Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0
Оценка 4.9

Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0

Оценка 4.9
doc
07.05.2020
Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0
9. Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0.doc

Практическая работа № 1

 

Тема: Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0.

 

Объекты: форма, текстовое поле, изображение, кнопка, программирование кнопок.

 

Цель работы: создать форму «Анкета студента» с данными о себе и двумя фотографиями (портретной и художественной), которые перекрывают друг друга и должны появляться в результате нажатия на кнопки.

Ознакомиться с такими объектами: форма(Form), текстовое поле (Label), изображение (Image), кнопка (Button) и их основными свойствами: подпись (Caption), цвет (Color), шрифт (Font), видимость (Visible), ширина(Width), высота (Heigth), и др.

 

Теоретические сведения.

Объект Form используют для создания окна программы-приложения. Рассмотрим такие свойства формы:

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

ActiveControl

Для задачи активного объекта (фокуса) в форме

Button1, Edit2

AutoScroll

Наличие в форме полос прокручивания

True, False

BorderStile

Возможность менять размеры окна

bsSizeble (окно с произвоьными размерами),bsDilog, bsNone (окно с фиксированными размерами)

Width, Heigth

Ширина и высота окна в пикселях

503, 224 (числовые значения)

Font

Шрифт

Комплексное свойство, задается в диалоговом окне

HorizScrollBar, VertScrollBar

Параметры полос прокручивания

Комплексное свойство

Icon

Задаем пиктограмму, которая будет размещена в заголовке формы при выполнении программы

(None)- стандартная пиктограмма для Delhi, или зауруженная с определенного файла *.ico

Name

Имя формы

Form1 (идентификатор)

Caption

Заголовок формы

Произвольная строка символов

Color

Цвет фона формы

clGreen, clInfoBk (перечислимый тип) или $004525B1 (числовое значение – задается в диалоговом окне)

Cursor

Вид курсора на свободном месте окна на этапе выполнения

crDrag, crCross, crHelp, crArrow (перечислимый тип)

Enabled

Доступность для действий над объектами в форме во время выполнения

True, False

Left, Top

Координаты левого верхнего угла окна в пикселях

200, 108 (числовые значения)

Posishion

Размещение и размеры окна в момент запуска программы

poScreenCenter, poDesigned

WindowState

Состояние окна в момент запуска программы

wsNormal, wsMaximized, wsMinimized

Объект текстовое поле (Label) используют для создания текстов в окне программы. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top, он владеет еще и такими:

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

Align

Выравнивание поля относительно объекта, который его содержит (формы)

alBottom, alClient, alLeft, alNone, alTop

Alignment

Выравнивание текста в границах поля

taCenter, taLeftJustify, taRightJustify

AutoSize

Приведение границ поля в границам поля

True, False

Visible

Видимость объекта

True, False

WordWrap

Перенесение слов текста в новую строку

True, False

Объект картинка (Image) используют для вставки графических объектов из файла типа *.bmp,*.emf, *.ico, *.wmf  в форму. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Align , Width, Heigth, Name, Cursor, Enabled, Left, Top, Visible, он обладает еще такими :

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

Center

Выравнивание рисунка по центру относительно содержащего его поля

True, False

Pucture

Имя графического файла

Задают в диалоговом окне

Stretch

Приведение размера изображения к заданным размерам объекта

True, False

Autosize

Приведение размера объекта к реальным размерам изображения

True, False

Объект кнопка (Button) используют для размещения элемента управления – кнопки на форме. Кнопки имеют такие свойства: Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top и другие.

Ход работы

1.   Загрузите систему визуального программирования Delphi.

Для запуска системы визуального программирования Delphi щелкают на пиктограмме Delphi Ш или с помощью каскадного меню выбирают Start (Пуск) => Programs (Программы) => Borland Delphi 7.0 => Delphi 7.0. В ре­зультате на экране откроются четыре окна.

2.   Исследуйте способы активизации четырёх окон Delphi:

•     главного  окна  Delphi 7.0 - Projectlгде находятся па­нель инструментов, палитра компонентов и главное меню;

•     окна инспектора объектов Object Inspector со значения­ми свойств активного объекта;

•     окна формы (Forml), в котором будут приведены резуль­таты работы будущей программы;

•     окна текста программы (Unitl.pas).

Замечание. Окно текста программы может частично перекры­ваться окном формы. Активизировать окна, а также менять их размеры или расположение можно с помощью мыши или ис­пользуя функциональные клавиши на клавиатуре:

F10 — для активизации главного меню (после этого нажмите на клавишу Esc);

F11 - для активизации окна инспектора объекта;

F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.

3.    Запустите программу Projectl на выполнение и рассмотрите окно пустой пока что формы. Поупражняйтесь с окном фор­мы.

Запустить программу можно несколькими способами:

•     Используя команду Run => Run главного меню;

•     Щелкнув на кнопке Run панели инструментов;

•     Нажав функциональную клавишу F9.

Выполните такие действия: максимизируйте окно, восстанови­те его предыдущий размер, минимизируйте и снова разверните окно, передвиньте на рабочем столе и измените его размеры, вы­зовите системное меню (Alt + пропуск). Выполните те же дейст­вия с помощью команд Move, Size и других и клавиатуры.

Вывод: окно формы обладает всеми свойствами стандартного окна операционной системы Windows.

4.    Сверните окно программы Forml, минимизируйте главное окно Delphi и создайте на сетевом диске, в своей папке - папку с названием Практика. Снова активизируйте окно Delphi.

5.   Сохраните созданную программу в своей папке.

Для этого выполните команду главного меню FileSave All (Сохранить Все) или нажмите на кнопку Save All И на панели инструментов. В поле «Save in:» (Сохранить в:) появившегося ок­на («Save Unitl As») с помощью списка И выберите название ра­бочего диска, после чего найдите и откройте свою папку. Задайте название для файла текста программы, предварительно удалив предложенное компьютером название Unitl.pas => Save. В сле­дующем окне «Save Projectl As» введите название файла проекта, удалив предложенное компьютером название Projectl. dpr => Save. Обратите внимание: файлы проекта и текста программы должны иметь разные названия.

6.   Визуально   ознакомьтесь   со   свойствами   формы   Left,   Top, Width и Height.

Переместите форму Forml с помощью мыши. Обратите внима­ние, что изменение расположения формы ведет к изменению ее свойств Left и Тор - координат левого верхнего угла формы в ок­не Object Inspector. Поменяйте размеры формы. Убедитесь, что теперь меняются свойства Width (ширина) и Height (высота) фор­мы в окне инспектора объектов.

7.   Исследуйте,   как   изменение   значений   свойств   Left,   Top, Width или Height формы в окне Object Inspector ведет к из­менению расположения или размера формы. Для этого введите некоторое значение в пикселях и нажмите на клавишу Enter.

8.   Измените цвет фона формы.

Для этого в окне свойств формы Object Inspector в строке Color выберите значение цвета фона одним из двух способов:

•     вызовите окно выбора цвета двойным щелчком мыши по текущему значению свойства Color. Выберите один из ба­зовых цветов (Basic colors) или установите свой (Define Custom Colors) цвет. Подтвердите выбор цвета (Ok).

•     с помощью списка S3 поупражняйтесь с разными значе­ниями свойства Color. Задайте начальное значение цвета - clBtnFace.

9.   Выполните программу еще раз (см. пункт 3).

10. Вставьте в форму текстовое поле (объект типа Label) с тек­стом «Анкета студента».

Два раза щелкните мышью по пиктограмме Label И на заклад­ке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Распо­ложите   вставленный   объект,   например,   так,   как   показано   нп рис. 3, перетягивая его мышью. Если объект Label 1 не выделен-ный, активизируйте его и в окне Object Inspector, измените зни чение свойства Caption с Labell на текст «Анкета студента» (6c;i кавычек).  Измените значения свойства Font (шрифт) этого тек стового поля на такие:

Font

Font style Size

Color

        :              Times New Roman Cyr;

         :                Bold;

         :                16 ;

         :                Purple.

 

Замечание.    В   окне   Object   Inspector   отображается   список свойств лишь активного на данный момент объекта.

11. Аналогично вставьте в форму еще несколько текстовых По­лей, где укажите свои биографические данные.

Один из вариантов расположения текстовых полей показан на  рис. 4.

Рис. 4

 

12. Вставьте в форму объект типа Image (картинка).

Для этого щелкните один раз левой клавишей мыши на пикто­грамме Image Ш закладки Additional (дополнительные) палитры компонентов и, например, в нижнем правом углу формы обведите контур для будущего изображения (фотографии). Если нужно, из­мените размер формы или вставленного объекта и добейтесь наи­лучшего расположения на ней созданных прежде объектов. Менять размеры объекта можно методом их «растягивания» за маркеры (черные габаритные квадратики). Запомните название, которое сре­да присвоит этому объекту (значение свойства Name) или замените его по своему усмотрению. По умолчанию этот объект будет иметь стандартное название Image 1.

13. Вставьте свою портретную фотографию с помощью свойства
Picture (иллюстрация) объекта Imagel.

Для этого выберите объект Imagel и активизируйте свойство Picture в окне Object Inspector. Щелкнув на кнопке Я, вызовите диалоговое окно выбора рисунка Picture Editor. Щелкните на кнопке Load (загрузить) и в окне Load picture укажите путь к файлу с фотографией. Если такого файла нет, воспользуйтесь лю­бой картинкой из библиотеки 16color, которая по умолчанию на­ходится в папке

C:\Program Files\Borland\Delphi x.O\Images\Splash\16color.

Выберите любой файл => Open. Подтвердите свой выбор в окне Picture Editor нажатием на кнопку Ok. Задайте значение свойства Stretch для объекта Imagel - True.

14. Наложите   свою   художественную   фотографию   на   портрет­
ную, вставив в форму еще один объект типа
Image.

Один из вариантов расположения фотографии показан на рис.5. Пусть этот объект имеет название Image2.

Замечание. При наложении объектов может возникнуть необ­ходимость менять порядок их отображения. Для этого исполь­зуют команды Send To Back (переслать назад) или Bring To Front (перенести вперёд), находящиеся в контекстном меню.

15. Проэкспериментируйте    со    свойством    Visible    (видимость)
двух  изображений,  каждый  раз  выполняя  программу  (см.
пункт 3).

После этого установите значение свойства Visible в False для обоих изображений.

 

16. Вставьте в форму кнопки для поочередного отображения на­ложенных одна на другую фотографий — два объекта типа Button с названиями Buttonl и Button2.

Пиктограмма W объекта типа Button (кнопка) находится на закладке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Поменяйте подписи на кнопках (измените значения свойства Caption) на «Портретная фотография» и «Художественная фото­графия» соответственно. Выберите наилучший, на Ваше усмотре­ние, кириллизированный шрифт для подписей. Если Вы приме­нили картинки из стандартной библиотеки Delphi, задайте подписи для кнопок на своё усмотрение. Один из вариантов рас­положения кнопок показан на рис. 6.

 

17. Запрограммируйте кнопку «Портретная фотография» так, чтобы после ее нажатия в форме появлялась портретная фо­тография.

Для программирования кнопки Button 1 необходимо два раза щелкнуть на ней левой клавишей мыши. В результате активизи­руется окно текста программы с заготовкой процедуры ButtonlClick, которая будет обрабатывать событие щелканья на кнопке Buttonl:

 

procedure Tforml.ButtonlClick(Sender: Tobject);

begin

end;

В заготовку необходимо вставить текст программы реакции на это событие. Процедура будет иметь такой вид:

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); begin

{Портретная фотография становится видимой}

 Image I. Visible: =True;

{Художественная фотография становится невидимой}

 Image2.Visible:=False;

end;

С помощью данной процедуры свойство видимости для объекта Imagel включаем, а это же свойство для объекта Image2 выклю­чаем. Для кнопки «Художественная фотография» действия будут противоположные. Обратите внимание на использование состав­ных имен типа Imagel.Visible, в которых название объекта от его свойства отделяется точкой. Такие составные имена дают доступ к значению конкретного свойства некоторого объекта.

18. Запрограммируйте   кнопку   «Художественная   фотография» соответственно ее назначению (см. пункт 17).

Текст процедуры для этой кнопки будет иметь вид:

procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);

begin

{Портретная фотография становится невидимой}

 Imagel. Visible:=False;

{Художественная фотография становится видимой}

 Image2.Visible:=True;

end;

Чтобы создать такую процедуру быстро, можно скопировать две команды присваивания из предыдущей процедуры в новую и поменять выражения справа.

19.   Запустите  программу  и  убедитесь,  что  кнопки  выполняют
свои функции. Закройте окно программы «Анкета студента».

20.  Сохраните созданную программу в своей папке.

Выберите элемент главного меню File => Save All (Сохранить Все) или нажмите кнопку Save All SI на панели инструментов.

21. Создайте ехе-файл проекта.

Выполните команду главного меню Project => Build All (Скон­струировать Все).

22. Закройте Delphi,  выполните  созданную программу и поупражняйтесь с работой кнопок.

Запустите ехе-файл с именем проекта и пиктограммой   из своей папки.

23. Продемонстрируйте   созданную   форму   преподавателю.   За­кончите работу.


Практическая работа № 1 Тема:

Практическая работа № 1 Тема:

Left, Top Координаты левого верхнего угла окна в пикселях 200, 108 (числовые значения)

Left, Top Координаты левого верхнего угла окна в пикселях 200, 108 (числовые значения)

Object Inspector со значения­ ми свойств активного объекта; • окна формы (

Object Inspector со значения­ ми свойств активного объекта; • окна формы (

Object Inspector , измените зни чение свойства

Object Inspector , измените зни чение свойства

Если нужно, из­ мените размер формы или вставленного объекта и добейтесь наи­ лучшего расположения на ней созданных прежде объектов

Если нужно, из­ мените размер формы или вставленного объекта и добейтесь наи­ лучшего расположения на ней созданных прежде объектов

Если Вы приме­ нили картинки из стандартной библиотеки

Если Вы приме­ нили картинки из стандартной библиотеки

Портретная фотография становится невидимой}

Портретная фотография становится невидимой}
Скачать файл