Ход урока.
I. Орг. момент.
В тетрадях дети записывают число.
Послушайте муз.произведение, его мы изучали на уроке музыки. Назовите его.
Учитель включает муз. произведение П.И.Чайковского «Времена года» музыка «Апрель».
Кто автор этого произведения? Как оно называется?
Мы будем говорить о весне.
Слайд 1. «Весна идёт».
Чем вас привлекает это время года?
Весна – это любимое время года многих писателей.
Какое задание было у вас на дом?
Дети подготовили стихотворение поэтов 20-го века наизусть и проиллюстрировали его.
II. Проверка домашнего задания.
У вас на парте карточки с приметами весны.
Послушайте стихотворения и найдите в них главную примету. В этом вам помогут карточки.
Ученик читает наизусть стихотворение (в руках иллюстрация). Дети на местах находят приметы весны по стихотворению.
1 ученик: Г.Ладонщиков «Весна».
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга.
Капли падают, звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Какие приметы весны описал автор?
Карточки прикрепляются на доску под рисунок учащегося.
Короткая ночь |
Длинный день |
Тает снег |
2 ученик: И.Токмакова
К нам вена шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Чёрные проталины |
3 ученик: Л.Татьяничева «Лучшее время года».
Неба прозрачна голубизна.
Сахарный хруст ледохода.
Птичьи прилёты…
Это весна –
Лучшее время года!
Прозрачное небо |
4 ученик: М.Пляцковский «Из дневника воробья. Весна.»
И вкривь, и вкось, и напрямик
Бегут ручьи. Чирик - чирик.
Кричат скворцы, дрозды, грачи-
Попробуй всех перекричи.
Птицы прилетели |
5 ученик: О.Высотская «Подснежники».
Цветут подснежники |
Какие ещё поэты 20-го века писали о весне?
Прозвучали стихотворения следующих авторов:
Слайд 2. Поэты: Г.Ладонщиков
И.Токмакова
Л.Татьяничева
М.Пляцковский
О.Высотская
Назовите поэта Южного Урала. Это Л.Татьяничева.
Вот так выглядит природа на Южном Урале весной.
Слайд 3. Весна на Южном Урале. (фото)
III. Чистописание.
Какая птица прилетает в наш край первой?
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
Слайд 4. Грач.
Чёрный грач, ты в поле ходишь,
Часто червяков находишь,
Червяков несёшь в гнездо.
Вот грачатам повезло.
Это чистоговорка. Артикуляционная разминка – физ. минутка.
Над каким звуком будем работать?
Работа над чистоговоркой.
Сегодня на минутке чистописания будем прописывать букву «Ч».
Напишите букву по образцу до середины строки.
Какие правила написания гласных после шипящей «Ч» знаете?
Запишите эти сочетания в тетрадь: «ча» «чу»
IV. Орфографическая пятиминутка.
Найдите слова на эту орфограмму из чистоговорки. Запишите эти слова.
Письмо за диктором.
Какое из слов подчиняется по смыслу к слову «грач»?
На доске карточка: «Чёрный грач».
V. Целеполагание.
Как называется такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу?
Слайд 5. Словосочетание.
Это тема нашего урока. Запишите её в тетрадь.
VI. Работа над новым материалом.
Что такое словосочетание?
Прочитайте правило в учебнике на странице 79.
Докажите, что это словосочетание.
Слайд 6. Рассуждаю:
1. Нахожу главное слово.
2. Нахожу зависимое слово (задаю вопрос от главного).
Составьте с этим словосочетанием предложение.
Слайд 7.
Взад – вперёд по пашне вскач(?)
Ходит чёрный – чёрный грач(?).
На какую орфограмму слова?
Объясните правописание слов.
Слайд 8. «Ь» после шипящих.
1. Определи часть речи.
2. Вспомни правило.
Назовите ещё опасные места. Слайд 7. Переход на 8 слайд.
Запишите по памяти.
Один ученик работает у доски с обратной стороны.
Проверьте по образцу. Слайд 7. один ученик проверяет у доски, на местах взаимопроверка.
Выполните синтаксический разбор предложения. 1 ученик у доски.
Слайд 9. Выпиши словосочетание.
Первый ряд – сущ. + прил.
Второй ряд – гл. + сущ.
Третий ряд – гл. + наречие.
Самостоятельная работа. Фронтальная проверка.
Является ли подлежащее со сказуемым словосочетанием?
Прочитайте правило на стр. 80.
VII. Закрепление.
Посмотрите на сочетание слов, которыми мы определили признаки весны.
Сгруппируйте эти сочетания.
1 группа - словосочетания.
2 группа – то, что не является словосочетанием.
Выборочное письмо с коментированием.
Запишите словосочетание. Выделите главное и найдите зависимое слово.
Чем являются оставшиеся сочетания слов? Это главные члены предложения.
VIII. Инструктаж дом. задания.
Стр.80 упр.2.
Физ. минутка:
Сейчас совершим прогулку по весеннему лесу.
Подышим весенним воздухом. Упражнение на дыхание по методике А.Н.Стрельниковой
«Насос» и «Кошка».
А сейчас сядьте и закройте глаза, отклонитесь на спинку стула, плечи отведите назад. Звучит музыка «Лес поёт».
Представьте, мы идём по весеннему лесу. В лесу и на поляне всё меняется. На деревьях появляются почки. Земля покрывается молоденькой травкой. На кочках под деревьями выглядывают голубые и белые цветы. Кругом каплет, течёт, журчит. А вот и птицы встречают нас своим щебетанием, они поют свои весенние песни.
Слайд 10. Откройте глаза. Вы представили картину «Весна в лесу».
А какой видит весну в лесу поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.
IX. Слушание стихотворения.
Читает учитель.
X. Беседа по выявлению первичного восприятия.
Какие чувства оно вызвало? Светлые, радостные.
Чем заняты в весеннюю пору обитатели леса? Всё живое радуется наступлению весны.
XI. Повторное чтение и анализ.
Прежде, чем работать над анализом произведения, надо растолковать непонятные слова. Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какие слова непонятны?
Словарная работа: групповая работа.
1 группа работает со словарём, находит толкование слова «лаборатория».
«Универсальный словарь» стр.339.
2 группа работает со словарём, находит толкование слова «штудирует».
В.Даль «Толковый словарь».
3 группа работает с книгой «Уроки краеведения», находит сведения о птице «глухарь».
Проверка толкования слов.
Слайд 11. «Глухарь». Фото.
Ещё раз посмотрите на произведение. Какие картины создаёт поэт?
Слайд 12.
Растения.
Птицы.
Звери.
Солнце.
Какие художественные приёмы использует автор?
Эпитеты
Сравнение
Олицетворение
Читаем четверостишия, где поэт описывает растения. Хоровое чтение с учителем.
Какие эпитеты использует автор? На доске карточки № 2.
Эпитеты:
вешние дни
солнечная влага
маленькое растеньице
Какие сравнения использует автор? На доске карточки № 3.
Сравнение:
природа – лаборатория
растение – живая колбочка
Встретились ли вам олицетворения?
А теперь работаем в группах.
1 группа находит выразительные средства языка ко второй картине «Птицы».
2 группа находит выразительные средства языка третьей картине «Звери».
3 группа находит выразительные средства языка к четвёртой картине «Солнце».
Самостоятельная работа в группах.
Проверка:
Какие эпитеты использует автор? На доске карточки № 2.
Эпитеты:
фиолетовые длинные перья
питательные черви
таинственные леса
старинные причитания
древние леса
лесные чудеса
Какие сравнения использует автор? На доске карточки № 3.
Сравнение:
грач – врач
поле – тетрадка
глухарь – дикарь
зайцы – маленькие ребята
весна - сказка
Встретились ли вам олицетворения? На доске карточки № 4.
Олицетворения:
солнце улыбается
Поэт сравнивает весенние дни с лабораторией, в которой растения и животные, словно колбочки, в которых кипит солнечная энергия. Весна ему представляется наполненной сказками, чудесами, поэтому животные у него поют, играют, занимаются важными делами.
XII. Выразительное чтение стихотворения.
Групповая работа.
Слайд 13.
Прочитай выразительно, соблюдая:
паузы
темп
ритм
Не забудь передать чувства поэта:
любование
удивление
нежность
восхищение
Проверка выразительного чтения.
1 часть за учителем; 2-4 часть чтение учащихся по четверостишию у доски.
Инструктаж дом. задания.
Выразительно прочитать стихотворение с отрывом взгляда.
XIII. Итог урока.
Слайд 14. Весеннего настроения!
Выставить оценки за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.