МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка открытого урока
по русскому языку по теме:
«Самостоятельные и служебные части речи»
(система Л. В. Занкова)
3 класс
Урок разработала и провела
учитель начальных классов:
Рыбакова С.И.
2019-2020 учебный год
Цели:
• Выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте;
• Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
• Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества, путём работы в группах сменного состава.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
– А девиз у нас, каков?
« Больше дела, меньше слов»
II. Определение темы и целей урока.
Задание: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.
Бабушка, любить, свои, внуки.
Она, рассказывать, они, русские, сказки.
Готовить, они, вкусный, угощение .
- Прочитайте получившийся текст.
- Из каких частей речи состоят данные предложения?
- Что общего между всеми этими частями речи?
- Надпишите названия частей речи над словами.
- Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как
- Удалось ли вам это? Почему? Как называются эти части речи?
- К какой группе относятся данные части речи?
- Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему.
- Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу ЗХУ
Н-р:
Знаем: Хотим узнать: Узнали:
Бывают самостоятельные и служебные части речи.
К самостоятельным относятся: … (перечислить)
К служебным относятся: …
У каждой части речи есть свои морфологические признаки. Чем отличаются служебные и самостоятельные части речи?
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи?
Какие части речи важнее?
Можно ли обойтись без служебных частей речи?
( Я знаю, что в русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. Но не понимаю, чем они отличаются друг от друга? И зачем вообще нам нужны служебные части речи?)
(учитель озвучивает цели урока)
- Ребята, какие разделы русского языка вы знаете?
- А какой раздел русского языка изучает части речи? (Ответы детей)
- Открываем тетради, записываем число.
III. Работа по теме урока.
А) Учащимся предлагаются небольшие карточки, на которых записаны слова, относящиеся к различным частям речи. Дети должны разделиться на группы, соответственно этим частям речи.
Задание.
- Создайте на ватмане презентацию вашей части речи, отразив её основные морфологические признаки. (Для помощи на обратной стороне карточек есть наводящие вопросы).
По завершении работы проводиться защита проектов.
Б) Задание: Детям предлагается разбиться на пары (это осуществляется при помощи цифр, имеющихся на карточках) и попытаться определить признаки, присущие самостоятельным и служебным частям речи.
По завершению работы, путём организации диалога, выясняется к каким выводам пришли учащиеся при парной работе. По результатам проведённого исследования заполняется таблица:
Самостоятельные части речи Служебные части речи
· имеют лексическое значение;
· имеют морфологические признаки;
· являются членами предложения;
· всегда можно задать вопрос;
· имеют морфемы. не имеют лексического значения;
· не имеют морфологических признаков;
· не являются членами предложения;
· невозможно задать вопрос;
· не имеют морфем;
· не изменяются.
Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.
В) Редактирование текста.
-Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст.
Солнце … небу гуляло
… … тучу забежало.
Глянул заинька … окно,
Стало заиньке темно.
Наступила темнота,
… ходи … ворота:
Кто … улицу попал –
Заблудился … пропал.
(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты)
- С помощью каких слов вам удалось восстановить текст?
- В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
- Запишите в тетрадь правильный вариант
(Самопроверка)
- Выпишите сочетания “предлог + существительное”.
- Для чего служат в предложении предлоги?
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
- Подчеркните грамматические основы предложений.
- Какую роль в предложении выполняют союзы?
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
IV. Закрепление.
А) Детям предлагается вновь вернуться в группы, в которых они работали по трое.
и выполнить ряд заданий (по уровням)
1 уровень. Распределить слова по частям речи.
Сад, прекрасный, он, над, хорошая, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, тот, я, на, под, ребята, играл, мы, открытый, с, наш, а, кто-то, мальчик, пишут, кот.
(проверка работы в парах)
2 уровень. От предложенных существительных образуй и запиши однокоренные прилагательные, глаголы и наречия. Дополнительно запиши по три предлога и союза.
Веселье –
Холод –
Мороз –
Зелень –
Б) Д/з. Напишите мини-сочинение на тему: «Моя любимая часть речи».
V. Итог урока.
Что было самым интересным на уроке?
Далее учащимся предлагается оценить работу друг друга на уроке.
В конце каждый ребёнок оценивает собственную работу на уроке, соотнося её с предложенными критериями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.