Практическая работа № 1
Тема: Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0.
Объекты: форма, текстовое поле, изображение, кнопка, программирование кнопок.
Цель работы: создать форму «Анкета студента» с данными о себе и двумя фотографиями (портретной и художественной), которые перекрывают друг друга и должны появляться в результате нажатия на кнопки.
Ознакомиться с такими объектами: форма(Form), текстовое поле (Label), изображение (Image), кнопка (Button) и их основными свойствами: подпись (Caption), цвет (Color), шрифт (Font), видимость (Visible), ширина(Width), высота (Heigth), и др.
Теоретические сведения.
Объект Form используют для создания окна программы-приложения. Рассмотрим такие свойства формы:
Свойство |
Описание свойства |
Примеры значений |
ActiveControl |
Для задачи активного объекта (фокуса) в форме |
Button1, Edit2 |
AutoScroll |
Наличие в форме полос прокручивания |
True, False |
BorderStile |
Возможность менять размеры окна |
bsSizeble (окно с произвоьными размерами),bsDilog, bsNone (окно с фиксированными размерами) |
Width, Heigth |
Ширина и высота окна в пикселях |
503, 224 (числовые значения) |
Font |
Шрифт |
Комплексное свойство, задается в диалоговом окне |
HorizScrollBar, VertScrollBar |
Параметры полос прокручивания |
Комплексное свойство |
Icon |
Задаем пиктограмму, которая будет размещена в заголовке формы при выполнении программы |
(None)- стандартная пиктограмма для Delhi, или зауруженная с определенного файла *.ico |
Name |
Имя формы |
Form1 (идентификатор) |
Caption |
Заголовок формы |
Произвольная строка символов |
Color |
Цвет фона формы |
clGreen, clInfoBk (перечислимый тип) или $004525B1 (числовое значение – задается в диалоговом окне) |
Cursor |
Вид курсора на свободном месте окна на этапе выполнения |
crDrag, crCross, crHelp, crArrow (перечислимый тип) |
Enabled |
Доступность для действий над объектами в форме во время выполнения |
True, False |
Left, Top |
Координаты левого верхнего угла окна в пикселях |
200, 108 (числовые значения) |
Posishion |
Размещение и размеры окна в момент запуска программы |
poScreenCenter, poDesigned |
WindowState |
Состояние окна в момент запуска программы |
wsNormal, wsMaximized, wsMinimized |
Объект текстовое поле (Label) используют для создания текстов в окне программы. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top, он владеет еще и такими:
Свойство |
Описание свойства |
Примеры значений |
Align |
Выравнивание поля относительно объекта, который его содержит (формы) |
alBottom, alClient, alLeft, alNone, alTop |
Alignment |
Выравнивание текста в границах поля |
taCenter, taLeftJustify, taRightJustify |
AutoSize |
Приведение границ поля в границам поля |
True, False |
Visible |
Видимость объекта |
True, False |
WordWrap |
Перенесение слов текста в новую строку |
True, False |
Объект картинка (Image) используют для вставки графических объектов из файла типа *.bmp,*.emf, *.ico, *.wmf в форму. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Align , Width, Heigth, Name, Cursor, Enabled, Left, Top, Visible, он обладает еще такими :
Свойство |
Описание свойства |
Примеры значений |
Center |
Выравнивание рисунка по центру относительно содержащего его поля |
True, False |
Pucture |
Имя графического файла |
Задают в диалоговом окне |
Stretch |
Приведение размера изображения к заданным размерам объекта |
True, False |
Autosize |
Приведение размера объекта к реальным размерам изображения |
True, False |
Объект кнопка (Button) используют для размещения элемента управления – кнопки на форме. Кнопки имеют такие свойства: Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top и другие.
Ход работы
1. Загрузите систему визуального программирования Delphi.
Для запуска системы визуального программирования Delphi щелкают на пиктограмме Delphi Ш или с помощью каскадного меню выбирают Start (Пуск) => Programs (Программы) => Borland Delphi 7.0 => Delphi 7.0. В результате на экране откроются четыре окна.
2. Исследуйте способы активизации четырёх окон Delphi:
• главного окна Delphi 7.0 - Projectl, где находятся панель инструментов, палитра компонентов и главное меню;
• окна инспектора объектов Object Inspector со значениями свойств активного объекта;
• окна формы (Forml), в котором будут приведены результаты работы будущей программы;
• окна текста программы (Unitl.pas).
Замечание. Окно текста программы может частично перекрываться окном формы. Активизировать окна, а также менять их размеры или расположение можно с помощью мыши или используя функциональные клавиши на клавиатуре:
F10 — для активизации главного меню (после этого нажмите на клавишу Esc);
F11 - для активизации окна инспектора объекта;
F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.
3. Запустите программу Projectl на выполнение и рассмотрите окно пустой пока что формы. Поупражняйтесь с окном формы.
Запустить программу можно несколькими способами:
• Используя команду Run => Run главного меню;
• Щелкнув на кнопке Run панели инструментов;
• Нажав функциональную клавишу F9.
Выполните такие действия: максимизируйте окно, восстановите его предыдущий размер, минимизируйте и снова разверните окно, передвиньте на рабочем столе и измените его размеры, вызовите системное меню (Alt + пропуск). Выполните те же действия с помощью команд Move, Size и других и клавиатуры.
Вывод: окно формы обладает всеми свойствами стандартного окна операционной системы Windows.
4. Сверните окно программы Forml, минимизируйте главное окно Delphi и создайте на сетевом диске, в своей папке - папку с названием Практика. Снова активизируйте окно Delphi.
5. Сохраните созданную программу в своей папке.
Для этого выполните команду главного меню File =» Save All (Сохранить Все) или нажмите на кнопку Save All И на панели инструментов. В поле «Save in:» (Сохранить в:) появившегося окна («Save Unitl As») с помощью списка И выберите название рабочего диска, после чего найдите и откройте свою папку. Задайте название для файла текста программы, предварительно удалив предложенное компьютером название Unitl.pas => Save. В следующем окне «Save Projectl As» введите название файла проекта, удалив предложенное компьютером название Projectl. dpr => Save. Обратите внимание: файлы проекта и текста программы должны иметь разные названия.
6. Визуально ознакомьтесь со свойствами формы Left, Top, Width и Height.
Переместите форму Forml с помощью мыши. Обратите внимание, что изменение расположения формы ведет к изменению ее свойств Left и Тор - координат левого верхнего угла формы в окне Object Inspector. Поменяйте размеры формы. Убедитесь, что теперь меняются свойства Width (ширина) и Height (высота) формы в окне инспектора объектов.
7. Исследуйте, как изменение значений свойств Left, Top, Width или Height формы в окне Object Inspector ведет к изменению расположения или размера формы. Для этого введите некоторое значение в пикселях и нажмите на клавишу Enter.
8. Измените цвет фона формы.
Для этого в окне свойств формы Object Inspector в строке Color выберите значение цвета фона одним из двух способов:
• вызовите окно выбора цвета двойным щелчком мыши по текущему значению свойства Color. Выберите один из базовых цветов (Basic colors) или установите свой (Define Custom Colors) цвет. Подтвердите выбор цвета (Ok).
• с помощью списка S3 поупражняйтесь с разными значениями свойства Color. Задайте начальное значение цвета - clBtnFace.
9. Выполните программу еще раз (см. пункт 3).
10. Вставьте в форму текстовое поле (объект типа Label) с текстом «Анкета студента».
Два раза щелкните мышью по пиктограмме Label И на закладке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Расположите вставленный объект, например, так, как показано нп рис. 3, перетягивая его мышью. Если объект Label 1 не выделен-ный, активизируйте его и в окне Object Inspector, измените зни чение свойства Caption с Labell на текст «Анкета студента» (6c;i кавычек). Измените значения свойства Font (шрифт) этого тек стового поля на такие:
Font Font style Size Color |
: Times New Roman Cyr;
: Bold;
: 16 ;
: Purple.
Замечание. В окне Object Inspector отображается список свойств лишь активного на данный момент объекта.
11. Аналогично вставьте в форму еще несколько текстовых Полей, где укажите свои биографические данные.
Один из вариантов расположения текстовых полей показан на рис. 4.
Рис. 4
12. Вставьте в форму объект типа Image (картинка).
Для этого щелкните один раз левой клавишей мыши на пиктограмме Image Ш закладки Additional (дополнительные) палитры компонентов и, например, в нижнем правом углу формы обведите контур для будущего изображения (фотографии). Если нужно, измените размер формы или вставленного объекта и добейтесь наилучшего расположения на ней созданных прежде объектов. Менять размеры объекта можно методом их «растягивания» за маркеры (черные габаритные квадратики). Запомните название, которое среда присвоит этому объекту (значение свойства Name) или замените его по своему усмотрению. По умолчанию этот объект будет иметь стандартное название Image 1.
13. Вставьте свою
портретную фотографию с помощью свойства
Picture (иллюстрация) объекта Imagel.
Для этого выберите объект Imagel и активизируйте свойство Picture в окне Object Inspector. Щелкнув на кнопке Я, вызовите диалоговое окно выбора рисунка Picture Editor. Щелкните на кнопке Load (загрузить) и в окне Load picture укажите путь к файлу с фотографией. Если такого файла нет, воспользуйтесь любой картинкой из библиотеки 16color, которая по умолчанию находится в папке
C:\Program Files\Borland\Delphi x.O\Images\Splash\16color.
Выберите любой файл => Open. Подтвердите свой выбор в окне Picture Editor нажатием на кнопку Ok. Задайте значение свойства Stretch для объекта Imagel - True.
14. Наложите свою
художественную фотографию на портрет
ную, вставив в форму еще один объект
типа Image.
Один из вариантов расположения фотографии показан на рис.5. Пусть этот объект имеет название Image2.
Замечание. При наложении объектов может возникнуть необходимость менять порядок их отображения. Для этого используют команды Send To Back (переслать назад) или Bring To Front (перенести вперёд), находящиеся в контекстном меню.
15. Проэкспериментируйте
со свойством Visible (видимость)
двух изображений, каждый раз выполняя
программу (см.
пункт 3).
После этого установите значение свойства Visible в False для обоих изображений.
16. Вставьте в форму кнопки для поочередного отображения наложенных одна на другую фотографий — два объекта типа Button с названиями Buttonl и Button2.
Пиктограмма W объекта типа Button (кнопка) находится на закладке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Поменяйте подписи на кнопках (измените значения свойства Caption) на «Портретная фотография» и «Художественная фотография» соответственно. Выберите наилучший, на Ваше усмотрение, кириллизированный шрифт для подписей. Если Вы применили картинки из стандартной библиотеки Delphi, задайте подписи для кнопок на своё усмотрение. Один из вариантов расположения кнопок показан на рис. 6.
17. Запрограммируйте кнопку «Портретная фотография» так, чтобы после ее нажатия в форме появлялась портретная фотография.
Для программирования кнопки Button 1 необходимо два раза щелкнуть на ней левой клавишей мыши. В результате активизируется окно текста программы с заготовкой процедуры ButtonlClick, которая будет обрабатывать событие щелканья на кнопке Buttonl:
procedure Tforml.ButtonlClick(Sender: Tobject);
begin
end;
В заготовку необходимо вставить текст программы реакции на это событие. Процедура будет иметь такой вид:
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); begin
{Портретная фотография становится видимой}
Image I. Visible: =True;
{Художественная фотография становится невидимой}
Image2.Visible:=False;
end;
С помощью данной процедуры свойство видимости для объекта Imagel включаем, а это же свойство для объекта Image2 выключаем. Для кнопки «Художественная фотография» действия будут противоположные. Обратите внимание на использование составных имен типа Imagel.Visible, в которых название объекта от его свойства отделяется точкой. Такие составные имена дают доступ к значению конкретного свойства некоторого объекта.
18. Запрограммируйте кнопку «Художественная фотография» соответственно ее назначению (см. пункт 17).
Текст процедуры для этой кнопки будет иметь вид:
procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);
begin
{Портретная фотография становится невидимой}
Imagel. Visible:=False;
{Художественная фотография становится видимой}
Image2.Visible:=True;
end;
Чтобы создать такую процедуру быстро, можно скопировать две команды присваивания из предыдущей процедуры в новую и поменять выражения справа.
19.
Запустите
программу и убедитесь, что кнопки выполняют
свои функции. Закройте окно программы «Анкета студента».
20. Сохраните созданную программу в своей папке.
Выберите элемент главного меню File => Save All (Сохранить Все) или нажмите кнопку Save All SI на панели инструментов.
21. Создайте ехе-файл проекта.
Выполните команду главного меню Project => Build All (Сконструировать Все).
22. Закройте Delphi, выполните созданную программу и поупражняйтесь с работой кнопок.
Запустите ехе-файл с именем проекта и пиктограммой из своей папки.
23. Продемонстрируйте созданную форму преподавателю. Закончите работу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.