Дополнительное образование в российской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, осуществляется параллельно нормативному вектору — обучению по основным образовательным программам, — не является уровнем образования и, соответственно, не имеет (и не может иметь!) федеральных государственных образовательных стандартов.
Подходы к толкованию содержания понятия «образовательная программа»
документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретной образовательной организации;
нормативный текст, определяющий цели, ценности образования, учебный план, учебные программы, педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата;
индивидуальный образовательный маршрут учащегося при прохождении которого он может выйти на тот или иной уровень образованности, в соответствии со стандартом, гарантированным этой программой;
совокупность учебных, досуговых и других программ, отвечающих образовательным потребностям ребенка, направленных на его самореализацию, достижение им определенного уровня образованности, гармонического развития и адаптации в социальной среде;
организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с различными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования;
определение «образа будущего» и организация собственной деятельности в движении к нему.
«Образовательная программа»: комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
(273-ФЗ ст.2, п.9).
Содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:
создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
Образовательная программа дополнительного образования:
представляют собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом),
представлена в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
(ФЗ ст. 2, п.9):
Дополнительная общеобразовательная программа — это:
- нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;
- программа, реализующаяся за пределами основных образовательных программ и направленная на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Дополнительные общеразвивающие программы направлены на :
создание базовых основ образованности и решение задач формирования общей культуры учащегося, расширение его знаний о мире и о себе;
удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;
оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося (способностей, интересов, склонностей) в условиях специально организованной образовательной деятельности;
накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы.
Отличительные особенности дополнительных общеразвивающих программ:
преобладание развития общих способностей личности над специальными;
приоритет развития универсальных учебных действий;
развитие общей культуры, а также познавательной, физической, социальной, творческой активности личности;
развитие мобильности и адаптируемости личности.
Цель дополнительной общеразвивающей программы имеет обобщенный и несколько абстрактный характер, связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный результат.
Цель может быть направлена на:
развитие учащегося в целом или каких-то определённых способностей;
формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно пополнять знания, творить, трудиться;
формирование и развитие общечеловеческих нравственных ценностей, личностных качеств;
художественно-эстетическое/ интеллектуальное/ духовно-нравственное/ физическое развитие;
обучение трудовым навыкам, коллективному взаимодействию и взаимопомощи и т. п.
Задачи — способы поэтапного достижения цели в обучении, воспитании, развитии учащихся:
обучающие задачи отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу;
развивающие задачи связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения и т. д.;
воспитательные задачи отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у учащихся.
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
профессиональную ориентацию учащихся;
Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
формирование общей культуры учащихся;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах,
реализуемых в структурном подразделении «Детский технопарк «Кванториум» государственного бюджетного учреждения дополнительного образования
«Тверской областной Центр юных техников»
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
1.2. Настоящее Положение разработано на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Приказа Министерство просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ», направленных письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года № 09-3424;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Устава ГБУ ДО ТОЦЮТ.
Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретизированные образовательные цели и фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа – комплекс основных характеристик дополнительного образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Программы разрабатываются и принимаются к реализации организациями в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным программам как элементу российской образовательной системы с учетом следующих характеристик дополнительного образования детей:
свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальные возможности и потребности обучающегося;
вариативное содержание образовательного процесса, направленного на формирование и развитие человеческого потенциала с учетом возрастных особенностей и сензитивных периодов;
отсутствие образовательных стандартов содержания дополнительного образования детей и доступность глобального знания и информации для каждого;
отсутствие эффекта сравнения достижений одного ребенка с достижениями другого и оценка образовательных результатов на основании личностно-значимых ценностей;
деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребенка, социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися на уровне «человек - человек».
Особенности программы
Объем (продолжительность) программы определяется в зависимости от состава обучающихся и содержания учебного материала.
Каждый участник программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней сложности, реализуемых через создание условий и оценку изначальной готовности участника (определение степени готовности к освоению содержания и материала заявленного уровня).
Содержание и материал программы дифференцируется по уровням сложности и отражается в разделе «Содержание» программы, предусматривая задания разного уровня по каждой теме программы.
«Стартовый уровень»
«Стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Срок реализации – 1 год
Рекомендуемый объем часов - 144 ч.
Данная программа может быть использована в нескольких вариантах:
как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;
как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе обучения,;
как основа программы по внеурочной деятельности, реализуемой педагогами дополнительного образования, работающих в общеобразовательной организации;
как дополнительная общеразвивающая программа для лагерей летнего отдыха и оздоровления детей, как на базе организаций дополнительного образования, так и общеобразовательных организаций.
Цель стартовой программы –
формирование интереса учащихся к выбору деятельности, получения ими общих представлений о предметной области и формирование основ личностных и социальных компетенций.
Задачи – удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы
Результат
Формы подведения итогов – промежуточная и итоговая диагностика
«Базовый уровень»
«Базовый уровень» программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-тематического направления программы.
Срок реализации – 2-3 года.
Рекомендуемый объем часов - 144 ч. - 216 ч.
Программа базового уровня, направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения. При этом сохранность контингента составляет до 75 % от поступивших на обучение.
В программе необходимо предусмотреть уровневую дифференциацию, обусловленную особенностями направленности программы, спецификой освоения и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями детей и подростков, которые могут являться основанием к переходу на следующий (продвинутый) уровень.
Способы отслеживания уровневых результатов используются те же, как и в программах стартового уровня.
Цель базовой программы –
формирование у учащихся интереса, устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности.
Задачи – освоения базовых знаний умений и навыков,
расширение спектра специализированных занятий по смежным дисциплинам для дальнейшего творческого самоопределения учащихся, развития коммуникативности, расширения.
Результат - устойчивая мотивация к выбору деятельности в рамках предметной области.
Формы подведения итогов – педагогический мониторинг: первичная диагностика (начало года – тестирование, опрос и т.д.), промежуточная
и итоговая диагностика
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.