Алгебра
9 класс
Тема: «Квадратичная функция, её свойства и график»
Цели урока:
1. Образовательные: повторить ранее изученные свойства квадратичной функции, решать задачи, используя свойства квадратичной функции.
2. Развивающие: развивать навыки творческой, познавательной, мыслительной деятельности, логическое мышление, вырабатывать умение анализировать и сравнивать, развивать математическую интуицию.
3. Воспитательные : воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие, развивать умение контролировать внимание на всех этапах урока, уметь применять полученные знания на практике.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с дифференцированными заданиями.
Тип урока: урок - повторение.
Вид урока: урок – практикум.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Организационные формы общения: индивидуальная, групповая.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа с последующей постановкой темы урока.
2. Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведётся повторение основных фактов, свойств на основе систематизации знаний.
3. Самостоятельная работа «Подумай сам»
4. Практическая работа в группах.
5. Обогащение знаний (решение заданий из тестов, алгебра, 2 часть)
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа. (4 мин.)
Здравствуйте, сегодня у нас урок - повторение ранее изученного материала.
Эпиграфом нашего урока будут слова Н.И. Лобачевского:
«Образование есть то, что остаётся,
когда всё выученное уже забыто»
Мы повторяем одну из изученных функций. Зримая форма этой функции проста, красива и встречается на каждом шагу. Я предлагаю вам посмотреть несколько слайдов и попробовать сформулировать тему урока. Обратите внимание на линии, которые увидите на рисунках. На что они похожи?
Где ещё можно увидеть параболу или её элементы? (траектория полёта мяча при игре в волейбол, падающие струи фонтана)
Итак, о какой функции пойдёт сегодня разговор?
Записали тему урока «Квадратичная функция, её свойства и график»
:
У каждого из вас есть лист самооценки, в него вы будите записывать набранные баллы за выполняемые задания и в конце урока мы подведём итог.
Подпишите его.
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
1. Начнём с устного повторения «Заполни пропуски»
2.А теперь попробуйте прочитать свойства функции по графику.
Вызывать по 1 человеку к доске, ученик читает и показывает по графику.
Можно задать дополнительные вопросы:
- Назовите область определения функции.
- Назовите область значений.
Оцените свою устную работу .
1балл-удовл, 2 балла-хорошо, 3 балла-отлично.
III. Самостоятельная работа «Подумай сам!» (6 мин)
Поработав устно, вспомнив свойства квадратичной функции, теперь выполним письменную работу. Задания разного уровня сложности. Оцениваются тоже по-разному. Вы можете сами выбирать номера.
У каждого из вас есть карточка с индивидуальным заданием.
Выполняем в тетрадях.
Условие переписывать не нужно, сразу - решение.
4. При каких значениях а абсцисса вершины параболы у=х2-2ах+5 равна -2 ?
Ответ: -2
5. При каких значениях к парабола у=х2+кх+9 касается оси ОХ ?
Ответ: -6 и 6
Давайте проверим и оценим вашу работу.
По окончанию работы учащиеся меняются тетрадями
и проверяют друг у друга по готовым ответам результат
заносят в лист самооценки.
IV. Практическая работа в группах. (15 мин)
Вы поработали устно, поработали индивидуально, предлагаю теперь поработать в группах.
У каждой группы на партах находятся трафареты, состоящие из
10 комбинаций, которые обозначены цифрами.
В каждую клетку нужно вписать букву или знак препинания и получится слово, а в целом – фраза.
Кто первый расшифрует, поднимает руку, я проверяю.
Оценить: 1слово-1балл. Записать баллы в лист самоанализа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
«В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии»
V. Обогащение знаний. (5 мин)
Вы хорошо поработали, теперь послушаем ребят, которым любят математику и им нравится решать задания повышенной сложности. Они вчера получили от меня домашнее задание - подготовить и показать решение задания из 2 части экзаменационных тестов о квадратичной функции.
1ученик:
Постройте график функции и определите, при каких значениях параметра прямая имеет с графиком ровно одну общую точку.
Решение.
Разложим числитель дроби на множители:
При и функция принимает вид у=(х-2)(х+3)=х2+х-6,
Её график - парабола с выколотыми точками (-2;-4) и (3;6)
Прямая имеет с графиком ровно одну общую точку либо тогда, когда проходит через вершину параболы, либо тогда, когда пересекает параболу в двух точках, одна из которых — выколотая. Вершина параболы имеет координаты .
Поэтому , или .
2 ученик:
Известно, что парабола проходит через точку и её вершина находится в начале координат. Найдите уравнение этой параболы и вычислите, в каких точках она пересекает прямую .
Решение.
Уравнения параболы, вершина которой находится в начале координат: .
Парабола проходит через точку , поэтому , откуда .
Уравнение параболы: .
Абсциссы точек пересечения с прямой найдем из уравнения .
Ответ:
VII. Подведение итогов урока. (3мин)
Вы замечательно поработали на уроке и устно, и письменно.
В течении урока вами заполнялись листы самооценки.
Давайте подведём итоги урока.
Подсчитайте общий балл и поставьте оценку.
16-19 баллов - ваша оценка «5». Высокий уровень.
13-15 баллов - ваша оценка «4». Средний уровень.
10-12 баллов - ваша оценка «3». Попробуйте повысить свой уровень.
Поднимите руку, кто получил «5» - молодцы,
кто получил «4» - хорошо,
кто получил «3» - у вас есть ещё время для улучшения резуль-в. Давайте вспомним цели урока.
Прочитать каждую цель, и прокомментировать.
А на последней цели: уметь применять полученные знания на практике, спросить:
Вы уже взрослые и наверное задумывались о своей будущей профессии.
Где в жизни, в каких профессиях встречается квадратичная функция и используются её свойства?
Надеюсь, этот материал вы не забудете. Помните эпиграф нашего урока - слова французского инженера-физика Лауэ
«Образование есть то, что остается,
когда все выученное уже забыто».
Думаю, что образование, которое вы получите, будет соответствовать времени, в котором мы живем.
А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю вам выполнить следующую домашнюю работу.
VI. Домашнее задание Постройте график функции и опишите её свойства:
у=(2х-7)(х+1)
ВСЕМ СПАСИБО!
IX. Рефлексия. (1мин)
В конце урока проводится беседа, в которой выясняется:
- Понравился ли урок?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Что необходимо изменить, чтобы было еще интереснее?
- Чем запомнился урок?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.