Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0

  • doc
  • 07.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9. Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0.doc

Практическая работа № 1

 

Тема: Разработка проекта «Анкета студента» средствами Delphi 7.0.

 

Объекты: форма, текстовое поле, изображение, кнопка, программирование кнопок.

 

Цель работы: создать форму «Анкета студента» с данными о себе и двумя фотографиями (портретной и художественной), которые перекрывают друг друга и должны появляться в результате нажатия на кнопки.

Ознакомиться с такими объектами: форма(Form), текстовое поле (Label), изображение (Image), кнопка (Button) и их основными свойствами: подпись (Caption), цвет (Color), шрифт (Font), видимость (Visible), ширина(Width), высота (Heigth), и др.

 

Теоретические сведения.

Объект Form используют для создания окна программы-приложения. Рассмотрим такие свойства формы:

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

ActiveControl

Для задачи активного объекта (фокуса) в форме

Button1, Edit2

AutoScroll

Наличие в форме полос прокручивания

True, False

BorderStile

Возможность менять размеры окна

bsSizeble (окно с произвоьными размерами),bsDilog, bsNone (окно с фиксированными размерами)

Width, Heigth

Ширина и высота окна в пикселях

503, 224 (числовые значения)

Font

Шрифт

Комплексное свойство, задается в диалоговом окне

HorizScrollBar, VertScrollBar

Параметры полос прокручивания

Комплексное свойство

Icon

Задаем пиктограмму, которая будет размещена в заголовке формы при выполнении программы

(None)- стандартная пиктограмма для Delhi, или зауруженная с определенного файла *.ico

Name

Имя формы

Form1 (идентификатор)

Caption

Заголовок формы

Произвольная строка символов

Color

Цвет фона формы

clGreen, clInfoBk (перечислимый тип) или $004525B1 (числовое значение – задается в диалоговом окне)

Cursor

Вид курсора на свободном месте окна на этапе выполнения

crDrag, crCross, crHelp, crArrow (перечислимый тип)

Enabled

Доступность для действий над объектами в форме во время выполнения

True, False

Left, Top

Координаты левого верхнего угла окна в пикселях

200, 108 (числовые значения)

Posishion

Размещение и размеры окна в момент запуска программы

poScreenCenter, poDesigned

WindowState

Состояние окна в момент запуска программы

wsNormal, wsMaximized, wsMinimized

Объект текстовое поле (Label) используют для создания текстов в окне программы. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top, он владеет еще и такими:

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

Align

Выравнивание поля относительно объекта, который его содержит (формы)

alBottom, alClient, alLeft, alNone, alTop

Alignment

Выравнивание текста в границах поля

taCenter, taLeftJustify, taRightJustify

AutoSize

Приведение границ поля в границам поля

True, False

Visible

Видимость объекта

True, False

WordWrap

Перенесение слов текста в новую строку

True, False

Объект картинка (Image) используют для вставки графических объектов из файла типа *.bmp,*.emf, *.ico, *.wmf  в форму. Кроме аналогичных к выше приведенным в предшествующей таблице свойств Align , Width, Heigth, Name, Cursor, Enabled, Left, Top, Visible, он обладает еще такими :

 

Свойство

Описание свойства

Примеры значений

Center

Выравнивание рисунка по центру относительно содержащего его поля

True, False

Pucture

Имя графического файла

Задают в диалоговом окне

Stretch

Приведение размера изображения к заданным размерам объекта

True, False

Autosize

Приведение размера объекта к реальным размерам изображения

True, False

Объект кнопка (Button) используют для размещения элемента управления – кнопки на форме. Кнопки имеют такие свойства: Width, Heigth, Font, Color, Name, Caption, Cursor, Enabled, Left, Top и другие.

Ход работы

1.   Загрузите систему визуального программирования Delphi.

Для запуска системы визуального программирования Delphi щелкают на пиктограмме Delphi Ш или с помощью каскадного меню выбирают Start (Пуск) => Programs (Программы) => Borland Delphi 7.0 => Delphi 7.0. В ре­зультате на экране откроются четыре окна.

2.   Исследуйте способы активизации четырёх окон Delphi:

•     главного  окна  Delphi 7.0 - Projectlгде находятся па­нель инструментов, палитра компонентов и главное меню;

•     окна инспектора объектов Object Inspector со значения­ми свойств активного объекта;

•     окна формы (Forml), в котором будут приведены резуль­таты работы будущей программы;

•     окна текста программы (Unitl.pas).

Замечание. Окно текста программы может частично перекры­ваться окном формы. Активизировать окна, а также менять их размеры или расположение можно с помощью мыши или ис­пользуя функциональные клавиши на клавиатуре:

F10 — для активизации главного меню (после этого нажмите на клавишу Esc);

F11 - для активизации окна инспектора объекта;

F12 - для перехода между окнами формы и кода программы.

3.    Запустите программу Projectl на выполнение и рассмотрите окно пустой пока что формы. Поупражняйтесь с окном фор­мы.

Запустить программу можно несколькими способами:

•     Используя команду Run => Run главного меню;

•     Щелкнув на кнопке Run панели инструментов;

•     Нажав функциональную клавишу F9.

Выполните такие действия: максимизируйте окно, восстанови­те его предыдущий размер, минимизируйте и снова разверните окно, передвиньте на рабочем столе и измените его размеры, вы­зовите системное меню (Alt + пропуск). Выполните те же дейст­вия с помощью команд Move, Size и других и клавиатуры.

Вывод: окно формы обладает всеми свойствами стандартного окна операционной системы Windows.

4.    Сверните окно программы Forml, минимизируйте главное окно Delphi и создайте на сетевом диске, в своей папке - папку с названием Практика. Снова активизируйте окно Delphi.

5.   Сохраните созданную программу в своей папке.

Для этого выполните команду главного меню FileSave All (Сохранить Все) или нажмите на кнопку Save All И на панели инструментов. В поле «Save in:» (Сохранить в:) появившегося ок­на («Save Unitl As») с помощью списка И выберите название ра­бочего диска, после чего найдите и откройте свою папку. Задайте название для файла текста программы, предварительно удалив предложенное компьютером название Unitl.pas => Save. В сле­дующем окне «Save Projectl As» введите название файла проекта, удалив предложенное компьютером название Projectl. dpr => Save. Обратите внимание: файлы проекта и текста программы должны иметь разные названия.

6.   Визуально   ознакомьтесь   со   свойствами   формы   Left,   Top, Width и Height.

Переместите форму Forml с помощью мыши. Обратите внима­ние, что изменение расположения формы ведет к изменению ее свойств Left и Тор - координат левого верхнего угла формы в ок­не Object Inspector. Поменяйте размеры формы. Убедитесь, что теперь меняются свойства Width (ширина) и Height (высота) фор­мы в окне инспектора объектов.

7.   Исследуйте,   как   изменение   значений   свойств   Left,   Top, Width или Height формы в окне Object Inspector ведет к из­менению расположения или размера формы. Для этого введите некоторое значение в пикселях и нажмите на клавишу Enter.

8.   Измените цвет фона формы.

Для этого в окне свойств формы Object Inspector в строке Color выберите значение цвета фона одним из двух способов:

•     вызовите окно выбора цвета двойным щелчком мыши по текущему значению свойства Color. Выберите один из ба­зовых цветов (Basic colors) или установите свой (Define Custom Colors) цвет. Подтвердите выбор цвета (Ok).

•     с помощью списка S3 поупражняйтесь с разными значе­ниями свойства Color. Задайте начальное значение цвета - clBtnFace.

9.   Выполните программу еще раз (см. пункт 3).

10. Вставьте в форму текстовое поле (объект типа Label) с тек­стом «Анкета студента».

Два раза щелкните мышью по пиктограмме Label И на заклад­ке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Распо­ложите   вставленный   объект,   например,   так,   как   показано   нп рис. 3, перетягивая его мышью. Если объект Label 1 не выделен-ный, активизируйте его и в окне Object Inspector, измените зни чение свойства Caption с Labell на текст «Анкета студента» (6c;i кавычек).  Измените значения свойства Font (шрифт) этого тек стового поля на такие:

Font

Font style Size

Color

        :              Times New Roman Cyr;

         :                Bold;

         :                16 ;

         :                Purple.

 

Замечание.    В   окне   Object   Inspector   отображается   список свойств лишь активного на данный момент объекта.

11. Аналогично вставьте в форму еще несколько текстовых По­лей, где укажите свои биографические данные.

Один из вариантов расположения текстовых полей показан на  рис. 4.

Рис. 4

 

12. Вставьте в форму объект типа Image (картинка).

Для этого щелкните один раз левой клавишей мыши на пикто­грамме Image Ш закладки Additional (дополнительные) палитры компонентов и, например, в нижнем правом углу формы обведите контур для будущего изображения (фотографии). Если нужно, из­мените размер формы или вставленного объекта и добейтесь наи­лучшего расположения на ней созданных прежде объектов. Менять размеры объекта можно методом их «растягивания» за маркеры (черные габаритные квадратики). Запомните название, которое сре­да присвоит этому объекту (значение свойства Name) или замените его по своему усмотрению. По умолчанию этот объект будет иметь стандартное название Image 1.

13. Вставьте свою портретную фотографию с помощью свойства
Picture (иллюстрация) объекта Imagel.

Для этого выберите объект Imagel и активизируйте свойство Picture в окне Object Inspector. Щелкнув на кнопке Я, вызовите диалоговое окно выбора рисунка Picture Editor. Щелкните на кнопке Load (загрузить) и в окне Load picture укажите путь к файлу с фотографией. Если такого файла нет, воспользуйтесь лю­бой картинкой из библиотеки 16color, которая по умолчанию на­ходится в папке

C:\Program Files\Borland\Delphi x.O\Images\Splash\16color.

Выберите любой файл => Open. Подтвердите свой выбор в окне Picture Editor нажатием на кнопку Ok. Задайте значение свойства Stretch для объекта Imagel - True.

14. Наложите   свою   художественную   фотографию   на   портрет­
ную, вставив в форму еще один объект типа
Image.

Один из вариантов расположения фотографии показан на рис.5. Пусть этот объект имеет название Image2.

Замечание. При наложении объектов может возникнуть необ­ходимость менять порядок их отображения. Для этого исполь­зуют команды Send To Back (переслать назад) или Bring To Front (перенести вперёд), находящиеся в контекстном меню.

15. Проэкспериментируйте    со    свойством    Visible    (видимость)
двух  изображений,  каждый  раз  выполняя  программу  (см.
пункт 3).

После этого установите значение свойства Visible в False для обоих изображений.

 

16. Вставьте в форму кнопки для поочередного отображения на­ложенных одна на другую фотографий — два объекта типа Button с названиями Buttonl и Button2.

Пиктограмма W объекта типа Button (кнопка) находится на закладке Standard палитры компонентов главного окна Delphi. Поменяйте подписи на кнопках (измените значения свойства Caption) на «Портретная фотография» и «Художественная фото­графия» соответственно. Выберите наилучший, на Ваше усмотре­ние, кириллизированный шрифт для подписей. Если Вы приме­нили картинки из стандартной библиотеки Delphi, задайте подписи для кнопок на своё усмотрение. Один из вариантов рас­положения кнопок показан на рис. 6.

 

17. Запрограммируйте кнопку «Портретная фотография» так, чтобы после ее нажатия в форме появлялась портретная фо­тография.

Для программирования кнопки Button 1 необходимо два раза щелкнуть на ней левой клавишей мыши. В результате активизи­руется окно текста программы с заготовкой процедуры ButtonlClick, которая будет обрабатывать событие щелканья на кнопке Buttonl:

 

procedure Tforml.ButtonlClick(Sender: Tobject);

begin

end;

В заготовку необходимо вставить текст программы реакции на это событие. Процедура будет иметь такой вид:

procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject); begin

{Портретная фотография становится видимой}

 Image I. Visible: =True;

{Художественная фотография становится невидимой}

 Image2.Visible:=False;

end;

С помощью данной процедуры свойство видимости для объекта Imagel включаем, а это же свойство для объекта Image2 выклю­чаем. Для кнопки «Художественная фотография» действия будут противоположные. Обратите внимание на использование состав­ных имен типа Imagel.Visible, в которых название объекта от его свойства отделяется точкой. Такие составные имена дают доступ к значению конкретного свойства некоторого объекта.

18. Запрограммируйте   кнопку   «Художественная   фотография» соответственно ее назначению (см. пункт 17).

Текст процедуры для этой кнопки будет иметь вид:

procedure TForml.Button2Click(Sender: TObject);

begin

{Портретная фотография становится невидимой}

 Imagel. Visible:=False;

{Художественная фотография становится видимой}

 Image2.Visible:=True;

end;

Чтобы создать такую процедуру быстро, можно скопировать две команды присваивания из предыдущей процедуры в новую и поменять выражения справа.

19.   Запустите  программу  и  убедитесь,  что  кнопки  выполняют
свои функции. Закройте окно программы «Анкета студента».

20.  Сохраните созданную программу в своей папке.

Выберите элемент главного меню File => Save All (Сохранить Все) или нажмите кнопку Save All SI на панели инструментов.

21. Создайте ехе-файл проекта.

Выполните команду главного меню Project => Build All (Скон­струировать Все).

22. Закройте Delphi,  выполните  созданную программу и поупражняйтесь с работой кнопок.

Запустите ехе-файл с именем проекта и пиктограммой   из своей папки.

23. Продемонстрируйте   созданную   форму   преподавателю.   За­кончите работу.