Час общения «Семья -самое драгоценное сокровище».
Целевая аудитория: обучающиеся 6 класса
Формы работы: беседа – диалог, воркшоп, индивидуальная работа, элементы форума, элементы театрализации, флештренинг, артмарафон.
Методы работы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный
Методические приемы: рассказ, творческие задания, практические задания, хождение по классу.
Цель: Определение и осмысления понятия «Семья», формирование понятия «Семейное счастье», осознание ценности семьи.
Задачи:
1. Способствовать формированию чувства ответственности перед семьей.
2. Развивать такие чувства, как ответственность, отзывчивость, терпение, доброту и взаимопомощь.
3. Воспитание гармоничного образа семьи.
Ход мероприятия.
I. Организация урока.
СЛАЙД №1
Здравствуйте ребята, гости. Сегодня замечательный день. Скоро новый год и в душе уже ощущается предстоящий праздник. Время, которое можно посвятить отдыху и своей семье. Но мне немного грустно, и вот почему. Вчера я увидела в интернете маленькое видео. Всего четыре минуты. На видео ваш ровесник, мальчик. Мне очень захотелось показать это видео вам и услышать ваше мнение.
СЛАЙД ВИДЕО №2
Фрагмент видео (Мальчик говорит: ненавижу всех. Эти дяди, тети….)
Вопрос: Какое настроение у мальчика? Что вы увидели в его глазах, услышали в голосе? (грусть, обиду, злость). Как вы думаете, когда человек испытывает такие эмоции? (когда ему не хватает любви). А где мы получаем эту любовь? (семья, родители, мама). Ребята, как вы думаете, что произошло?
Давайте узнаем, что же случилось (фрагмент видео).
СЛАЙД ВИДЕО №3
Мальчик лишен самого дорогого, что может быть на свете - это любовь. Любовь мамы. Любовь близких. И поэтому в его глазах боль и обида. Человек не может быть счастлив, если у него нет семьи!
II. Постановка темы и целей.
Ребята, а что для вас в жизни самое дорогое?
Есть ли что-то дороже семьи? Как бы вы назвали наш час общения? Могу ли я назвать семью самым драгоценным сокровищем? «Семья -самое драгоценное сокровище».
СЛАЙД «ТЕМА УРОКА» №4
Как относятся к сокровищам? (берегут, ценят, преумножают).
Значит, что мы должны сегодня разобрать, увидеть, чему научиться? Верно, сегодня мы будем говорить о том, как научиться ценить семью, беречь своих близких.
III. Основная часть
1) Работа с понятием.
Ребята, как назван был этот год указом президента? (годом семьи). Мы много раз уже говорили о семье, семейных традициях. Так что же такое семья? (высказывание ребят).
Давайте обратимся к словарю.
СЛАЙД ОПРЕДЕЛЕНИЕ №5
(один ребенок читает)
Семья — это сообщество, основанное на браке супругов, помимо которых включает и детей (собственных и усыновлённых, не вступивших в свой брак), связанных общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Если молодые люди расписались в загсе, они гарантировано счастливы? Родились дети, они счастливы? Купили дом, счастливы?
Можно ли считать семью счастливой, если есть свидетельство о браке, дети, общая жилплощадь? (нет, необходимы качества...).
Значит счастливая семья включает в себя много составляющих. Вот эти составляющие - и есть сокровища, которые нужно копить, хранить, преумножать.
Где хранят сокровища? (в сундуке, ларце).
СЛАЙД №6 ЗАСТАВКА
(достаю ларец с драгоценностями)
У меня тоже есть волшебный ларец. Назовем его ларец семейного счастья. Давайте его наполним самым дорогим, из чего состоит величайшее сокровище - семья.
1. Работа в парах. Составление слова из букв.
Итак, какая же первая ценность появится в ларце семейного счастья? Что является основой крепкой семьи? Ответы детей
А ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение:
СЛАЙД ПОНИМАНИЕ №7 (с музыкой)
То место, где всегда уют
То место, где всегда поймут.
Где нету зла и нет печали,
Где по тебе всегда скучают.
Где радость от любых занятий
В тепле родительских объятий.
Раздаю тексты на каждую парту. Из выделенных букв составьте слово.
Не догадались? Послушайте одну притчу об этом качестве.
СЛАЙД «КАРТИНКА С СЕМЬЕЙ» №8
Притча. В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная – 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и тоже слово – «ПОНИМАНИЕ».
Действительно, если в семье не будет понимания, то ссоры и споры ее разрушат.
(опускаем слово в ларец)
2. Работа в группах по 3 человека. Инсценировка ситуации.
Но не только понимание должно быть в семье.
СЛАЙД заставка №9 (с музыкой)
Ведь ни для кого не секрет, что очень часто в семье возникают проблемные ситуации. Но есть качество, которое помогает избежать многих проблем? Что это за качество? Чтобы понять, о чем идет речь, я предлагаю вам тексты ситуаций. А вы должны инсценировать, что будет дальше. Для этого разделимся на четыре группы. Каждой группе 3 мин на подготовку. (раздаю текст). Обратите внимание, какие действующие лица должны быть в сценке.
Ситуация 1 «Мобильный телефон»
Сергей увидел у одноклассника красивый мобильный телефон, о котором давно мечтал. Заметив его однажды на парте, за которой никого не было, он забрал мобильный телефон и принёс домой. Родители увидели телефон. Проинсценируйте последующий диалог с отцом. (Действующие лица: автор, папа, Сергей)
Ситуация 2 «Уборка в доме»
Лена пообещала маме, что после школы сделает уборку в доме. Но позабыла о своем обещании и ушла с подругами. Вернувшись вечером, она решила сказать, что ее оставили в школе на дополнительное занятие. Но мама уже обо всем догадалась. Проинсценируйте последующий диалог (Действующие лица: автор, мама, Лена)
Ситуация 3 «Двойка за четверть»
Саша скрыл от мамы, что получил двойку за четверть по математике. Мама узнала об этом на родительском собрании. Вернувшись домой, она решила поговорить с сыном.
(Действующие лица: автор, папа, Саша)
Ситуация 4. «Прогулянный урок»
Маша прогуляла урок русского языка, но скрыла это от мамы. Маме позвонил классный руководитель и все рассказал. Когда Маша возвратилась со школы, мама решила с ней поговорить. (Действующие лица: автор, мама, Маша))
Вывод. Итак, ребята, из-за чего возникли все эти проблемные ситуации? Какое же качество поможет хранить мир в семье? (честность)
СЛАЙД СТИХОТВОРЕНИЕ О ЧЕСТНОСТИ №10
Как лучше жить: быть честным или лгать?
Быть честным легче. С правдой — как на крыльях.
А лжец — бедняга — вынужден страдать
И ложь свою всегда запоминать,
Чтоб после вдруг его не уличили.
(Эдуард Асадов)
Опускаем честность в ларец семейного счастья.
3. Фронтальная работа. Арт марафон. (Отгадывание кроссворда).
Ребята, сюжетам семейной жизни посвящено немало картин художников разных стран и эпох. И чтобы узнать, какое следующее качество мы опустим в наш ларец, я предлагаю отправиться в картинную галерею. Начинаем АРТМАРАФОН, результатом которого будет разгадывание кроссворда.
ПОЗДРАВЛЕНЬЕ
ПОДАРОК
ОБЕД
ПОМОЩЬ
ОБЪЯТЬЯ
РАДОСТЬ
СЛАЙДЫ 11-16
|
Какое семейное событие изображено на картине знаменитого художника Леонида Осиповича Пастернака? (поздравление)
|
|
Какой атрибут праздника в любой семье изображен на картине Искандера Рафикова? (подарок)
|
|
Какое событие жизни семьи
изображено на картине Климентова Михаила Ивановича? (обед)
|
|
Какое качество изображено на картине Антонио Паолетти? (помощь)
|
|
Что изображено на картине Густава Климта? (объятия)
|
|
Как называется картина Левиной Ольги, нашей современницы, написанная в 2009 году? (радость)
|
Какое же качество зашифровано в кроссворде?
ЗАБОТА
СЛАЙД 17
В семье непременно должна быть ЗАБОТА,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Опускаем заботу в ларец с драгоценностями.
Притча-сказочка: «Волшебная копейка»
Ребята, а что значит заботиться? О ком вы можете заботиться? В чем заключается забота о родителях? Послушайте притчу и определите главную мысль. (притча)
СЛАЙД 18
Шёл по дороге паренёк. Смотрит — копейка лежит. «Что ж, — подумал он, — и копейка — деньги!» Взял монетку и положил в кошель на поясе. Идёт паренёк и думает: «А что бы я сделал, если бы нашёл тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует — кошель потяжелел. Поглядел в него — а там тысяча рублей.
«Странное дело! — подивился паренёк. — Была копейка, а теперь в кошеле тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком отца с матерью!» Он быстро посмотрел в кошель, а там — десять тысяч рублей!
«Чудеса! — обрадовался паренёк. — А что бы я сделал, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме отца с матерью!»
Он снова посмотрел в кошель, и точно: лежат сто тысяч рублей! Закрыл паренёк свой кошель и задумался: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. И подарков много не стану покупать, нам с женой самим новая одежда нужна…»
И чувствует паренёк, что кошель-то его стал лёгкий-прелёгкий! Раскрыл его, глядь: а там снова всего одна копейка лежит…
Какова главная мысль данной притчи? Заботиться о своих престарелых родителях!
СЛАЙД 19 (заставка)
4. Уважение. Исторический экскурс.
Ребята, как вы считаете, все добродетели нашего современного времени ценились ли в древности? Давайте послушаем сообщение и сделаем вывод, о каком качестве здесь идет речь.
Сообщение. Пиетас (лат. Pietas) в переводе с латинского — одна из основ морали Древнего Рима, которая представляла собой добродетель, предполагающую целый ряд аспектов — в первую очередь таких как благочестие, уважительное отношение к богам, стране, родителям и предкам. Классическими примерами этой добродетели в древнеримском обществе являлись Эней, который с риском для жизни вынес престарелого отца Анхиса из пылающей Трои, а также римлянка, спасшая родителя от голодной смерти в тюрьме своим грудным молоком.
С приходом к власти Октавиана Августа особое отношение к пиетас стало частью императорского культа. Её представляли как едва ли не основную добродетель правителя. Пропагандирование пиетас имело не только моральное, но и экономическое значение. При античном уровне развития общества сильная власть отца семейства или господина, которой способствовали моральные нормы, входящие в пиетас, обеспечивала наиболее эффективное ведение хозяйства.
Итак, о каком качестве идет речь? (Уважение).
В Древнем Риме оно очень ценилось. А в наше время является ли уважение между людьми ценным качеством? Поднимите руки, у кого из вас в семьях есть уважение друг к другу? Я очень рада, значит и это качество опускаем в ларец семейного счастья.
5. Индивидуальная практическая работа.
Ларец почти полон. Но у меня осталось еще одно задание. У каждого из вас лежит пазл. Давайте все вместе соберем его и узнаем, что же получится?
СЛАЙД 20 (заставка с музыкой)
(сердце). С чем ассоциируется сердце? (любовь)
Любовь- вершина счастья. Без любви
Мы все друзья, хорошие подруги.
Но лишь в любви рождается семья.
И лишь она спасает от разлуки.
IV. Итог занятия. Слайд. Фото учеников.
Итак, ребята, какие же сокровища в нашем ларце семейного счастья? В чем ценность этих качеств? Для чего они нужны в семье? Как вы считаете, если в семье они все найдут место, будет ли семья счастливой? (Непременно). И тому есть доказательства. Посмотрите на экран.
СЛАЙД ПОСЛЕДНИЙ 21
Любите своих близких и родных.
Не обижайте их, не предавайте.
Умейте семьями своими дорожить
И никому в обиду не давайте.
Встречайте праздники и радуйтесь гостям,
Как рады мы гостям сегодня.
Пусть семьи ваши ангелы хранят.
А вам от нас подарок новогодний.
(вручаем сувениры)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.