Разработка программы учебных предметов, коррекционных курсов по ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • docx
  • 10.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сообщение на педсовете.docx

Сообщение по теме «Новые требования  к разработке программ учебных предметов, коррекционных курсов по ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Тема моего сообщения«Новые требования  к разработке программ учебных предметов, коррекционных курсов по ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».Об этом я расскажу на примере создания рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».

Структура и составляющие рабочей программы

 

- Титульный лист;

- Пояснительная записка;

- Общая характеристика учебного предмета, курса;

- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

- Содержание учебного предмета, курса;

- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

-Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

 - Приложение

Пишем в соответствии с разработанным школьным  положением о рабочей программе.

 

Титульный лист

Титульный лист содержит:

- полное наименование образовательного учреждения;

- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;

-наименование учебного предмета (в соответствии с определенными ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обязательными предметными областями и учебными предметами);

- указание параллели, классов, этапа;

- сведения об учителе (учителях) – составителе рабочей программы (фамилию, имя, отчество, должность, квалификационная категория);

- название населённого пункта, в котором подготовлена программа;

- год составления программы.

 

Пояснительная записка содержит:

- нормативную основу разработки Программы (в том числе учрежденческого уровня);

-наименование учебных программ (примерной и авторской), на основе которых разработана данная Программа;

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

2.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

3.     Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19. 10. 2015 г.;

4.     АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ № 143/1 от 20. 06. 2016 г. (вариант 1 и 2) Варгашинской специальной (коррекционной) школы – интерната;

5.     Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528)

6.     Уставобразовательного учреждения;

7.     Учебный план образовательного учреждения;

8.     Положение о рабочей программе учебного предмета, курса образовательного учреждения;

 

- используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Федеральным перечнем);

 

Учебники, электронные приложения к учебникам, рабочие тетради.

 

- цели и задачи с учетом специфики учебного предмета, курса;

- особенности организации учебного процесса по учебному предмету, курсу(технологии, формы уроков, внеурочная деятельность по учебному (курсу), виды контроля).

 

Формы уроков:ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, урокприменения знаний и умений,проверка и коррекциязнанийи умений, комбинированный урок, экскурсия, киноурок, урок повторения и обобщения, урок – сказка.

        Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.

Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый; тестирование, опрос, контрольная работа, диктант, самостоятельная работа.

         Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, линейки, классные часы, тематические недели, экскурсии в библиотеку, посещение театра, музеев,  конкурс каллиграфии, конкурс на лучшую тетрадь, школьные газеты по русскому языку.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане содержит:

 - количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по учебному предмета, курсу.

 

Предмет «Русский язык» изучается на уровне начального  общего образования в качестве обязательного предмета. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Русский язык» выделяется:

·        Из федерального  государственного  образовательного стандарта в 1 – 4 классах по 3 часа в неделю;

·        из части, формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 классах добавляется по 1 часу, с целью детального изучения предмета и расширения знаний обучающихся.

1 класс – 3 ч. в неделю (33 учебных недели) – 99 часов.

2 класс – 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.

3 класс - 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.

4 класс - 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Описываются результаты обучения предмету (курсу):

Ценность добра 

Ценность общения 

Ценность природы 

Ценность красоты и гармонии 

Ценность истины 

Ценность семьи. 

Ценность труда и творчества 

Ценность гражданственности и патриотизма 

Ценность человечества 

 

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры…

 

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

В этом разделе описываются результаты, которые будут достигнуты по окончанию каждого конкретного класса: личностных и предметных результатов (в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью).

Предметные результаты должны быть продифференцированы на два уровня минимальный и достаточный.

 

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

 

Содержание учебного предмета, курса

Раздел «Содержание тем учебного предмета, курса» - основная часть Программы. При описании содержания может быть рекомендована следующая последовательность изложения:

 1. Название раздела и темы курса.

 2. Содержание учебной темы:

 - основные изучаемые вопросы.

 

 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 

Тематическое планирование может быть представлено в виде следующей таблицы:

 

№ урока

Раздел

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

 

 

 

Коллективная работа

Работа в парах

Самостоятельная работа

Тестирование

Взаимообъяснение

Беседа

Драматизация

Использование ИКТ

Моделирование ситуаций

Анализ и решение житейских ситуаций

Письмо, чтение

Слушание

Рассказ

Рассматривание наглядных пособий

Ответы на вопросы

Решение задач с последующей проверкой

Исследование, опыты

Компьютерная лабораторная работа

Прогнозирование результатов

Планирование хода решения задач

Пошаговый контроль

Работа с учебником

Работа с дополнительной литературой

Наблюдение

Работа с раздаточным материалом

Изучение устройств, приборов

Заполнение таблиц

Просмотр видеофильмов

Формулирование выводов

 

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности

включает в себя:

-       Учебно – методический комплекс

-       Учебно – методическая литература для учителя

-       Учебно – методическая литература для обучающихся

-       Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ

http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования

http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.

http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.

http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);

http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;

http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.

http://vipbook.info/ - Электронная библиотека

Презентации.

Учебные фильмы.

Мультимедийные образовательные программы

 

-       Технические средства обучения

Магнитофон

Телевизор

Музыкальный центр

 

-       Компьютерные и информационно – коммуникационные средства

Компьютер

Проектор

Экран

Интерактивная доска

 

-       Экранно -  звуковые пособия и дидактический материал

Иллюстрации, таблицы:

Словарь (картинный);

Трафареты:

Раздаточные карточки;

Игры:

    Учебные модели

 

Приложение содержит:

 

1. Контрольно-измерительные материалы: диктанты, контрольные работы.

 

2. Материалы для оценки освоения содержания учебного материала.

 

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

         Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).

         Для оценки сформированности каждого действия можно использоватьследующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие,но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Высокий  4 – 5 баллов 

Средний 2 – 3 балла

Низкий 0 – 1 балл

 

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).

1 класс – Iполугодие 2 класса:

Усвоил

Частично усвоил

Не усвоил

IIполугодие 2 класса, 3 и  4 классы:

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель  надежности  полученных  результатов,  что  дает  основание  оценивать их как:

Неудовлетворительно  0 – 34 % 

Удовлетворительно  35 – 50 %

Хорошо  51 – 65 %

Отлично  свыше 65 %

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы  отметок  по  5-балльной  шкале,  однако  требует  уточнения  и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали  бы  учебную  и  практическую  деятельность  обучающегося, оказывали  бы  положительное  влияние  на  формирование  жизненных компетенций.

 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.  Диагностика сформированности личностных результатов проводится на конец обучения в начальном звене(IV четверть4 класс).

Отсутствует полностью - 0

Выполняет частично - 1

Находится в стадии формирования (выполняет с помощью) - 2

Полностью сформировано (выполняет самостоятельно) - 3

 


 

Скачано с www.znanio.ru