Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
Разработка и реализация проекта: «Семья – это здорово».
Автор проекта:
Педагог-психолог: Белова С.Н.
«Семья это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности»
Президент РФ
В.В.Путин
Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 г. № 875
О проведении в Российской Федерации Года семьи
г.о.г. Выкса 2024
Тип проекта: Социальный, информационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Кадровые ресурсы
- Педагогические работники;
- Родители (законный представители)»
- Обучающиеся 1-9 классов;
- Общественные организации, муниципальные организации образования и спорта.
Материально-технические ресурсы
1. Компьютер
2. Мультимедиапроектор.
3. Канцтовары.
4. Благодарственные письма.
Участники проекта:
Заместитель директора по ВР, педагоги, специалисты, родители и законные представители обучающихся.
Срок реализации проекта:(январь 2024 – декабрь 2024).
Формы работы:
Учебная и внеурочная, воспитательная и коррекционная деятельность, беседы, занятия, выставки детских работ по проекту «Семья – это здорово», дидактические и обучающие игры по проекту; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность,развлечения, конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье, создание коллажей, видео просмотры, тематические недели, тренинги для обучающихся, педагогов и родителей, психолого-педагогическое сопровождение семей, цикл уроков «Разговоры о важном».Наглядная пропаганда, беседы и консультации, анкетирование.
Цель проекта: Формирование духовно - нравственных качеств личности через приобщение обучающихся к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев через уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в школе, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении.
- Побуждать обучающихся к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, школы.
- Прививать обучающимся чувств эмпатии, сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, через участие в конкурсах и мероприятиях.
- Создавать положительный эмоциональный настрой при общении между обучающимися, родителями и педагогами в процессе совместной деятельность.
Актуальность:
Одной из важнейших составляющих развития государства есть духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Общество нуждается в личностях, обладающих не только знаниями, но и нравственными ценностями, поэтому духовно-нравственное воспитание младших школьников приобретает все большую актуальность.
Семья и школа играют первоочередную роль в процессе духовно-нравственного воспитания, поэтому так важно с раннего детства формировать общечеловеческие ценности.
Внимание к проблеме духовно-нравственной культуре личности всегда было очень пристальным. Каждое последующее поколение наращивало потенциал культуры и духовности личности. Именно поэтому уровень состояния и развития общества прямо пропорционален духовному потенциалу человечества.
Для каждого образованного человека является абсолютной истиной-без духовности общества не может быть. Альтернативы духовному развитию в любом обществе, в том числе русском, нет. В связи с этим, в наше время духовного кризиса проблема духовно-нравственного воспитания приобретает еще большую актуальность
Кроме того, на современном этапе развития государства в условиях активного воздействия на ребенка внешней среды (интернет, негативные западные тренды и т.д.) актуализируется проблема воспитания подрастающего поколения на основе морально-этических ценностей, утверждения этических идеалов и образцов нравственного поведения. В этом контексте большое значение имеет систематическая и целенаправленная работа в сфере воспитания, поиск новых форм и методов организации сотрудничества школы и семьи в морально-духовном воспитании учащихся.
Проблема духовно-нравственного воспитания всегда привлекала внимание ученых. Ранее эту проблему изучали такие выдающиеся педагоги и психологи, как К. Ушинский, Я. Коменский, Ш. Амонашвили, В. Сухомлинский и другие. Они в своих исследованиях обращались к проблеме формирования оценки и самооценки нравственного поведения. Что касается современных исследований, то проблема духовно-нравственного воспитания школьников отражена в научных достижениях таких исследователей как: С.В. Ковалёв, К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Белозерцев. В.А. Беляева. Т.П. Власова. Е.П. Исаев. В.А. Сластенин и др..
В частности, исследования С.В. Ковалёва касаются семейного контекста морально-этических ценностей. По убеждению психолога, полноценное морально-этическое воспитание осуществляется в семье: «если для родителей такие ценности как долг перед обществом, нацией, национальные идеалы, моральные добродетели, патриотизм являются священными, если они действительно определяют ежедневное поведение родителей, то и дети в таких семьях постепенно научатся преодолевать расхождение между определением их важности, необходимости и фактическим соблюдением.
В таких семьях, где соблюдение данных ценностей является законом жизни родителей, дети становятся неподвластными влияниям даже многочисленных негативных примеров окружающей среды».
Рассмотрим сущность духовности. В педагогическом словаре понятие «духовность определяют как индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других».
Некоторые моральные качества становятся уникальными центрами их внутреннего мира, вокруг которых в определенном порядке располагаются другие. Таким образом, нравственное качество включает в себя две составляющие: поведение человека, усвоенное им, и закрепленные за ним знания.
Советские психологи Ф.Добрынин и его последователи говорят о личной социальной значимости ребенка в совершаемых им действиях.
Л.С.Божович доказал, что основным фактором в формировании индивида ребенка представляется не только верная организация его деятельности, накопление поведенческого опыта, но и вырабатывание правильных мотивов ( мыслей, чувств, мотивирующих целей действий.)
В процессе развития личности ребенка, когда взаимодействуют непосредственный опыт и социальные требования, у ребенка формируется система взглядов и идеалов, которые становятся постоянно действующими мотивами его поведения. Она основана на моральном постоянстве личности, то есть умения человека сохранить усвоенные принципы и соответствовать им поведением в любых обстоятельствах.
Нравственное развитие личности - процесс, продолжающийся в течение всей его сознательной жизни.
Нравственные знания составляют основу развития нравственного сознания и являются одним из основных ее компонентов. Нравственные знания помогают правильно действовать в той или иной ситуации. Ведь для того, чтобы поступки соответствовали требованиям моральных норм и правил, нужно знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Согласно ФГОС НОО, духовно-нравственное воспитание младших школьников должно обеспечить: - укрепление нравственности, которая основана на свободе, воле и внутренней установке личности действовать в соответствии со своей совестью; – формирование морали как осознанной необходимости определенного поведения, основанного на представлениях, которые сложились в обществе о добре и зле; - развитие совести как морального самосознания личности, способности формулировать свои собственные моральные обязанности, а также осуществлять моральный самоконтроль и предоставлять моральную оценку собственным поступкам и поступкам окружающих; – способность к самостоятельным поступкам, которые заключаются на основе морального выбора и ответственность за их результаты; – осознание ценности других людей и ценность человеческой жизни.
Поэтому безусловным является тот факт, что в семье и школе есть общие цели и единые задачи, связанные с формированием гармоничной личности ребенка, развитием его духовно-нравственной сферы.
Особого внимания в современном обществе занимает инклюзивное образование, которое должно быть целостным, единым и неразрывным. Обучающиеся с ОВЗ требуют особого подхода и еще более нуждаются в грамотном обучении духовно-нравственным ценностям. Основной целью духовно-нравственного воспитания и развития детей с ОВЗ является социально-педагогическая поддержка и приобщение их к базовым национальным ценностям общества нашего государства, общечеловеческим ценностям в контексте формирования нравственных чувств, поведения и сознания. Основными задачами духовно-нравственного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью являются – формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм; формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо и что такое «плохо, а также внутренней» установки в сознании школьника поступать «хорошо»; формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата и др.
Будущее каждого общества, его моральный климат определяется тем, что происходит в душах молодого поколения. Наиболее ответственная миссия-воспитание молодых поколений-возложена на школу, на педагогов. Еще с древности школа считалась тем местом, где учили читать, писать, думать и, самое главное, воспитывали и прививали высокие духовные и моральные качества. Именно на педагогов возложена задача дать детям «моральный компас в современном мире».
Главной целью учителя на уроке является донести информацию, помочь детям в формировании духовно-нравственных ценностей.
Воспитание – целенаправленный сознательный процесс формирования гармоничной личности, что включает формирование гуманности, трудолюбия, честности, правдивости, дисциплинированности, чувства ответственности, собственного достоинства, воспитание патриотизма, любви к Родине. Процесс воспитания отражает становление каждого человека.
Приоритетной задачей нынешней системы образования должно стать формирование личности, способной строить свои взаимоотношения с обществом и природой на началах высокой морально-этической культуры, духовности.
Воспитание в семье является первоосновой развития ребенка как личности. Права и обязанности родителей и детей в сфере образования регулируются Конституцией РФ, Семейный кодексом РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании»
Статьи 7, 12, 155, 171 Конвенции ООН о правах ребенка указано, что ребенок имеет право быть выслушанным по вопросам, касающимся семьи и лично, а родители должны действовать в рамках закона и общих принципов регулирования семейных отношений. Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания (особенно в новых российских регионах), усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Структура духовности личности определяет содержание и структуру современного воспитания и дает возможность утверждать, что " содержание современного воспитания предопределяется характером и организацией жизни общества» и заключается в передаче и усвоении опыта предыдущих поколений, формировании духовности личности, воспитании и развитии гуманистических качеств.
Родители всегда должны воспитывать самые важные духовные качества у своего ребенка, а все негативные качества нужно преодолеть или тормозить.
У младших школьников закладываются основы духовности, активно формируются духовные качества, мировоззренческие позиции, вся система ценностей и идеалов, определяются основные жизненные координаты и направления само созидание.
Главными задачами взаимодействия образовательных организаций с семьями учащихся являются:
– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его отношений с членами семьи;
– создание многоуровневой системы формирования, развития и реализации психолого-педагогических услуг семье в сфере учебно-образовательной поддержки, необходимых для овладения родителями системой знаний и умений по организации воспитания и жизнедеятельности ребенка;
– формирование системы предоставления психолого-педагогической, информационно-правовой, учебно-образовательной, методической и организационной помощи семье;
– включение родителей, всех взрослых членов семьи в учебно-воспитательный процесс как равноправных участников, интеграция усилий и гармонизация взаимоотношений педагогического коллектива и родительской общественности в создании благоприятных условий для эффективной работы образовательного учреждения;
– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;
– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях, попавших в сложные жизненные обстоятельства;
– совместное проектирование учителями, родителями и детьми детско-взрослого сотрудничества для профессионального самоопределения учащихся и их дальнейшей социализации;
– гуманизация содержания и форм работы с семьей и взаимоотношений «педагоги — родители».
Воспитание ученика в школе и семье — это единственный неразрывный процесс. Три главные ветви учебно — воспитательного процесса: дети — родители-школа очень тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга.
Поэтому одной из главных задач педагогического коллектива является тесное сотрудничество с родителями в организации совместной деятельности по воспитанию подрастающего поколения, использование их творческих возможностей во внеклассной работе и общественного влияния в работе с функционально несостоятельными семьями.
Чтобы достигнуть эффективных результатов, взаимодействие с родителями основывается на ключевых столпах, таких как доверие, поддержка, взаимопомощь, уважение и взаимопонимание.
В ГКОУ С(К)Ш г. Выкса воспитанию духовно-нравственных ценностей уделяется особое внимание. Областью применения являются как учебная, так и внеурочная деятельность, в любом межличностном общении со всеми участниками образовательного процесса, включены в программы коррекционных и воспитательных курсов, проводятся различные социальные проекты, тематические недели, тренинги с обучающимися, педагогами и родителями, организованно психолого-педагогическое сопровождение семей, и, конечно же нормам духовной нравственности способствует цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Сотрудничество между школой и семьей играет важную роль в образовательном и воспитательном процессе, соединяя интересы государства, общества и каждой отдельной семьи в стремлении к общим воспитательным целям и идеалам. Партнерство между учителями и родителями представляет собой сильный инструмент в воспитании, включая разработку и применение методик взаимодействия между семьей и школой для развития личности учащихся, направленное на координацию общих усилий педагогов и семей. Эффективность такой работы во многом определяется личными и профессиональными качествами учителя, его авторитетом, моральными ценностями, умением налаживать контакты с родителями, коллегами и учениками.
Итак, формирование духовно – нравственных ценностей – воспитательная деятельность школы, семьи по формированию у обучающихся нравственного сознания, развитию нравственного чувства, навыков, умений, соответствующего поведения.
Нравственное воспитание начинается в семье, продолжаясь в процессе социализации личности в школе. Его основу составляют общечеловеческие и национальные ценности, моральные нормы, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе. Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у детей чувства любви к родителям, Отечеству, правдивости, справедливости, честности, скромности, милосердия, готовности защищать более слабых, благородного отношения к женщине, благородства, других добродетелей. И в этом ведущую роль играет семья и школа.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, воспитание в семье, школьное воспитание, семейные традиции, сознательность родителей, последовательность воспитания, начальное воспитание, структура семьи, классификация семей, положительный опыт воспитания, право, закон, правовое воспитание, отклоняющееся поведение, социализация, реабилитация, культура семьи.
Ожидаемые результаты:
- Повысится интерес к своей семье как у обучающихся, так у родителей.
-Изменятся родительские позиции, установки, семейные ценности.
-Улучшатся взаимоотношения родителей и детей.
-Повыситься интерес к выполнению общественно значимых заданий, сформируются понятия о значимости добрых поступков при взаимодействии в семье и школе.
- Формирование у обучающихся школы понятия «семья» и уважительного отношения к ней, повысится мотивация обучающихся к изучению традиций семьи.
- Повысится социальное партнерство семьи и школы.
Этапы реализации проекта:
Этапы |
Сроки |
Направления работы |
I. Подготовительный. |
с 09.01.24 г. по 31.01.24 г. |
Подборка методического и дидактического материала. |
Подборка аудио и видеоматериалов по теме проекта. |
||
Предварительное изучение литературы, интернет-ресурса, подбор диагностического материала. |
||
Проведение исследования уровня развития у учеников определенных духовно-нравственных качеств. |
||
Составление плана мероприятий. |
||
II. Основной. |
с 01.02.24г. по 01.12.24г. |
Проведение мероприятий (лекции, практикумы, игры, конкурсы, беседы и т.д.). |
Информационное просвещение родителей (буклеты, памятки, рекомендаци). |
||
III. Заключительный. |
с 01.12.24г. по 31.12.24г. |
Обработка материала. |
Оформление отчетной документации. |
||
Подготовка презентации о результатах проекта. |
План мероприятий проекта «Семья – это здорово!»
№ П/П |
дата |
Тема мероприятия |
Форма проведения |
Ответственный |
|
29.01.24-08.05.24 |
Конкурс «Всей семьей» |
Творческие работы, видеоролик, фотоколлаж, аудиосказка, эссе |
Заместитель директора по ВР |
|
Январь 2024 |
Указ президента от 09.11.2022 №809 “об утверждении
основ государственной политики |
Информирование |
Заместитель директора по ВР |
|
Январь 2024 |
Презентация "Всё начинается с семьи"
|
Информирование |
Заместитель директора по ВР |
|
29.01.2024 |
«Неделя чтения» |
Интерактивная игра, литературная викторина, устное народное творчество, создание коллажей. |
Классные руководители |
|
31.01.2024 |
Лекция о важности внутреннего распорядка в школе |
Лекция |
Заместитель директора по ВР Педагог-организатор |
|
01.02.2024 |
Киноурок «Живой город» |
киноурок |
Кл.руководитель |
|
05.02.2024 |
общешкольное родительское собрание |
Лекция, информирование |
Педагог-психолог, Социальный педагог |
|
14.02.2024 |
Областная Спартакиада обучающихся общеобразовательных организаций для детей с ОВЗ по настольному теннису |
Участие в соревнованиях |
Учителя физической культуры 1. |
|
22.02.2024, 09.03.2024 |
Спортивная эстафета "Семейные старты" |
Участие в соревнованиях |
Учителя физической культуры
|
|
27.02.2024 |
"Рыцарский турнир" |
практикум |
Кл.руководитель |
|
|
"Я отвечаю за свои поступки" |
Деловая игра |
Педагог-организатор
|
|
Март –ноябрь 2024 |
Серии буклетов для родителей «Если Вы любите своего ребенка» |
Рекомендации психолога |
Педагог-психолог |
|
04.03.2024 |
Киноурок «Первое дело» |
Просмотр фильма, обсуждение |
Воспитатель |
|
07.03.2024 |
Весеннее настроение |
Мастер-класс |
Педагог-библиотекарь |
|
07.03.2024 |
«От всей души» |
Концертная программа для родителей и учителей |
Педагог-организатор
|
|
11.03.2024 |
"Международный женский День 8 Марта". |
конкурсно-развлекательная программа |
Кл.руководитель, Тьютор |
|
14.03.2024 |
«Ждали масленицу год, вот она уже идет» |
Праздничная программа |
Педагог-организатор |
|
18.03.2024 |
Предметно-методическая неделя «Играя-развивайся» |
Мастер-класс |
Родитель |
|
28.03.2024 |
"Весенний марафон" |
спортивно-оздоровительное мероприятие |
Кл.руководитель |
|
01.04.2024 |
«Весенний переполох» |
Квест-игра |
Педагог-организатор Воспитатель Учитель физкультуры |
|
02.04.2024 |
Всероссийская неделя распространения информации об аутизме и Фестиваль #ЛюдиКакЛюди |
Семинар-лекция |
Заместитель директора по ВР Учитель-логопед; Педагоги-психологи; Учитель-дефектолог |
|
09.04.2024 |
"Всей семьёй" фотоколлаж "7Я" |
Торжественная линейка |
Заместитель директора по ВР |
|
09.04.2024 |
«Читаем вместе» |
Творчество |
Педагог-библиотекарь |
|
22.04.2024 |
Обучение детей с РАС и ТМНР |
Информация (буклеты) |
Учитель-логопед |
|
23.04.2024 |
«Семейное фото» |
Фотоконкурс |
Заместитель директора по ВР ; Педагог-психолог. |
|
24.04.2024 |
«Твой выбор» |
Занятие |
Социальный педагог. |
|
24.04.2024 |
«В поисках семейных ценностей» |
Игра-квест |
Учитель-логопед; Педагоги-психологи; Учитель-дефектолог |
|
24.04.2024 |
«Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» в словах и предложениях». |
Открытое занятие |
Учитель-логопед
|
|
25.04.2024 |
«Наследники традиций» |
Конкурс |
Классный руководитель 7»А» класса |
|
25.04.2024 |
«В мире добра и вежливости» |
Занятие в 4 классе |
Учитель-логопед; Учитель-дефектолог |
|
26.04.2024 |
«Инклюзивные молодежные игры» |
Спортивное мероприятие |
Заместитель директора по ВР
|
|
26.04.2024 |
«Познавательная викторина» |
Неделя специалистов |
Педагог-психолог |
|
26.04.2024 |
«Чебурашка идет в школу» |
Занятие с помощью интерактивных игр в 1 классе |
Учитель-логопед |
|
22.04.2024-26.04.2024 |
«Создай свое настроение» |
Психологическая акция |
Учитель-логопед; Педагоги-психологи; Учитель-дефектолог |
|
15.05.2024 |
«Наша семейная традиция» |
Акция-флешмоб |
Заместитель директора по ВР |
|
15.05.2024 |
«День семьи» |
Тематический классный час |
Классный руководитель |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.