Разработка открытого урока алгебры
на тему:
«Линейное уравнение с одной переменной»
Разработал: учитель математики
Литовская Мария Петровна
Класс: 7
Тема урока: Линейное уравнение с одной переменной.
Место урока в образовательном процессе: Алгебра, учебник Мордкович А.Г.; раздел «Математический язык. Математическая модель».
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний.
Цель урока: совершенствовать знания, умения и навыки, полученные на предыдущих уроках.
Учебные задачи:
Обучающие:
– повторение и обобщение знаний в области решения уравнений;
– формирование умений использовать правил раскрытия скобок при решении уравнений, приведения подобных слагаемых, алгоритма при решении уравнений, составлять уравнения при заданных условиях проблемной ситуации.
Развивающие:
– развитие внимания, математически грамотной речи, логического мышления, способности самостоятельно решать уравнения.
Воспитательные:
– воспитание терпеливости, культуры оформления решения уравнений, упорства достижения целей.
Планируемые результаты:
- познавательные УУД: учащиеся научатся соотносить знания полученные по данной теме в 6 классе со знаниями, полученными в 7 классе, проверить умения решать и составлять линейные уравнения с одной переменной; развивать познавательные интересы, развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать, устанавливать логические связи;
- коммуникативные УУД: рассуждать и делать выводы; слушать и слышать других, выражать и отстаивать свою позицию в соответствии с нормами родного языка; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- регулятивные УУД: выбирать средства для организации своего поведения; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- личностные УУД: воспитание чувств ответственности за свои поступки; формирование учебной мотивации и способности к волевому усилию; развитие интереса к изучаемой дисциплине; формирование волевых качеств, коммуникабельности, объективной оценки своих достижений, ответственности.
Оборудование: мультимедийная установка, карточки с номерами, рабочий листок для каждого ученика, тесты, учебник, задачник, рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельных работ.
Условные обозначения:
У – речь учителя;
О – устный ответ ученика;
И – индивидуальная работа в тетради;
ДИ – ответ одного ученика у доски, остальных в тетрадях.
Ход урока.
I. Организационный момент. Постановка целей урока (3 мин)
Действия учителя |
Действия ученика |
№ слайда |
У: Здравствуйте, ребята! Cегодня мы с вами проведем урок повторения и обобщения по теме: «Линейное уравнение с одной переменной». Откройте рабочие тетради и запишите тему урока. |
Учащиеся приветствуют учителя.
И: Записывают тему урока в тетради. |
1
|
У: Цель урока: совершенствовать знания, умения и навыки решения линейных уравнений. Эпиграф к уроку: Пусть математика сложна, Ее до края не познать, Откроет двери всем она, В них только надо постучать.
|
Слушают, смотрят слайды. |
2,3 |
II. Организация учебной деятельности учащихся (35 мин.)
Действия учителя |
Действия ученика |
№ слайда |
|||||||||
У: Чтобы математика для вас не казалась сложной, начнем урок с разминки для ума. Разгадайте ребусы. Первый ребус. Второй ребус. Третий ребус. Четвертый ребус. Пятый ребус. У: Молодцы! Ребята, а что называется уравнением?
У: Какие виды уравнений вам известны?
У: Выполним следующее задание. На столе у каждого из вас набор карточек с номерами от 1 до 8. На экране вы видите 8 уравнений. Поднимите карточки, номера которых соответствуют, только линейным уравнениям. Объясните почему. 1) x(х+7) = 0; 2) х3 – 5х + 6 = 0; 3) │x│=11; 4) 3x - 1 =14; 5) 9x = 1; 6) 9х2 = 18; 7) 7(x-2) = 7x-14; 8) │x4 - 3│=1. У: Почему первое уравнение не является линейным?
У: Что называется линейным уравнением с одной переменной?
У: Ребята, что значит решить линейное уравнение с одной переменной?
У: Что называется корнем уравнения?
У: Не решая уравнения, проверьте какое из чисел является его корнем. Даны числа: 43; 13; 32; 0 и уравнение: 67+(33-х) = 68
У: Ребята, чем мы пользовались, когда решали линейные уравнения с одной переменной? У: Давайте их повторим. У: 1.Сформулируйте правило раскрытия скобок перед которыми стоит знак «+».
2. Сформулируйте правило раскрытия скобок перед которыми стоит знак «-».
3. Какие слагаемые называются подобными?
4. Как привести подобные слагаемые?
У: А без чего мы не сможем решить уравнение? У: Давайте повторим алгоритм решения линейных уравнений.
У: На доске написаны три уравнения, решите их, пользуясь алгоритмом. Первый ряд решает первое уравнение, второй ряд – второе, третий – третье. К доске выходят по 1 человеку из каждого ряда. 1) (2х - 2)/2 = (х + 5)/3;
2) (3х - 3)/3 = (2х -2)/2;
3) 3(2х - 1) = 4(х + 2) + 2х.
У: Во все трех уравнениях были получены различные результаты. Таким образом, сколько корней может иметь уравнение? У: Что использовалось помимо правил и алгоритма при решении первых двух уравнений? У: Сформулируйте свойство пропорции.
У: В математике довольно часто встречаются уравнения, записи которых не имеют никакого сходства, но такие уравнения имеют одинаковые корни. Как они называются? У: На экране вы видите восемь уравнений, составьте пары равносильных, используя карточки с номерами. Обоснуйте свой ответ. 1) х+1 = 3 5) х-3=0 2) 2х - 7 =12 6) 5х = 0 3) (4+х) – 2 =2 7) х-3,5 = 2 4) -5х = - 6 8) 4х=8
У: Какими свойствами о равносильности уравнений мы используем при решении уравнений?
У: Ребята, где чаще всего используют уравнения? У: Какой метод в математике мы используем как помощь в решении задач? У: Ребята, чаще всего что мы принимаем за математическую модель? У: Остановимся на первом этапе. Для этого составим несколько математических моделей - уравнений предлагаемых ситуаций – задач. Трое человек в классе будут работать индивидуально по карточкам в тетрадях Учитель раздает сильным учащимся карточки с заданиями. Остальные ребята работают в тетрадях и один человек идет к доске отвечать. Задача Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. На первой автостоянке стояло в 8 раз автомобилей больше, чем на второй. Когда с первой автостоянки на вторую перевезли 25 автомобилей, то на второй стоянке оказалось в 2 раза больше машин, чем на первой. Сколько автомобилей было на каждой стоянке первоначально?
Карточка №1: Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. Масса девяти кирпичей на 20 кг больше, чем масса одного кирпича. Найдите массу одного кирпича. Карточка №2: Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. Теплоход прошел расстояние между пристанями по течению реки за 4 ч, а против течения реки за 5 ч. Определите собственную скорость теплохода, если скорость реки 2 км/ч.
Карточка №3: Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В начале боя, в игре "Мир танков", у каждой стороны было по 14 боевых машин. В итоге, после захвата базы, потери противника оказались втрое больше потерь вашей команды, и на поле в общей сложности осталось 12 машин. Сколько танков осталось у вашей команды к концу боя?
У: Решая задачи методом математического моделирования, к какому выводу вы пришли? У: Попросим выписать и решить на доске составленные модели учащимися, которые работали по карточкам. Проверим ответы. Давайте решим полученные уравнения. Первый ряд решает первое , второй ряд второе, третий – соответственно третье уравнения.
У: Проверим ответы.
У: Ребята, вероятно вы устали, настало время немного отдохнуть. Проведем физкультминутку для глаз. Смотрим на слайд и выполняем упражнения. Для закрепления ваших знаний и умений выполним самостоятельную работу. Время выполнения самостоятельной работы 15 минут. Самостоятельная работа с учетом индивидуальных способностей учащихся. (См. приложение 1 ) |
Слушают учителя, смотрят слайды. О: - Алгебра. - Число. - Циркуль. - Знаменатель. - Уравнение. О: Уравнение – равенство с одной и более неизвестными переменными. О: Линейные уравнения с одной переменной. Слушают учителя, смотрят слайд.
О: Линейные уравнения: 3),4),5),7), так как переменная х входит в уравнения в первой степени. Смотрят слайд с ответом.
О: Первое уравнение не является линейным уравнением, так при раскрытии скобок переменная х окажется во второй степени.
О: Уравнение вида: ах + b = 0 называется линейным уравнением с одной переменной, где х- переменная; а и b – некоторые числа. О: Найти все корни уравнения или доказать, что их нет – это значит решить уравнение. О: Корень уравнения – значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство.
ДИ: Если х = 43, то 67 + (33-43) = 68; 57=68 – неверно. Если х = 13, то 67 + (33-13) = 68; 87 = 68 – неверно. Если х = 32, то 67 + (33-32) = 68; 68 = 68 – верно Если х= 0, то 67 + (33 – 0) = 68; 100 = 68 - неверно. Ответ: 32 О: Вывод: число 32 – корень данного уравнения. Смотрят слайд с ответом.
О: Правилами и определениями.
О: 1. Если перед скобками стоит знак «+», это значит, что все слагаемые в скобках надо умножить на 1, т. е., раскрывая скобки, оставить их без изменения. 2. Если перед скобками стоит знак «–», это значит, что все слагаемые в скобках надо умножить на –1, т. е., раскрывая скобки, изменить знаки слагаемых на противоположные. 3. Подобные слагаемые – это слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть или не имеющие ее вовсе. 4. Привести подобные слагаемые – это значит сложить их коэффициенты и результат умножить на общую буквенную часть. О: Без алгоритма.
О: Чтобы решить линейное уравнение с одной переменной необходимо: 1.Раскрыть скобки. 2.Собрать члены, содержащие неизвестные, в одной части уравнения, а остальные члены в другой. 3.Привести подобные слагаемые в обеих частях уравнения. 4.Разделить обе части уравнения на коэффициент при неизвестном. К доске выходят трое учащихся и решают уравнения.
1) (2х – 2)/2 = (х + 5)/3; 3(2х – 2) = 2(х + 5); 6х – 6 = 2х + 10; 6х – 2х = 10 + 6; 4х = 16; х = 16 : 4; х = 4. Ответ: 4 2) (3х – 3)/3 = (2х -2)/2; 2(3х – 3) = 3(2х -2); 6х – 6 = 6х - 6; 6х – 6x = - 6 + 6; 0 · x = 0 – верно при любом значении х. Ответ: бесчисленно много корней. 3) 3(2х – 1) = 4(х + 2) + 2х; 6х – 3 = 4х + 8 + 2х; 6х – 4x – 2х = 8 +3; 0 · x = 11 – неверно при любом значении х. Ответ: корней нет. Проверяют ответы, смотрят слайд. О: Один корень; бесконечно много корней и не иметь корней.
О: Свойство пропорции.
О: Произведение крайних членов пропорции равно произведению ее средних членов.
О: Уравнения, которые имеют одни и те же корни, называются равносильными.
Учащиеся поднимают карточки 1,8 (в одной руке) и 3,6 (в другой руке) О: Пары уравнений 1,8 и 3,6 являются равносильными. Так как корень уравнений 1 и 8 равен 2, корень уравнений 3 и 6 равен 0. Остальные уравнения общих корней не имеют, значит они не равносильны. Смотрят слайд - ответ. О: При решении
уравнений используются свойства: О: В решении задач.
О: Метод математического моделирования. О: Линейное уравнение с одной переменной.
ДИ: Составим и заполним таблицу, исходя из условий задачи. За х обозначим число автомобилей на II автостоянке.
По условию задачи, составим уравнение: х +25 = 2(8x – 25) Смотрят слайд - решение. И: Пусть х (кг) – масса одного кирпича, то масса 9 кирпичей будет равна 9x (кг). По условию задачи составим уравнение: 9x – x = 20
И: Пусть х (км/ч) – собственная скорость теплохода, то скорость теплохода по течению реки равна (х +2) (км/ч), а против течения (х -2) (км/ч). За 4 часа теплоход прошел расстояние 5(х -2) (км), в обратную сторону за 5 часов 4(х+2) (км). По условию задачи составим уравнение: 5(х -2) = 4(х+2) И:
Составим
математическую модель. В начале игры на поле было 14 · 2 = 28 танков. X -
ваши потери;3x –
потери вражеской команды;28 –количество всех танков до боя;12-
количество всех танков после боя. О: Составление уравнения, т.е. математической модели, намного упрощает решение задачи. Учащиеся, работавшие по карточкам проверяют ответы, смотрят слайд ДИ: 1. 9x – x = 20; 8х = 20; х =20:8; х = 2,5. Ответ:2,5 3. 5(х -2) = 4(х+2); 5х -10 = 4х + 8; 5х -4х = 8 +10; х = 18. Ответ:18 4. 28 – x – 3x = 12; -3х = 12 – 28; х = -16; х = -16: (-4); х = 4. Ответ:4 Учащиеся смотрят слайд с ответами. Под руководством учителя выполняют упражнения для глаз
И: Учащиеся получают карточки с заданиями с учетом их индивидуальных способностей и приступают к выполнению. Работают в тетрадях для самостоятельных работ. |
4-10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21 - 24
25
26
27
28
29
30
31 32
33
34
35
36
37
38
38
39
40
|
III. Домашнее задание. (2 мин.)
Действия учителя |
Действия ученика |
№ слайда |
У: Записываем домашнее задание: п.4; № 4.7(в, г); №4.11 (б);Придумать к уравнению № 4.11(б) задачу. |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
41 |
IV. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)
Действия учителя |
Действия ученика |
№ слайда |
У: Ребята сегодня на уроке мы обобщили знания по теме «Линейное уравнение с одной переменной»:
Учитель выставляет оценки за урок. И в заключении урока попрошу ответить вас на вопросы, которые вы видите на бланках, которые лежат у вас на столах.
Спасибо за работу!
|
Слушают учителя, смотрят слайд.
Заполняют бланк «Рефлексия».
Сдают тетради для самостоятельных работ и бланки «Рефлексия» учителю на стол. |
42
43
44 |
Приложение 1
Уровень 1
ВАРИАНТ 1
1.Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) 2(х - 5) = х + 4; Б) 7х -2 = 5( х +10 ); В) 2х -7 = х + 7
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Найдите значение x, при котором выражение 6х - 7 будет равно выражению х - 5?
Варианты ответов: 1) 0,5; 2) -1; 3) 0,4
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В одной коробке в 2 раза больше карандашей, чем в другой. Всего в двух коробках 27 карандашей.
Сколько карандашей в каждой коробке?
Ответ________________
Уровень 1
ВАРИАНТ 2
1. Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) 3(х + 1) = х + 5; Б) 7х -2 = 3 ( х + 2 ); В) 2х + 8 = х + 9
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Найдите значение y, при котором выражение 3у - 2 будет равно выражению y + 8?
Варианты ответов: 1) 0,5; 2) 5; 3) -2
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В одной пачке в 5 раз больше тетрадей, чем во второй. Всего в двух пачках 36 тетрадей. Сколько тетрадей в каждой пачке?
Ответ________________
Уровень 2
ВАРИАНТ 1
1. Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) 4(x +5) –2(x +25) = 0 ; Б) 3(2х - 3) – 2(3х -8 ) = 0; В) 2,5(x-2) – (x +17,5) = 0
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Какому неравенству удовлетворяет корень уравнения 3 – (х - 4,5) = 16 - 2х
1) x > 8; 2) x < 7; 3) x > 10,5
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В трех мешках 114 кг сахара. В первом на 16 кг меньше, чем во втором, а в третьем на 2 кг меньше, чем во втором. Сколько килограммов сахара во втором мешке?
Ответ________________
Уровень 2
ВАРИАНТ 2
1.Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) 2(x +5) – (x +25) = 0 ; Б) 6(2х - 3) – 4(3х -8 ) = 0; В) 5(x-2) – 2(x +17,5) = 0
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Какому неравенству удовлетворяет корень уравнения 6 – (2х - 9) = 32 - 4х
1) x > 8; 2) x < 7; 3) x > 10,5
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. На путь по течению реки катер затратил 3ч, а на обратный путь 4,5ч. Какова скорость течения реки, если скорость катера относительно воды 25 км/ч?
Ответ________________
Уровень 3
ВАРИАНТ 1
1. Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) - x +5 – (x +25) = 0 ; Б) 6(2х - 3) – 4(3х -8 ) = 0; В) 5(x-2) – 2(x +17,5) + 75= 0
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Какому неравенству удовлетворяет корень уравнения 18 – (6х - 27) = 96 - 12х
1) x > 8; 2) x < 7; 3) x > 10,5
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В трех мешках 114 кг сахара. В первом на 16 кг меньше, чем во втором, а в третьем на 2 кг меньше, чем во втором. Сколько килограммов сахара во втором мешке?
Ответ________________
Уровень 3
ВАРИАНТ 2
1. Решите уравнения и определи какие из них являются равносильными:
А) 2x – 6 – (x +27) = 0 ; Б) 7(3х - 3) – 2(3х -8 ) = 0; В) 3х – 2(х - 11) - 55 = 0
Варианты ответов: 1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и В
2. Какому неравенству удовлетворяет корень уравнения 9 – (3х – 13,5) = 48 - 6х
1) x < 7; 2) x > 10,5; 3) x > 8;
3. Дано описание ситуации. Составьте математическую модель данной ситуации. В трех ящиках 228 кг картофеля. В первом на 32 кг меньше, чем во втором, а в третьем на 4 кг меньше, чем во втором. Сколько килограммов картофеля во втором ящике?
Ответ________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.