Технологическая карта по теме "Правописание удвоенных согласных"
Оценка 5

Технологическая карта по теме "Правописание удвоенных согласных"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
25.12.2024
Технологическая карта по теме "Правописание удвоенных согласных"
Задачи урока: - формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами и умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных; - обогащать словарный запас детей, учить осознанному построению речевых высказываний - развивать коммуникативные умения, творческие способности, навыки учебного сотрудничества.
Учебный предмет русский открытый урок.docx

Учебный предмет: русский язык

Тема урока «Правописание слов с удвоенными согласными»

Тип урока: изучение нового материала .

Цель урока : Добиться осознанного усвоения способов действий по определению в слове удвоенных согласных.

Задачи урока:

- формировать навык правописания слов с удвоенными согласными буквами и умение правильного переноса слов в местах удвоенных согласных;

- обогащать словарный запас детей, учить осознанному построению речевых высказываний

- развивать коммуникативные умения, творческие способности, навыки учебного сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

- формирование навыка правописания слов с удвоенными согласными и умения переноса слов.

   - умение сопоставлять слова, различные по смыслу, но сходные по произношению

Метапредметные:

Познавательные:

- умение извлекать информацию, представленную в разных формах;

- умение анализировать, сравнивать и классифицировать языковой материал.

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу до конца выполнения задания;

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- умение участвовать в учебном диалоге, высказывать свое мнение, слушать и понимать другого;

   - умение работать в паре.

Личностные:

   - познавательный интерес к новому учебному материалу и способу открытия нового знания;

   - эмоционально – ценностное отношение к коммуникативной направленности изучения русского языка;

   - умение адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в паре, в группе

Оборудование:

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2018.

 Компьютер, презентация к уроку, карточки для работы в парах, в группах.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

- А теперь, прошу всех, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, к бокам ,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, и – за дело!

Уч-ся выполняют заданные движения

Личностные УУД (вхождение уч-ся в пространство учебной деятельности)

Регулятивные УУД (психологический настрой, концентрация внимания)

2.Актуализация знаний, сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке вы будете опираться на знание частей слова. И я вам предлагаю выполнить небольшой тест, соединяя части определения.

                                                                                                               Слайд 2

 

Изменяемая часть слова

 

Часть слова без окончания

 

Общая часть родственных слов

 

Часть слова перед корнем, служит для образования новых слов

 

Часть слова после корня, служит для образования новых слов

 

суффикс

 

корень

 

окончание

 

основа

 

            приставка

 

          орфограмма

 

 

- Какое слово лишнее? Что такое орфограмма?

(Буква или слог, которые требуют правила проверки написания)

 

- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове? (правило)

 

- В какой части слова вы можете проверить орфограмму? ( в корне)

 

- Какие правила правописания корней вы знаете?                                

·         Проверяемые безударные гласные.

·         Парные звонкие и глухие согласные.

·         Непроверяемые безударные гласные (словарные слова).

Непроизносимые согласные.                                                                                                                                                                                          

- Какая же тема нас интересует сегодня  больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд                     

                                                                                                                       

1.     Что нужно положить в тесто для пирогов, чтобы оно поднялось? Дрожжи

2.     Группа дружных детей. Коллектив

3.     Шестой день недели. Суббота

4.     Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.Хоккей

5.     Устройство для приёма телевизионных передач, обычно устанавливаемое на крыше дома. Антенна

6.     Во мне два к. Не забывайте!

Таким, как я, всегда бывайте

Я точный, чистый и опрятный,

Иным же словом - Аккуратный

7.Единица веса- Грамм, Килограмм

- Что особенного вы заметили в словах – отгадках?

 В них по две одинаковых согласных буквы.

 

- Ребята, а как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на уроке? (изучить правописание слов с удвоенными согласными)

- А какие задачи будет стоять перед нами? (Познакомиться с правилом правописания удвоенных согласных. Научиться отличать случаи правописания друг от друга. Применять полученные знания на практике)

 

-Ребята! Как вы думаете, как определить, что в слове две одинаковые буквы?

В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми  буквами.

 

 

Уч-ся рассуждают,

называют варианты ответов.

 

Познавательные УУД, логические, операция сравнения

Регулятивные УУД (выполнение учебного действия)

Коммуникативные УУД (осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий)

Форма работы-фронтальная

Метод-частично - поисковый

3.Изучение нового материала. Постановка проблемы и совместное исследование.

 

А) - Давайте понаблюдаем за словами, которые сходны по звучанию, объясним их написание. Открываем учебник на стр 121упр233

 

1) Если в доме много (с,сс)ора,

Может в доме вспыхнуть (с,сс)ора.

- В чем сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор?

-Объясните их значение.

- Назовите слова, сходные по звучанию.

-В чем их различие? Подберите слова-синонимы

(Сор-мусор, ссора-разлад, разногласие)

2) Кто получит низкий ба(л,лл),

Не придет на школьный ба(л,лл)

- В чем сходство и различие слов?

-Объясните их значение, подберите слова-синонимы(балл-оценка, бал-торжество, праздник)

 

-Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных?

 

-А можно ли проверить написание слов с удвоенной согласной?

 

Сверим свои рассуждения с советом в учебнике, с.121

 

-Почти все слова с удвоенными согласными – это слова-иностранцы. В результате общения народов мира, люди заимствуют слова из других языков, поэтому написание этих слов нужно запомнить или проверить по словарю.

Б) - Работаем со словарем на стр 150-151

 - Найдите слова, запишите их в тетрадь без ошибок, подчеркните в словах удвоенные согласные.

коллектив, коллекция, аккуратный

 

В) - Давайте вспомним, как переносятся слова с удвоенными согласными?(одну букву оставляем на строке, другую переносим на следующую строку)

Запишите эти слова в тетрадь, разделив для переноса.

 Прочитайте данные слова: бассейн, перрон, длинный, грамм ,рассказать, поддержка, осинник.                                                                                          

 

- Что их объединяет? (во всех есть удвоенная согласная) - Давайте определим, в какой значимой части слова находится удвоенная согласная?

                                                      Удвоенные согласные

встречаются…

 

1.     В корне слова

бассейн, грамм, перрон

2.     На стыке приставки и корня

рассказать, поддержка

3.     На стыке корня и суффикса

длинный, осинник

 

 

 

 

 

Уч-ся рассуждают, обосновывают ответы.

Подбирают слова-синонимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают с орфографическими  словарями

Познавательные УУД (постановка проблемы)

Регулятивные УУД (осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу)

Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью)

Форма работы - фронтальная

Метод- частично- поисковый

4.Закрепление изученного

1.     Работа в паре упр.236 с.122                                                                      

- Распределите слова в три столбика, в зависимости от места орфограммы в слове.

 

   

Перрон

Ванна

Шоссе

Аккуратный

Суффикс

Коллектив

Ссора

Беззвездный

Ввозить

Рассказать

 

Картинный

 Матросский

Осинник

 

 

Уч-ся распределяют слова по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД( формирование алгоритма рассуждений)

 

Регулятивные УУД( осуществляют самоконтроль, принимают учебную задачу)

Коммуникативные УУД(выражение своих мыслей)

Форма работы – фронтальная

Метод – словесное изложение

5.Физминутка

А теперь давайте встанем и немного подвигаемся под музыку.

 

Уч-ся выполняют заданные движения

Регулятивные УУД ( осуществление самоконтроля)

6.Самостоятельная работа в группах  с проверкой

У меня в руках  листочки разного цвета. На розовых вы видите тексты с ошибками. Вам нужно исправить их и записать в тетрадь данный текст без ошибок. Приступайте к работе.
1группа

Тролейбус подъехал по шоссе к большому парку. Юнаты Анна и Генадий вышли из троллейбуса и пошли по алее. Осень давно вступила в свои права. Землю покрыли тонны опавших листьев. Ребята собрали осенний букет.
2 группа

Троллейбус, большому, по, парку, подъехал, шоссе, к.

Вышли, и, троллейбуса, юннаты ,пошли, из, Анна ,и, Геннадий .

Осень, в, свои, вступила, права, давно.

Землю, опавших, тонны, покрыли, листьев.

Собрали, букет, ребята, осенний.

 

3группа

_________подъехал по шоссе к большому парку._______ Анна и Геннадий вышли из____________и пошли по аллее.Осень вступила в _______права.

Зеллю покрыли ____________опавших листьев.Ребята собрали___________букет.

Слова для справок: троллейбус, троллейбуса ,

юннаты,свои,тонны,осенний.

 

– Как озаглавить рассказ? («За город!», «Путешествие», «Экскурсия».)
– Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ.)
– Какие слова с удвоенными согласными встретились в этом рассказе?

-Ну а теперь немного расширим границы урока.

Если прилагательное образовано от слова с основой на -н с помощью суффикса -н-, то получается слово с удвоенной н, хотя одна буква является частью основы, а вторая — суффиксом, например, картина- картинный, осень- осенний, конь-конный.

-Составьте предложение со словом, в котором есть удвоенная согласная. Подчеркните грамматическую основу

 

Уч-ся получают инструкцию по выполнению задания.

Личностные УУД (осознание ответственности за общее дело)

Познавательные УУД (выполнение алгоритма до конца, умение анализировать языковой материал, классифицировать)

Регулятивные ( волевая саморегуляция в ситуации затруднения)

Коммуникативные УУД (выражение своих мыслей, умение работать в паре)

Форма работы – в парах

Метод – частично - поисковый

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.

Учитель; Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы в корне слова? Подобрать проверочное слово?

- Уч-ся. Нет. Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить.

Учитель. Как переносятся слова с удвоенной согласной?

Уч-ся. По слогам, но одна согласная буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку

Учитель. Что нужно делать, чтобы уметь правильно писать слова с удвоенной согласной в корне?

Уч-ся. Уточнить, находится ли двойная согласная в корне слова  и запоминать как можно больше таких слов. В случае затруднений можно посмотреть слово в словаре.

Кто считает  ,что он понял тему урока, поднимите руку.

Поднимите руку, кто считает что  еще не достаточно усвоил тему урока.

 

Уч-ся отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД  (самооценка на основе критерия успешности)

Коммуникативные УУД ( выражение своих мыслей)

8.Домашнее задание

Стр121 правило наизусть,с123упр 237

Уч-ся записывают задание в дневник

 

 


 

Учебный предмет: русский язык

Учебный предмет: русский язык

Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу до конца выполнения задания; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Регулятивные: - умение принимать и сохранять учебную задачу до конца выполнения задания; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Этап урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Этап урока

Изменяемая часть слова Часть слова без окончания

Изменяемая часть слова Часть слова без окончания

Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд 1

Какая же тема нас интересует сегодня больше всего, мы узнаем, разгадав кроссворд 1

В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами

В этих словах слышится долгий согласный звук, а на письме обозначается двумя одинаковыми буквами

Сверим свои рассуждения с советом в учебнике, с

Сверим свои рассуждения с советом в учебнике, с

На стыке корня и суффикса длинный, осинник

На стыке корня и суффикса длинный, осинник

Уч-ся выполняют заданные движенияРегулятивные

Уч-ся выполняют заданные движенияРегулятивные

Экскурсия».) – Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ

Экскурсия».) – Кто прочитает рассказ (Один из учеников читает свой рассказ

Уч-ся отвечают на вопросы учителя

Уч-ся отвечают на вопросы учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2024