Разработка занятия по теме:
«Я и язык» (11 класс)
Цели:
1) Обучающие (предметные результаты): совершенствование умения сжимать информацию, аргументировать свою позицию в публичном выступлении.
2) Развивающие (метапредметные результаты):
- формировать систему универсальных учебных действий учащихся (личных, познавательных, регулятивных, коммуникативных);
- развивать базовые способности школьников (мышление, обобщение, рефлексия, действие);
- совершенствовать умение создавать образовательных продукт: собственное обобщение, ментальную карту.
3) Воспитательные (личностные результаты):
- расширить культурный кругозор обучаемых, обогатить их речь;
- рассмотреть феномен понятия «язык» как важнейшей части восприятия мира;
- умение работать в коллективе, группах (микрогруппах).
Ход занятия
I стадия – вызов
Цели: актуализация имеющихся знаний по теме; пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы; самостоятельная постановка целей познавательной деятельности.
Формируемые УУД:
- личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;
- коммуникативные: участие в речевом общении, умение слушать и слышать других, готовность корректировать свою точку зрения;
- регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения уже известного и неизвестного.
Слышу я Природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть.
Может быть и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит Природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти,
Чтоб ничто не раскололось
На бессмысленные части!»
Э.Сетон-Томсон
Слово учителя. Индивидуальный опрос. Обратимся к эпиграфу нашего занятия. О какой функции языка здесь идет речь? С какими понятиями мы связываем язык? Найдите ключевые слова. Всегда ли для вас был понятен этот термин? До конца ли понятно значение? ( В итоге должны обратить внимание на такие слова как «природа», «части», «мыслящие», «голос». В комментариях важно обратить внимание на то, что язык – это показатель мышления, мыследеятельности, способ осмысления природы, окружающего нас мира, дающий целостную картину мира).
Методический комментарий: появление последнего утверждения может быть неожиданным, мы должны подвести учащихся к тому, что говорим о языке как о более широком явлении в жизни, связываем понятие с такими терминами, как природа, сенсорика (восприятие), интеллект, социум. Можно нарисовать схему, устанавливая взаимосвязи с помощью индивидуального опроса учащихся (совместная работа):
Язык
Язык природы сенсорики
Язык Язык интеллекта духовности
|
Слово учителя: Итак, мы видим, что понятие «язык», многогранно, требует дополнительного объяснения. Что вы хотите узнать об этом понятии? Почему важно иметь о нем представление? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока для себя, ставят задачи; делаем записи на доске).
II стадия – осмысление содержания.
Цели: получение новых знаний; их систематизация; поддержка целей, поставленных на стадии вызова.
Формируемые УУД:
- коммуникативные: свободно, точно, правильно, логично, аргументированно излагать материал, свои мысли; участвовать в общении; учиться работать в группе;
- познавательные: владеть различными видами чтения (изучающее, детальное), представлять информацию в указанной форме(текст – в схему); дать полное определение понятию;
- регулятивные: сверять собственный результат с заданным эталоном.
Слово учителя: давайте обратимся к тексту филолога Н.Мечковской (см. раздаточный материал). Прочитайте его, выделите ключевые слова, которые позволят ответить на вопрос: Каковы основные функции языка и как они взаимосвязаны между собой? Как эти функции связаны с теми, о которых мы уже говорили в начале занятия? Заполните маркировочную таблицу:
Уже знал «+» |
Думал иначе «-» |
Новое «!» |
Есть вопросы «?» |
|
|
|
|
Что получилось? Группы озвучивают результаты, сравниваю полученное.
Методический комментарий: при такой работе с текстом ученики не просто механически его читают, а целенаправленно преломляют его сквозь призму своих целей, собственных вопросов. Учащиеся перерабатывают текст, сжимают его в конспект, систематизируют мышление, учатся выделять главное. При повторном чтении, коллективном обсуждении внимание еще раз обращается на ранее неизвестное, что способствует лучшему запоминанию новой информации. От совместной работы мы переходим к работе индивидуальной.
Слово учителя: Итак, что мы узнали о языке? Выполнили мы поставленные задачи (см. целеполагание). Почему эстетическая функция языка выделяется как отдельная? Объединяет ли она все перечисленные ранее функции? Как это можно связать с эпиграфом? (Обратить внимание на связующую функцию эстетики и ее присутствие во всех разделах: сенсорика, природа, интеллект, социум).
III стадия – рефлексия.
Цель: создание целостного представления о предмете.
Формируемые УУД:
- регулятивные: выделить и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения информации;
- коммуникативные: участвовать в речевом общении, создавать ментальную карту; выступать публично.
- личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; участвовать в творческом процессе.
Сегодня на занятии мы много узнали о понятии «язык», отметили основные термины, без которых нельзя представить это понятие. А теперь давайте попробуем составить ментальную карту-схему этого понятия, заполнив пропущенные части схемы. (учащимся выдается не полностью заполненная схема, в которую они должны будут разместить выписанные понятия и ключевые слова, установив между ними связи).
Методический комментарий: в зависимости от уровня класса, уровня его подготовки и уровня сформированности коллектива, умения работать совместно можно выдавать и пустые листы, давая задание полностью самостоятельно составить ментальную карту, или давать на выполнение задания большее количество времени.
Представление результатов.
Слово учителя (индивидуальный опрос): Что у вас получилось? Что не получилось? Что было особенно трудным? Где и когда вам пригодится составленная схема? Какие представления о языке сумели обобщить?
Методический комментарий: на этой стадии формируется личностное отношение к понятию, происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. В тексте Н.Мечковской также идет речь о художественных текстах и соотношении языка и речи. Но более подробно об этом будут говорить учащиеся на следующих занятиях, эта тема будет представлена в расширенном виде в домашнем задании.
IV стадия – домашнее задание.
Составьте ментальную карту по 1 разделу учебника Русский язык 11 класс под редакцией И.В.Гусаровой. Для этого проанализируйте теоретический материал, выделите в нем ключевые слова, соотнесите их друг с другом.
Методический комментарий: на дом дается задание, аналогичное уже проработанному для закрепления навыков осмысленного чтения и составления ментальных карт.
Эстетическая функция языка заметнее всего в художественных текстах, однако ее область проявления шире. Эстетическое отношение к языку может быть продемонстрировано и в дружеской беседе, и в частной переписке, ив ораторской речи, и в тексте научно-популярной статьи, если речь перестает быть только оболочкой содержания и получает самостоятельную эстетическую ценность.
Эстетическая функция языка обычно связана с такой организацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное словообразование и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи. Преобразование может затрагивать лексическое значение (метафора и другие употребления слов в переносном значении), обновленной может быть синтаксическая структура высказываний (фигуры речи: риторические вопросы, восклицания и др.). Наконец, преобразуется звуковая организация речи (явления ритма, рифмы, звукописи).
Эстетическое отношение к языку означает, что речь (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) может оцениваться по основным категориям эстетики: прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное. (Н.Мечковская)
Модуль 1 на систему: Язык
Система:
|
Язык
|
||||||
I. Структура: |
|
||||||
1. Элементы системы:
|
Язык природы |
Язык сенсорики |
Язык интеллекта |
Язык социума (духовности) |
|||
1.2. Функция элементов системы: |
Информация о состоянии природе |
Информация об эмоциональном восприятии мира |
Информация о научном познании мира |
Информация о состоянии и свойствах человека |
|||
1.3, Виды связей элементов системы:
|
Язык Язык природы сенсорики
Язык Язык интеллекта духовности
|
||||||
1.4. Функция видов связей системы:
|
Обеспечить обмен информацией: принимать, перерабатывать, сохранять, передавать информацию |
||||||
1.5. Функция системы:
|
Обеспечить познание, сохранение и преобразование мира |
||||||
2. Нормы связей (отношений) т.е. законы:
|
Всеобщие, естественно-научные, интеллектуальные, социально-экономические, эстетические |
||||||
3. Метод функционирования системы:
|
свет, запах, температура, цвет и т.д. |
цвет, жест, мимика, поза, интонация, звук, запах и т.д. |
речь, формулы, знаки, схемы, таблицы и т.д. |
общественные отнощения, поступки, мотивы человека |
|||
4. Результат функционирования системы:
|
Развитие мира и человека на основе информации, преобразование систем окружающего мира по определенным нормам – нормам эстетики
|
||||||
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ: природа, сенсорика, интеллект, социум, духовность, эстетика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.