Разработка
Оценка 4.6

Разработка

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Разработка
publichnoe_predstavlenie_sobstvennogo.doc

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта

 

Формирование у учащихся начальных классов интеллектуальных

способностей и исследовательских умений на уроке

 

Актуальность и перспективность опыта.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Учитель-новатор уже в начальной школе все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование.

Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

 

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

- изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный;

- анкетирование;

- интервьюирование.

Необходимо отметить широкий набор предметов: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, детская риторика, экология. В исследовательской деятельности возможно установление межпредметных связей: литературное чтение и русский язык; окружающий мир и экология; литературное чтение и окружающий мир и т.д. Это вызывает наибольший интерес со стороны учеников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им казалось, не связанные между собой предметы.

Тематика работ тоже разнообразна: «О буквах» (обучение грамоте); «Мой класс и моя школа» (окружающий мир); «Моя семья» (окружающий мир); «Мой четвероногий друг» (окружающий мир); фоторепортаж «Красота воды» (окружающий мир); «Красная книга или возьмем под защиту» (окружающий мир); «Мой родной город» (окружающий мир); «Зимняя страничка» (русский язык); «Тайна моего имени» (русский язык); «Экономика родного края» (окружающий мир); «Масленица» (основы религиозных культур и светской этики); «Имена прилагательные в сказке А.С. Пушкин «Сказкеа о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (русский язык) и др.

Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентации работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, - от 7 до 11 лет. Дети 7 лет (1-ый год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:

-Что такое исследование? Кто такие исследователи?

- Как получать информацию? Как задавать вопросы?

- Как научиться выделять главное и второстепенное?

Дети 8 лет (2-ой год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.

Дети 9-10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.

Дети 10-11 лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.

Сроки реализации: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых исследовательских работ. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни, в результате – выполнение коллективной работы. Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске, в результате - создание групповой исследовательской работы. Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных, в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана. Четвертый период направлен на активацию и применение полученных знаний, привитых умений, как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.

Формы занятий:

- по количеству детей, участвующих в занятии, - преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;

- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Ожидаемые результаты.

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- основные логические операции, их отличительные особенности;

- правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- выделять из текста основные понятия и давать им определения;

- классифицировать предметы, процессы, явления и события;

- выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

- ранжировать выдвигаемые идеи;

- предлагать примеры, сравнения и сопоставлять относительно определенной темы;

- делать выводы и умозаключения;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрасных категорий;

- работать в коллективе, группе;

- презентовать работу общественности.

 

 

Наличие теоретической базы

Исследования зарубежных и отечественных ученых (С.П.Баранова, Дж.Брунера, Х.Таба, В.В.Давыдова, А.М. Матюшкина, М.И.Махмутова и др.) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность знаний учащегося зависит от способа усвоения. Глубина и осознанность сведений об окружающем мире будут максимальными при самостоятельном учебно-исследовательском поиске, осуществленном в ходе собственных интеллектуальных усилий. Напротив, знания, полученные путем выучивания (заучивания), существенно уступают им по прочности. Как известно, в основе успешного усвоения учебного материала лежит познавательный интерес. Он будет постоянно сопутствовать учебной работе, если создавать условия для проведения учащимися наблюдений, постановки экспериментов, на основе которых младшие школьники могут сделать собственные суждения и умозаключения. Поэтому желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно становится реальностью. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению в школьную практику исследовательских методов обучения. По утверждению ряда исследователей (М.В.Кларина, А.И.Савенкова и др.), в настоящее время можно говорить о формировании особого направления в педагогике, именуемого исследовательским обучением (англоязычный аналог - explorer education). Данный термин, как все термины, использующиеся в науке, условен. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов обучения, а обращение к принципиально новой форме процесса обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность ребенка.

 

Оптимальность и эффективность средств

 

В исследовательском обучении младших школьников роль педагога существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном, строящемся на основе преимущественного использования репродуктивных методов обучения. Если в традиционной образовательной практике основная функция педагога - трансляция информации (преподавание), то в исследовательском обучении эта функция отходит на второй план. Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя. В условиях исследовательского обучения педагог для учащегося – образец творческой деятельности, тот, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него в дальнейшем кроме хорошей общей и предметной эрудиции умения передавать эти сведения детям, быть способным вести исследовательский поиск и, самое важное, уметь заражать этим других.

Имея большой опыт работы в школе, согласна с мнением ученых, что рост объема знаний, предъявляемых учащимся, отстает от динамики развития его способностей. Да и знания в основном подаются в виде готовой информации, детская любознательность, исследовательские возможности часто недооцениваются. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.

Еще в 1 классе были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Все начиналось с урока «Кто такие птицы?». Потом были тематические уроки: «Откуда берутся снег и лед?», «Что такое радуга», урок-исследование «Жизнь воды» (Приложение1) и др.

Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Поиск ответов на вопросы приводит к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке не говорит: «Делай, как я», а говорит: «Я рядом с тобой, иди вперед».

Над формированием своих научных убеждений учащиеся лучше работают в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

С учащимися 2 класса я провела диагностику учащихся с целью формирования целевой группы для обучения их методам исследовательской деятельности. В результате в группу вошли 12 человек из 29. Были организованы внеурочные занятия на тему «Проектная деятельность младших школьников», тренинги психолога по коммуникативности, библиотечные уроки по работе с литературой, справочниками, энциклопедиями. В то же время и я сама занималась более углубленным изучением информации по вопросу учебных исследований, диагностики и обработке результатов. Перед началом проведения учебных исследований я провела диагностику учебных, коммуникативных характеристик, любознательности, словарного запаса учащихся, вошедших в группу.

Темы и методы исследований школьники выбирали по своему желанию из предложенных. Растения! Цветы! Вот, что нужно. Ведь именно цветы вдохновляют, делают душу богаче, чище, добрее. Каждый должен вырастить свой сад и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир.

Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? И я начала исподволь готовить учащихся.

На экскурсии обратила внимание на красоту клумб, газонов, цветников. А придя в класс, внимание привлекли цветы, стоящие на подоконнике. Ребятам они очень понравились. Это были фиалки. Мы решили побольше о них узнать и постараться вырастить у себя дома. В результате получился проект «Фиалка – мой любимый цветок». Над которым работала группа из трех человек. Затем они вышли за пределы класса, приняв участие в школьной научно-практической конференции.

После двух лет работы я вновь провела диагностику, и она показала рост всех характеристик на 5-10%; инициатива стала переходить от учителя к учащимся – они сами стали предлагать темы новых исследований. Ранее проведенные исследования затрагивали разные темы внеурочной деятельности.

В 3 классе велась внеурочная работа «Проектная деятельность младших школьников». Мною была составлена программа, которая получила одобрение завуча по УВР. Работая по этой программе, ребята учились исследовать, доказывать, проектировать, создавать. Результатом работы стала защита собственных исследовательских мини-проектов учащихся на муниципальном семинаре для учителей начальной школы (15.12.2015г.).

На четвертом году обучения мы решили остановиться на групповых и творческих проектах. На школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее - 2017» был представлен творческий проект «Подарочное панно «Прилет птиц». 3 класс» (коллективный творческий проект)

 

 

 

Тематический план

№ п/п

Этап

Теоретические сведения

Практическая

работа

I

Выбор и обоснование проекта

Постановка проблемы. Изучение элементов цветоведения. Беседы о жизни птиц. Выбор оптимального фона панно

Прослушивание аудиозаписи. Определение осенних цветов

II

Выбор изделий, материалов и инструментов

Выбор оптимальных вариантов изделий для оформления панно (в соответствии с интересами детей; работа по микрогруппам), разработка «звездочки обдумывания». Выбор материалов, инструментов

Заполнение «звездочки обдумывания». Выбор  элементов панно

III

Выбор оптимальной технологии

Планирование работы с опорой на технологические карты (работа по микрогруппам). Повторение с помощью шефов 5 классов правил безопасного труда (по микрогруппам)

Запись плана работы

IV

Практическая работа и корректировка деятельности

Критерии оценки качества изделий

Выполнение элементов панно по микрогруппам

V

Корректирование проекта

Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации

Усовершенствование проекта. Оформление документации

VI

Защита проекта

Праздничная защита коллективного проекта

Защита проекта. подарок панно кабинету

 

На V Муниципальной научно-практической конференции школьников «Мой дом, моя семья, моя Республика» в секции «Первые шаги в науку» выступили с групповым проектом «Защитники природы».

 

Результативность опыта

Работая над данной проблемой мною были проведены различные виды работ: опрос «Как мы расходуем воду?», в детских садах провели исследование (про имя), вели наблюдение за установлением снежного покрова, за птицами, зимующими в нашем парке, народными приметами. С наступлением весеннего периода учащиеся ставили эксперименты по всхожести семян, росту растений в зависимости от различных условий. Вели практическую работу совместно с родителями: изготовление кормушек, скворечников. Результаты работы – защита собственных исследовательских проектов учащихся.

№ п/п

Ф.И. учащихся

Место выступления

Уровень

Результат

1

Фомин Никита

III научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя Республика» Проект «Я помню, я горжусь»

Муниципальный

Грамота победителя, 2015г

2

Орехова Анастасия

IV научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя Республика» Проект «Кто нас защищает?»

Муниципальный

Грамота призера, 2016г.

3

Бармина Яна

Фомин Никита

V научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя Республика» Проект «Маленькое дело для братьев наших меньших»

Муниципальный

Грамота призера, 2017г.

4

Гурина Ульяна

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2015 » Проект «Тайна моего имени»

Школьный

Грамота победителя

5

Горячев Григорий

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2016 » Проект «Экономика родного края»

Школьный

Грамота победителя

6

Кожевин Вадим

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2017 » Проект «Красная Книга или возьмем под защиту»

Школьный

Грамота победителя

7

Кузин Егор

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2018 » Проект «Мой четвероногий друг»

Школьный

Грамота победителя

8

Кураева Софья

Огурцова Екатерина

Чадина Ксения

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2019 » Проект «Фиалка – мой любимый комнатный цветок»

Школьный

Грамота победителя

 

Для своего возраста учащиеся добились уже немалых результатов в разных видах творчества, доказательством тому являются дипломы и грамоты учащихся.

Достижения учащихся 3 класса «А» за 2015 – 2016  учебный год

п/п

Ф. И. учащихся

Тема конкурса

Уровень

Результат

1.

Орехова Анастасия

Всероссийская олимпиада по предмету: Окружающий мир (растения)

Российский

Диплом победителя (1 место)

Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру от проекта – mega-talant.com.

Российский

Диплом

III степени

Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру

Российский

Диплом победителя

Всероссийский конкурс «Звуки и буквы»

Российский

Диплом

II место

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(60 баллов)

IV муниципальная научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя республика»

Муниципальный

Призер

Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

Школьный

Грамота

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Школьный

Победитель

2.

Красавина Анастасия

Всероссийский конкурс «Математика вокруг нас»

Российский

Сертификат III место

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(46 баллов)

Всероссийский конкурс «В мире сказок»

 

Российский

Диплом

I степени

Международная занимательная викторина «Экологическая тропа»

Международный

Диплом

I степени

3.

Гурина Ульяна

Всероссийская олимпиада по предмету: Окружающий мир (растения)

Российский

Сертификат

Всероссийский конкурс «Части речи»

 

Российский

Диплом

I степени

Международная занимательная викторина «Приключения Незнайки и его друзей»

Международный

Диплом победителя (1 место)

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(34 баллов)

Международная занимательная викторина «Угадай сказочного персонажа»

Международный

Диплом победителя (1 место)

4.

Гладкова Дарья

Международная занимательная викторина «Светофор»

Международный

Диплом победителя (1 место)

5.

Горячев Григорий

Всероссийский конкурс «Россия. Вооруженные силы»

Российский

Сертификат

Международная занимательная викторина «Веселая обезьянка»

Российский

Диплом победителя (1 место)

6.

Палачева Екатерина

Международная занимательная викторина «Сказка о  Коньке-Горбунке»

Российский

Диплом победителя (1 место)

Международная занимательная викторина «В гостях у зимней сказки»

Российский

Диплом победителя (1 место)

Международная занимательная викторина «Спорт и мы»

Российский

Диплом победителя (1 место)

7.

Бармина Яна

Всероссийская олимпиада по предмету: Окружающий мир (Животные)

Российский

Диплом (2 место в регионе)

Всероссийская олимпиада по предмету: Литературное чтение

Российский

Диплом победителя (1 место)

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(44 баллов)

8.

Барышникова Валерия

IIмеждународная  олимпиада «Мега-Талант» по окружающему миру от проекта – mega-talant.com.

Международный

Диплом

III степени

Всероссийская олимпиада по предмету: Окружающий мир (Животные)

Российский

Сертификат

Всероссийская олимпиада по предмету: Русский язык

Российский

Сертификат

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по математике

Школьный

Победитель

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(42 баллов)

Всероссийская олимпиада по предмету: Математика

Российский

Сертификат

9.

Кузнецова Елизавета

Международная занимательная викторина «Басни Крылова»

Международный

Диплом победителя (1 место)

10.

Кузнецова Егор

Всероссийский конкурс «Человек и космос»

Российский

Сертификат

Конкурс стихов

Школьный

I место

11.

ОвчинниковаРадмила

Международная занимательная викторина «Правилаэтикета»

Международный

Диплом победителя (1 место)

12.

Фомин Никита

Всероссийский конкурс «Части речи»

Российский

Диплом (2 место)

Всероссийский конкурс «Мир вокруг нас. Птицы»

Российский

Диплом

II степени

Всероссийский конкурс «Россия. Великие люди в истории государства»

Российский

Диплом

I степени

Международная занимательная викторина «Мир стихов Агнии Барто»

Международный

Диплом победителя (1 место)

Международный творческий конкурс, посвященный Дню защиты животных «Братья наши меньшие»

Диплом победителя (1 место)

Диплом победителя (1 место)

Международный конкурс «Русский медвежонок»

Международный

Сертификат

(86 баллов)

Всероссийский конкурс «Россия. Вооруженные силы»

Российский

Сертификат

 

Школьный конкурс «Новогодняя газета»

Школьный

Грамота

I место

Первая онлайн-олимпиада по математике от Учи.ру

Российский

Похвальная грамота

Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по окружающему миру

Школьный

Победитель

                        Конкурс стихов

Школьный

II место

            Всероссийская   олимпиада «Мега-Талант»  по окружающему миру от проекта – mega-talant.com.

Российский

Диплом

I степени

 

 

Всероссийский творческий конкурс, посвященный празднованию Дня Победы в Великой Отечественной войне «И снова май, салют, Победа!»

Российский

Диплом победителя (1 место)

Конкурс рисунков, посвященный Международному женскому дню 8 Марта

Школьный

I место

13.

Кожевин Вадим

Школьный конкурс «Новогодняя композиция»

Школьный

Грамота

II место

14.

Фоминов Кирилл

Всероссийский конкурс «Мир сказок»

Российский

Диплом

II степени

I открытый муниципальный этнокультурный форум «Национальная радуга»

Муниципальный

Грамота

 

Достижения учащихся 4 «А» класса за 2016 – 2017 учебный год

 

№ п/п

ФИ

учащихся

Тема конкурса

Уровень

Результат

1

Гладкова Дарья

Дистанционная олимпиада по окружающему миру «Человек и природа» (Академия развития и творчества «АРТ – талант»)

Международный

Диплом победителя (I место)

2

Гурина Ульяна

Творческий конкурс «Я люблю мультфильмы». Номинация «Рисунок» (Академия развития и творчества «АРТ – талант»)

Международный

Диплом победителя (I место)

3

Овчинникова Радмила

Занимательная викторина «В гостях у русской народной сказки». Номинация «Знаток сказок»

(Академия развития и творчества «АРТ – талант»)

Международный

Диплом победителя (III место)

4

Палачева Екатерина

Занимательная викторина «Спортивные достижения». Номинация «Юный эрудит»

(Академия развития и творчества «АРТ – талант»)

Международный

Диплом победителя (I место)

5

Бармина Яна

Творческий конкурс, посвященный Дню защиты животных «Мой пушистый друг». Номинация «Сочинение»

(Академия развития и творчества «АРТ – талант»)

Международный

Диплом победителя (I место)

6

Фомин Никита

X Всероссийская олимпиада по литературному чтения для 3 - 4 классов «Вот задачка» II тур

(Центр развития мышления и интеллекта)

Всероссийский

Диплом победителя (I место)

7

Орехова Анастасия

I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом победителя

8

Фомин Никита

I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом победителя

9

Кузнецова Елизавета

I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

10

Гурина Ульяна

I онлайн – олимпиада по русскому языку «Русский с Пушкиным»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

11

Фомин Никита

V онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом победителя

12

Бармина Яна

V онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Похвальная грамота

13

Орехова Анастасия

V онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Похвальная грамота

14

Буров Андрей

V онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Похвальная грамота

15

Красавина Анастасия

V онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Похвальная грамота

16

Кузнецова Елизавета

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

17

Гурина Ульяна

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

18

Барышникова Валерия

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

19

Бармина Яна

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Сертификат участника

20

Орехова Анастасия

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом победителя

21

Фомин Никита

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом победителя

22

Красавина Анастасия

VI онлайн – олимпиада по математике

(UCHi.RU)

Всероссийский

Похвальная грамота

23

Беззубова Анна

Игра «Умножение»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом

24

Красавина Анастасия

Игра «Умножение»

(UCHi.RU)

Всероссийский

Диплом

25

Буров Андрей

Предметная олимпиада по математике

Муниципальный

Грамота (призер)

26

Орехова Анастасия

Предметная олимпиада по русскому языку

Муниципальный

Грамота (призер)

27

Бармина Яна

Фомин Никита

V Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Мой дом, моя семья, моя Республика». Секция «Первые шаги в науку»

Муниципальный

Сертификат участника

28

Орехова Анастасия

Предметная олимпиада по русскому языку

Школьный

Грамота

(I место)

29

Буров Андрей

Предметная олимпиада по математике

Школьный

Грамота

(I место)

30

Горячев Григорий

Предметная олимпиада по математике

Школьный

Грамота

(I место)

31

Фомин Никита

Предметная олимпиада по окружающему миру

Школьный

Грамота

(I место)

32

Бармина Яна

Фомин Никита

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее – 2017 г.». Номинация «Защитники природы»

Школьный

Грамота

(I место)

 

Достижения учащихся 2 класса «А» за 2018 – 2019  учебный год

п/п

Ф. И. учащихся

Тема конкурса

Уровень

Результат

1.

Слугина Маргарита

Школьный конкурс «Новогодняя газета»

Школьный

Грамота

 (1 место)

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

Грамота

 (1 место)

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  апрель–май 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку апрель–май 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

2.

Кураева Софья

Вторая международная онлайн- олимпиада по математике для учеников начальной школы

Международный

Похвальная грамота

Муниципальное соревнование по хоккею с шайбой на призы клуба «Золотая шайба»

Муниципальный

Грамота

 (1 место)

XVI республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

Муниципальный

Грамота

 (2 место)

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»  

Школьный

Грамота

 

 

 

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  апрель–май 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по окружающему миру  апрель–май 2019

Российский

Диплом победителя

За успешное прохождение базового онлайн-курса

Учи.ру по английскому языку 2-го класса

Российский

Диплом

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  октябрь 2018

Российский

Диплом победителя

Всероссийская межпредметная онлайн-олимпиада Учи.ру октябрь 2018

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку февраль – март 2019

Российский

Диплом победителя

 

 

За успешное прохождение базового онлайн-курса

Учи.ру по окружающему миру 2-го класса

Российский

Диплом

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Вторая международная онлайн-олимпиада Учи.ру по математике для учеников начальной школы

Международный

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку ноябрь – декабрь  2018

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

3.

Нефедов Сергей

Открытый межрегиональный конкурс инструментального исполнительства «Таланты и мастерство»

Межрегиональный

Диплом

4.

Комягина Диана

Открытый межрегиональный конкурс инструментального исполнительства «Таланты и мастерство»

Межрегиональный

Диплом

Открытый республиканский конкурс «Музыкальный сюрприз»

Республиканский

Диплом

(III степени)

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  апрель–май 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  октябрь 2018

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Вторая международная онлайн-олимпиада Учи.ру по математике для учеников начальной школы

Международный

Диплом победителя

 

 

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

5.

Ейкина Юлия

Школьный конкурс «Новогодняя газета»

Школьный

Грамота

 (1 место)

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

 Грамота

(II место)

6.

Куроленко Варвара

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

Грамота

(II место)

7.

Чудаев Илья

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

Грамота

(I место)

8.

Соколов Никита

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

Грамота

(II место)

9.

Сафронова Мирослава

Школьный конкурс «Зеркало природы»

Школьный

Грамота

(I место)

Школьный конкурс «Новогодняя игрушка»

Школьный

Грамота

(I место)

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку февраль – март 2019

Российский

Диплом победителя

За успешное прохождение базового онлайн-курса

Учи.ру по окружающему миру 2-го класса

Российский

Диплом

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

 

 

Вторая международная онлайн-олимпиада Учи.ру по математике для учеников начальной школы

Международный

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку ноябрь – декабрь  2018

Российский

Диплом победителя

10.

Огурцова Екатерина

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»  

Школьный

Грамота

 

11.

Чадина Ксения

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»  

Школьный

Грамота

 

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку февраль – март 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике  январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Вторая международная онлайн-олимпиада Учи.ру по математике для учеников начальной школы

Международный

Похвальная грамота

 

 

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку ноябрь – декабрь  2018

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

12.

Кандахарова Анастисия

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике  апрель–май 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по программированию январь – февраль 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку ноябрь – декабрь  2018

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

 

 

Открытое первенство Рузаевского муниципального района по лыжным гонкам

Муниципальный

Грамота

(III место)

Рождественская лыжная гонка

Муниципальный

Грамота

(III место)

13.

Михайловский Андрей

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Похвальная грамота

За успешное прохождение базового онлайн-курса

Учи.ру по окружающему миру 2-го класса

Российский

Диплом

14.

Логинов Артем

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку март ̵ апрель 2019

Российский

Диплом победителя

15.

Кузин Егор

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Российский

Похвальная грамота

Всероссийская онлайн-олимпиада по английскому языку ноябрь – декабрь  2018

 

Российский

Диплом победителя

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку

декабрь 2018 — январь 2019

Российский

Диплом победителя

 

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

 

Важность тиражирования

Опытом своей работы я охотно поделилась с коллегами.

1. Открытый урок «Паспорт проектной работы. Наши мини-проекты» на семинаре методического объединения учителей начальных классов Рузаевского муниципального района 15 декабря 2015 г.

2. Педагогический совет «Работа с одаренными детьми – источник вдохновения и затруднений, гордости и ответственности» апрель 2016 г.

3. «Формирование у учащихся начальных классов интеллектуальных способностей и исследовательских умений на уроке» на заседании методического объединения учителей начальных классов Рузаевского муниципального района август 2016г.

4. Школьное методическое объединение учителей начальных классов «Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО» январь 2017 г.

 

 


Приложение 1.

 

27 апреля совместно с ученицей 9 класса Кузнецовой Анастасией мы провели урок-исследование в 1а классе на тему «Жизнь воды». 

Цели урока:

 - создать условия для формирования понятия «свойств воды»;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;

- развивать мышление, воображение, восприятие, речь;

- воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других;

                                                 Ход урока.

Девиз урока: Всё хорошо в природе, но вода – краса всей природы!

                                                                                                         Т.С. Аксаков

В начале урока я рассказала о значении и многообразии воды в природе и загадала ребятам ряд загадок:

 - «В огне не горит,  и в воде не тонет»;

 - «Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет» и др.

Исходя из этого, мы сформулировали тему урока.

              

На следующем этапе работы мы разделили класс на шесть групп. Каждой группе было предложено своё задание: первая группа определяла прозрачность; вторая - цвет; третья - запах; четвертая - вкус; пятая - форму; шестая определяла, что вода хороший растворитель.

Далее мы познакомились с агрегатными состояниями воды.

 

Физкультминутка. Песня «Жила – была речка». (В. Добрынин - М. Рябинин)

 

На наш урок мы приглашали школьного библиотекаря – Фомину Анну Александровну. Она познакомила ребят с новинками литературы по охране природы.

 

 

На следующем этапе урока  я и Анастасия познакомили ребят с природоохранительной работой в Рузаевке и Рузаевском районе.

 

И в заключение урока мы подвели итоги конкурса рисунков по охране воды.

 



Итоговая рефлексия учебной деятельности.

-Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?

- Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке?

- Как вы думаете, всё ли мы узнали о воде?


Приложение 2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рузаевского муниципального района РМ

(МБОУ «СОШ № 7»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа

 

«Маленькое добро для братьев наших меньших»

 

 

 

 

             Выполнили:

                                         Бармина Яна, Фомин Никита

                               учащиеся 4 «А» класса

                 Руководитель:

                                         Киреева Татьяна Васильевна

                                        учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рузаевка, 2017

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

1.    Основная часть………………………………………………………….…4

1.1                       Скворцы. Интересные факты о скворцах……………………………..…5

1.2                       История скворечников…………………………………………………….6

1.3                       Конструкция и размещение скворечников………………………………7

1.4                       Мои наблюдения…………………………………………………………..8

Заключение…………………………………………………….………………….9

Список используемых источников……………………………………………..11

Приложение 1. Схема сборки скворечника……………………………………12

Приложение 2. Статистика наличия скворечников на улицах города……….13

Приложение 3. Размещение скворечников для наблюдения…………...…….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Научно-исследовательская работа

 

«Маленькое добро для братьев наших меньших»

 

Цель: привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями.

 

Задачи:

1.    Изучить литературу о жизни скворцов и по изготовлению скворечен

2.    Сколотить, с помощью родителей, скворечник, прикрепить в школьном дворе, парке, около дома, вести наблюдения за птицами.

3.    Пройти  по своему району с целью нахождения скворечен

4.    Узнать, как готовятся к прилету пернатых в нашем городе.

 

Гипотеза: Весна придет тогда, когда прилетят скворцы. Предполагаю, что смастерив скворечник, этим я смогу помочь одной семье скворцов, а если заселятся – поближе познакомиться с жизнью этой птицы.

 

Методы исследования:

Информационный: изучение литературы о скворцах и скворечниках.

Социологический: опрос одноклассников.

Наблюдение.

 

Объект исследования: скворечник и скворцы.

 

Предмет исследования: поведение, реакция скворцов на разные виды скворечников и на разные места их расположения.

 

Практическая направленность: материалы данной исследовательской работы можно использовать как дополнительный материал на уроках окружающего мира, классных часах.

 

 

 

Введение

 

     Весна – это особое время.  Оно врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхиванием изумрудной зеленью трав. И, конечно, только весной так ярко блестят снег и лужи, перья птиц и глянцевые лепестки цветов. Природа больше всего творит чудеса весной.

     Чем же характерна весенняя пора? Конечно же, песенкой птиц, которые возвращаются из теплых стран.

     Птицы – друзья нашего детства. Птицы – дети воздуха, дети радуги. Птицы – это тайна и красота! В голосах птиц мы слышим голоса родной земли, голоса России.  

      Летят птицы из далеких стран. Летят через широкие моря, где некуда присесть, если устаную крылья. Летят через высокие горы, где от снежных вершин веет холодом. Летят через пустыни и степи, через моря и реки. Усталые, измученные прилетают птицы в наши родные места. А тут их давно ждут и все для них готово. Люди устраивают домики, в которых птицам удобнее вить гнезда и выводить птенцов.

      Самыми первыми к нам прилетают  грачи. Вслед за грачами летят скворцы.

 

 

 

 

 

Актуальность

       Однажды я пришел в гости к бабушке. В это время почтальон принес «Рузаевскую газету». Перелистывая странцы, я обратил внимание на выделенные черным шрифтом слова. Там было написано: «Указом Презедента России 2017 год объявлен годом экологии».

     Мне очень захотелось сделать что-нибудь хорошее. В голове «кружились» разные идеи, мысли. И вдруг в нашей школе был объявлен конкурс «Скворечников». Я подумал, а не сколотить ли нам с папой скворечник и повесить его в школьном дворе. Родители поддержали мою идею.

 

1.    Основная часть

1.1                       Скворцы. Интересные факты о скворцах.

     Перебрав много литературы, я узнал, что скворец – это небольшая черная птица, относящаяся к отряду воробьиных. Длина тела18-43 см. Тело массивное, с короткой шеей. Клюв длинный, острый и слегка изогнут вниз. Крылья короткие, в основании широкие и зауженные на конце. Оперение спины, грудки и задней части шеи у самок и самцов взрослых птиц не отличаются друг от друга: черные перья с металлическим блеском.

     Однажды мне довелось очень близко увидеть скворца, оказалось, что оперенье отливается красноватым, фиолетовым и зелеными оттенками.

     В нашей стране обитают шесть видов скворцов, относящихся к четырем родам. Наиболее известен из них обыкновенный скворец, или шпак. Продолжительнос жизни их в дикой природе составляет до двенадцати лет.

     Место обитания. Обычно в редколесьях, степях и населенных пунктах. Предпочитает открытые культурные ландшафты с древесными насаждениями, парки и сады.

     Питание. Питается различной животной и растительной пищей.

Место гнездования. Гнезда скворцы устраивают в закрытых местах – дуплах, трещинах скал, в углублениях по обрывам и земляным осыпям; населенных пунктах – в нишах под балконами, под крышами. Охотно заселяютискусственные гнездовья.

     Место расположение гнезда. Гнездо располагается как одиночно, так и небольшими группами. При гнездовании в лесу скворец обычно занимает дупла большого пестрого дятла, а так же других птиц.

      Строительный материал. Дупло обильно выстилает мягкими стебельками трав, иногда соломой и большим количеством перьев домашних и диких птиц.

     Особенности кладки. В кладке бывает от 5 до 8, чаще 5-6 яиц ярко голубого цвета. Размеры яиц: (27-32)х(20-23) мм.

 

    Сроки гнездования. Март-апрель. В апреле в гнездах появляются яйца. Насиживание длится 13-15 суток, птенцы выкармливаются в гнезде в течение трех недель. Вылет их происходит во второй половине мая – первой половине  июня. После вылета птенцов, скворцы сбиваются в стайки и вскоре (в июле-августе)покидают район гнездования, перемещаясь на юг и на юго-запад в места с большим количеством корма. Отлет присходит в сентябре – октябре.

     Распространение. Распространен от западных границ России до Забайкалья,  залетает до Дальнего Востока. На севере ареала по земледельческим районам доходит до северной тайги.

     Зимовка. Зимует, в основном, в Северной Африке, в Индии, в Южной Европе. Встречается на Кавказе и кое-где в больших городах.

     Хозяйственное значение. Живущие рядом, они оказывают неоценимую помощь садоводам (скворечный выводок за 5дней может съесть около 1000 майских жуков и их личинок, не считая огромного множества гусениц и других паразитов). Ну, и конечно, радуют нас жителей городов, своим видом и пением, делают нас ближе к природе, ведь так приятно слышать их щебетание за окном и наблюдать  их суету вокруг потомства.

      Но стаи скворцов иногда наносят большой ущерб виноградникам.

 

1.2                       История скворечников

       Родина скворечников – Западная Европа. Имеются свидетельства о том, что первые скворечники в Европе стали делать еще в XVI веке. При этом преследовались не только практические (в это время уже была известна польза, приносимая скворцами как истребителями вредных  насекомых), но и эстетическая и религиозно-культовые цели.

       В  середине и во второй половине ХХ века развешивание птичьих домиков в целях привлечения птиц и увеличения их численности, прежде всего в очагах массового размножения вредителей и в поселениях человека привело особенно широкие масштабы.

       На Русь мода  на птичьи теремки пришла с Петром Великим. Суровый государь любил приятные мелочи и забавные вещи. Увидев в Европе скворечники, он не преминул в обязательном порядке ввести их на родине.

     В старину скворечники были произведениями искусства. На обрезке бревна с полостью в центре вырезали фигуры людей, раскрашивали их. Из досок сооружали подобие теремка с двускатной крышей, балконом, украшенным резьбой. Интересные старинные скворечники хранятся в коллекциях Исторического музея в Москве и Музее игрушек в Загорске. Уже сама трудоемкость изготовления говорила о том, с какой любовью люди относились к этому делу и обитателям домиков – скворцам.

      За всю историю существования скворечников, люди создали более пятидесяти видов домиков для птиц. Эти виды скворечников различаются в зависимости от устройства и размещения. Так, бывают открытые и наземные гнездовья, обычные и комбинированные; бочки (домики с выпуклыми стенками), сарайчики (домики с наборными стенками и шатровыми крышами).

 

1.3                       Конструкция и размещение скворечников

     Обычно они все имеют вид деревянного домика. Характерные для скворечника следующие размеры: дно квадратное от 10-15 см, высота 30 см, диаметр летка (входное отверстие)  40-45 мм. Дерево - самый лучший стройматериал для скворечников. Толщина дощечек в 1,5 – 2,5 см, стенки такого домика хорошо удерживают тепло в холодную погоду. Из тех же соображений домик не следует делать слишком большим – во время заморозков птицы могут замерзнуть. Расстояние дот летка до дна 15-20 см. Высота скворечника 30-35 см. Схема сборки скворечника. Приложение 1.

     При установки скворечника нужно соблюдать некоторые правила. Домик лучше повесить в место не доступное для кошек на высокое дерево, стену или шест, на высоте не менее 3-х метров, передней частью на восток или юго-восток, чтобы внутрь не светило жаркое полуденное солнце, немного наклонив вперед (при наклоне назад птицам будет трудно выбраться из домика).

     Когда ставить скворечник? Скворечники можно строить и развешивать в течение всего года, а не только весной, как думают многие. Ведь большинство пернатых успевают за сезон выкормить и вырастить два-три выводка.

1.4                       Наши наблюдения

     В этом году первые скворцы прилетели 20 марта в Темниковском районе село Караево. Почемы мы знаем? Там живут мои родственники. Учитель биологии Кузнецова В.А., которая ведет исследовательскую работу вместе со своими учениками.

     Мы ведем наблюдения за скворцами 2-й год. В  этом году они прилетели раньше. Выясним почему? Температура воздуха выше, чем в прошлом году. На улице  теплее. Раньше сошел снег на полях. У нас в Рузаевке первые скорцы появились 27 марта.

     Мы задумались, где селятся скворцы, когда прилетают. Стали наблюдать. Ютятся эти птицы в старых дуплах деревьев нашего парка. Мы с одноклассниками решили приготовиться к встрече пернатых гостей. Вместе с родителями изготовили скворечники. Развесили их не только в парке, около школы, но и около дома.

     При строительстве и установлении скворечника нужно соблюдать ряд правил по изготовлению и развески. Изучив, все нюансы, мы с папой сколотили и развесили три скворечника у себя во дворе: один на стене дома, все отверстия смотрят на юго-западную часть, второй и третий на шесте на заборе. Второй скворечник мы повесили с наклоном назад, третий – прямо. Приложение 2.

     Самым волнительным моментом для нас был прилет скворцов. Нашего долгожданного гостя узнал папа – скворец сидел на электропроводе – это было 27 марта. Обрадовавшись прилету, мы  еще долго не могли успокоиться, а вдруг им не понравятся наши скворечники и они улетят. Долгожданные гости порадовали нас. Из трех скворечников они облюбовали лишь один – на стене дома. Выбрали они его потому, что первый скворечник  - на стене дома находился прямо, второй имел наклон назад, из такого скворечника птицам трудно выбираться, а третий скворечник мы покрасили зеленым цветом, чтобы проверить истинность высказывания, что в выкрашенный в зеленый цвет скворечник, скворцы не заселяются. Этот факт оказался верным.

     По ночалу, скворец побаивался нас, а мы старались не пугать его своим присутствием. Я заметл, что скворцы очень быстро летают. В первые дни скворец таскал в скворечник всякие травинки, мох солонки, пух, перышки. После обустройства скворечника скворец пел песни, привлекая самку. Самка не заставила себя долго ждать, прилетела сразу в первый же день начала серенад.

      А может случиться и такое, что самки не прилетают и скворец остается один.

      Из источников информации я прочитал, что скворцы подлетают к гнезду 21 руз в час и 198 раз в сутки. Было любопытно, а как наши скворцы поведут себя. Что же у нас получилось: по нашим наблюдениям за час скворушки залетали с пищей 19 раз. Значит, за 3 часа исчезнет из нашего огорода примерно 57 вредных насекомых.

   Чтобы выяснить, чем питаются скворцы, вешаем рядом со скворечником кормушку.

Таблица 1.

№ п/п

Виды корма, которыми питаются скворцы

1

Зерно

2

Семечки подсолнуха

3

Плоды (яблок, груш)

4

Кукуруза

 

Вывод: предпочтения скрорцы отдают зерну.

 

Продолжаем вести наблюдение за птицами.

Таблица 2.

Время

Количество особей, посещающих кормушки

28 марта

29 марта

30 марта

31 марта

1 апреля

9.00

15

12

8

16

0

11.00

18

16

9

20

8

15.00

17

13

0

21

14

17.00

9

5

0

7

7

 

     Вывод: самый активный образ жизни с 9.00 утра до 15.00. В вертенную погоду 30 марта скворцов было меньше. 1 апреля с утра был сильный снег, поэтому птиц у кормушки не было. К обедутвыглянуло солнце, стало ясно, проголодавшиеся птицы прилетели к кормушке. Это видно из таблицы.

      Еще нас заинтересовал тот факт, что скворц может петь разными голосами, он любит подрожать, в его песне можно услышать скрип телеги и ржание жеребенка, мычание буйволицы или соловьиную трель, визжание пилы или песни дрозда, заливистых весенних лягушек и даже иволги. Поэтому по его «пению» можно узнать обо всем, что он видел в дальних странах, с кем жил по соседству или кого он слышал во время перелетов. Мы решили узнать, какими голосами могут петь «наши» скворушки? Из наблюдений выяснилось, что издают они следующие звуки: свист, лай собак, мяуканье кошек, звуки сотового телефона, соловьиные трели.

     Потом нам стало любопытно, сколько всего скворечников в нашем районе. Среди одноклассников мы провели опрос: есть ли на вашей улице скворечники? Их оказалось – 43. В сквере, на территории школы – 19.

     Говорят, что сейчас, этот славный русский обычай – развешивание скворечников забыт, а мы смело можем сказать нет. Многие сейчас занимаются произведением искусства, как в былые времена.

     Ежегодно, это стало уже традицией, в нашем городе перед весенними каникулами развешивают скворечники. Но так много как в этом году, не было никогда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Заключение

 

     Проведя свои исследования, мы пришли к выводу:

      Скворцы – полезные птицы. Они помогают садоводам и огородникам бороться с вредителями  растений, забавляют своим хлопотливым и жизнерадостным поведением. Чтобы их привлечь в свой двор,  нужно всего лишь смастерить и повесить скворечник.

     Мы считаем, что смастерив скворечник, наконец-то узнали как выглядят скворцы и их повадки, а главное – помогли спасти одну семью скворцов – это и есть маленькое добро нашим братьям меньшим. Кто знает, какие опаности могли их поджидать? Закончив свою мсследовательскую работу, мы продолжим помогать птицам. Все мы можем помочь братьям нашим меньшим обрести теплый и комфортный домик. Это значит, что мы можем сберечь скворцовые семьи, а они – наши сады и огороды. Мы с нетерпением будем ждать своих крылатых друзей на следующий год.

     Считаем, что выполнили поставленую цель, и наша исследовательская работа получилась полезной!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Список использованных источников

 

1.    Аксенова М.,  Дукельская Е., Вильчек Г., Кудрявцева И. Энциклопедия для детей. Т. 2, Биология. – 5-е изд., - М.: «Аванта+», 2004. – 704 с.:ил.

2.     Бровкина Е.Т. Птицы леса. – М.: Дрофа, 2007. -63, (1) с.: ил. – (Твой первый атлас определитель).

3.    Соколов В.Е., Ильичева В.Д., Михеева А.В. Жизнь животных. В 7 т. Птицы. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1986. – 527 с., 32 л. ил.

4.    Шепель А.И. Животные Прикамья: учебное пособие. – Книга II. – Пермь: «Книжный мир», 2001. – 168 с.

5.    Школьник Ю.К. Птицы. Полная энциклопедия. – М.: Эскимо, 2010. – 256 с.: ил.

6.    Я познаю мир: Детская энциклопедия: животные. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 544 с.: ил.

7.    Рахманов А.и. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989. – 224 с.: ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1. Размещение искусственных гнездовий (скворечников)

 

Улица

Дом, №

Коли

чество

Улица

Дом, №

Коли

чество

Ул. Кольцова

5

1

Ул. Дзержинского

3

1

Ул. Кольцова

26

1

Ул. Дзержинского

9

1

Ул. Лермонтова

30

1

Ул. Гагарина

37

1

Ул. Лермонтова

48

1

Ул. Терешковой

15

1

Ул. Лермонтова

65

1

Ул. Терешковой

21

1

Ул. Сузгарьевская

8

1

Ул. Терешковой

40

1

Ул. Сузгарьевская

11

1

Ул. Локомотивная

19

1

Ул. Сузгарьевская

23

1

Ул. Локомотивная

27

1

Ул. Некрасова

30

1

Ул. Красноармейская

48

1

Ул. Гая

3

1

Ул. Красноармейская

73

1

Ул. Гая

41

1

Ул. Беднодемьяновская

45

1

Ул. Луначарского

27

1

Ул. Беднодемьяновская

47

1

Ул. Луначарского

35

1

Ул. Беднодемьяновская

48

1

Ул. Луначарского

128

1

Ул. Беднодемьяновская

68

1

Ул. Байкузова

6

1

Ул.Ст. Разина

13

1

Ул. Байкузова

16

1

Ул. Зеленая

37

1

Ул. Байкузова

28

1

Ул. Пионерская

64

1

Ул. Горького

24

1

Ул. Пушкина

18

1

Ул. Маяковского

30

1

Ул. Пушкина

67

1

 

 

 


Приложение 3.

Тема: Паспорт проектной работы. Наши мини-проеты.

Цели

Девиз

Форма проведения

 

Ход

I.                       Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

- Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.

- Доброе утро, ребята!

- Доброе утро всем, кто здесь присутствует.

 

II. Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы учились составлять паспорт своего проекта. Давайте вспомним требования к составлению паспорта.

 

Работа в тетради «Учусь создавать проект»

(Дети читают цепочкой)

1. Тема

2. Автор

3. Руководитель

4. Консультант

5. Цель

6. Задачи

7. Этапы проекта

- подготовительный

- обобщение

- подготовка презентации.

Тема: Паспорт проектной работы.

Наши мини-проекты.

Девиз: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть множество слов и названий». К.Д. Ушинский.

 

Мы разделись на три группы. У каждой – своя тема, свой консультант и форма представления.

 

III. Самоопределение к деятельности

На экране ребус 7Я

-Разгадайте ребус.

- Что для вас семья?

- Расскажите, как вы относитесь к своей семье?

- А почему мы говорим о семье на уроке русского языка?

(Мы изучаем тему родственные слова. Эти слова похожи по значению; они сходы; родня; их можно объяснить с помощью одного и того же слова; у них есть общая часть – корень)

 

IV. Работа по теме

1. Представление мини-проекта I группы.

а) Наша группа работала над проектом по теме «Семья слов».

Почему мы выбрали эту тему?

(По русскому языку закончили раздел «Состав слова»)

Цель проекта: различать однокоренные слова, их способы образования, группировать однокоренные слова (с общим корнем)

Мы представили его в форме «дерева» с однокоренными словами.

Консультант: Кулыгина Н.Н.

Сказка.

 

(Ребята выходят, называют слова и прикрепляют к доске)

- Сколько же слов можно образовать от одного корня?

Можно ли эти слова назвать семьей?

(Да, это родственные слова. Они имеют один корень – лес и похожи по лексическому значению).

Обратите внимание. Что делать, если вы не знаете значение слов?

(Нужно обратиться к толковому словарю).

Зачитаем значения слов: лесовод, лесистый, лесостепь.

б) Составим предложения с любым словом (заслушиваем).

в) Соотношение схем со словами.

- Перед Вами схема слова. Нужно подобрать к ней слова.

- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

(Надо знать обозначение корня, приставки, суффикса, основы и окончания. Уметь разбирать слово по составу).

-Из каких морфем состоит это слово?

- Подберите слова к этой схеме.

 (Работа в группах с консультантами).

- Какие слова подойдут к этой схеме?

 (Лесной, лесок, лесище, лесистый)

 – Как вы это определили?

г) повторение алгоритма разбора слова по составу

Действуем так: возьмем слово лесной

1.     Находим в слове окончание. Для этого изменяем слово: лесной, лесная, лесные. Изменяемая часть – это окончание. В слове лесной окончание – ой.

2.     Выделяем основу. Основа – часть слова без окончания. В слове лесной – основа – лесн.

3.     Найдем в слове корень. Для этого подберем однокоренные слова у слову лесной (лес, лесник, перелесок и т.д.) Общая часть – лес. Это корень.

4.     После корня стоит суффикс н. Он служит для образования нового слова.

 

Вывод: что должны знать и уметь, чтобы выполнить проект «Семья слов».

(1.   Знать что такое однокоренные слова, уметь определять состав слова)

2. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3. Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по эти моделям.

 

2. Представление мини-проекта II группы.

- Послушайте загадку

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

- Мы решили из всех однокоренных слов взять общую часть – это корень – лес. Потому что корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех представленных слов.

Корень – главная часть в слове, его сердце. Слова «растут» от него, как ветви от ствола дерева.

Тема: Лес – сообщество жизни на земле.

В ходе выполнения проекта мы должны были ответить на вопросы:

1.     Что такое лес?

2.     Какие деревья растут в наших лесах?

Мы представляем его в форме сообщений.

Консультант: библиотекарь школы Фомина А.А.

1 ученик «Что такое лес?»

2 ученик «Краснолесье»

3 ученик «Дочь солнца» (лиственница)

4 ученик «Музыкальное дерево» (ель)

5 ученик «Дерево-пионер» (береза)

6 ученик «Дерево-золушка» (осина)

7 ученик «Медовое дерево» (липа)

8 ученик «Лесная столовая» (рябина)

Почему рассказали именно об этих деревьях? Мы беседовали с учителями, родителями, с бабушками и дедушками. Они сказали, что эти деревья растут в лесах нашей республики и района.

Вывод: 1. Лес – настоящий друг и надежный помощник человека.

2. Лес – это семья различных растений.

3. Лес – наше богатство. В лес идет и грибник, и лесник, и турист, и охотник, и художник, и лесоруб и поэт. Лесные красавцы – это и дом, и корм для жителей леса – зверей, птиц, насекомых. Берегите лес, ребята.

 

3. Представление мини-проекта III группы.

Тема нашего проекта «Рассказ о слове»

Цель: подобрать из разных источников информацию о слове и его окружении.

Консультант: Лоскутова Л.И.

- Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово лес

Как мы произносим и записываем это слово.

Буква эль, звук «л,» - согласный, звонкий не парный, мягкий парный.

Буква е, звук «э» - гласный, ударный.

Буква эс, звук «с» - согласный, глухой парный, твердый парный.

В слове лес – 1 слог, 3 звука, 3 буквы.

Лес   произносим [л, э с]

         записываем лес

1. Лексическое значение слова (из словаря)

1.1 Множество деревьев, растущих на большом пространстве.

1.2 Срубленные деревья как строительный материал.

2. Синонимы: бор, роща, дубрава, ельник, зеленый друг

3. Антонимы: степь, поляна, пустыня, луг, пустырь

4. Фразеологизмы

Волков бояться – в лес не ходить (если бояться, то не стоит и начинать дело)

Лес рубят – щепки летят (о необходимости терпения)

Эта наука – темный лес (совершенно ничего не понятно)

День работников леса (праздник)

5. Пословицы

Рощи да леса – всему лесу краса

Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба

Дорого дерево не только плодами, но и листами.

Сломить дерево – секунда, а вырастить – года.

На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку

6. Цитаты

1. Лес – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд… Леса – величайшие источники здоровья и вдохновения (Л.Леонов)

2. Беречь лес нужно не от пожара, а от человека (А.Минченков)

3. Леса, так же, как озера, моря и реки – лучшее украшение земли, ее великолепный праздничный наряд (К.Паустовский)

4. Леса украшают землю…они учат человека понимать прекрасное (А.Чехов)

 

- А сейчас попробуем «посадить» свой лес.

(Работа с интерактивной доской).

- А как об этом пишет С.Я. Маршак в своем стихотворении «Праздник леса»

(Дети читают это стихотворение «цепочкой»).

7. Стих С.Я. Маршака «Праздник леса»

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?
Мачты и реи -

Держать паруса,
Рубку и палубу,

Ребра и киль -
Странствовать

По морю
В бурю и штиль.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?
Легкие крылья –

Лететь в небеса.
Стол, за которым

Ты будешь писать.
Ручку,

Линейку,

Пенал

И тетрадь.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?
Чащу,

Где бродят

Барсук и лиса.

Чащу,

Где белка

Скрывает бельчат,
Чащу,

Где пестрые

Дятлы

Стучат.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?
Лист,

На который

Ложится роса,
Свежесть лесную,

И влагу,

И тень, -
Вот, что сажаем

В сегодняшний день.

 

Вывод:

- Каждая группа представила нам свои проекты. Каждый из вас провел большую подготовительную работу: вспоминали изученные орфограммы, пользовались словарями, находили полезную информацию в дополнительной литературе, в интернете. Учились взаимодействовать с учителем и одноклассниками, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагать свою мысль грамотно; быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Спасибо вам, за интересную работу.

Девиз урока: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть множество слов и названий» К.Д.Ушинский

Как прекрасен волшебный мир природы! И каждое дерево красиво по своему. Благодаря богатству слов, словосочетаний, точным сравнениям, пословицам мы попытались услышать музыку леса. И наши мини-проекты помогли нам в этом.

- Дорогие гости! Совсем скоро все мы будем отмечать праздник Нового года. В содружестве со своими коллегами, ведущими в нашем классе занятия по внеурочной деятельности: Лоскутовой Л.И. «Природа и фантазия», Кулыгинй Н.Н. «В стране рукоделия», библиотекарем школы Фоминой А.А. мы поздравляем всех

 Пусть будет добрым Новый год,

Подарит счастье и везение,

Любовь и радость принесет

И всех желаний исполнения!

И дарим поздравительные открытки.


Скачано с www.znanio.ru

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь

Дети 9-10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования

Дети 9-10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования

Обучающийся будет уметь: - самостоятельно выбирать тему и объект исследования; - правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; - выделять главное и…

Обучающийся будет уметь: - самостоятельно выбирать тему и объект исследования; - правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; - выделять главное и…

Напротив, знания, полученные путем выучивания (заучивания), существенно уступают им по прочности

Напротив, знания, полученные путем выучивания (заучивания), существенно уступают им по прочности

Имея большой опыт работы в школе, согласна с мнением ученых, что рост объема знаний, предъявляемых учащимся, отстает от динамики развития его способностей

Имея большой опыт работы в школе, согласна с мнением ученых, что рост объема знаний, предъявляемых учащимся, отстает от динамики развития его способностей

Перед началом проведения учебных исследований я провела диагностику учебных, коммуникативных характеристик, любознательности, словарного запаса учащихся, вошедших в группу

Перед началом проведения учебных исследований я провела диагностику учебных, коммуникативных характеристик, любознательности, словарного запаса учащихся, вошедших в группу

Тематический план № п/п

Тематический план № п/п

Результаты работы – защита собственных исследовательских проектов учащихся

Результаты работы – защита собственных исследовательских проектов учащихся

МуниципальныйПризер

МуниципальныйПризер

РоссийскийСертификат

РоссийскийСертификат

ВадимШкольный конкурс «Новогодняя композиция»ШкольныйГрамота

ВадимШкольный конкурс «Новогодняя композиция»ШкольныйГрамота

V онлайн – олимпиада по математике (

V онлайн – олимпиада по математике (

Всероссийская онлайн-олимпиада

Всероссийская онлайн-олимпиада

Всероссийская онлайн-олимпиада

Всероссийская онлайн-олимпиада

Огурцова Екатерина Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»

Огурцова Екатерина Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»

Огурцова Екатерина Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»

Огурцова Екатерина Научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2019»

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Всероссийская онлайн-олимпиада по математике январь – февраль 2019

Приложение 1. 27 апреля совместно с ученицей 9 класса

Приложение 1. 27 апреля совместно с ученицей 9 класса

Далее мы познакомились с агрегатными состояниями воды

Далее мы познакомились с агрегатными состояниями воды

На наш урок мы приглашали школьного библиотекаря –

На наш урок мы приглашали школьного библиотекаря –

И в заключение урока мы подвели итоги конкурса рисунков по охране воды

И в заключение урока мы подвели итоги конкурса рисунков по охране воды

Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке? -

Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке? -

Приложение 2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Приложение 2. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Содержание Введение 1

Содержание Введение 1

Научно-исследовательская работа «Маленькое добро для братьев наших меньших»

Научно-исследовательская работа «Маленькое добро для братьев наших меньших»

Актуальность Однажды я пришел в гости к бабушке

Актуальность Однажды я пришел в гости к бабушке

История скворечников

История скворечников

При строительстве и установлении скворечника нужно соблюдать ряд правил по изготовлению и развески

При строительстве и установлении скворечника нужно соблюдать ряд правил по изготовлению и развески

Еще нас заинтересовал тот факт, что скворц может петь разными голосами, он любит подрожать, в его песне можно услышать скрип телеги и ржание жеребенка, мычание…

Еще нас заинтересовал тот факт, что скворц может петь разными голосами, он любит подрожать, в его песне можно услышать скрип телеги и ржание жеребенка, мычание…

Заключение Проведя свои исследования, мы пришли к выводу:

Заключение Проведя свои исследования, мы пришли к выводу:

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Приложение 1. Размещение искусственных гнездовий (скворечников)

Приложение 1. Размещение искусственных гнездовий (скворечников)

Приложение 3. Тема: Паспорт проектной работы

Приложение 3. Тема: Паспорт проектной работы

Тема: Паспорт проектной работы

Тема: Паспорт проектной работы

Можно ли эти слова назвать семьей? (Да, это родственные слова

Можно ли эти слова назвать семьей? (Да, это родственные слова

Представление мини-проекта II группы

Представление мини-проекта II группы

Лес – наше богатство. В лес идет и грибник, и лесник, и турист, и охотник, и художник, и лесоруб и поэт

Лес – наше богатство. В лес идет и грибник, и лесник, и турист, и охотник, и художник, и лесоруб и поэт

На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку 6

На лес не поднимай руку, он будет служить сыну и внуку 6

Сажая Леса? Чащу, Где бродят

Сажая Леса? Чащу, Где бродят

Как прекрасен волшебный мир природы!

Как прекрасен волшебный мир природы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021