Разработка открытого урока по русскому языку по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» (система Л. В. Занкова) 3 класс
Оценка 4.8

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» (система Л. В. Занкова) 3 класс

Оценка 4.8
docx
16.08.2023
Разработка открытого урока  по русскому языку по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» (система Л. В. Занкова) 3 класс
Самостоятельные и служебные части речи» (система Л. В. Занкова) 3 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка открытого урока

по русскому языку по теме:

«Самостоятельные и служебные части речи»

(система Л. В. Занкова)

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок разработала и провела

учитель начальных классов:

Рыбакова С.И.

 

 

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

 

 

Цели:

• Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте;

• Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;

развивать языковые и лингвистические компетенции;

• Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества, путём работы в группах сменного состава.

 

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Вы тихонечко все сели,

Друг на друга поглядели,

Улыбнулись, раз и два,

Начинаем, детвора?

– А девиз у нас, каков?

« Больше дела, меньше слов»

 

II. Определение темы и целей урока.

Задание: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.

Бабушка, любить, свои, внуки.

Она, рассказывать, они, русские, сказки.

Готовить, они, вкусный, угощение .

 

- Прочитайте получившийся текст.

- Из каких частей речи состоят данные предложения?

- Что общего между всеми этими частями речи?

- Надпишите названия частей речи над словами.

 

- Попробуйте составить предложения из данных слов:

в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как

 

- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?

- К какой группе относятся данные части речи?

 

- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.

- Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ

Н-р:

Знаем: Хотим узнать: Узнали:

Бывают самостоятельные и служебные части речи.

К самостоятельным относятся: … (перечислить)

К служебным относятся: …

У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?

Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?

Какие части речи важнее?

Можно ли обойтись без служебных частей речи?

( Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?)

(учитель озвучивает цели урока)

- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?

- А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)

 

- Открываем тетради, записываем число.

 

III. Работа по теме урока.

А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи.

Задание.

- Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы).

По завершении работы проводиться защита проектов.

Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи.

 

По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица:

Самостоятельные части речи Служебные части речи

·                    имеют лексическое значение;

·                    имеют морфологические признаки;

·                    являются членами предложения;

·                    всегда можно задать вопрос;

·                    имеют морфемы.  не имеют лексического значения;

·                    не имеют морфологических признаков;

·                    не являются членами предложения;

·                    невозможно задать вопрос;

·                    не имеют морфем;

·                    не изменяются.

 

Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.

 

В) Редактирование текста.

-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.

Солнце … небу гуляло

… … тучу забежало.

Глянул заинька … окно,

Стало заиньке темно.

Наступила темнота,

… ходи … ворота:

Кто … улицу попал –

Заблудился … пропал.

 

(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)

- С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?

- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)

- Запишите в тетрадь правильный вариант

(Самопроверка)

- Выпишите сочетания “предлог + существительное”.

- Для чего служат в предложении предлоги?

(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)

 

- Подчеркните грамматические основы предложений.

- Какую роль в предложении выполняют союзы?

(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)

 

IV. Закрепление.

А) Детям предлагается вновь вернуться в группы, в которых они работали по трое.

и выполнить ряд заданий (по уровням)

 

1 уровень. Распределить слова по частям речи.

Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот.

(проверка работы в парах)

2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза.

Веселье –

Холод –

Мороз –

Зелень –

Б) Д/з. Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».

 

V. Итог урока.

Что было самым интересным на уроке?

Далее учащимся предлагается оценить работу друг друга на уроке.

В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её с предложенными критериями.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Цели : • Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них

Цели : • Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? -

Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи? -

По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе

По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе

Выпишите сочетания “предлог + существительное”

Выпишите сочетания “предлог + существительное”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2023