Разработка нестандартного урока .Обобщающий урок-игра по русскому языку «Части речи» для 3 класса
Оценка 4.8

Разработка нестандартного урока .Обобщающий урок-игра по русскому языку «Части речи» для 3 класса

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
24.01.2023
Разработка нестандартного урока .Обобщающий урок-игра по русскому языку «Части речи» для 3 класса
Русский язык 3 класс.docx



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

НА ТЕМУ: «ЧАСТИ РЕЧИ»

в 3  КЛАССЕ





Подготовила и провела

учитель начальных классов

Никифорова Антонина Ивановна













      

 

 

 

Обобщающий урок-игра по русскому языку

«Части речи»

Цель: актуализировать, повторить, систематизировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

Задачи:

Образовательные: 
-дать детям возможность оценить свои достижения;
-ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-активизировать мысль детей;

Развивающие:
-развивать речь, мышление, память детей;

Воспитывающие:
-воспитывать интерес к русскому языку, учебе.

Оборудование:
выставка лучших творческих работ детей по русскому языку;
цитаты известных деятелей о русском языке;

плакаты по изученным темам;
мультимедийный проектор, экран;
эмблемы команд.

 

Ход занятия:

Вступительная часть: (дети делятся на две команды)

У: Сегодня мы проводим необычный урок. Это будет урок-игра под названием «Мы знаем русский язык». На нашей игре присутствуют гости, они будут вести подсчёт баллов и затем определят команду победителей. Уважаемые гости у вас на столах лежат листы для подсчетов баллов. На доске представлены категории на выбор. У каждой категории несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание, команда получает определенное количество баллов, если задание будет выполнено не полностью, с ошибками или недочетами, баллы будут снижаться. При неправильном ответе, другая команда может ответить. Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде. 
Первый выбор категории предоставляется той команде, которая быстрее решит анаграмму и запишет ее на листе. А те слова, которые у вас получатся ,будут являться названием вашей команды. (Учитель дает каждой команде лист с анаграммой:
 ТОКИЗНА ТЕГРАМОИ. После решения поместить листы на доску, все читают название команды ).

- Итак, команды получили названия. И право первого выбора предоставляется команде……………

(Первая команда выбирает категорию. На доске категории: имя существительное, имя прилагательное, глагол).

II Основная часть.

Категория имя существительное:

Задание №1

Продолжите

Имя существительное это-…..самостоятельная часть речи.

Имя существительное обозначает-……предмет.

Имя существительное отвечает на вопросы-….кто? что?

Имя существительное изменяется по-……..по числам.

Имя существительное бывает-……одушевленным и неодушевленным, мужского, женского и среднего рода.

Задание №2

Сколько имен существительных в стихотворении?

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит десять штук за час,

Будет на зиму запас.

1.      5 2) 6 3) 8 4) 10 3) 8

Задание №3

Выберите одушевлённые имена существительные мужского рода.

-хлеб

-орёл

-костюм

-пение

-букет

-дирижёр

-сын

Задание №4

В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?

1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..

2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..

3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..

4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

Задание №5

Разбери по составу имена существительные:

указка, подсказка, подскок.

 

Категория имя прилагательное:

Задание№1

Продолжите

Имя прилагательное это-………… самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное обозначает-………. признак предмета.

Имя прилагательное отвечает на вопросы-……………какой? какая? какое?

Имя прилагательное изменяется-………по родам и числам.

Задание №2

Сколько в данном тексте имён прилагательных?

Воздух чистый и свежий.

Весело щебечут маленькие певуньи.

Над полем ржи в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни.

Утро обещает ясный и тёплый день.

1.      5 2) 6 3) 7 4) 8 3) 7

Задание №3

В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде?

1)серое небо, снежное поле, весеннее солнце

2) родной дом, душистый ландыш, сладкий чай

3) зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня

4) рыжий кот, рыжее облако, рыжая лиса

Задание №4

Укажи вариант, где правильно подобраны синонимы.

1) быстрый шустрый, проворный, расторопный

2) ранний, поздний, белый, чёрный

3) тёплый, весёлый, красивый, густой

4) солнечный, спокойный, снежный, счастливый

Задание №5

Разбери по составу имена прилагательные:

Зеленый, настенный, умный.

Категория глагол:

Глагол это-…….. самостоятельная часть речи.

Глагол обозначает-……………действия предметов.

Глагол отвечает на вопросы-……..Что делать? Что делает? Что сделать? Что делал? Что будет делать?

Глаголы изменяются по-……………….числам и временам, а в прошедшем времени по родам.

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы-……… что делать? Что сделать?

Задание №2

Сколько глаголов в тексте?

Солнце освещает лесную чащу.

В овраге журчит ручей.

В траве трещат кузнечики.

Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.

1.      3 2) 4 3) 5 4) 6 2) 4

Задание №3

Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

1) воздух, девять, холодный

2) купание, находка, полёт

3) рыбный, пушистый, речной

4) побелить, молодеть, повторить

Задание №4

В какой строке приведены глаголы только в настоящем времени?

1) видел, слушал, смеялся

2) вижу, слушаешь, смеётся

3) увижу, услышу, посмеюсь

4) видели, слушаем, посмеёмся

Задание №5

Разбери глагол по составу

Полетать, печь, нести

Подведение итогов аукциона.

 

У.: Все категории разобраны. Наша игра завершена.

 

- Я благодарю всех участников команд, а также гостей – за чёткую и быструю работу.

Пока наши гости подсчитывают баллы, мы с вами

 

- А сейчас самое приятное – награждение команды – победительницы аукциона.

 

- Команда __________ выиграла аукцион, она смогла «купить» наибольшее количество «вещей», т.е. показала отличное знание русского языка. Выйдите сюда, похлопаем им.

 

Каждому участнику команды, выигравшей аукцион, вручается «Диплом победителя в аукционе знаний по русскому языку» (Красиво оформленные заранее дипломы вручаются учащимся).

 

 





























Приложение

Лист результатов

Категория

 

Команда Знатоки

итог

категория

Команда Грамотей

итог

 

Имя сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя сущ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя прилаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

Результат

 

 

 

Результат

 

 







 

Обобщающий урок по теме "Морфология" ("Космическое путешествие по морфологическим планетам"). 6-й класс

·         Дорошенко Янина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока: 

Образовательная – обобщение темы “Морфология”; закрепление   знаний об изученных частях речи; повторение словарных слов, выделение в предложении частей речи.

Развивающая – овладение нормами литературного языка; умение анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли; умение редактировать текст, отработка орфографической зоркости, особенности усвоения традиционных написаний (словарные слова); расширение словарного запаса.

Воспитательная – воспитание интереса к урокам русского языка.

Тип урока: 

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Морфология”

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник по русскому языку для 6 кл. авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

Используемое оборудование: 

  • мультимедиапроектор,
  • экран,
  • компьютер учителя.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи, изученных в этом учебном году.

– Скажите, какой раздел науки о языке изучает части речи? (Морфология).

– Вот поэтому мы совершим космическое путешествие по морфологическим планетам.

Части речи, как чудесно,
Знать, что вы со мною вместе,
Что всегда вы рядом, здесь,
Благородности не счесть.
Существительное – школа,
 
Просыпается – глагол,
С прилагательным – веселый
Новый школьный день пришел.

А отправляемся в путешествие на настоящем космическом корабле. Все вы уже получили допуск к полету. В космос сегодня отправятся четыре команды.

Мы побываем на разных планетах, познакомимся с их обитателями, возможно, сходим к кому-нибудь в гости. У каждой команды есть индивидуальные маршрутные листы, в которых вы будете записывать все, что видели в космосе, а также будете наклеивать поощрительные звезды, полученные вами во время пребывания на разных планетах. А еще с нами отправятся в путь мои четыре помощника. Это учителя русского языка. Они будут проверять ваши маршрутные листы, правильно ли вы их заполняете и решаете задания. Они же будут наклеивать поощрительные звезды.

Что ж, а теперь в путь. Занимайте свои места, хорошенько пристегнитесь ремнями безопасности. 3,2,1 – пуск. Ура!!! Мы полетели!!! (Слайд № 3)

Учитель: Ребята! Мы попали на какую-то неизвестную планету. Помогите мне, отгадав загадку.

ЗАДАНИЕ 1. “Неизвестная планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я самая главная,
Я самая умная,
Я называю предметы, людей
И отвечаю на вопросы простых падежей. (Существительное)

(Слайд № 4)

Учитель: Молодцы! Мы на планете Имя существительное. Но что интересно! В центре планеты стоит чудесное колесо, и вам предстоит его правильно покрутить, иначе не сможете продолжить путь. (Слайд № 5)

ЗАДАНИЕ 2. “Чудесное колесо” (за каждое правильное слово – 1 звезда)

По кругу написано 6 букв. Сколько различных имен существительных (в ед.числе Имен. падеже) можно прочесть по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, если слова должны быть образованы буквами, идущими подряд)

Учитель: Замечательно! Идем дальше. А вот и космический гипермаркет. Здесь можно купить все космическое, вот только ценники какие-то непонятные. Ребята, вам задание.

ЗАДАНИЕ 3. “Космический гипермаркет” (за правильное слово – 1 звезда)

Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами. Ребята, отнеситесь к заданию очень серьезно, потому что, не зная этих слов, мы не сможем продолжить космическое путешествие.

  1. КАРЕТА (ракета)
  2. ДРАНФАКС (скафандр)
  3. ОМЕТАК (комета)
  4. СНИПУТК (спутник)
  5. НЕЛАПТА (планета)
  6. КАЛИКАТГА (галактика)
  7. СЕМОНЕВОСТЬ (невесомость)

(Слайды № 6, 7)

Учитель: Отлично. А сейчас я вам предлагаю выполнить еще одно задание.

ЗАДАНИЕ 4. “Четвертый лишний” (за правильный ответ – 1 звезда + 1 звезда за объяснение)

Инопланетянам эти слова неизвестны. Найдите в каждой строке лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

  1. ветер, пыль, луноход, племя
  2. знамя, метеорит, звезда, песок
  3. кратер, стремя, солнце, буря
  4. путь, космодром, гора, темнота (разносклоняемые существительные) (Слайды № 8, 9)

Учитель: Ребята, к нам спешит самая гостеприимная на планете Куле-Муке. Она приглашает нас к себе в гости. Но что это? Дети, помогите, у выделенных существительных род определите!

ЗАДАНИЕ 5. “В гостях у Куле-Муке” (за правильный ответ – 1 звезда)

МИССИС Куле-Муке попросила нас снять в прихожей ПАЛЬТО и КАШНЕ, КАШПО убрала с окошка и опустила ЖАЛЮЗИ, чтобы с АВЕНЮ никто не заглядывал в комнату. МЕНЮ состояло из СУФЛЕ, ЖЕЛЕ и КОФЕ. ШИМПАНЗЕ играл на ПИАНИНО, КОЛИБРИ и КАКАДУ дружно пели. Всем было очень весело. (Слайды № 10, 11)

Учитель: Славно мы отдохнули у Куле-Муке. Пора отправляться на другую планету. Но сначала передохнем и отгадаем загадки. (Игра с болельщиками команд) (за правильный ответ – 1 звезда)

Отгадай загадку, ответом на неё является существительное, обозначающее предмет, используемый в школе.

1) На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

2) В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу. (Дневник)

3) Сговорились две ноги
Давать дуги и круги. (Циркуль)

4) В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ручка)

5) Определите род у существительного сирота. (Общий)

6) Поставьте существительное туфли в Родительном падеже. (Туфель)

Учитель: Итак, угадайте, на какую планету мы отправимся сейчас. Вот вам загадка.

ЗАДАНИЕ 6. “Новая планета” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
  (Имя прилагательное) (Слайд № 12)

– Верно, мы оказались на планете Имя прилагательное. Ребята, жители этой планеты – великие трусишки. Увидев нас, они спрятались, и теперь их необходимо разыскать. Вот вам космическое задание.

ЗАДАНИЕ 7. “Потеряшки”. Найдите и подчеркните прилагательные, определите их разряд. ( за каждый правильный ответ – 1 звезда)

Около полудня на этой планете появляется множество круглых высоких облаков с нежными белыми краями. Тихий ветерок засыпает горы лебяжьим пухом молодого снега. (Слайды № 13, 14)

Учитель: И с этим заданием вы справились. Что ж продолжим наше путешествие.

– Но что это? Ребята, наших Ваню и Натку пираты-инопланетяне взяли в плен и требуют за них выкуп. А чтобы их спасти, вы должны выполнить их задание.

ЗАДАНИЕ 8. “Выкуп”. Перед вами слова с пропущенными буквами и 2 конверта. Вам надо вставить пропущенные буквы и разложить слова по конвертам, в 1– с Н, во 2 – с НН. (за каждое правильное слово – 1 звезда)

Серебря…ый, ветре…ый, стари…ый, гуси…ый, соломе…ый, оловя…ый, качестве…ый, песча…ый, станцио…ый, ледя…ой, румя…ый, сви…ой.

Н

НН

Серебряный

Старинный

Ветреный

Соломенный

Гусиный

Оловянный

Песчаный

Качественный

Ледяной

Станционный

Румяный

 

Свиной

 

(Слайды № 15, 16)

Учитель: Отличная работа. А вот и наши друзья. Вы их успешно освободили. Ребята, нам небезопасно находиться на этой планете. Я думаю, что теперь самое время ее покинуть, но, чтобы добраться до нашего космического корабля, вам предстоит выполнить еще задание.

ЗАДАНИЕ 9. “Сложные прилагательные” Замените словосочетания сложными прилагательными и правильно их запишите. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) завод по строительству кораблей – кораблестроительный
2) ветер с севера и с востока – северо-восточный
3) счастье, от которого кружится голова – головокружительное
4) словарь, состоящий из немецких и русских слов – немецко-русский
5) ферма по разведению животных – животноводческая (Слайды № 17, 18)

Учитель: Замечательно. Итак, предлагаю всем отдохнуть. Привал. (За правильный ответ – 1 звезда) (Игра с болельщиками команд)

Отгадай загадку и назови в ней прилагательные.

1) Бежит свинка,
Железная спинка,
Льняной хвостик. (Иголка)

2) Земля беленькая,
А птички на ней черненькие. (Книга)

3) Маленький, кругленький, за хвост не поднять. (Клубок)

4) Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит. (Солнце).

5) Сколько существует степеней сравнения прилагательных? (2)

6) Какие разряды прилагательных не имеют степеней сравнения? (притяжательные и относительные)

Учитель: Юные путешественники, а теперь угадайте, где мы находимся?

ЗАДАНИЕ 10. “Где мы?” (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я, имей в виду,
Сказать могу, который ты в ряду. (Имя числительное) (Слайд № 19)

– Правильно. Мы на планете Имя числительное.

А теперь внимание, новое задание. Жителей планеты Имя числительное очень трудно отличить от других инопланетных жителей, поэтому вам предстоит найти их.

ЗАДАНИЕ 11. “Найди нас”. (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Среди слов найти числительные и подчеркнуть их.

Пара, миллион, десяток, удвоить, пятерня, трое, семидневный, трижды, полтора, две третьих, шестидневка, двойной, троица, четвертый, сотня. (Слайды № 20, 21)

Учитель: Ребята, а эти числительные такие загадочные. Они даже склоняются. Вам задание.

ЗАДАНИЕ 12. “Просклоняй-ка”. (за каждый правильный ответ – 1 звезда) Запишите числительные 592 в Им., Род., Дат., Вин., Твор., Предл. падежах. Будьте внимательны.

(Слайды № 22, 23)

Учитель: А сейчас снова отдыхаем. Для вас загадки. (Игра с болельщиками команд)

1) Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет. (дождь, земля, трава)
2) У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы)
 
3) Четыре брата бегут, бегут, друг друга не догонят. (Колеса)
4) У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна)
 
5) Есть семь братьев: годами равные, именами разные? (дни недели)
6) Стучит, гремит, вертится. Ничего не боится, считает наш век, а не человек? (часы)

Учитель: А теперь мы снова в путь, отгадать загадку не забудь. Куда мы полетим?

ЗАДАНИЕ 13. “Загадочная планета”. (кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я заменить могу любые части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать. (Местоимение) (Слайд № 24)

Учитель: Ура! Мы прилетели на планету Местоимение. Ой, а это кто? А, это мой старый друг Кальбульблю. Он великий путешественник. В свой чудесный чемоданчик он собрал пословицы и поговорки с местоимениями. Чтобы раскрылся чудесный чемоданчик, вам надо поделиться своими знаниями.

ЗАДАНИЕ 14. “Чудесный чемоданчик”. В этом чемоданчике рассыпались пословицы и поговорки, подчеркните в них местоимения. (За каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Мудрым никто не родился, а научился.
2) Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
3) Для Родины своей ты ни сил, ни жизни не жалей.
4) Кто в слове скор, тот в деле редко спор.
5) Друга иметь – себя не жалеть. (Слайды № 25, 26)

Учитель: О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Космическим песком занесло многие дома, и теперь жители этой страны в панике.

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”. Помогите найти местоимениям свои жилища, определив их разряды. А вот имена пострадавших. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) этот (указ) 
2) мой (прит)
 
3) ей (личн)
 
4) себя (возвр)
 
5) кто-то (неопр)
 
6) весь (опр)
7) никто (отриц)

(Слайды № 27, 28)

Голос инопланетян (запись): Спасибо вам, ребята. Вы нам очень помогли.

Учитель: Наше путешествие продолжается. Ребята, местоимения хотят с нами поиграть. Ответьте правильно на их вопросы и получите звезду. (Игра с болельщиками команд)

1) Какие три местоимения самые чистые? (вымыты)
2) Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
3) Какое местоимение требует чистоты? (мой)
4) Какое местоимение считается самым хвастливым? (я)
5) Какое(ие) местоимения(е) не имеют Им.пад.? (себя, некого, нечего)
6) В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

Учитель: Ребята, чтобы наш корабль взлетел, вам надо отгадать загадку. Отгадав ее, вы поймете, куда мы летим.

ЗАДАНИЕ 16. “Космическая незнакомка”. (Кто быстрее поднимет руку – 1 звезда)

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков-
В речи быть одним из главных слов. (Глагол) (Слайд № 29)

Учитель: Мальчики и девочки, нас встречают детишки-инопланетяшки. О, интересно! Они употребляют в своей речи странные глаголы, таких в русском языке нет. Предлагаю вам стать переводчиками.

ЗАДАНИЕ 17. “Переводчик”. В данных предложениях найдите глаголы, определите у них время и вид. Замените “детские” слова словами литературного языка. (за каждый правильный ответ – 1 звезда)

1) Часы часикают. (наст., несов., тикают)
2) На что ты так углазилась? (прош., сов., увидела)
3) Ох, какой пузырь выпузырился. (прош., сов., надулся)
4) Я все-таки распакечу пакет. (буд., сов., открою) (Слайды № 30, 31)

Учитель: Молодцы! Теперь мы поняли, о чем говорят дети. А вот и школа, в которой юные глагольчики обучаются. При входе в школу вы сможете прочитать полезные советы ученикам, но для этого вам надо продемонстрировать свои знания.

ЗАДАНИЕ 18. “Полезные советы”. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. (максимум – 5 звезд)

Правила поведения в школе запомнить нетрудно, их немного. (Не) выкрикивай на уроке. (Не) сбивай с ног учителей, а вдруг они тебе еще пригодят…ся. (Не) бей стекла, сам потом замерзн…ш…и заболе…ш… . (Не) дергай девчонок за косички, хуже потом буд…т – (не) дадут списать. (Не) рви тетрадки, они родителям недешево обходят…ся. (Не) рисуй на полях учебника, их сейчас так мало. (Слайд № 32)

Учитель: Отличная работа. Ребята, вам понравилось путешествовать? Но мы ведь совершенно забыли о своей школе и о том, что нам завтра надо идти на занятия. Предлагаю всем пройти к нашему кораблю, по-удобнее расположиться в креслах и отправиться домой. Желаю всем мягкой посадки. Чтобы вам в дороге не было скучно, вот интересные вопросы. Отвечайте и зарабатывайте звезды.

1) Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив)
2) Как называются глаголы, у которых есть суффикс -ся? (возвратные)
3) Какие наклонения есть у глагола? (изъявит., повелит., условное)
4) Исправьте детские ошибки, определите наклонение у глаголов.
Нарисовай мне Барбоса. (Нарисуй – повелит.)
5) Он вырезывает из бумаги снежинки. (вырезает-изъявит.)
6) Замолоточь этот гвоздик. (Забей – повелит.)

Учитель: Вот мы и дома. Всего за 45 минут мы побывали на пяти планетах, познакомились с их жителями, узнали, что они любят, чем занимаются, нам даже пришлось организовывать поисковую операцию. Несколько раз мы оказывались на волоске от смерти, но наши команды были сплоченными и дружными, поэтому домой мы вернулись без потерь.

На каких же планетах мы побывали?
Что нового вы сегодня узнали?

Маршрутные листы прошу всех сдать. (Слайд № 33)

Та команда, которая займет 1 место, получит “5”.

Команда, занявшая 2 место, заработает “4”.

Две другие команды получат сертификаты от инопланетян.

Пока вы пишете синквейн на тему “Урок”, я подвожу итоги нашего путешествия.

Слово “синквейн” происходит от французского “пять”. Это текст из пяти строк. Как строится синквейн? Строгие правила таковы:

Первая строка – тема стихотворения, выражается одним словом, обычно именем существительным.
Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, имена прилагательные.
Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.
Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной проблеме.
Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщающем уровне, повторяющее суть темы.

Спасибо всем за работу. До новых встреч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение

Урок русского языка во 2 классе

Автор: Кожина Эржена Намсараевна, учитель начальных классов МОУ «Сужинская СОШ» с. Сужа , Иволгинского района Республики Бурятия

Данный урок  проводится во втором классе, по УМК «Школа России». Повторение изученного материала по темам: «Имя существительное, имя прилагательное и глагол»

Предмет Русский язык

Класс 2

Тема: Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

Тип урока: повторение изученного.

Задачи занятия:

1.     Отрабатывать навык определения частей речи;

2.     Пополнять активный словарный запас;

3.     развивать мышление, коммуникативные навыки;

Учебно-методическое обеспечение Т. Г. Рамзаева, учебник русского языка, 2 класс, 2 часть.

Время реализации занятия 45 мин.

Ход занятия.

I. Оргмомент (1 мин)

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Запишите число: 6 мая. Классная работа.

- Отгадайте загадку и узнаете, кто пришел к нам на урок.

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

II.  Развитие мышления

- Почему сову называют мудрой?

- Да. Сова очень долго живет и поэтому ее называют мудрой. Мудрая Сова прилетела к нам не с пустыми руками, она принесла нам много интересных заданий. 1 задание. Распределите слова на 3 столбика и объясните, почему так распределили.

Машина, большой, добрый, мальчик, бежит, растет, карандаш, синий, летит.

(Магнитные карточки прикрепляются на доску; пара ребят распределяет карточки на группы у доски, остальные пары обсуждают на рабочих местах)

(Последовательность вопросов и повторение частей речи зависит от того, как распределили слова дети).

- На какой вопрос отвечают слова в первом столбике?

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике?

- На какие вопросы отвечают слова в третьем столбике?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Чему будем учиться?

(Будем говорить о глаголах, именах существительных и именах прилагательных, будем учиться задавать вопросы к словам).

III.  Работа по теме урока.

1. Тема нашего урока «Части речи».

- На уроке мы будем учиться определять части речи, вспомним, на какие вопросы отвечают изученные нами части речи, будем находить главные и второстепенные члены в предложении, повторим написание  некоторых словарных слов, поработаем в группах. Все эти задания нам принесла Мудрая Сова. Запишите тему урока.

2. Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе.

- Какие части речи мы с вами знаем?

(Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

- Вспомним, что мы знаем об этих частях речи и приведем примеры.

- Что называют именем существительным?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и называет предметы).

- Что называют именем прилагательным?

(Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и называет признаки предметов).

- Что называют глаголом?

(Глагол  - это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действия предметов)

3. Работа с именами существительными и именами прилагательными

(Слова на магнитных карточках на доске)

- Что общего у всех этих слов?

(Это имена прилагательные).

- К словам, называющим признаки предметов, подобрать имена существительные из сказки. Угадайте, какая это сказка и вспомните, кто ее написал. Вам помогут рисунки, которые принесла Мудрая Сова 

Золотая – … .

Синее – … .

Высокий – … .

Разбитое – … .

Сварливая – … .

Усердные – … .

Грозная - … .

(Это «Сказка о рыбаке и рыбке». Её написал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин)

1.  Распознавание глаголов.

- Мудрая Сова очень рада, что вы так хорошо справились с заданием, вы хорошо разбираетесь в именах прилагательных и именах существительных. Наша гостья хочет проверить, умеете ли вы распознавать глаголы

- Составьте предложение с одним из глаголов.

(Удачное предложение записывается на доске и в тетради.)

2.  Массаж пальчиков. (Аппликатор Кузнецова)

3.  Минутка чистописания

(На уроке учащиеся работают в тетради в узкую линейку. На минутке чистописания используется тетрадь в широкую линейку. Идет подготовка для перехода к работе в широкую линейку).

- Прочитайте чистоговорку, и попробуйте определить, какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания.

Паучок.

Чок-чок – это паучок.

Чок-чок-чок – за печуркой паучок.

Чок-чок-чок – ткёт паутину паучок.

Чок-чок-чок – ждёт добычу паучок.

(Это буква Пе)

- Какие звуки она обозначает? Дайте характеристику звукам.

(Буква Пе может обозначать звук [п] – он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, твердый; звук [п,] –  он согласный, парный по глухости – звонкости, глухой, мягкий.)

- Откройте тетради для чистописания и пропишите буквы.

П ппп П ппп

(Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки. Дети обводят показы и дописывают по образцу до конца строки. Показ предложения также выполнен точечным рисунком)

У пенька опять пять опят.

- Что это за предложение?

(Это скороговорка).

- Для чего служит скороговорка?

(Она учит правильно, четко  и быстро говорить).

- Запишите скороговорку в тетрадь, а дома выучите ее наизусть.

Физкультминутка.

Лиса зарядку делает.

Прыгает и бегает.

Потянулась во весь рост

И расправила свой хвост.

IV.   Закрепление изученного.

1.   Работа со словарными словами. Кроссворд

- Мудрая Сова желает проверить как вы знаете написание словарных слов и приготовила для нас кроссворд. Отгадайте кроссворд и прочитайте слово, полученное в выделенных клетках.

- Передайте свои работы по цепочке, проверьте и оцените работу товарища.

- Какое слово мы получили в выделенных клетках? (Это слово ОГОРОД)

- Этимология этого слова такова: общеславянское слово, исходное значение – «огороженное чем-либо место».

 - Запишите это слово в свои словарики, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

2.  Работа в группах.

- У кого на парте красные яблоки – в 1 группу, зеленые яблоки – во 2 группу, желтые яблоки в 3 группу.

(На каждом рабочем месте группы компьютер. Для работы детей можно загрузит не всю презентацию, а только слайды 12-16. В зависимости от уровня группы даются задания: если группы равносильны, то темы можно распределить по жребию; если группы организованы по уровню усвоения материала, то самой сильной группе дается задание подобрать имена прилагательные, т.к. эта часть речи чаще всего и вызывает затруднения, самой слабой группе предлагается определить имена существительные (материал детьми усваивается легче), третьей группе надо подобрать глаголы.)

- Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрацию и подберите нужную часть речи. На работу вам отводится 4 минуты. Свои работы вы можете оформить на альбомных листах или на доске. Затем каждая группа представит свою работу.

3.  Письмо по памяти.

- Прочитайте предложения:

Ласточка лепит гнездо под крышей.

Грачи вьют гнезда на деревьях.

- Почему о ласточках говорят, что они лепят гнездо, а о грачах – вьют?

(Ласточки с помощью слюны лепят из глины гнезда, а грачи вьют свои гнезда на деревьях из прутиков.)

- Запомните предложения и запишите их по памяти.

(Один ученик на закрытой части доски пишет предложения по памяти, остальные работают в тетради.)

- Подчеркните в предложении главные члены.

V. Итог урока.

·  О каких частях речи мы сегодня говорили?

·  Что мы знаем об имени существительном?

·  Что мы знаем об имени прилагательном?

·  Что мы можем сказать о глаголе?

VI.  Домашнее задание

VII. По выбору:

1. стр. 86   упр. 373

2. Составить и записать 3 предложения  о весне. Определить части речи.

3. Выписать из словаря названия птиц и подобрать к ним имена прилагательные.

Рефлексия.

«Карточки - настроения»

Дети прикрепляют карточки на экран и аргументируют свой выбор.

https://ped-kopilka.ru/images/19(33).jpg

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЫКУ

Обобщающий урок-игра по русскому языку «Части речи»

Обобщающий урок-игра по русскому языку «Части речи»

Имя существительное обозначает-……предмет

Имя существительное обозначает-……предмет

В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде? 1)серое небо, снежное поле, весеннее солнце 2) родной дом, душистый ландыш, сладкий чай 3) зимняя…

В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде? 1)серое небо, снежное поле, весеннее солнце 2) родной дом, душистый ландыш, сладкий чай 3) зимняя…

У.: Все категории разобраны. Наша игра завершена

У.: Все категории разобраны. Наша игра завершена

Команда Знатоки итог категория

Команда Знатоки итог категория

Результат Результат

Результат Результат

Ход урока Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи,…

Ход урока Учитель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, во время которого вспомним и обобщим все, что знаем о самостоятельных частях речи,…

КАРЕТА (ракета) ДРАНФАКС (скафандр)

КАРЕТА (ракета) ДРАНФАКС (скафандр)

Верно, мы оказались на планете

Верно, мы оказались на планете

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит

Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, а на себя не велит

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”

ЗАДАНИЕ 15. “Космическая буря”

Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив) 2)

Как по-другому называется неопределенная форма глагола? (инфинитив) 2)

Автор: Кожина Эржена Намсараевна, учитель начальных классов

Автор: Кожина Эржена Намсараевна, учитель начальных классов

Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе

Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки

Показы в тетрадях выполнены учителем точечным рисунком до середины строки

VII . По выбору: 1. стр. 86 упр

VII . По выбору: 1. стр. 86 упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023