День птиц.
В школах год от года все более популярными становятся «праздники встречи птиц» – «дни птиц». В ходе праздников ребята полнее осознают проблемы охраны животного мира, еще убедительнее для них становится важность природоохранительной работы в нашей стране, участниками, пропагандистами которой они становятся в ходе вечера. Вечер надолго сплачивает организаторов, активистов со всеми участниками праздника.
Можно предложить такой план проведения вечера:
- вступительное слово;
- устная композиция «Значение птиц в природе»;
- викторина;
- КВН;
- смотр скворечников;
- выставка книг и рисунков;
- итоги вечера, награждения.
Во вступительном слове ведущему можно остановиться на значении птиц нашего края, на значении проводимого мероприятия. В заключении ведущий под звуки музыки («Времена года» П.И. Чайковского) читает:
«Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и встынь.
Входи туда, будь сердцем чуток;
Не оскверняй его святынь».
Природа нашей Родины – ее горы, реки, моря, растительность и животный мир – многообразна и богата. Но каждый должен помнить, что богатства эти не безграничны, а поэтому требуют бережного отношения. В наше время охрана природы является важнейшей задачей современности, так как от сохранения и правильного использования природных богатств зависит будущее человечества.
Устная композиция «Значение птиц в природе»
8 учащихся начинают устную композицию «Значение птиц в природе и для человека». Слова учащихся сопровождаются слайдами на экране.
1-й ученик. Среди богатств природы большое значение в жизни человека имеют птицы. Хозяйственное, эстетическое значение птиц переоценить трудно. От них мы получаем отличное мясо, перо, пух. Птицы – неустанные работники и наши помощники в борьбе за урожай, и недаром человек с давних пор привлекает птиц в сады, огороды, изготовляя для них искусственные домики – гнездовья.
Я снова слышу жаворонка пенье,
Не пенье – звон
Заслушиваюсь я,
И у меня такое ощущенье,
Что он не птица, а душа моя.
Что это он звенел во мне всю зиму
Стихами, грустью, болью, синевой
И что теперь он вылетел незримо,
И вот висит над самой головой.
(В. Афанасьев)
2-й ученик. По – разному защищают птицы лес: пеночки, кукушки склевывают вредных насекомых с листьев, веток; синицы – извлекают их из щелей, дятлы – из-под коры (показ фильма: «Друзья и враги леса»). Очень трудно птицам зимой, поэтому надо помочь им перезимовать.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна, горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну»
(А. Яшин)
3-й ученик. В апреле-мае оживает лес, отовсюду звучат песни наших пернатых певцов.
«В зеленый наряд нарядились леса.
Умытые ливнем блестят небеса
Прислушался ветер – лесной дирижер,–
Готовы ль к концерту солисты и хор?
Сначала на кленах запела листва,
И мигом откликнулась ей мурава.
И сосны взмахнули смычками тотчас,
И дуб отозвался – лесной контрабас.
Нельзя, невозможно молчать певунам –
Малиновкам, сойкам, дроздам и щеглам,
И выдумщик самых затейливых нот,
Свистал соловейка всю ночь напролет»
(Э. Огнецвет)
4-й ученик. Каждая птица поет по-своему.
Песни у птиц – это «разговорный язык», это способ не потеряться в лесу, это сигнал о занятой территории, демонстрация жизненных сил. Особенно красива песня соловья (демонстрация песни соловья в грамзаписи).
По пению птиц можно в природе определить время: запел соловей – значит наступила полночь, к трем часам закуковала кукушка, запела свое нежное «ци-ци-фи» синица большая, «зинь-зинь-зинь» – зазвенела овсянка, запел задорно и весело зяблик. К четырем часам просыпаются скворцы, трясогузки, и только к шести часам начинает трудовой день воробей.
5-й ученик. Природа богата и своими птичьими синоптиками. Исследование ученых показывают, что птицы тоньше и лучше, чем человек, воспринимают изменения в природе и предупреждают об этом своим поведением. Сорока под стреху лезет – к вьюге, чайки кричат и спешат на берег – к буре, тетерев зарывается в снег – к морозам. Таковы и народные приметы.
Народные приметы использовали в своих стихах А. Фет и А. Пушкин.
«Жди ясного на завтра дня
Стрижи мелькают и звенят,
Пурпурной полосой огня
Прозрачный озарен закат».
(А. Фет)
«Так если лебеди на лоне тихих вод,
Плескаясь вечером, окличут твой приход…
Знай, – завтра сонных дев разбудит дождь ревучий…»
(А. Пушкин)
6-й ученик. Особо надо вспомнить хищных птиц. В России всегда высокочтимой птицей был сокол. Недаром соколом называют хорошего парня, отличного летчика. Сокол издавна использовался человеком на охоте. Охота с ловчими птицами – соколами, орлами-беркутами, распространена в республиках Средней Азии, в Закавказье;
Надо хорошо знать и разъяснять людям значение хищных птиц: канюка, пустельги, сов, которые уничтожают массу вредных мышевидных грызунов, помогая человеку в его борьбе за урожай.
7-й ученик. Нередко на столбе или на отдельном дереве, среди поля можно увидеть крупную птицу – канюка или сарыча. В воздухе его легко отличить по парению широкими кругами, да, по виду – хвост его имеет форму веера. Канюк – мышеед. До десятка мышей истребляет он ежедневно. Маленький сокол – пустельга тоже неутолимый преследователь мышей. Не уничтожать, а всячески охранять и привлекать на поля надо этих полезных птиц. Надо ставить для них в поле шесты с перекладиной наверху, и они будут высматривать с них свою добычу.
8-й ученик. Почти у каждого народа есть своя, любимая птица, которую почитают либо за красоту, либо за прекрасный вид и голос, либо за пользу в уничтожении вредителей, либо за редкость. У австралийцев – эму, у англичан – малиновка, у новозеландцев – киви. Есть любимые птицы и у народов нашей страны. Для украинцев –соловей, для белорусов и молдаван – аист, для россиян – снегирь, в Литве предпочитают лебедя, в Эстонии – ласточку, в Грузии – фазана, в Азербайджане – фламинго, в Казахстане – орла. Птицы – наши друзья, их надо беречь и охранять! (все вместе).
Викторина
- Какие самые большие и самые маленькие птицы на Земле? В нашей стране?
Самая большая птица мира – африканский страус, самая маленькая – колибри. В нашей стране самая крупная – дрофа, а самая маленькая – королек.
- Какая птица может ходить под водой?
По дну ручьев и речек бегает под водой, в поисках водных насекомых и их личинок, небольшая птичка – оляпка.
- Какие птицы не высиживают яиц?
Кукушки, австралийские сорные куры, шалашники и вдовушки.
- У каких из наших птиц ухаживают за потомством только самцы?
Кулики-плавунчики, трехперстки.
- Какие птицы преподносят друг другу подарки?
Самец крачки подносит самке рыбу, пингвины Адели и кроншнепы – камешки. Чайки подносят друг другу обрывки водорослей. Цапли преподносят палки.
- Какие из наших птиц охотятся за насекомыми ночью?
Козодой и совы.
- Назовите лучших пернатых пловцов?
Гагары, бакланы, утки, чайки. Но, пожалуй, всех быстрее плавают пингвины – они обгоняют катера, идущие со скоростью 40 км/ч.
- Каких птиц подманивают охотники, подражая их голосу?
Рябчика, перепела, уток.
- Какие птицы лучше всего подражают голосам пернатых и других животных? Лучше всего подражают американские дрозды – пересмешники, азиатская птичка – майныч, наш обыкновенный скворец. Много различных слов и в словаре попугаев. Пытаясь напугать врага шипит, как змея, вертишейка.
- Какие птицы совершают самые далекие перелеты?
Самые большие перелеты совершают полярные крачки. С сибирского побережья Северного Ледовитого океана они летят прямо на запад. Обогнув Скандинавию, летят вдоль берегов Европы и Африки и оттуда в Австралию и даже в Антарктиду. Такой путь они совершают дважды в году.
- Какая птица добирается вплавь из сибирских рек в Балтийское море?
Чернозобые гагары гнездятся в сибирской тундре. В начале осени они сначала движутся по рекам на север, затем плывут по Ледовитому океану на запад и, обогнув Скандинавию, добираются до мест зимовки в Балтийское море.
- Какие птицы прилетают к нам весной раньше всех?
Грачи, скворцы, жаворонки.
- Какие птицы самые дальнозоркие?
Дальше всех видят грифы. Они замечают даже небольшое мертвое животное с высоты нескольких километров. Сокол замечает стрекозу с расстояния 800 метров.
- Какие птицы могут измерять температуру своим клювом?
(австралийские сорные куры)
КВН
В КВНе принимает участие 2 команды. Проведению КВНа предшествует подготовительный период, где ребята придумывают название команд, девиз, эмблему. Например, названием одной из команд (является) может быть «Соловушки». Девиз –«Соловьи поют, заливаются».
Начинает КВН ведущий и предлагает командам поприветствовать друг друга. Затем каждой команде предлагается ряд заданий.
1 конкурс-задание. «Узнай чей это голос»
Каждой команде предлагается прослушать в записи голоса нескольких птиц.
2 конкурс «Что за птица?»
Каждой команде дается по пакету, где запечатаны фотографии птиц. Участники открывают конверты, определяют птицу и описывают ее по плану:
а) название птицы, внешний вид,
б) местообитание,
в) зимовка, когда выводит птенцов,
г) значение для человека и в природе,
д) занесена ли в «Красную книгу России»
План описания вложен в конверт.
3 конкурс «Птица в пословицах»
Вспомнить и перечислить пословицы о птицах. Каждая команда старается перечислить больше пословиц.
- Всяк кулик своей кочке велик.
- Одна ласточка весны не делает.
- Сорока никогда соловьиной песни не споет.
- На чужой стороне и сокола зовут вороной.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Пуганая ворона куста боится.
- Сердце сокола, а смелость воробья.
- Видом орел, умом тетерев.
- Вороне соколом не быть.
- Голодной курице просо снится.
- Громче всех сойка кричит, да редко права бывает.
- Лучше слушать одного сокола, чем сотню воробьев.
- Красна птица перьями, а человек ученьем.
- Любит кукушка чужие годы считать.
- Дятлу без клюва, что волку без ног.
4 конкурс «Отгадай загадку»
1. Рук нет, а строить умеет (птица).
2. Летать летаю, всех птиц забиваю (орел).
3. На шесте дворец, во дворце певец (скворец).
4. Посередь деревьев кузнецы куют (дятел).
5. В воде купался, сухим остался (гусь, утка).
6. Два раза на свет родилась (курица и другие домашние птицы).
5 конкурс « Разгадывание кроссвордов»
Жюри подводит итоги КВНа.
После КВНа проходит смотр скворечников. Каждый скворечник должен соответствовать общепринятым стандартам. Судит этот смотр учитель биологии.
Целесообразно в этот вечер сделать выставку книг. Можно пригласить библиотекарей и они сделают обзор книг про птиц.
В конце вечера подводятся итоги дня, активисты и победители награждаются.
6 конкурс «Изобразить сцену из жизни птиц»
7 конкурс «Народные приметы и птицы»
Грач прилетел – через месяц снег сойдет. Грачи сели в гнезда – через три недели выходить на посев. Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев – к холодному лету.
Кукушка кукует весной и сильно и часто – тепло не за горами.
Перелетная птица течет стаями – к дружной весне. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Чайка прилетела – скоро лед сойдет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.