Разновидность дидактических игр
Оценка 4.7

Разновидность дидактических игр

Оценка 4.7
doc
10.04.2023
Разновидность дидактических игр
Разновидность дидактич. игр.doc

Разновидность дидактических игр

 

«Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным».

Б.Паскаль.

  Дидактические игры как средство развития познавательного интереса школьников на уроках математики является актуальной проблемой для учителей математике на данном современном этапе.

Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития.   

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

  Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Дидактическая игра является средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решения задач, поставленных играми, требуют сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер, например быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

 

Деловая игра

Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебная направленность и игровая форма – позволяет в непринуждённой форме овладевать учебным материалом.

Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, конструктора, редактора, проектировщика, продавца и т.д. смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. В любом случае деловая игра – это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Игра – творчество, игра – труд.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.  

Итак, я считаю, что деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.

Основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении деловой игры в классе:

1.                     Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов.

2.                     Учитель математики – ведущий игры – должен четко представлять все особенности моделируемой ситуации, уметь быстро проверять полученные при решении задач результаты и интерпретировать их согласно производственной задаче.

3.                     Игра должна проводиться оперативно. Нельзя допускать потери интереса к игре и утомления учеников. Для поддержания интенсивной работы во время игры надо предусмотреть способы стимулирования учащихся, отмечать в процессе игры наиболее отличившихся, подбадривать отстающих.

4.                     В процессе игры нужно учитывать факторы, порождающие конкретные ситуации, а также то, что на «выигрыш» команды или ученика оказывают влияние действия не только отдельных учеников, но и всего коллектива.

 Математическая эстафета

В 5-6 классах внимание учащихся нестойкое. Возникает необходимость на уроке переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом случае выручает математическая эстафета. Лучший результат дают эстафеты, проводимые в конце урока.

Эта форма работы также очень эффективна и в начале урока, когда надо или быстро перестроить мысли учащихся на рабочий лад, или повторить определённую тему, или оценить степень усвоения того или иного материала, или с пользой (и удовольствием) «скоротать» время, пока кто-нибудь из учеников выносит на доску важный момент домашней работы. Эстафету можно применять при изучении новых тем.

Задания эстафеты могут содержать не только материал, предусмотренный школьной программой, но и дополнительный, причем самого разного уровня сложности, а также включать вопросы нематематического характера (это делает эстафету ещё более привлекательной для ребят). Количество заданий в одной эстафете может быть разным. При подборке материала руководствоваться следует и уровнем подготовки конкретного класса.

Эту дидактическую игру можно провести как у доски, так и за партами. На доске записываются задания, ученики по очереди выходят к доске и решают их. Другой вариант: по рядам передают лист бумаги с записанными на нем заданиями для каждого ученика. Учащиеся по очереди решают их и передают далее. Выигрывает тот ряд, который раньше всех выполнил все задания и имеет наибольшее количество правильных ответов.  

Викторина

Викторина – это игра, у которой нет границ, потому ее можно проводить в любом классе и по любому предмету. Она объединяет учение и игру, труд и отдых, развивает математические способности, логическое мышление, укрепляет память.

Викторина – это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. Викторины можно проводить как в начале урока – при отработке навыков устных вычислений, в середине урока – при проверке усвоения нового материала, в конце урока – при проверке знаний и умений учащихся.

Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.  

 Математическое домино

Эта игра вызывает заинтересованность учащихся, экономит учебное время, которое так необходимо для эффективной работы касаемо отработки практических навыков учащихся. Ведь за короткое время каждый игрок должен будет решить в три раза больше задач, чем при монотонной однообразной, а иногда и скучной работы на обычном уроке.  

Так же математическое домино можно использовать для устного счета. В этом случае каждому учащемуся дается индивидуальная карточка для устного счета.

Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игра проводится на уроке как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть наиболее успевающие учащиеся класса или старшеклассники.

Математическое лото

В конверте учащимся предлагается набор карточек с примерами – задачами, на обратной стороне которых часть рисунка и большая карта с ответами. Обычно карточек с примерами – задачами больше, чем ответов на большой карте. Например, на 8 карточек с примерами-задачами 6 ответов на большой карте.

Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает соответствующий ответ. Карточки с примерами-задачами после решения нужно класть вниз лицевой стороной. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных  карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя рядами, легко определяет итоги работы.

 Математический турнир

Математический турнир можно проводить по–разному. Если его проводить в неурочное время, то он требует тщательной подготовки как учеников, так и учителя. Время проведения должно быть определено заранее, ученики получают определенное задание еще до начала турнира; учителю необходимо продумать до мелочей все задания турнира , все игры, которые будут на нём разыгрываться.

Я опишу математические турниры, которые обычно провожу на уроках в 5-7 классах. Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Я выступаю в роли арбитра. Участникам турнира выставляются оценки в журнал, подводятся итоги.

Обычно на такие турниры я отвожу 15-20 минут.

Количество заданий определяется многими факторами: целью турнира, наличием времени, содержанием заданий, составом играющих. Очевидно одно: если бы эти задания были предложены просто в виде самостоятельной работы в конце урока, то вряд ли бы все ученики решили предложенные им 5 примеров и прослушали бы внимательно решение ещё пяти аналогичных.

 Математический аукцион

Аукцион можно проводить разными способами. Вот один из них.

После изучения очередной темы я объявляю, что сейчас проведём игру по типу чайнворда. Задание состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических (алгебраических) терминов по такому принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, какой оканчивается предыдущий. Буква «ь» во внимание не берётся. Основное условие: принимаются только те термины, которые имеют прямое отношение к изученному материалу. Если на одну букву будет предложено несколько терминов, то в чайнворд записывается тот термин, который назвали последним. Если на последнюю букву названного термина не находится предложений, то берется предыдущая буква в этом слове и т.д.

Соревнование заканчивается, когда на доске записано цепочка терминов и следующих предложений нет. В процессе записи терминов над каждым из них ставят номер соответствующей команды. Побеждает та команда, у которой набралось наибольшее число терминов.

После изучения темы «Четырехугольники» в 8 классе я выставляю на аукцион параллелограмм, трапецию, прямоугольник, ромб, квадрат. Задача команд: «купить» фигуру, указав какое-нибудь ее свойство. Фигура достается той команде, которая сообщила последней ее свойство. Затем выставляется другая фигура.

Побеждает команда «купившая» наибольшее число фигур.

 Молчанка

В 5 и 6 классах очень помогают мне в работе сигнальные карточки. Они дисциплинируют детей и позволяют получить информацию об усвоении материала. Обычно красная карточка соответствует утверждению «нет», а зеленая – «да». Но значение карточек можно в любой момент заменить.

С помощью сигнальных карточек можно провести очень много устных упражнений. Очень понравился мне вариант игры «Да-нет», описанный Т.Павленко в статье «Графические диктанты и устные контрольные работы.5-6классы» в газете «Математика» №18-20,2001 г. Ребята с увлечением пишут графические диктанты.

«Да» изображается отрезком, а «нет» – уголком. В результате ответов на вопросы получается «график», по которому легко определить, верно ответил ученик или нет.

После сдачи работ вопросы обсуждаются. Ученики сразу видят результат своего труда.

Диктанты позволяют проверить способность учащихся рассуждать, логически мыслить, делать правильные выводы.

 Кто быстрее

Это – наиболее часто применяемая мною игра. Обычно ее я использую при устном счёте, при проведении самостоятельных работ, иногда раздаю карточки для отдельных ребят.

Внешнее оформление работ может быть различным, задание – тоже, но главная задача учащихся – выполнить его как можно быстрее.

Если нужно отработать какой-нибудь алгоритм решения, я так же использую эту игру. Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее.

Эту игру я использую в 5, 6 классах.

 Угадай-ка

Особый интерес у ребят вызывают игры с названием «Угадай…», ведь в этих играх они показывают не только знания, но и быстроту реакции, быстроту умозаключения. Эти игры настолько просты и понятны, что их можно использовать практически на любых уроках, при изучении любых тем

Смысл игры состоит в следующем: один из учеников (лучше “слабый”) выходит за дверь, он – угадывающий. С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения (геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект” своим именем, а заменяя его просто словами “она, “он”, “это” и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”. После быстрого обсуждения “угадывающий” приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

 

Использование игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности, а также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Создание игровых ситуаций на уроках повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебной работе, снижает утомление, развивает внимание, взаимопомощь.

В заключение, хочу привести слова В.А.Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».


Список использованных источников

1.                      Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002. – 243 с.

2.                      Государственный образовательный стандарт основного общего образования Луганской Народной Республики (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года №495-ОД).

3.                      Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005. – №1. – 99 с.

4.                      Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. – 2004. – №19. – 30 с.

5.                      Зимний О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004. – №6. – 87 с.

6.                      Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.

7.                      Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 2000. – 345с.

8.                      Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. М., 1997. – 876 с.

9.                      Сомик Л.П. Дидактические игры на уроках математики / Сомик Л.П. // Математика в школах Украины. Методика и поиск. – 2014. – №10-11 (418-419). – С. 2-6.

10.                 Фокина И.В. Математика. 5-9 классы. Развитие математического мышления: олимпиады, конкурсы. – Волгоград: Учитель, 2010. – 202 с.

11.                 Шмаков С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 1994. – 381 с.

12.                 Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 156 с.

13.                 Шукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 245 с.


Скачано с www.znanio.ru

Разновидность дидактических игр «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным»

Разновидность дидактических игр «Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным»

Деловая игра Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся

Деловая игра Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся

Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов

Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов

Количество заданий в одной эстафете может быть разным

Количество заданий в одной эстафете может быть разным

Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята

Для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята

Математический турнир Математический турнир можно проводить по–разному

Математический турнир Математический турнир можно проводить по–разному

Буква «ь» во внимание не берётся

Буква «ь» во внимание не берётся

После сдачи работ вопросы обсуждаются

После сдачи работ вопросы обсуждаются

Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса

Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Шукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении:

Шукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2023