Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)
Оценка 4.7

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

Оценка 4.7
doc
11.03.2024
Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)
Предметная неделя по русскому языкуи литературе. 5-11 класс..doc

 

МКОУ «Cредняя общеобразовательная школа №3» г.Щучье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Неделя русского языка

и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила: руководитель ШМО

                                   Неустроева Е.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-2023 учебный год.

 

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  НЕДЕЛИ

 РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ

«Путешествие в страну Русского Языка»

Цели:

  • развитие интереса к изучаемому предмету;
  • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  • развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.
  • способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе.

 

Маршрут путешествия:

1 день

  • Открытие недели для учащихся 5 – 11 классов.
  • Игра «Угадай-ка» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Выставка о В.С. Высоцком «Кому сказать спасибо, что живой…»

2 день

  • Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай» (для учащихся 7-х классов).
  • Игра «Фразеологизмы наши – слова ваши» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Конкурс на лучшую иллюстрацию к фразеологизму, пословице, поговорке (для учащихся 5 – 8 классов).
  • В стране «Этимология» Я и моё имя. (для учащихся 6-х классов).

 

3 день

  • Игра «Грамматические примеры» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Игра «Занимательная словесность» (для учащихся 6а класс).
  • Мир словарей «Твои верные друзья» (для учащихся 6б, 9 классов).
  • Конкурс «Лучшая тетрадь»  ( 5-8 кл.)
  • Игра - конкурс по  русскому языку «Умники и умницы» (для учащихся 5-х классов).

4 день

  • Игра «Занимательное словообразование» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Конкурс стенгазет «Учёные-лингвисты» (для учащихся 5 – 11 классов).
  • Пишем сочинение-рассуждение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (интегрированный урок литературы и русского языка) (для учащихся 9-х классов).
  • Интеллектуальная игра по русскому языку «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» (для учащихся 6-х классов).

5 день

  • Игра «Непонятный синтаксис» (лингвистическая перемена для учащихся 5 – 11 классов).
  • Игра – викторина «Умники и умницы» (для учащихся 8-х классов).
  • Внеклассные мероприятия. Дискуссия «Против сленга! За чистоту языка!» (для учащихся 11 класса).
  • Игра – конкурс  «Знатоки  сказок» (для учащихся 5-х классов)
  • Торжественное закрытие недели.

 

 

День второй.

Игра – викторина «Умники и умницы»

( 8-е классы)

 

Цель

  • продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей;
  • научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры.

Задачи:

  • расширить знания о русской истории культуре;
  • воспитывать любовь к родной стране, к её истории,  родному языку и родной литературе.

Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на уровни и сектора; билеты с номерами вопросов.

ХОД ИГРЫ

Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи аудитории. Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ, отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек.

Вопросы для сошедших с игровых дорожек.

  1. Кто больше назовёт русских народных песен?
  2. Кто больше отгадает русских загадок?

Определяется победитель .

Завершающий этап.

Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные участники из зрителей.

День третий.

Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай» 7 класс

 

Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

            2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

            3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса

                у  обучающихся.

Оборудование: материалы, средства: бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

 

Надпись: портрет«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

        И.С. Тургенев

Счастливый случай

 

 

команда                              команда

(Грамотеи)                          (Знатоки)

Надпись: портрет “Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

            (А.Н.Толстой)

 

 

 

 

I. Вступительная часть

1.  Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения  людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

                                        (Дети читают, объясняют смысл)

II. Основная часть. Игра «Счастливый случай» 

1. Представление команд. ( Название, эмблема.)

   Представление жюри

2. Первый гейм: « Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
13. Пишется  после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю.  

(Разделительный твердый знак)
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
14. Сколько согласных в слове денёк? (3)

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.           

4. Третий гейм: «Заморочки»  из бочки».

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь.                        (Про-пасть)

4. “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

Голоден, как … (волк)

Болтлив, как ….  (сорока)

Здоров, как…  (бык)

Нем, как …   (рыба)

5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:

           Умный человек слова на ветер не пустит

6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица  оперением,

таковы и речи.

 

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает). 

2 команда -   По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

 

6.  Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Вопросы первой команде.

1.      Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

2.      Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

3.      Назови синоним слова актёр. (Артист)

4.      Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

5.      В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

6.      Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

7.      Что означает имя Виктор? (Победитель)

8.      Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

9.      Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

10.  Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

  1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)
  2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)
  3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство)
  4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)
  5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)
  6. Я – синоним осьминога,
  7. а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)
  8. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).
  9. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).
  10. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)
  11. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

 

7. Подведение итогов.

 

 

День четвертый.

 

Игра - конкурс по  русскому языку «Умники и умницы» 5 класс.

 

Цели:

1.Проверить степень овладения программным материалом обучающимися 5  класса;

2. Развивать познавательный интерес к русскому языку;

3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде).

ХОД  ИГРЫ

Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что прячется за словом русский язык.

Вот начнется состязание сейчас,

Вот болельщики, а вот жюри,

Путь к победе труден, что ни говори,

Нам доверено с тобой

Провести удачно бой,

Чтоб находчивость и знания проверить.

Конкурс 1 – Разминка.

Учитель: Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ- 1балл.)

1 Что посеешь, … (то и пожнешь).

2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3 Кончил дело – … (гуляй смело).

4 Волков бояться – … (в лес не ходить).

5 С кем поведешься – … (от того и наберешься).

6 Как аукнется – … (так и откликнется).

7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).

8 Тяжело в учении – … (легко в бою)

9 Любишь кататься - …(люби и саночки катать)

10 Учение – свет, … ( а неученье тьма)

 

Конкурс 2 «Фонетический»

1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону?

2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

     Ведущий раздает карточки с заданием  (Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Продолжаем нашу фонетическую разминку.

Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]

    (просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)            Ответ: слушать.

 

Конкурс 3 «Остров Антиподов».

Учитель: Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок. (На карточках)

1 команда

2 команда

Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага.

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)

Идет юноша из светлицы и хвост под домом.

(Сидит девица в темнице, а коса на улице.)

 

 

 Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать.

(Любишь кататься – люби и саночки возить).

Упала тыква, можно выплюнуть.

(Висит груша, нельзя скушать.)

 

Конкурс 4 «Слова - змейки».

1. На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой команде - СОМ.

Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…

Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.

2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей в это слово.

С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д.

О – облако, осень и т. д.

В – вилка

А – арфа

 

Конкурс 5 «Собери  слова».

Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл

1-ой команде. (На карточках)

1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК, ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники)

2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы)

2-ой команде.

1) Приставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА (загородка)

2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)

 

Конкурс 6 «Словообразовательный»

1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево ветвистее, та команда получает 2 очка   (Исходное слово: «говор»)

2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.

                   (Победитель тот, у кого больше слов.)
3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в о с я.

 

 

 

 

 

Конкурс 7 «Синтаксический»

1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания.

1 команда

2 команда

1. Язык (до) Киева (до) ведет.

2. Мой сын (–) летчик.

3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в Киеве

1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.

2. Пословица (–) народная мудрость.

3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника

 

2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия:

1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

 

Конкурс 6 «Блиц-опрос»

Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 )

1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное)

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)

6. Часть слова без окончания. (Основа)

7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение)

8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)

9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

 

Вопросы для болельщиков

Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:

1. Как правильно сказать?

У рыб нет зуб.

У рыбов нет зубов.

У рыбей нет зубей.

Ответ: У рыб есть зубы.

2.Какую строчку не может прочитать ни один учёный?

Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине.

3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

Ответ: Суббота

4.Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом?

Ответ: Именительный падеж

5.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.)

Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.)

Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

                                                       День пятый.

 

Интеллектуальная игра по русскому языку

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ»


Учитель: Сегодня мы вас приглашаем в страну языкознания. Только истинные знатоки  языка, которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все  готовы? Тогда в путь! Всем счастливого пути.

Перед нами карта страны Языкознания. И первое что встречается на нашем пути это остров Лексики. Что изучат лексика? Это раздел русского языка, который изучает значения слов. Что такое синонимы, антонимы, омонимы? А знаете ли вы,  какие слова называют омофонимы. Это слова, совпадающие по произношению, но различаются написанием и смыслом.

Итак, первое задание: В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в скобках, надо выбрать правильное, а лишнее зачеркнуть.

Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы  (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).

Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.

 Жюри подводит итоги.

 

Наше путешествие продолжается. Мы плывём с вами по морю Морфологии. Что изучает этот раздел русского языка? Правильно, морфология – раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Вспомним некоторые из них:

Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам… (имя существительное)

 

Определяю я предметы,

они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!  (имя прилагательное)

 

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Он  лицо имеет, время, вид, залог и наклонение.

Нам с тобой он служит,

С другими частями речи дружит.  (глагол)

 

 

 

 

 А теперь  задание: а)  Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1. тибетский бык

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

я

2. английская мера длины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.парусное судно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. лиственное дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Фрукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. большой рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. хищная птица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. животное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. полудрагоценный камень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. углубление в земле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. короткая шлюпка

Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)

 

б) Море Морфологии  большое и пока мы плывём, ещё одно задание: Перед вами сказка Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые», ваша задача  определить и подписать над каждым словом  часть речи.

Сяпала Калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки!

Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Оее, оее! Бутявка-то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит» «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились!Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»

Жюри подводит итоги.

 

Продолжаем наш путь. Наши корабли зашли в залив Синтаксиса. Синтаксис и пунктуация разделы русского языка изучающие смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении и постановку знаков препинания.

А вот и задания:

а) в данном предложении подчеркните члены предложения: 

Солнечный свет широким потоком бил в мутно-зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.

б) Игра «ДА – НЕТ»  (составь созвездие)

Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то предложение по интонации – восклицательное.

Если прямая речь стоит перед словами автора, то между ними ставится двоеточие.

Между однородными членами предложения всегда ставится запятая.

 Однородные члены предложения связаны в предложении только с помощью союзов.

Прямая речь всегда пишется в кавычках и с большой буквы.

Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.

В конце побудительного предложения ставиться восклицательный знак.

Слова автора после прямой речи пишутся с большой буквы.

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

ДА

 

í

í

í

 

 

 

í

НЕТ

í

 

 

 

í

í

í

 

Жюри подводит итоги.

 

 

 

Мы причаливаем к полуострову Фонетики. Фонетика – это звуки языка, ударения и слоги. На этом полуострове живёт бабушка Загадушка и она оставила для вас письмо, в котором есть загадки. Отгадайте их, запишите ответы и количество букв и звуков в словах-отгадках.

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет – ляжет на бочок

(юла – 3 буквы, 4 звука)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета

(заяц – 4 буквы, 4 звука)

Льётся речка – мы лежим.

Лёд на речке – мы бежим.

(коньки – 6 букв, 5 звуков)

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

 

( ель – 3 буквы, 3 звука)

 

Ещё одно задание: В данных фразах посчитайте, сколько раз встретятся звуки:

[ Т ]

Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики

[ Ж ]

Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит.

[ Ш ]

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Жюри подводит итоги.

Мы идём по тропинке, которая привела нас в лес Орфографии. В переводе с  греческого языка – правильно пишу, то есть орфография это система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Итак, вашему вниманию предоставляется орфографический диктант. Каждой команде предлагается таблица, в которой записаны орфограммы. Ваша задача заключается в том, чтобы записать слова-отгадки в соответствующие колонки. А вот и загадки:

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

Дождь

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

-Облетел я всю Сибирь.

Как зовут меня?

Снегирь

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих,

Что за кони у меня?

 

 

 

Коньки

Стучат, бренчат, вертятся,

Никого не боятся.

Считают весь свой век,

А не человек?

 

 

 

Часы

Под гору – коняшки,

В гору – деревяшки.

 

Лыжи

Горит столб, а дыма нет.

Свеча

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.

 

 

 

Пчела

По морю идёт, идёт,

А до берега дойдет –

Тут и пропадёт

 

 

Волна

В лесу у пня суетня, беготня.

Народ рабочий весь день хлопочет,

Себе город строит

 

 

Муравьи

Я великан: вон ту громадную

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,

Вмиг поднимаю в высоту.

И если я могучей лапою

Слона или верблюда сцапаю,

Я их обоих буду рад

Поднять, как маленьких котят.

 

 

 

 

 

 

 

Подъёмный кран

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна,

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

 

 

 

Ванна (бассейн)

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне.

Но прислони меня к стене,

Найдется сразу дело мне.

 

 

 

Лестница

Что выше леса, краше света

И без огня горит?

 

Солнце

В лесу родилась, в воде живет.

Лодка

Махнула птица крылом,

Накрыла весь свет одним пером.

 

Ночь

Стоит над водой, трясёт бородой.

Камыш

 

Правописание безударной гласной в корне слова

Снегирь, коньки, свеча, пчела, волна

Правописание Ь – показатель мягкости согласного

Дождь, коньки, снегирь

Правописание парных согласных на конце и в середине слов

Дождь, лодка, подушка, камыш

Правописание разделительных Ъ и Ь

Муравьи, подъемный кран.

Правописание непроизносимых согласных

Лестница, солнце

Правописание удвоенных согласных

Ванна (бассейн)

Правописание гласных после шипящих

Часы, свеча, лыжи

Правописание Ь на конце существительных после шипящих.

Ночь, камыш

Жюри подводит итоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы Морфемики – это раздел языка, изучающий состав слова и словообразование. На этих горах  растут удивительные цветы: в серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить и записать как можно больше слов (можно добавлять окончания).

на  вы

 

 

иц

 

 

 

при

ход

земл

ушк

 

 

по от

у   в

дуб

рыб

ищ

 

 

за    об

перед

бег

дед

 

ок

 

 

 

под    от

 

ник

ов

 

 

 

                к

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья! Наше путешествие окончено. Вы старались, как могли. Каждая команда достигла своей вершины знаний. Но кто же оказался немного впереди, нам расскажет жюри.

Жюри подводит итоги. Объявляется команда-победительница.

 

Внеклассные мероприятия

Дискуссия «Против сленга! За чистоту языка!»

(внеклассное мероприятие для 11 класса)

Цель: обобщить и систематизировать материал по указанной теме, обратить внимание на нравственную позицию гражданина России, на  моральную ответственность за последствия использования жаргонов, сленгов, формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка.

Ход дискуссии:

Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации?

Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут?

Чтец 1

РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)

У бедной твоей колыбели,
Ещё еле слышно сперва,
Рязанские женщины пели,
Роняя, как жемчуг, слова…
Ты шел на разбитых копытах,
В кострах староверских горел,
Стирался в бадьях и корытах,
Сверчком на печи свиристел.
Ты, сидя на позднем крылечке,
Закату подставя лицо,
Забрал у Кольцова колечко,
У Курского занял кольцо.
Вы, прадеды наши, в недоле,
Лукаво запрудивши лик,
На мельнице русской мололи
Заезжий татарский язык.
Вы взяли немецкого малость,
Хотя бы и больше могли,
Чтоб им не одним доставалась
Учёная важность земли.
Ты, пахнущий прелой овчиной
И дедовским острым кваском,
Писался и чёрной лучиной,
И белым лебяжьим пером
Ты выше цены и расценки –
В году сорок первом , потом
Писался в немецком застенке
На слабой извёстке огнем.
Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На самую суть языка.

Ведущий:   Обратите внимание на предложенную тему и скажите, о какой проблеме она позволяет задуматься? (Ответы детей)

Так, что же такое сленг? (Ответы детей)

Молодёжный сленг – это особая форма языка. С определённого возраста многие из нас окунаются в её стихию, но со временем как бы «выныривают» на поверхность литературного разговорного языка.

Сленг – это буквально “испорченный язык”, цель которого - обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной музыкой, блатом или феней.

Щеголяют сленгом подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении

«Хеллоу, пипл! Я Раиса Ивановна, и в эфире программа “Шоу-Тайм” – шоу самых прогрессивных новостей и фенек из мира музыки и кино. Сегодня в “Шоу-Тайм” мы перетрем о том. Эта байда и куча другого фуфла в нашей программе “Шоу-Тайм”...» – такими словами начинается каждый выпуск программы «Шоу-Тайм» на радиостанции «Ultra». Большинству молодых людей, опрошенных на улице, либо нравится, либо не очень нравится такая форма изложения. Почему же сленг так привлекает? (Ответы детей)

Как нужно реагировать на использование сленга в средствах массовой информации? Прочитайте цитаты и сделайте выводы (работа в группах):

9 класс «Если ты, крендель, не втыкаешься в панк, то дальше можешь не читать. А если втыкаешься, то ещё одна тюлька – эти ребята интервью не дают никому» (из журнала «Хулиган»);

«Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зелёного» и уверены, что населению всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты «Московский комсомолец»).

10 класс «Путин рассказал, как мы пытались выиграть тендер на производство вертолётов, но всё равно «пролетели» (из газеты «Комсомольская правда»);

«Можно ли вызвать страхового агента в случае, если вы подозреваете, что ДТП – подстава?» (из газеты «Комсомольская правда»).

11 класс «Реклама оказалась настолько удачной, что вместе с «Кока-колой» раскрутили и Санта-Клауса» (программа «Сегодня» телеканал НТВ);

«Кто не в PRADA, тот лох» (Реклама в витрине ЦУМа)

(ответы детей)

Скажите, с какой целью современная молодёжь использует в своей речи сленг? (ответы детей)

А когда вы станете взрослыми, будете использовать в своей речи сленг? (ответы детей)

Ведущий: Рассказывают, что в годы ВОВ к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова.

Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!

Скажите, может ли народ стать великим, разговаривая на сленге? Почему? (ответы детей)

А могут ли произведения, написанные на сленге стать великими? Почему? (ответы детей)

Прочитайте переводы на сленг некоторых произведений и скажите, хотели бы вы читать такие произведения и учиться по таким учебникам? (работа в группах):

9 класс Ну вот, приехал он в деревню и увидел там девушку (не помню, как её звали). Решил он её соблазнить. А у девушки парень был Ленский, как сейчас помню. Ну, она поначалу, как порядочная девушка, поломалась, а потом влюбилась в него, как дурра. Ленский тут ему дуэль забивает. На дуэли Онегин Ленского пострелял и завалил, тут девка к Онегину. А он ей ручкой делает и уезжает на север бананы рубить. Ну вот, сразу и видно, что он эгоист: сначала влюбил в себя девку, прицепом ещё и парня её завалил. Ну, какой нормальный пацан так сделает.

10 класс Хаммурапи стал гнуть пальцы. Рам-Син прикинулся шлангом, но получил по рогам и припух. Зимрилим был не то чтоб дауном, просто по сравнению с Хаммурапи он был просто лохом и быстро заглох. Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба.

Короче, при Хаммурапи вавилоняне устраивали разборки, и все в Междуречье линяли и дышали в тряпочку. И это были вилы. Но когда Хаммурапи откинул копыта, началась полная лажа. Наследник Хаммурапи Самсуилуна еще пытался качать права, но всем это было уже параллельно. Положение в Междуречье стало стремным: аристократов косила шиза, а пипл качал права. Крутой наезд хеттов в 1660 году кончился полным обломом вавилонян.

11 класс И сказал вскоре Иисус братушкам: вступаем в Иерусалим! А когда шли по дороге, то встречавшие их чуваки ломали сучья и бросали под ноги. А некоторые скидывали свой прикид и постилали на дороге. Так пришли они в Иерусалим и сразу устроили раздачу. Лохам же мало не показалось, и решили они замочить пришедших... Но те, кто был поумней, поняли, что это не тема… Приступили к нему лохи иерусалимские и решили его напрячь, спрашивая: платить ли бабки кесарю или послать?

(ответы детей)

  1. Считаете ли Вы, что язык меняется не в лучшую сторону?
  2. Важен ли для Вас русский язык?
  3. Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка.

СЛОВО  (Н.Гумилёв)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это - Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Используемая литература:

  1. Королькова Е.В. Сленг: за и против. http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3859
  2. Паняева О.В. Пресс-конференция по русскому языку http://www.vlivkor.com/2008/05/20/press-konferencija-po-russkomu-jazyku.html
  3. Гумилёв Н.С. Слово http://www.stihi-rus.ru/1/gumilev/38.htm
  4. Смеляков Я.В. Русский язык http://www.stihi-rus.ru/1/Smelyakov/53.htm

 

 

«ЗВЕЗДНЫЙ  ЧАС»

(литературная  игра  для  9 класса).

 

1 тур «Разминка»

На  доске  портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Гоголя,  Тургенева,  Толстого,  Островского,  Достоевского.

Вопросы:

  1. Кто  из  этих  писателей  написал  роман  в  стихах?
  2. Кто  из  них  написал  поэму  в  прозе?
  3. Писатель-драматург.
  4. Кому  принадлежит  трилогия  «Детство.  Отрочество.  Юность»
  5. Кто  из  этих  писателей  родился  на Украине?
  6. Чьему  перу  принадлежат  «стихотворения  в  прозе»?
  7. Кто  их  них  был  приговорён  к  смертной  казни?
  8. Кто  из  писателей  ушёл  из  жизни  самым  молодым?

 

2 тур  «Логические цепочки».

На  доске портреты:  Пушкина,  Лермонтова,  Достоевского,  Гоголя.

Вопросы:

  1. Они  расположены  по  старшинству,  от  самого  старшего  к  младшему.
  2. Все  они  создали  образ  Петербурга  в  своих  произведениях.
  3. Творчество  всех  этих  авторов  относится  в  первой  половине  19 века.
  4. Все  они  раскрыли  тему  «маленького  человека».

Портреты:  Пушкина,  Некрасова,  Тургенева.

Вопросы:

  1. Все  они  в  разное  время  возглавляли  журнал  «Современник».
  2. Имена  расположены  в  алфавитном  порядке.
  3. Кто  из  них  были  лично  знакомы?

Портреты:  Лермонтов,  Пушкин,  Чехов,  Гоголь.

Вопросы:

  1. Расположены  в  зависимости  от  продолжительности  жизни:  от  умершего  самым  молодым  до  прожившего  боле  долгую  жизнь.
  2. Назовите  тех,  кто  были  лично знакомы.

 

3 тур «АБВГДейка»

 

4 тур Финал:  Составить  слова  из слова  «драматургия».

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИИ

  мероприятий недели

                                           

ИГРА  «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

(по литературе)

 

Пролог: Конкурс 1 – по русскому языку. В  русском языке много наречий,  правописание которых вызывает затруднения.  Предлагаем агонистам разобраться, какие из них нужно писать, слитно, раздельно и через дефис: 

(на)отмашь

точь(в)точь

  (в)последствии

(за)долго

 бок(о)бок

(с)разбегу

                              (слова записаны на доске в три колонки)

 

Конкурс 2 -  красноречия.   За  несколько минут до начала агонисты получили тему выступления:  «Почему необходимо читать?» -  И  сейчас они выскажут свою точку зрения.

                                               (выступления 30 секунд)

По результатам Пролога агонисты выбирают дорожки:

     Красная -  самая короткая,  но и самая опасная, т.к на ней нельзя ошибаться, на ней 2 этапа.  Жёлтая  -  в три этапа и на ней можно ошибиться 1 раз.  Зелёная  -  самая длинная, но и ошибиться на ней можно 2 раза.

 

1 агон.   Ключевые слова:  фольклор,  Пушкин,  Жуковский.

  1. В  7 классе мы много говорили о былинах.  Помните вы былинных героев?  Но это ещё не вопрос, а вопрос заключается вот в чём: Илья  Муромец  пролежал на печи 33 года, и вылечили его «калики перехожие». Кто такие «калики перехожие»? 
  2. Пушкин!  Замечательный поэт, не так ли?  Любите его творчество? Что особенно нравится?  А теперь внимание – вопрос:  Какие свои произведения Пушкин опубликовал под вымышленными именами?
  3. Пушкин всегда считал Жуковского своим другом и учителем. Однако Жуковский признал, что ученик превзошёл своего учителя. Как это произошло?

 

2 агон. Ключевые слова:   Н.В.Гоголь,  И.С.Тургенев,  Н.А.Некрасов.

  1. Мы всегда считали Н.В.Гоголя русским писателем.  А кем он был по национальности на самом деле?
  2. Вы  помните поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины»?  Назовите имена женщин, которым посвящены две части поэмы?
  3. Известен такой случай:  Однажды к И.С.Тургеневу подошли двое молодых крестьян. Один из них спросил: «Позвольте узнать, Вы будете И.С.тургенев?» - «Я» - «Тот  самый, что написал…» - «Тот  самый».   Они сняли шапки и поклонились ему в пояс. «Кланяемся Вам в знак уважения от лица всего русского народа».   О каком произведении шла речь?

3 агон. Ключевые слова:  «Детство»,  А.П.Чехов,  милосердие.

  1. А  как вы думаете,  о чьём  «Детстве»  пойдёт речь?  На  самом деле вопрос вот в чём:  Почему М.Горький избрал себе такой псевдоним и какова его настоящая фамилия?  
  2. Кем был А.П.Чехов по образованию и по профессии?
  3. «Любовь  одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию…». Кому принадлежат эти слова и как заканчивается эта фраза?

 

Блиц   (для игрока на красной дорожке в случае неполного ответа) на ответ 20 секунд.  

  1. Имя и отчество поэта Маяковского?
  2. В  каком году родился А.С.Пушкин?
  3. Кто из русских писателей писал стихотворения в прозе?

 

Интервью с победителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

о предстоящей предметной неделе

 

 

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Великий и могучий.

      Русский язык считается одним из мировых языков, так как на нем говорит несколько миллионов человек. Его прославили великие русские писатели и поэты, произведениями которых зачитываются во многих странах.

         Русский язык мелодичен и напевен, в нем очень много красивых слов. В нем много пословиц, поговорок, фразеологизмов, которые прочно вошли в нашу речь и делают язык еще более ярким и выразительным.

         На русском языке говорят и другие народы, живущие в России, так как он считается единым государственным языком, хотя в России 21 республика и в каждой из них есть свой язык.

         Важную роль для русского языка русского языка сыграла победа над французами в Отечественной войне 1812 года и победа над немецким фашизмом в войне 1941-1945 годов. Неслучайно А. Ахматова от лица всего русского народа сказала:

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово…

         Если бы Франция или Германия завоевали Россию, то, может быть, в нашей стране люди стали бы говорить на французском или немецком языке, а русский язык постепенно забылся бы. Но он прошел сквозь все войны и остался любимым и родным языком для людей России.

         Так что русский язык можно назвать великим и могучим!

 

Приключения в стране Знаков препинания.

         Однажды в стране Знаком препинания исчезли все запятые. Прибежал Чудак-Восклицательный знак и закричал: «Караул! Кошмар! Украли!». Вопросительный знак выглянул в окно и спросил: «Что? Где? Когда?». А Точка мудро заметила: «Теперь в предложениях начнется полная неразбериха».  И отправились знаки препинания на поиски запятых.

         Идут они по дороге, навстречу им Книга. Голова болит у Книги, все в ней перепуталось без запятых. Хоть и маленький знак, а важный. Идут дальше, а навстречу Тетрадка Вани Перепелкина. Оказывается забывал Ваня ставить запятые на место, часто пропускал их. Вот они и обиделись, ушли. Живут они теперь в темном лесу, в избушке.

         Побежали наши друзья, отыскали Ваню Перепелкина и привели его к долине,  где жили запятые. Долго Ваня думал и пыхтел, но все запятые в тетради поставил на свои места. И пообещал больше их не забывать. Запятые решили  вернуться. В Книге все сразу встало на свое место. Знак восклицательный – парень замечательный воскликнул: «Ура!». Вопросительный задумался: «Какой же знак важнее?». А точка улыбнулась и … стала запятой.                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корень -  сердце слова.

     Однажды Коля писал диктант на правило «Безударные гласные в корне».

В классе был объявлен конкурс на лучший результат диктанта. Коля решил принять участие, так как папа обещал взять его на футбол в воскресенье, если его похвалят в школе. Вечером мальчик принялся за работу.

     Над диктантом пришлось попотеть, к тому же у Коли было трудно с русским языком. Но мальчик не унывал, он был просто уверен, что справится.

     Только Коля хотел отдохнуть, как вдруг в комнате потемнело, стало холодно и мрачно. Тетради закружились,  дверь в комнату с треском. Коля от ужаса упал со стула. Он и не ожидал, что к нему сегодня пожалуют гости. Вокруг него кружились слова. Справа плакала «тровинка», слева упала на кресло бледная «гиография», мощный «халадильник»принимал корвалол; пыталась позвонить в «Скорую помощь» «кортина», но все время теряла сознание; «портрет» поддерживал ее. Все они выглядели ужасно и не  были похожи сами на себя.

Коля решил узнать, в чем дело:

- Дорогие мои гости, что с вами, я могу вам чем-то помочь?

- Ты еще смеешь спрашивать? Посмотри, что ты с нами сделал, - кричал злой «халадильник».

     Слова смотрели на Колю с ненавистью. И Коля решил сам искупить свою вину, иначе его не похвалят и на футбол он не пойдет. Но дело было не только в футболе, Коле было очень стыдно за то, что он причинил вред словам.

- Чем я могу помочь, - растерявшись, пробормотал Коля.

- Сначала выучи все слова, которые ты написал неправильно, а в дальнейшем учи все и всегда. Тогда мы тебя не будем беспокоить, и сердца наши будут в порядке. Разве ты не знаешь, что корень – сердце слова?

     Коля быстро сел учить и выучил все слова. Образованный, он повернулся посмотреть на своих гостей, но никого не увидел. Слова ушли, а значит, Коля все выучил правильно.

- Теперь я буду всегда все учить! – сказал Коля и спокойно пошел спать, зная, что в воскресенье папа возьмет его на футбол.

 

Прибежал Чудак – Восклицательный знак.

     Есть страна, которой нет ни на одной карте, ни на одном глобусе. Там живут слова, буквы и знаки препинания. В той стране говорят на обычном русском языке, но почему-то не умеют выражать своих мыслей, и на все вопросы отвечают мрачно и бесчувственно. Они никогда не кричат, и разговор их похож на монотонное журчание ручья. И все в этой стране живут недолго и грустно.

     Но однажды пришел откуда-то очень смешной знак. Он был прямой и очень тонкий. Он смеялся и восклицал:

- Ах, как замечательно! Ах, как прекрасно!

    Это был Восклицательный знак.   Он бегал по деревням, называющимся страницами, и всех приветствовал смехом и веселыми криками.

     Все слова и буквы стали веселей. Точки поделились своими местами со знаками. И вскоре таких же восклицательных знаков стало очень много. Они разбежались по областям – книгам, и городам – рассказам и сказкам. И вскоре страна Русского языка зажила своей веселой и бурлящей, но строгой жизнью.

 

 

 

Как исчезли запятые.

    Жил был один мальчик – Петя Скворцов. Учился в 6 классе и очень не любил запятые. Не умел их ставить, где надо, и часто говорил: «Хоть бы они вообще исчезли!».

    Однажды Запятые рассердились на Петю и решили исчезнуть из его жизни.

    Как-то раз мама Пети уехал к бабушке в гости на неделю. Петя ходил в школу, делал урок и  ждал маму. И вот последний день! Петя с утра уже думал, как он пойдет встречать маму.

    Пошел в школу, видит: в почтовом ящике лежит телеграмма. А в ней написано: «Встречай вечером выезжаю». Петя сначала обрадовался, а потом смотрит: нет запятых. И ему непонятно: то ли вечером встречать, то ли мама еще только вечером выезжает. И решил, что мама приедет утром, а вечером только выедет.

   А мама приехала вечером, а ее не встретили. Она думала, что телеграмма не дошла.  С тех пор Петя уважает Запятые, правильно их расставляет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Cредняя общеобразовательная школа №3» г

МКОУ «Cредняя общеобразовательная школа №3» г

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НЕДЕЛИ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НЕДЕЛИ

День второй. Игра – викторина «Умники и умницы» ( 8-е классы)

День второй. Игра – викторина «Умники и умницы» ( 8-е классы)

Вступительная часть 1. Учитель:

Вступительная часть 1. Учитель:

О чем идёт речь? Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников»

О чем идёт речь? Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников»

Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?

Конкурс 7 «Синтаксический» 1

Конкурс 7 «Синтаксический» 1

День пятый. Интеллектуальная игра по русскому языку «ПУТЕШЕСТВИЕ

День пятый. Интеллектуальная игра по русскому языку «ПУТЕШЕСТВИЕ

А теперь задание : а) Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение

А теперь задание : а) Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение

Мы причаливаем к полуострову Фонетики

Мы причаливаем к полуострову Фонетики

По морю идёт, идёт, А до берега дойдет –

По морю идёт, идёт, А до берега дойдет –

Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы

Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы

Закату подставя лицо, Забрал у

Закату подставя лицо, Забрал у

Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зелёного» и уверены, что населению всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты «Московский комсомолец»)

Банкиры ожидают дальнейшего обесценивания «зелёного» и уверены, что населению всё равно надо сбагрить баксы, пусть даже с убытками» (из газеты «Московский комсомолец»)

Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба

Правда, он еще пытался рыпаться, но накололся, и в 1759 году до нашей эры ему пришла труба

Тростью на песке чертил число.

Тростью на песке чертил число.

Портреты: Пушкина, Некрасова,

Портреты: Пушкина, Некрасова,

Пушкин всегда считал Жуковского своим другом и учителем

Пушкин всегда считал Жуковского своим другом и учителем

ОБЪЯВЛЕНИЕ о предстоящей предметной неделе

ОБЪЯВЛЕНИЕ о предстоящей предметной неделе

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Корень - сердце слова.

Корень - сердце слова.

И вскоре страна Русского языка зажила своей веселой и бурлящей, но строгой жизнью

И вскоре страна Русского языка зажила своей веселой и бурлящей, но строгой жизнью

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)

Разработка материала на неделю гуманитарных наук( по русскому языку и литературе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024