Вода – путешественница.
Цели урока:
Оборудование:
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
- Вспомните, на какие части делим природу? ( Живая, неживая.)
- Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, звёзды, горы и др.)
- Что относится к живой природе? (Люди, растения, животные.)
- Отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
III. Сообщение темы урока.
- Прочитайте тему урока. (Вода – путешественница.)
- Как вы понимаете слово «путешественница»?
- Можно ли отнести это слово к воде и почему?
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом Капля - Капитошка (появляется игрушка - Капитошка).
IV. Проверка домашнего задания.
- Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде.
- Что входит в состав воды? ( Кислород, водород, примеси, минеральные соли).
- Докажите, что в воде есть кислород. ( Наливаем воду в стакан, на стенках стакана оседают пузырьки воздуха.)
- Что ещё входит в состав воды? ( Примеси, соли.)
На доске появляется схема:
Состав воды
|
водород (2) |
кислород (1) |
|
примеси |
|
минеральные соли |
- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода- волшебница.
- Перечислите их. (Дети называют свойства воды, учитель поочерёдно открывает карточки.)
- На доске получается схема:
Свойства воды |
без вкуса |
без запаха |
|
прозрачная |
|
бесцветная |
|
текучесть |
|
испаряемость |
|
растворитель |
- Что ещё интересного вы знаете о воде?
V. Три состояния воды.
- Вода о себе говорит так:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Учитель показывает иллюстрации ( например: водопад на Камчатке, туман в низине, лёд и снег на берегу реки).
- Что объединяет эти три иллюстрации?
(На иллюстрациях изображена вода.)
Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.
На доске схема:
Состояния воды |
твёрдое |
жидкое |
|
газообразное |
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?
( Лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)
Подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
(Пар, туман).
Подготовленный ученик делает сообщение о тумане.
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?
(Моря, реки, океаны, озёра, ручьи и т.д.)
VI. Путешествие воды.
- Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях.
Рассказ Капитошки.
« Жил я когда-то в большом - большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх».
- О чём сейчас нам рассказал Капитошка?
Что произошло с водой в жаркий день? (Вода испарилась.)
На доске схема:
Лёд |
↔ |
Вода |
↔ |
Пар |
-Какое знакомое слово вы увидели в слове «испарение»?
(Пар.)
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении?
(В газообразное.)
- Вспомните, в какую погоду быстрее высыхает бельё?
(В жаркую.)
- Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой вывод можно сделать?
( В холодную погоду тоже происходит испарение.)
Рассказ Капитошки.
« Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться».
- Какой процесс описывает Капитошка?
( Когда холодный воздух встречается с тёплым воздухом, высоко над землёй (в атмосфере), газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.)
- Во что они превращаются зимой?
( В льдинки.)
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией.
Рассказ Капитошки.
« Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу».
- В каком виде упала капля на землю?
( В виде осадков.)
« Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же такой момент наступит вновь».
-Воспроизведите последовательность путешествия капли.
Испарение. |
Конденсация. |
Осадки. |
Испарение. |
- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Схема «Круговорот воды в природе».
- Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где- то вода испаряется, где- то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
- Подумайте. Что было бы, если бы вся вода на Земле стала
грязной, а потом совсем исчезла?
( Ответы детей.)
-Докажите, что вода - источник жизни.
- Какие меры, предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
( Создание заповедников, заказники, использование очистительных сооружений на предприятиях.)
- Как вы можете сохранить воду чистой, беречь её?
( Не мыть технику в водоёмах, не загрязнять, экономить воду.)
VII. Итог урока.
- Ещё раз прочитайте тему урока.
- Докажите, что вода – действительно путешественница.
- Прочитайте вывод в учебнике на странице 56:
« Вода находиться в природе в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю».
VIII. Домашнее задание.
1. Прочитать материал в учебнике на странице 53- 56; ответить на вопросы раздела «Проверь себя» стр.57.
2. Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли - Капитошки».
Рассказ Капитошки.
« Жил я когда-то в большом - большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться. Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу. Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же такой момент наступит вновь».
Схема «Круговорот воды в природе».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.