоровыми. А чтобы это желание
осуществить, приведу совет из одного стихотворения:
Физкультурой занимайся,
Чтоб здоровье сохранять,
И от лени постарайся
Побыстрее уБЕЖАТЬ!
Спасибо, ребята, за урок. Мне очень понравилось работать с вами. Давайте поаплодируем
друг другу. До свидания.
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Разноспрягаемые глаголы и здоровый образ жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.