Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)
Оценка 5

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Оценка 5
Работа в классе +1
docx
русский язык
7 кл—9 кл
03.04.2018
Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)
Данный материал предназначен для использования на уроках в 7 классе при изучении темы "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" . Также разноуровневые задания могут иметь практическую направленность при подготовке к олимпиадам и повторении данной темы обучающимися 8-9 классов. Предлагаемые задания можно использовать в качестве повторения и закрепления орфограммы при подготовке к промежуточной аттестации, ОГЭ и ЕГЭ. Материал подобран с учётом разного уровня готовности обучающихся по теме "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных".Задания базового и повышенного уровней по теме "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных"
Разноуровневые задания по теме -Н-, -НН- в причастиях.docx
Разноуровневые задания по теме «Правописание ­Н­ и ­НН­ в причастиях» Задания базового уровня  Отглагольное прилагательное или причастие? 1. Образуйте  краткие причастия.   Зажжённый,  окрашенный,  убранный, оставленный, изученный 2. Туше...ый   картофель,   соле...ые   в   бочке   огурцы,   мороже…ое   мясо,   варе…ые овощи, жаре...ая в сметане рыба, поджаре...ая рыба. 3. Определите часть речи. Объясните написание ­Н­ или ­НН­? Дорога   дли(нн,н)а;   просея(нн,н)ая   мука;   уборка   законче(нн,н)а;   письмо нераспечата(нн, н)ое; требование удовлетворе(нн,н)о; утре(нн,н)ий туман. 4. 1. Отважная четвёрка двинулась вслед за холмы, в далёкие леса, в страну непуга… ых птиц и зверей. 2. Каждую четверть часа несётся с кремлёвских стен перезвон.  Пользуясь схемой, вставьте н­нн. И   спит   перед   новым   днём   улица   в   невида…ом,   неслыха…ом   красноторговом Китай   –   городе.   3.   Лошади   мчались   по   земле,   кова…ой   из   серебра.   4.   Над равниной   чёрною   и   над   тучей   рва…ою   плачет   золочё…ое   разочарование.   5. Стира…ое   много   раз   ситцевое   платье   едва   прикрывало   до   колен   худенькие загорелые ноги девочки. 6. Турбин долго стоял перед камином и рассматривал портрет Толстого, писа…ый масляными красками. 7. И застыло у ворот стриже… ое детство.       5.   Объясните различия в написании созвучных слов. 1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна. 2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна. 3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной. 6.   Вставьте   пропущенные   буквы.   Выпишите   примеры   в   два   столбика   и объясните принцип, заложенный в распределении по группам 1) Игра актера была проникнове…а и взволнова…а.  2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова…ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств.   3) Сыновья   ее   грубы   и   необразова…ы.   4) Сибиряки   обычно   всегда сдержа…ы.   5) Сюжеты   некоторых   произведений   сложны   и   запута…ы.   6) Суд   не усмотрел   в   данном   деле   состава   преступления,   и   обвиняемые   были   оправда…ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда…ы. 7. В каком ряду есть «третье лишнее»? 1) куплен…ые книги, избалован…ый ребенок, сушен…ые на солнце яблоки 2) нехожен…ые тропы, незван…ые гости, трава нескоше…ая 3) подписан…ый договор, решен…ая задача, желан…ый ребенок 4) исключен…ый из школы, коротко стрижен…ый, бешен…ая скорость 8. Запишите  словосочетания и на их основе сформулируйте правило написания –Н­ и –НН­ в причастиях Прочитанная книга Вязанная крючком кофта Маринованные огурцы Купленная игрушка  9.Спишите, раскрывая скобки:  Некоше(н,нн)ые, низкие кусты широко расстилались передо мною. (Тург.) Однажды, в студе(н,нн)ую зимнюю пору, Я из лесу вышел; был сильный мороз. (Некр.) Птицы изредка прилетали поглядеть, не уехали ли непроше(н,нн)ые гости. (Чех.) Наверху свисали с разных сторон черные лома(н,нн)ые стропила.(Ю.Ол.) На вершине пологого холма   посеребрё(н,нн)ым   морем   раскинулась   спелая   рожь.   (Тург.)   Мы   сорвали несколько гроздей схваче(н,нн)ой морозом красной рябины. (Акс.) Запуше(н,нн)ые инеем,   обмерзшие   ледя(н,нн)ыми   сосульками   бежали   мужики   за   обозами.   (Акс.) Летний вечер повеял прохладой на раскале(н,нн)ую землю. (Акс.) Гремели по ночам железные кровли дач, будто бегает кто­то по ним в подкова(н,нн)ых сапогах. (Купр.) Двор, некогда украше(н,нн)ый цветниками, обращен был в некоше(н,нн)ый луг, на котором   паслась   опутан(н,нн)ая   лошадь.   (А.Пуш.)   В   шалаше   за   перегородкой ране(н,нн)ый   Дубровский   лежал   на   кровати.   (А.Пуш.)   Ни   мече(н,нн)ого,   ни сече(н,нн)ого, ни варе(н,нн)ого, ни толчее(н,нн)ого. (Посл.)  10. Распределите предложения с орфограммой Н и НН в суффиксе по группам: 1) в причастиях 2) отглагольных прилагательных. Объясните выбор написания.  Легкий   сдержан..ый   шепот   разбудил   меня.(Тург)   Он   успел   повернуться   на   бок, бешен..ым   движением   в   тот   же   миг   подтянув   ноги   к   животу,   разглядел   лицо женщины­вагоновожатой. (Булг.) Лида только что вернулась откуда­то и, стоя около крыльца с хлыстом в руках, стройная, красивая, освещен..ая солнцем, приказывала что­то работнику.(Чех.) В руке Иван Николаевич нес зажжен..ую венчальную свечу. (Булг.)  Серую, старую, рван..ую  одежду украшали  зеленые  ленты. (Ю.Ол.)  Собак сыскные шли по моему следу, они меня и нашли в некошен..ом овсе. (Шол.) Теперь я без хохота вспомнить не могу испуган..ых и бледных лиц моих товарищей. (Тург.) Бумажная вина не прощен..ая. (Посл.)  11.   Вставьте   пропущенные   буквы:   Сапоги   были   построен..ы   батальонным сапожником.   (Л.Т.)   Улица   была   ярко   освещен..а.   (Ю.Ол.)   Ямские   лошади   были запряжен..ы. (Акс.) Окна дома, узкие и прорезан..ые арками, были высоко над землей, и   стекла   в   них   окраше..ы   солнцем   в   радугу.   (М.Гор.)   Землянка   обвешан..а   была богатыми коврами, в углу находился серебрян..ый туалет и трюмо. (А.Пуш.) Рядом с дорогой разбросан..ы бревна. (Ю.Аф.) 12 . Объясните разницу в написании однокоренных слов: 1) Мероприятие прошло организованно. Организовано хорошее питание. 2) Море взволновано бурей. Друг говорил взволнованно, горячо. 3) Все мои друзья образованны. Комитеты уже образованы. 4) Лица солдат суровы и озабоченны. Мы были озабочены подготовкой к празднику. 5) Волосы запутаны ветром. Эта история запутанна и загадочна. 13.Объясните,  почему   в   сложных   словах   гладкокрашеный   и   свежескошенный пишется разное количество Н 14.   В   каком   ряду   от   всех   трёх   глаголов   можно   образовать   страдательное причастие прошедшего времени? Запишите эти причастия. Обжечь, испугать, начинать Бояться, страдать, радоваться Совершить, упустить, гнать Исправить, оторвать, выполнить 15.  Составьте  словарный   диктант   по   теме   «Написание   н­нн   в   суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» Задания повышенного уровня сложности 1.  Составьте   текстовый   диктант  (100­110   слов)   по   теме   «Написание   н­нн   в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» 2.  В.И.Даль очень метко сказал о причастиях: «Часть речи, причастная глаголу, в образе…».  Образ какой  части речи имел в виду  автор знаменитого словаря?  Какие морфологические  признаки этой части речи  заложены в причастии? 3. Известно, что если в инфинитиве ударение падает на –ать (­ять) и при образовании причастия   оно   не   перемещается   на   другой   слог,   то   от   таких   глаголов   нельзя образовать   страдательные   причастия   прошедшего   времени.   Глаголы    решать, бросать, определять  и др. таких причастий не образуют. Почему возможно образование страдательных   причастий прошедшего времени от глаголов  читать, писать, рисовать? Запишите эти причастия. 4.Составь текст на тему  «Моя улица» из 6­8 простых и сложных предложений с составными   именными   сказуемыми,   где   роль   именной   части   выполняет   краткое страдательное причастие. Выдели суффиксы причастий. 5.Составьте   с   данными   словами   словосочетания  так,   чтобы   в   первом   случае писалась одна буква Н, а во втором – НН. Обозначьте орфограммы.               Крашеный, копченый, вареное, тушеное, квашеная, нежареный, сушеный, топленый. 6. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Объясните. Рва..ые края,  жжё..ый сахар, изорва..ая скатерть, писа..ая маслом картина, испуга..ые дети,   стриже..ый   мальчик,   выжже..ая   местность,   поздно   сея..ые   овощи,   засея..ое поле, квалифицирова…ый повар, мороже..ые овощи, запута..ые нитки, сея..ая мука, замороже..ые продукты, груже..ая продуктами машина, жаре..ый картофель, нежда… ый гость 7. Составьте с предложенными словосочетаниями  связный  текст,  обозначьте орфограммы.    Чищен_ая,   резан_ая   дольками,   сорван_ая   с   дерева,   подан_ая   с   морожен_ым,   с а(п,пп)етитом съеден_ая. 8. Спишите, вставляя Н или НН. Объясните выбор.  Немного   подальше,  в   самой   глуши   заброшен..ого   и   одичалого   малин..ика,   стояла беседка, прехитро раскрашен..ая внутри. (Тург.) Сам Алехин, умытый, причесан..ый, в новом сюртуке, ходил по гостин..ой. (Чех.) С террасы стеклян..ая дверь вела в гостин..ую, в которой представлялось фортепьяно, завален..ое рукописными нотами. (Тург.) Сладко пахнет сушен..ыми яблоками, а от хомутов и шлей, развешан..ых по стенам, ­ лошадин..ым потом. (Шол.) Теперь шуршит тачанка мимо заиндевевших плетней, бегут назад соломен..ые крыши, ставни размалеван..ые. (Шол.) По земляной морщинистой коре дробным дождем выцокивают раздвоен..ые копыта телят.(Шол.) Он умолкал, поникал головой, потом, напившись из деревян..ой фляги теплой воды, оживал   вновь   и   хватался   то   за   нож,   спрята..ный   под   таллифом,   то   за   кусок пергамента. На этом пергаменте уже были набросан..ы записи. (Булг.) 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.  С   тер..ас..ы   стеклян..ая   дверь   вела   в   гостин..ую,   в   которой   предст..влялось ф..ртепьяно, завален..ое рук..писными нотами. (Тург.) Он, морщась и охая, все же улыбает..ся бес…мыслен..ой сума..шедшей улыбкой. (Булг.) Его выпучен..ые глаза блестят, нос становит..ся ярко(­)красным. (Чех.) Я быстро о..дернул занесен..ую ногу и,   сквозь   едва   прозрач..ный   сумрак   ночи,   увидел   далеко   под   собой   огромную р..внину.   (Тург.)   Когда   на   другой   день   после   обеда   я   пришел   к   Волчаниновым, стеклян..ая   дверь   в   сад   была   открыта   настеж..   .   (Чех.)   До   тех   пор   пока   есть маленькая,   бе..причин..ая   надежда   на   (не)полное   такое   счастие,   я   еще   (не)могу спокойн.. строить для себя вообр..жаемое счастие. (Л.Толст.) 10. Вставьте   пропущенные   буквы,  объясните   выбор   Н   или   НН.   Определите стиль   текста   и   выделите   его   стилеобразующие   средства.   Укажите   средства художественной выразительности. Я смотрел за окно на ржа..ные поля, рощи, маленькие станции. Дорога на Брянск была   круговая   и   дли..ная   –   через   Львов   в   Навлю.   Пассажиры   выскакивали   на станциях,   покупали   у   баб   землянику   и   жаре..ных   цыплят.   Потом   на   перронах воцарялась   сон..ая   тишина.   Я   впервые   видел   пустын..ую   Среднюю   Россию.   Мне понравились ее зелен..ые леса, заросшие дороги, разговоры крестьян. В Синезёрки поезд пришел в сумерки. Меня ждал возница в парусин..овом пиджаке. Мы   остановились   около   маленького   деревян..ого   дома   с   освещен..ыми   окнами. Телега зацепилась за камен..ый столб у ворот. Всё лето я провел среди дремучих Брянских лесов, кротких орловских крестьян в таком старин..ом и обширном парке, что никто не знал, где он кончается и переходит в лес. (По К.Г.Паустовскому «Далекие годы») 11.   Определите   стиль   и   тип   текста.  Укажите   средства   создания выразительности текста. Вставьте пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. С утра до вечера я был с бабушкой на палубе под ясным небом между позолочен..ых осенью берегов Волги. Над рекой незаметно плыло солнце вокруг менялись зелен..ые горы города и села золотые осен..ие листья на воде. К вечеру пароход остановился у причала тесно загроможден..ого судами. На   самом   верху   улицы   стоял   дедушкин   приземистый   дом   окрашен..ый   грязно­ розовой краской с нахлобучен..ой низкой крышей и выпучен..ыми окнами. Весь дом был набит невидан..ыми мною людьми воен..ый из татар с маленькою женою которая играла на богато украшен..ой гитаре сивый дядя Петр, племян..ик его Стёпа длин..ый татарин   Валей.   Вся   комната   последнего   была   заставлен..а   ящиками   и   завален..а вещами. Он сидел в рыжей кожан..ой куртке измазан..ый красками встрепан..ый и неловкий и плавил свинец. Дядя Петр принёс варенье в большой глинян..ой банке. Бабушка сидела на краю печи наклоняясь к людям освещен..ым огнем маленькой жестян..ой лампы. Взрослые разговаривали о том что в Париже нет великого поста когда можно есть только квашен..ую капусту солен..ые грибы картофель с льнян..ым маслом.   Все   много   пили   ели   детям   давали   гостин..цы   и   постепенно   разгоралось жаркое но стран..ое веселье. (По М.Горькому «Детство») 12. Составьте небольшой рассказ на одну букву (букву п). В тексте должно быть не менее пяти страдательных причастий совершенного вида.  13. Работа с несплошным текстом. Перед вами меню из ресторана.  Найдите в нём ошибки. Объясните орфограмму. Меню ресторана русской кухни Наименование блюд Вес, гр. Цена, руб. Щи   из   квашенной   капусты   с картофелем. Суп   картофельный   с   макароными изделиями. Сазан заливной фаршированый Телятина с ветчиной, запечёные в соусе бешамель. Варённые рулеты из рыбного филе. Кукуруза, жареная с луком. 200 200 230 250 190 150 75 60 180 200 125 55 14. Рассмотрите таблицу. Дополните примерами.  Составьте вопросы.

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)

Разноуровневые задания по русскому языку на тему "Правописание -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных" (7-9 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018