Разработка метазанятия "Я и язык"
Оценка 4.9

Разработка метазанятия "Я и язык"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
10 кл—11 кл
11.02.2020
Разработка метазанятия "Я и язык"
Разработка метазанятия "Я и язык" (10 класс)
Я и язык.docx

Разработка занятия по теме:

«Я и язык» (11 класс)

Цели:

1)    Обучающие (предметные результаты): совершенствование умения сжимать информацию, аргументировать свою позицию в публичном выступлении.

2)    Развивающие (метапредметные результаты):

- формировать систему универсальных учебных действий учащихся (личных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);

- развивать базовые способности школьников (мышление, обобщение, рефлексия, действие);

- совершенствовать умение создавать образовательных продукт: собственное обобщение, ментальную карту.

3)    Воспитательные (личностные результаты):

- расширить культурный кругозор обучаемых, обогатить их речь;

- рассмотреть феномен понятия «язык» как важнейшей части восприятия мира;

- умение работать в коллективе, группах (микрогруппах).

 

Ход занятия

 

I стадия – вызов

Цели: актуализация имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы; самостоятельная постановка целей познавательной деятельности.

Формируемые УУД:

- личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;

- коммуникативные: участие в речевом общении, умение слушать и слышать других, готовность корректировать свою точку зрения;

- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения уже известного и неизвестного.

                                                                                        Слышу я Природы голос,

Порывающийся крикнуть,

                                                                                       Как и с кем она боролась,

Чтоб из хаоса возникнуть.

Может быть и не во имя

                                                                                      Обязательно нас с вами,

Но чтоб стали мы живыми,

Мыслящими существами.

И твердит Природы голос:

«В вашей власти, в вашей власти,

Чтоб ничто не раскололось

На бессмысленные части!»

Э.Сетон-Томсон

Слово учителя. Индивидуальный опрос. Обратимся к эпиграфу нашего занятия. О какой функции языка здесь идет речь? С какими понятиями мы связываем язык? Найдите ключевые слова. Всегда ли для вас был понятен этот термин? До конца ли понятно значение? ( В итоге должны обратить внимание на такие слова как «природа», «части», «мыслящие», «голос». В комментариях важно обратить внимание на то, что язык – это показатель мышления, мыследеятельности, способ осмысления природы, окружающего нас мира, дающий целостную картину мира).

Методический комментарий: появление последнего утверждения может быть неожиданным, мы должны подвести учащихся к тому, что говорим о языке как о более широком явлении в жизни, связываем понятие с такими терминами, как природа, сенсорика (восприятие), интеллект, социум. Можно нарисовать схему, устанавливая взаимосвязи с помощью индивидуального опроса учащихся (совместная работа):

Язык

         

               Язык                                                                   

            природы                                        сенсорики

 

 

             Язык                                                   Язык

        интеллекта                                       духовности      

 

 

 

 

 Слово учителя: Итак, мы видим, что понятие «язык», многогранно, требует дополнительного объяснения. Что вы хотите узнать об этом понятии? Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске).

II стадия – осмысление содержания.

Цели: получение новых знаний; их систематизация; поддержка целей, поставленных на стадии вызова.

Формируемые УУД:

- коммуникативные: свободно, точно, правильно, логично, аргументированно излагать материал, свои мысли; участвовать в общении; учиться работать в группе;

- познавательные: владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), представлять информацию в указанной форме(текст – в схему); дать полное определение понятию;

- регулятивные: сверять собственный результат с заданным эталоном.

Слово учителя: давайте обратимся к тексту филолога Н.Мечковской (см. раздаточный материал). Прочитайте его, выделите ключевые слова, которые позволят ответить на вопрос: Каковы основные функции языка и как они взаимосвязаны между собой? Как эти функции связаны с теми, о которых мы уже говорили в начале занятия? Заполните маркировочную таблицу:

Уже знал «+»

Думал иначе «-»

Новое «!»

Есть вопросы «?»

 

 

 

 

  Что получилось? Группы озвучивают результаты, сравниваю полученное.

Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов. Учащиеся перерабатывают текст, сжимают его в конспект, систематизируют мышление, учатся выделять главное. При повторном чтении, коллективном обсуждении внимание еще раз обращается на ранее неизвестное, что способствует лучшему запоминанию новой информации. От совместной работы мы переходим к работе индивидуальной.

Слово учителя: Итак, что мы узнали о языке? Выполнили мы поставленные задачи (см. целеполагание). Почему эстетическая функция языка выделяется как отдельная? Объединяет ли она все перечисленные ранее функции? Как это можно связать с эпиграфом? (Обратить внимание на связующую функцию эстетики и ее присутствие во всех разделах: сенсорика, природа, интеллект, социум).

III стадия – рефлексия.

Цель: создание целостного представления о предмете.

Формируемые УУД:

- регулятивные: выделить и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения информации;

- коммуникативные: участвовать в речевом общении, создавать ментальную карту; выступать публично.

- личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; участвовать в творческом процессе.

Сегодня на занятии мы много узнали о понятии «язык», отметили основные термины, без которых нельзя представить это понятие. А теперь давайте попробуем составить ментальную карту-схему этого понятия, заполнив пропущенные части схемы. (учащимся выдается не полностью заполненная схема, в которую они должны будут разместить выписанные понятия и ключевые слова, установив между ними связи).

Методический комментарий: в зависимости от уровня класса, уровня его подготовки и уровня сформированности коллектива, умения работать совместно можно выдавать и пустые листы, давая задание полностью самостоятельно составить ментальную карту, или давать на выполнение задания большее количество времени.

Представление результатов.

Слово учителя (индивидуальный опрос): Что у вас получилось? Что не получилось? Что было особенно трудным? Где и когда вам пригодится составленная схема? Какие представления о языке сумели обобщить?

Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. В тексте Н.Мечковской также идет речь о художественных текстах и соотношении языка и речи. Но более подробно об этом будут говорить учащиеся на следующих занятиях, эта тема будет представлена в расширенном виде в домашнем задании.

IV стадия – домашнее задание.

Составьте ментальную карту по 1 разделу учебника Русский язык 11 класс под редакцией И.В.Гусаровой. Для этого проанализируйте теоретический материал, выделите в нем ключевые слова, соотнесите их друг с другом.

Методический комментарий: на дом дается задание, аналогичное уже проработанному для закрепления навыков осмысленного чтения и составления ментальных карт.

 

          

Эстетическая функция языка заметнее всего в художественных текстах, однако ее область проявления шире. Эстетическое отношение к языку может быть продемонстрировано и в дружеской беседе, и в частной переписке, ив ораторской речи, и в тексте научно-популярной статьи, если речь перестает быть только оболочкой содержания и получает самостоятельную эстетическую ценность.

         Эстетическая функция языка обычно связана с такой организацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное словообразование и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи. Преобразование может затрагивать лексическое значение (метафора и другие употребления слов в переносном значении), обновленной может быть синтаксическая структура высказываний (фигуры речи: риторические вопросы, восклицания и др.). Наконец, преобразуется звуковая организация речи (явления ритма, рифмы, звукописи).

         Эстетическое отношение к языку означает, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может оцениваться по основным категориям эстетики: прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное. (Н.Мечковская)

 

Модуль 1 на систему:                                Язык

Система:

 

Язык

 

I. Структура:

 

1. Элементы системы:

 

Язык

природы

Язык

сенсорики

Язык интеллекта

Язык социума

(духовности)

1.2. Функция элементов системы:

Информация о состоянии природе

Информация об эмоциональном восприятии мира

Информация о научном познании мира

Информация о состоянии и свойствах человека

1.3, Виды связей элементов системы:

 

           

         

               Язык                                   Язык                                

            природы                                        сенсорики

 

 

             Язык                                                   Язык

        интеллекта                                       духовности      

 

 

 

1.4. Функция видов связей системы:

 

Обеспечить обмен информацией: принимать, перерабатывать, сохранять, передавать информацию

1.5. Функция системы:

 

Обеспечить познание, сохранение и преобразование мира

2. Нормы связей (отношений) т.е. законы:

 

 

Всеобщие, естественно-научные, интеллектуальные, социально-экономические, эстетические

3. Метод функционирования системы:

 

свет, запах,

температура,

цвет и т.д.

цвет, жест, мимика, поза, интонация, звук, запах и т.д.

речь, формулы, знаки, схемы, таблицы и т.д.

общественные

отнощения, поступки, мотивы человека

4. Результат функционирования системы:

 

Развитие мира и человека на основе информации, преобразование систем окружающего мира по определенным нормам – нормам эстетики

                                                                                     

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: природа, сенсорика, интеллект, социум, духовность, эстетика

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАТИВНАЯ,ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ,НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ,ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ,ПРИРОДА,СОЗДАНИЕ КАРТИНЫ МИРА, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ФУНКЦИИ
ЯЗЫКА
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ,ОТНОШЕНИЕ,ЦЕННОСТЬ,УПОТРЕБЛЕНИЕ,КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА,ЗВУКОВАЯ,ЛЕКСИЧЕСКАЯ,СИНТАКСИЧЕСКАЯ,СЛОВОУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Разработка занятия по теме: «Я и язык» (11 класс)

Разработка занятия по теме: «Я и язык» (11 класс)

Может быть и не во имя

Может быть и не во имя

Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске)

Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске)

Цель : создание целостного представления о предмете

Цель : создание целостного представления о предмете

Методический комментарий: на дом дается задание, аналогичное уже проработанному для закрепления навыков осмысленного чтения и составления ментальных карт

Методический комментарий: на дом дается задание, аналогичное уже проработанному для закрепления навыков осмысленного чтения и составления ментальных карт

Виды связей элементов системы:

Виды связей элементов системы:

Разработка метазанятия "Я и язык"

Разработка метазанятия "Я и язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2020