Разноуровневое обучение
Оценка 4.9

Разноуровневое обучение

Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации +1
Взрослым
08.06.2017
Разноуровневое обучение
Теоретический материал по разноуровневому обучению на уроках в общееобразовательных учебных заведениях. Адресуется учителям, которых интересует тема разноуровневого обучения. На данный момент плохо изучена и мало кем применяется система разноуровневого обучения. В даной статье рассматривается трех уровневое обучение. Но минимальная отметка за 1 уровень 6 баллов.материал по разноуровневому обучению. адресуется учителям общеобразовательных учебных заведений
Колковский_report.doc
И. В. КОЛКОВСКИЙ РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одной   из   тенденций   современного   образования   является   личностно ориентированное обучение, то есть такая организация процесса обучения, которая наиболее полно учитывает образовательные запросы общества и самих   учеников.   И   это   очень   важно   именно   в   современных   условиях, потому что интерес учащихся к процессу обучения снижается. Одна из причин нежелания школьников учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым не может успешно справиться, а для ученика со способностями более высокого уровня такое же задание является легким и, соответственно, не очень интересным, потому что не позволяет проявить себя. Таким   образом,   в   учебном   процессе   общеобразовательной   школы сохраняются   противоречия   между   фронтальными   формами   обучения   и сугубо индивидуальными  способами  учебно­познавательной  деятельности каждого ученика, между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения [1, с. 83]. Устранению   этих   противоречий   может   способствовать   внедрение дифференцированного обучения или его элементов. В   педагогической   литературе   различают   понятия   «внешней»   и «внутренней»  дифференциации. При внешней дифференциации   учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса,   при   которой   индивидуальные   способности   учитываются   в условиях  организации  учебной деятельности  в одном  классе.    В  данном случае личностно ориентированное обучение достигается главным образом за счёт внедрения элементов разноуровневого обучения [5]. С учетом этого предлагаются три основных варианта дифференциации обучения: 1)   комплектование   классов   однородного   состава   с   начального   этапа обучения   в  школе   на   основе   диагностики   динамических   характеристик личности   и   уровня   овладения   общеучебными   умениями   («сильные», «средние»,   «слабые»).   Однако   сразу   надо   отметить,   что   в   обычных учреждениях общего среднего образования это, как правило, официально не осуществляется; 1 2)   внутриклассная   дифференциация   в   среднем   звене,   проводимая посредством  разделения   класса   на   группы   для   раздельного   обучения   на разных уровнях; 3) профильное обучение в старших классах, организованное на основе психодидактической   диагностики,   экспертной   оценки,   рекомендаций учителей,   самоопределения   школьников;   применительно   к   русскому языку – это создание классов филологического профиля. Отмечается,   что   в   результате   такого   подхода   можно   достичь гарантированного результата освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно   возможностей   для   каждого   ученика   реализовать   свои склонности и способности на продвинутом уровне [2, с. 267]. Обратимся к внутренней, или внутриклассной, дифференциации при обучении   русскому   языку.   Внутренняя   дифференциация   в   условиях массового   обучения   может   осуществляться   преимущественно   путем внедрения   элементов   разноуровневого   обучения,   что   позволит приспособить   учебный   процесс   к   индивидуальным   особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения и т. д. Под   разноуровневым   обучением   понимают   такую   организацию   учебно­ воспитательного   процесса,   при   которой   КАЖДЫЙ   ученик   имеет возможность   овладевать   учебным   материалом   на   разном   уровне,   в зависимости   от   ЕГО   способностей   и   индивидуальных   особенностей личности. Теоретическое обоснование необходимости разноуровневого обучения базируется   на   педагогическом   положении,   согласно   которому   различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко   времени,   необходимому   ученику   для   усвоения   учебного   материала. Педагоги   считают,   что   если   каждому   ученику   отводить   время, соответствующее   его   личным  способностям   и   возможностям,   то   можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы [4, с. 183]. Как известно, люди по природе своей разные, но это, как правило, не учитывается   при   стандартной   организации   урока   русского   языка. Например,   ученики,   которые   слабо   подготовлены   интеллектуально, вынуждены следовать темпу и методам, рассчитанным на более сильных учащихся. Разноуровневое обучение предполагает несколько иную организацию учебного процесса, которая должна осуществляться с учетом: – уровня   обученности   школьника   по   данному   предмету,   уровня   его общего развития; 2 – особенностей   психического   развития   личности   (особенностей памяти, мышления, восприятия и т. д.); – особенностей характера, темперамента. В системе разноуровнего обучения необходимо учитывать  структуру личности.   Эта   структура,   по   мнению   К. К. Платонова,   включает   в  себя следующие подсистемы: 1)   индивидуально­типологические   особенности,   проявляющиеся   в темпераменте, характере, способностях и пр.; 2) психологические характеристики: мышление, воображение, память, внимание, волю, чувства, эмоции и др.; 3) опыт, включающий знания, умения, привычки; 4)   направленность   личности,   выражающую   ее   потребности,   мотивы, интересы, эмоционально­ценностный опыт [3, с. 179]. При организации разноуровневого обучения приходится сталкиваться прежде всего с проблемой отбора учащихся в группы. Одни педагоги считают, что целесообразно выделять, по крайней мере, две группы: –  учащиеся,   для   которых   основной   задачей   является   достижение уровня   возможностей,   т.   е.   уровня,   соответствующего   содержанию основной программы и учебника; учащиеся этой группы осваивают только обязательный уровень. –  учащиеся,   которые   способны   идти   дальше   учебника,   способны достичь уровня углубленного изучения предмета. Другие   исследователи   предлагают   в   соответствии   с   выявленными способностями   и   интересами   учащихся   условно   разбивать   класс   на   три группы: 1) учащиеся с низким темпом усвоения материала; 2) учащиеся со средним темпом усвоения материала; 3) учащиеся с высоким темпом усвоения материала. Дети   1­й   группы   отличаются   низкой   и   неустойчивой   трудностями   в работоспособностью, организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания,   мышления.   Им   необходимы   постоянная   стимуляция,   яркая мотивация,   чёткое   отслеживание   временного   режима,   проверка   качества выполнения заданий, включение заданий на развитие.   повышенной   утомляемостью, У детей 2­й группы хорошие память и внимание, нормально развитое   их   отличают   исполнительность, мышление, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное   грамотная   речь, 3 ненавязчивое   внимание   учителя,   небольшая   стимуляция,   включение творческих заданий. Дети   3­й   группы   обладают   «академической   одаренностью», представляющей   собой   единство   познавательной   потребности, эмоциональной включенности, мотивации и способности к регуляции своих действий.  Эти группы не постоянны, их состав может меняться. При   этом   достигаются   следующие   цели   дифференцированного обучения: 1) для 1­й группы учащихся: –  пробудить   интерес   к   предмету   путем   использования   посильных заданий,   позволяющих   ученику   работать   в   соответствии   с   его индивидуальными способностями; – ликвидировать пробелы в основных знаниях и умениях; –  совершенствовать   умение   осуществлять   самостоятельную деятельность по образцу; 2) для 2­й группы учащихся: – развивать устойчивый интерес к предмету; –  закрепить   и   повторить   имеющиеся   знания   и   способы   действий, актуализировать   имеющиеся   знания   для   успешного   изучения   нового материала; – сформировать умение самостоятельно работать над заданием; 3) для 3­й группы учащихся: – развивать устойчивый интерес к предмету; –  сформировать новые способы действий, умение выполнять задание повышенной сложности, нестандартные упражнения; –  развивать   умение   самостоятельно   работать   над   упражнениями различной сложности. Вводя   элементы   разноуровневого   обучения,   нужно   обеспечить одинаковый темп продвижения каждого ученика при выполнении работы, при этом учащиеся должны работать в полную меру своих сил, чувствовать уверенность в себе, прочно и более сознательно усваивать программный материал. Деятельность учителя при организации разноуровневого обучения, как правило, состоит: 1)   в   делении   учащихся   на   группы   (по   уровню   знаний,   интересам, способностям); 2) в разработке или подборе заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся; 4 3) в оценивании деятельности учащихся. Разноуровневое обучение позволяет учителю не воспринимать разность детей  как  помеху  в  образовательном  процессе,  а создавать  условия  для самореализации каждого учащегося, работать со всеми учащимися в классе, не допуская отставания слабых учеников и торможения в развитии сильных учащихся. На уроках русского языка элементы разноуровневого обучения чаще всего используются на этапе формирования умений и навыков. Существуют различные   способы   дифференциации   содержания   учебных   заданий, например: 1) по степени самостоятельности учащихся. 2) по объему учебного материала; 3) по уровню трудности; 4) по уровню творчества. При дифференциации работы по степени самостоятельности учащихся все   дети   выполняют   одинаковые   упражнения,   но   одни   это   делают   под руководством учителя, а другие самостоятельно. Дифференциация   заданий   по   объёму   учебного   материала предполагает, что учащиеся 1­й и 2­й групп выполняют, кроме основного, еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различия в характере  познавательной  деятельности  школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). Учащимся с низким уровнем обучаемости чаще предлагаются репродуктивные задания, со средним и высоким – творческие. В   педагогической   литературе   отмечается,   что   при   организации разноуровневого обучения: – ликвидируется   несоответствие   содержания,   характера,   степени   и   ориентированного   на   среднего   ученика, трудности   задания, познавательных возможностей сильных и слабых учеников; – ослабляется   противоречие   между   темпом   фронтальной   работы класса и темпом индивидуальной работы каждого ученика; – повышается   уровень   притязаний   личности,   вырабатывается правильная самооценка, что способствует самоутверждению личности, дает возможность к самосовершенствованию. Таким образом, внедрение элементов разноуровневого обучения имеет следующие  преимущества:  исключается  «усреднение» детей; повышается 5 уровень   мотивации   учения   в   группе,   где   собраны   учащиеся   с   равными возможностями,   создаются   щадящие   условия   для   слабых,   у   учителя появляется   возможность   помогать   им,   слабые   получают   возможность испытать   учебный   успех,   избавится   от   комплекса   неполноценности; сильные утверждаются в своих способностях, ученику становится легче и интереснее учиться. Литература 1. Бабанский, Ю. К. современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 384 с.  Методы   в   обучения   2. Выготский, Л. С.  Собрание   сочинений   в   6   томах.   Т.   6.   / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1984. – 462 с. 3. Границкая, А. С.  Научить  думать  и действовать  /  А. С. Границкая. – М.: Просвещение, 1991. – 332 с. 4. Слободников, В. И.  Новое   образование –   путь   к   новому   обществу   / В. И. Слободников // Народное образование. – 1998. – № 5. – С. 183–189. 5.  Смирнова, А. Ф. Элементы разноуровневой технологии обучения как средство   личностно   ориентированного   подхода  /   А. Ф. Смирнова  //   Сайт учителя   русского   языка   и   литературы   [Электронный   ресурс]. –   2012. – Режим   доступа: http://alm­sm.narod.ru/tvorcheskaya­rabota­tech­obuch... – Дата доступа: 08. 01 2015. 6

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017