Разработка мероприятия "Вода-путешественница"
Оценка 4.6

Разработка мероприятия "Вода-путешественница"

Оценка 4.6
doc
07.06.2021
Разработка мероприятия "Вода-путешественница"
Вода-путешественница.doc

Вода – путешественница.

 

Цели урока:

  • формировать понятие о круговороте воды в природе;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

 

Оборудование:

    1. Капля – Капитошка (игрушка или картинка).
    2. Карточки с символикой и понятиями.

 

Ход урока.

             I.      Организационный момент.

 

          II.      Повторение изученного.

- Вспомните, на какие части делим природу? ( Живая, неживая.)

- Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, звёзды, горы и др.)

- Что относится к живой природе? (Люди, растения, животные.)

- Отгадайте загадку:

                                     Меня пьют,

                                     Меня льют,

                                     Всем нужна я,

                                     Кто я такая?

                                                            (Вода)

 

       III.      Сообщение темы урока.

    - Прочитайте тему урока. (Вода – путешественница.)

    - Как вы понимаете слово «путешественница»?

      - Можно ли отнести это слово к воде и почему?

    - Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды и поможет нам в этом                                                      Капля - Капитошка (появляется игрушка - Капитошка).

 

        IV.      Проверка домашнего задания.

     - Расскажите Капитошке, что вы уже знаете о воде.

     - Что входит в состав воды? ( Кислород, водород, примеси, минеральные соли).

     - Докажите, что в воде есть кислород. ( Наливаем  воду в стакан, на стенках стакана оседают пузырьки воздуха.)

     - Что ещё входит в состав воды? ( Примеси, соли.)

         На доске появляется схема:

 

 

Состав воды

 

водород (2)

кислород (1)

                           примеси

минеральные соли

 

- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода- волшебница.

- Перечислите их. (Дети называют свойства воды, учитель поочерёдно открывает карточки.)

- На доске получается схема:

 

 

 

Свойства воды

без вкуса

без запаха

прозрачная

бесцветная

текучесть

испаряемость

растворитель

 

- Что ещё интересного вы знаете о воде?

 

           V.      Три состояния воды.

- Вода о себе говорит так:

                                                       Я и туча, и туман,

                                                       Я ручей и океан,

                                                       Я летаю и бегу,

                                                       И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

Учитель показывает иллюстрации ( например: водопад на Камчатке, туман в низине, лёд и снег на берегу реки).

                                             

 

- Что объединяет эти три  иллюстрации?

(На иллюстрациях изображена вода.)

Вода в природе существует в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

На доске схема:

 

Состояния воды

твёрдое

жидкое

газообразное

 

- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии?

( Лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)

Подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах.

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(Пар, туман).

Подготовленный ученик делает сообщение о тумане.

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии?

(Моря, реки, океаны, озёра, ручьи и т.д.)

 

        VI.      Путешествие воды.

- Сейчас на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях.

Рассказ Капитошки.

« Жил я когда-то  в большом - большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы  так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх».

- О чём сейчас нам рассказал Капитошка?

 Что произошло с водой в жаркий день?       (Вода испарилась.)

На доске схема:

Лёд

Вода

Пар

 

-Какое знакомое слово вы увидели в слове «испарение»?

 (Пар.)

- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении?

(В газообразное.)

- Вспомните, в какую погоду быстрее высыхает бельё?

(В жаркую.)

- Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой вывод можно сделать?

( В холодную погоду тоже происходит испарение.)

 

Рассказ Капитошки.

« Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться».

- Какой процесс описывает Капитошка?

( Когда холодный воздух встречается с тёплым  воздухом, высоко над землёй (в атмосфере), газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.)

- Во что они превращаются зимой?

( В льдинки.)

- Этот процесс перехода  из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией.

 Рассказ Капитошки.

« Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу».

- В каком виде упала капля на землю?

( В виде осадков.)

« Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же  такой момент наступит вновь».

 

-Воспроизведите последовательность путешествия капли.

 

Испарение.

Конденсация.

Осадки.

Испарение.

 

- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Схема «Круговорот воды в природе».

 

- Круговорот воды  в природе происходит непрерывно: где- то вода испаряется, где- то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

- Подумайте. Что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?
( Ответы детей.)

-Докажите, что вода - источник жизни.

- Какие меры, предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?

( Создание заповедников, заказники, использование очистительных сооружений на предприятиях.)

- Как вы можете сохранить воду чистой, беречь её?

( Не мыть технику в водоёмах, не загрязнять, экономить воду.)

     VII.      Итог урока.

- Ещё раз прочитайте тему урока.

- Докажите, что вода – действительно путешественница.

         - Прочитайте вывод в учебнике на странице 56:

« Вода находиться в природе в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Вода постоянно совершает круговорот: испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю».

 

  VIII.      Домашнее задание.

1.      Прочитать материал в учебнике на странице 53- 56; ответить на вопросы раздела «Проверь себя» стр.57.

2.      Нарисовать кадры диафильма «Путешествие капли - Капитошки».

 

Рассказ     Капитошки.

 

« Жил я когда-то  в большом - большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои братья и сёстры, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы  так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх.  Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться. Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу.  Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же  такой момент наступит вновь».

 

 

Схема «Круговорот воды в природе».

 

 


Вода – путешественница. Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы

Вода – путешественница. Цели урока: формировать понятие о круговороте воды в природе; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы

Свойства воды без вкуса без запаха прозрачная бесцветная текучесть испаряемость растворитель -

Свойства воды без вкуса без запаха прозрачная бесцветная текучесть испаряемость растворитель -

Разработка мероприятия "Вода-путешественница"

Разработка мероприятия "Вода-путешественница"

Что объединяет эти три иллюстрации? (На иллюстрациях изображена вода

Что объединяет эти три иллюстрации? (На иллюстрациях изображена вода

Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией

Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией

Как вы можете сохранить воду чистой, беречь её? (

Как вы можете сохранить воду чистой, беречь её? (

Разработка мероприятия "Вода-путешественница"

Разработка мероприятия "Вода-путешественница"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2021