Разработка и реализация проекта: «Семья – это здорово».

  • docx
  • 06.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка и реализация проекта Семья - это здорово!.docx

 

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

https://zags.tatarstan.ru/file/pub/pub_4056001.jpg

Разработка и реализация проекта: «Семья – это здорово».

 

 

Автор проекта:

Педагог-психолог: Белова С.Н.

 

 

 

 

«Семья это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности»

Президент РФ

В.В.Путин

Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875

О проведении в Российской Федерации Года семьи

г.о.г. Выкса 2024

 

 

Тип проекта: Социальный, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Кадровые ресурсы

- Педагогические работники;

- Родители (законный представители)»

- Обучающиеся 1-9 классов;

- Общественные организации, муниципальные организации образования и спорта.

Материально-технические ресурсы

1. Компьютер

2. Мультимедиапроектор.

3. Канцтовары.

4. Благодарственные письма.

Участники проекта:

Заместитель директора по ВР, педагоги, специалисты, родители и законные представители обучающихся.

 

Срок реализации проекта:(январь 2024 – декабрь 2024).

Формы работы:

 Учебная и внеурочная, воспитательная и коррекционная деятельность, беседы, занятия, выставки детских работ по проекту «Семья – это здорово»,  дидактические и обучающие игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность,развлечения, конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье, создание коллажей, видео просмотры, тематические недели, тренинги для обучающихся, педагогов и родителей, психолого-педагогическое сопровождение семей, цикл уроков «Разговоры о важном».Наглядная пропаганда, беседы и консультации, анкетирование.

 

Цель проекта: Формирование духовно - нравственных качеств личности через приобщение обучающихся к семейным традициям и ценностям.

 

Задачи:

- Сформировать у обучающихся интерес к своей семье,  сохранению семейных традиций и обычаев через уважение к членам семьи.

- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.

- Побуждать обучающихся к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.

- Прививать обучающимся чувств эмпатии, сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, через участие в конкурсах и мероприятиях.

- Создавать положительный эмоциональный настрой при общении между обучающимися, родителями и педагогами в процессе совместной деятельность.

 

Актуальность:

Одной из важнейших составляющих развития государства есть духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Общество нуждается в личностях, обладающих не только знаниями, но и нравственными ценностями, поэтому духовно-нравственное воспитание младших школьников приобретает все большую актуальность.

Семья и школа играют первоочередную роль в процессе духовно-нравственного воспитания, поэтому так важно с раннего детства формировать общечеловеческие ценности.

 

Внимание к проблеме духовно-нравственной культуре личности всегда было очень пристальным. Каждое последующее поколение наращивало потенциал культуры и духовности личности. Именно поэтому уровень состояния и развития общества прямо пропорционален духовному потенциалу человечества.

Для каждого образованного человека является абсолютной истиной-без духовности общества не может быть. Альтернативы духовному развитию в любом обществе, в том числе русском, нет. В связи с этим, в наше время духовного кризиса проблема духовно-нравственного воспитания приобретает еще большую актуальность

Кроме того, на современном этапе развития государства в условиях активного воздействия на ребенка внешней среды (интернет, негативные западные тренды и т.д.) актуализируется проблема воспитания подрастающего поколения на основе морально-этических ценностей, утверждения этических идеалов и образцов нравственного поведения. В этом контексте большое значение имеет систематическая и целенаправленная работа в сфере воспитания, поиск новых форм и методов организации сотрудничества школы и семьи в морально-духовном воспитании учащихся.

Проблема духовно-нравственного воспитания всегда привлекала внимание ученых. Ранее эту проблему изучали такие выдающиеся педагоги и психологи, как К. Ушинский, Я. Коменский, Ш. Амонашвили, В. Сухомлинский  и другие. Они в своих исследованиях обращались к проблеме формирования оценки и самооценки нравственного поведения. Что касается современных исследований, то проблема духовно-нравственного воспитания школьников отражена в научных достижениях таких исследователей как: С.В. Ковалёв, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев. В.А. Беляева. Т.П. Власова. Е.П. Исаев. В.А. Сластенин и др..

В частности, исследования С.В. Ковалёва касаются семейного контекста морально-этических ценностей. По убеждению психолога, полноценное морально-этическое воспитание осуществляется в семье: «если для родителей такие ценности как долг перед обществом, нацией, национальные идеалы, моральные добродетели, патриотизм являются священными, если они действительно определяют ежедневное поведение родителей, то и дети в таких семьях постепенно научатся преодолевать расхождение между определением их важности, необходимости и фактическим соблюдением.

В таких семьях, где соблюдение данных ценностей является законом жизни родителей, дети становятся неподвластными влияниям даже многочисленных негативных примеров окружающей среды».

Рассмотрим сущность духовности. В педагогическом словаре понятие «духовность определяют как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других».

Некоторые моральные качества становятся уникальными центрами их внутреннего мира, вокруг которых в определенном порядке располагаются другие.  Таким образом, нравственное качество включает в себя две составляющие: поведение человека, усвоенное им, и закрепленные за ним знания.

Советские психологи Ф.Добрынин и его последователи говорят о личной социальной значимости ребенка в совершаемых им действиях.

Л.С.Божович доказал, что основным фактором в формировании индивида ребенка представляется не только верная организация его деятельности, накопление поведенческого опыта, но и вырабатывание правильных мотивов ( мыслей, чувств, мотивирующих целей действий.)

В процессе развития личности ребенка, когда взаимодействуют непосредственный опыт и социальные требования, у ребенка формируется система взглядов и идеалов, которые становятся постоянно действующими мотивами его поведения. Она основана на моральном постоянстве личности, то есть умения человека сохранить усвоенные принципы и соответствовать им поведением в любых обстоятельствах.

Нравственное развитие личности - процесс, продолжающийся в течение всей его сознательной жизни.

Нравственные знания составляют основу развития нравственного сознания и являются одним из основных ее компонентов. Нравственные знания помогают правильно действовать в той или иной ситуации. Ведь для того, чтобы поступки соответствовали требованиям моральных норм и правил, нужно знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Согласно  ФГОС НОО, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно обеспечить: - укрепление нравственности, которая основана на свободе, воле и внутренней установке личности действовать в соответствии со своей совестью; – формирование морали как осознанной необходимости определенного поведения, основанного на представлениях, которые сложились в обществе о добре и зле; - развитие совести как морального самосознания личности, способности формулировать свои собственные моральные обязанности, а также осуществлять моральный самоконтроль и предоставлять моральную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих; – способность к самостоятельным поступкам, которые заключаются на основе морального выбора и ответственность за их результаты; – осознание ценности других людей и ценность человеческой жизни.

Поэтому безусловным является тот факт, что в семье и школе есть общие цели и единые задачи, связанные с формированием гармоничной личности ребенка, развитием его духовно-нравственной сферы.

Особого внимания в современном обществе занимает инклюзивное образование, которое должно быть целостным, единым и неразрывным. Обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода и еще более нуждаются в грамотном обучении духовно-нравственным ценностям. Основной целью духовно-нравственного воспитания и развития детей с ОВЗ является социально-педагогическая поддержка и приобщение их к базовым национальным ценностям общества нашего государства, общечеловеческим ценностям в контексте формирования нравственных чувств, поведения и сознания. Основными задачами духовно-нравственного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью являются – формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо и что такое «плохо, а также внутренней» установки в сознании школьника поступать «хорошо»; формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата и др.

Будущее каждого общества, его моральный климат определяется тем, что происходит в душах молодого поколения. Наиболее ответственная миссия-воспитание молодых поколений-возложена на школу, на педагогов. Еще с древности школа считалась тем местом, где учили читать, писать, думать и, самое главное, воспитывали и прививали высокие духовные и моральные качества. Именно на педагогов возложена задача дать детям «моральный компас в современном мире».

Главной целью учителя на уроке является донести информацию, помочь детям в формировании духовно-нравственных ценностей.

Воспитание – целенаправленный сознательный процесс формирования гармоничной личности, что включает формирование гуманности, трудолюбия, честности, правдивости, дисциплинированности, чувства ответственности, собственного достоинства, воспитание патриотизма, любви к Родине. Процесс воспитания отражает становление каждого человека.

Приоритетной задачей нынешней системы образования должно стать формирование личности, способной строить свои взаимоотношения с обществом и природой на началах высокой морально-этической культуры, духовности.

Воспитание в семье является первоосновой развития ребенка как личности. Права и обязанности родителей и детей в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Семейный кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании»

Статьи 7, 12, 155, 171 Конвенции ООН о правах ребенка указано, что ребенок имеет право быть выслушанным по вопросам, касающимся семьи и лично, а родители должны действовать в рамках закона и общих принципов регулирования семейных отношений. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания (особенно в новых российских регионах), усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Структура духовности личности определяет содержание и структуру современного воспитания и дает возможность утверждать, что " содержание современного воспитания предопределяется характером и организацией жизни общества» и заключается в передаче и усвоении опыта предыдущих поколений, формировании духовности личности, воспитании и развитии гуманистических качеств.

Родители всегда должны воспитывать самые важные духовные качества у своего ребенка, а все негативные качества нужно преодолеть или тормозить.

У младших школьников закладываются основы духовности, активно формируются духовные качества, мировоззренческие позиции, вся система ценностей и идеалов, определяются основные жизненные координаты и направления само созидание.

Главными задачами взаимодействия образовательных организаций с семьями учащихся являются:

–      изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его отношений с членами семьи;

–      создание многоуровневой системы формирования, развития и реализации психолого-педагогических услуг семье в сфере учебно-образовательной поддержки, необходимых для овладения родителями системой знаний и умений по организации воспитания и жизнедеятельности ребенка;

–      формирование системы предоставления психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи семье;

–      включение родителей, всех взрослых членов семьи в учебно-воспитательный процесс как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и родительской общественности в создании благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;

–      организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;

–      защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях, попавших в сложные жизненные обстоятельства;

–      совместное проектирование учителями, родителями и детьми детско-взрослого сотрудничества для профессионального самоопределения учащихся и их дальнейшей социализации;

–      гуманизация содержания и форм работы с семьей и взаимоотношений «педагоги — родители».

Воспитание ученика в школе и семье — это единственный неразрывный процесс. Три главные ветви учебно — воспитательного процесса: дети — родители-школа очень тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.

Поэтому одной из главных задач педагогического коллектива является тесное сотрудничество с родителями в организации совместной деятельности по воспитанию подрастающего поколения, использование их творческих возможностей во внеклассной работе и общественного влияния в работе с функционально несостоятельными семьями.

Чтобы достигнуть эффективных результатов, взаимодействие с родителями основывается на ключевых столпах, таких как доверие, поддержка, взаимопомощь, уважение и взаимопонимание.

В ГКОУ С(К)Ш г. Выкса воспитанию духовно-нравственных ценностей уделяется особое внимание. Областью применения являются как учебная, так и внеурочная деятельность, в любом межличностном общении со всеми участниками образовательного процесса, включены в программы коррекционных и воспитательных курсов, проводятся различные социальные проекты, тематические недели, тренинги с обучающимися, педагогами и родителями, организованно психолого-педагогическое сопровождение семей, и, конечно же нормам духовной нравственности способствует цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».

Сотрудничество между школой и семьей играет важную роль в образовательном и воспитательном процессе, соединяя интересы государства, общества и каждой отдельной семьи в стремлении к общим воспитательным целям и идеалам. Партнерство между учителями и родителями представляет собой сильный инструмент в воспитании, включая разработку и применение методик взаимодействия между семьей и школой для развития личности учащихся, направленное на координацию общих усилий педагогов и семей. Эффективность такой работы во многом определяется личными и профессиональными качествами учителя, его авторитетом, моральными ценностями, умением налаживать контакты с родителями, коллегами и учениками.

Итак, формирование духовно – нравственных ценностей – воспитательная деятельность школы, семьи по формированию у обучающихся нравственного сознания, развитию нравственного чувства, навыков, умений, соответствующего поведения.

Нравственное воспитание начинается в семье, продолжаясь в процессе социализации личности в школе. Его основу составляют общечеловеческие и национальные ценности, моральные нормы, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе. Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у детей чувства любви к родителям, Отечеству, правдивости, справедливости, честности, скромности, милосердия, готовности защищать более слабых, благородного отношения к женщине, благородства, других добродетелей. И в этом ведущую роль играет семья и школа.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, воспитание в семье, школьное воспитание, семейные традиции, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.

Ожидаемые результаты:

- Повысится интерес к своей семье как у обучающихся, так у родителей.

-Изменятся  родительские позиции, установки,   семейные ценности.

-Улучшатся взаимоотношения родителей и детей.

-Повыситься интерес к выполнению общественно значимых заданий, сформируются понятия о значимости добрых поступков при взаимодействии в семье и школе.

- Формирование у обучающихся  школы понятия «семья» и уважительного       отношения к ней, повысится  мотивация обучающихся к изучению традиций семьи.

- Повысится социальное партнерство семьи и школы.

 

Этапы реализации проекта:

Этапы

Сроки

Направления работы

I. Подготовительный.

с 09.01.24 г. по 31.01.24 г.

Подборка методического и дидактического материала.

Подборка аудио и видеоматериалов по теме проекта.

Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала.

Проведение исследования уровня развития у учеников определенных духовно-нравственных качеств.

Составление плана мероприятий.

II. Основной.

с 01.02.24г. по 01.12.24г.

Проведение мероприятий (лекции, практикумы, игры, конкурсы, беседы и т.д.).

Информационное просвещение родителей (буклеты, памятки, рекомендаци).

III. Заключительный.

с 01.12.24г. по 31.12.24г.

Обработка материала.

Оформление отчетной документации.

Подготовка презентации о результатах проекта.

 

План мероприятий проекта «Семья – это здорово!»

№ П/П

дата

Тема мероприятия

Форма проведения

Ответственный

 

29.01.24-08.05.24

Конкурс «Всей семьей»

Творческие работы, видеоролик, фотоколлаж, аудиосказка, эссе

Заместитель директора по ВР

 

Январь 2024

Указ президента от 09.11.2022 №809 “об утверждении основ государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных российских духовно -нравственных ценностей”

Информирование

Заместитель директора по ВР

 

Январь 2024

Презентация "Всё начинается  с семьи"

 

Информирование

Заместитель директора по ВР

 

29.01.2024

«Неделя чтения»

Интерактивная игра, литературная викторина, устное народное творчество, создание коллажей.

Классные руководители

 

31.01.2024

Лекция о важности внутреннего распорядка в школе

Лекция

Заместитель директора по ВР  

Педагог-организатор

 

01.02.2024

Киноурок «Живой город»

киноурок

Кл.руководитель

 

05.02.2024

общешкольное родительское собрание 

Лекция, информирование

Педагог-психолог, Социальный педагог

 

14.02.2024

Областная Спартакиада обучающихся общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ по настольному теннису

Участие в соревнованиях

Учителя  физической культуры

1.               

 

22.02.2024,

09.03.2024

Спортивная эстафета "Семейные старты"

Участие в соревнованиях

Учителя  физической культуры

 

 

27.02.2024

"Рыцарский турнир"

практикум

Кл.руководитель

 

 

"Я отвечаю за свои поступки" 

Деловая игра

Педагог-организатор

 

 

Март –ноябрь  2024

Серии буклетов для родителей «Если Вы любите своего ребенка»

Рекомендации психолога

Педагог-психолог

 

04.03.2024

Киноурок «Первое дело»

Просмотр фильма, обсуждение

Воспитатель

 

07.03.2024

Весеннее настроение

Мастер-класс

Педагог-библиотекарь

 

07.03.2024

«От всей души»

Концертная программа для родителей и учителей

Педагог-организатор

 

 

11.03.2024

 "Международный женский День 8 Марта".

конкурсно-развлекательная программа

Кл.руководитель, Тьютор

 

14.03.2024

«Ждали масленицу год, вот она уже идет»

Праздничная программа

Педагог-организатор

 

18.03.2024

Предметно-методическая неделя «Играя-развивайся»

Мастер-класс

Родитель

 

28.03.2024

 "Весенний марафон"

спортивно-оздоровительное мероприятие

Кл.руководитель

 

01.04.2024

«Весенний переполох»

Квест-игра

Педагог-организатор

Воспитатель

Учитель физкультуры

 

02.04.2024

Всероссийская неделя распространения информации об аутизме и Фестиваль #ЛюдиКакЛюди

Семинар-лекция

Заместитель директора по ВР

Учитель-логопед;

Педагоги-психологи;

Учитель-дефектолог

 

09.04.2024

"Всей семьёй" фотоколлаж "7Я"

Торжественная линейка

Заместитель директора по ВР

 

09.04.2024

«Читаем вместе»

Творчество

Педагог-библиотекарь

 

22.04.2024

Обучение детей с РАС и ТМНР

Информация (буклеты)

Учитель-логопед

 

23.04.2024

«Семейное фото»

Фотоконкурс

Заместитель директора по ВР ;

Педагог-психолог.

 

24.04.2024

«Твой выбор»

Занятие

Социальный педагог.

 

24.04.2024

«В поисках семейных ценностей»

Игра-квест

Учитель-логопед;

Педагоги-психологи;

Учитель-дефектолог

 

24.04.2024

«Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» в словах и предложениях».

Открытое занятие

Учитель-логопед

 

 

25.04.2024

«Наследники традиций»

Конкурс

Классный руководитель 7»А» класса

 

25.04.2024

«В мире добра и вежливости»

Занятие в 4 классе

Учитель-логопед;

Учитель-дефектолог

 

26.04.2024

«Инклюзивные молодежные игры»

Спортивное мероприятие

Заместитель директора по ВР

 

 

26.04.2024

«Познавательная викторина»

Неделя специалистов

Педагог-психолог

 

26.04.2024

«Чебурашка идет в школу»

Занятие с помощью интерактивных игр в 1 классе

Учитель-логопед

 

22.04.2024-26.04.2024

«Создай свое настроение»

Психологическая акция

Учитель-логопед;

Педагоги-психологи;

Учитель-дефектолог

 

15.05.2024

«Наша семейная традиция»

Акция-флешмоб

Заместитель директора по ВР

 

15.05.2024

«День семьи»

Тематический классный час

Классный руководитель

 


 

Скачано с www.znanio.ru