Сообщение по теме «Новые требования к разработке программ учебных предметов, коррекционных курсов по ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Тема моего сообщения«Новые требования к разработке программ учебных предметов, коррекционных курсов по ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».Об этом я расскажу на примере создания рабочей программы по учебному предмету «Русский язык».
Структура и составляющие рабочей программы
- Титульный лист;
- Пояснительная записка;
- Общая характеристика учебного предмета, курса;
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;
- Содержание учебного предмета, курса;
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
-Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
- Приложение
Пишем в соответствии с разработанным школьным положением о рабочей программе.
Титульный лист
Титульный лист содержит:
- полное наименование образовательного учреждения;
- грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы;
-наименование учебного предмета (в соответствии с определенными ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обязательными предметными областями и учебными предметами);
- указание параллели, классов, этапа;
- сведения об учителе (учителях) – составителе рабочей программы (фамилию, имя, отчество, должность, квалификационная категория);
- название населённого пункта, в котором подготовлена программа;
- год составления программы.
Пояснительная записка содержит:
- нормативную основу разработки Программы (в том числе учрежденческого уровня);
-наименование учебных программ (примерной и авторской), на основе которых разработана данная Программа;
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19. 10. 2015 г.;
4. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ № 143/1 от 20. 06. 2016 г. (вариант 1 и 2) Варгашинской специальной (коррекционной) школы – интерната;
5. Постановление от 10 июля 2015 г. № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528)
6. Уставобразовательного учреждения;
7. Учебный план образовательного учреждения;
8. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса образовательного учреждения;
- используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Федеральным перечнем);
Учебники, электронные приложения к учебникам, рабочие тетради.
- цели и задачи с учетом специфики учебного предмета, курса;
- особенности организации учебного процесса по учебному предмету, курсу(технологии, формы уроков, внеурочная деятельность по учебному (курсу), виды контроля).
Формы уроков:ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, урокприменения знаний и умений,проверка и коррекциязнанийи умений, комбинированный урок, экскурсия, киноурок, урок повторения и обобщения, урок – сказка.
Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, обучение в сотрудничестве.
Виды контроля: вводный, текущий, тематический, итоговый; тестирование, опрос, контрольная работа, диктант, самостоятельная работа.
Внеурочная деятельность по предмету: инсценирование, школьные праздники, линейки, классные часы, тематические недели, экскурсии в библиотеку, посещение театра, музеев, конкурс каллиграфии, конкурс на лучшую тетрадь, школьные газеты по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане содержит:
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа по учебному предмета, курсу.
Предмет «Русский язык» изучается на уровне начального общего образования в качестве обязательного предмета. Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение учебного предмета «Русский язык» выделяется:
· Из федерального государственного образовательного стандарта в 1 – 4 классах по 3 часа в неделю;
· из части, формируемой участниками образовательного процесса во 2-4 классах добавляется по 1 часу, с целью детального изучения предмета и расширения знаний обучающихся.
1 класс – 3 ч. в неделю (33 учебных недели) – 99 часов.
2 класс – 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.
3 класс - 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.
4 класс - 4 ч. в неделю (34 учебных недели) – 136 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Описываются результаты обучения предмету (курсу):
Ценность добра
Ценность общения
Ценность природы
Ценность красоты и гармонии
Ценность истины
Ценность семьи.
Ценность труда и творчества
Ценность гражданственности и патриотизма
Ценность человечества
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры…
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В этом разделе описываются результаты, которые будут достигнуты по окончанию каждого конкретного класса: личностных и предметных результатов (в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью).
Предметные результаты должны быть продифференцированы на два уровня минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Содержание учебного предмета, курса
Раздел «Содержание тем учебного предмета, курса» - основная часть Программы. При описании содержания может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
1. Название раздела и темы курса.
2. Содержание учебной темы:
- основные изучаемые вопросы.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематическое планирование может быть представлено в виде следующей таблицы:
№ урока |
Раздел Тема |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
|
|
|
Коллективная работа Работа в парах Самостоятельная работа Тестирование Взаимообъяснение Беседа Драматизация Использование ИКТ Моделирование ситуаций Анализ и решение житейских ситуаций Письмо, чтение Слушание Рассказ Рассматривание наглядных пособий Ответы на вопросы Решение задач с последующей проверкой Исследование, опыты Компьютерная лабораторная работа Прогнозирование результатов Планирование хода решения задач Пошаговый контроль Работа с учебником Работа с дополнительной литературой Наблюдение Работа с раздаточным материалом Изучение устройств, приборов Заполнение таблиц Просмотр видеофильмов Формулирование выводов |
Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности
включает в себя:
- Учебно – методический комплекс
- Учебно – методическая литература для учителя
- Учебно – методическая литература для обучающихся
- Перечень интернет ресурсов и компьютерных программ
http://www.edu.ru – Федеральный портал Российского образования
http://pedsovet.su – образовательный сайт, интернет-сообщество (социальная сеть) учителей, педагогов и других работников сферы образования.
http://openclass.ru – «Открытый класс». Сетевые образовательные сообщества.
http://festival.1september.ru – фестиваль педагогический идей «Открытый урок».
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР);
http://sc.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам;
http://interneturok.ru/ - Уроки школьной программы. Видео, конспекты, тесты, тренажеры.
http://vipbook.info/ - Электронная библиотека
Презентации.
Учебные фильмы.
Мультимедийные образовательные программы
- Технические средства обучения
Магнитофон
Телевизор
Музыкальный центр
- Компьютерные и информационно – коммуникационные средства
Компьютер
Проектор
Экран
Интерактивная доска
- Экранно - звуковые пособия и дидактический материал
Иллюстрации, таблицы:
Словарь (картинный);
Трафареты:
Раздаточные карточки;
Игры:
Учебные модели
Приложение содержит:
1. Контрольно-измерительные материалы: диктанты, контрольные работы.
2. Материалы для оценки освоения содержания учебного материала.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).
Для оценки сформированности каждого действия можно использоватьследующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие,но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Высокий 4 – 5 баллов
Средний 2 – 3 балла
Низкий 0 – 1 балл
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Оценивание проводится ежегодно в конце учебного года (май).
1 класс – Iполугодие 2 класса:
Усвоил
Частично усвоил
Не усвоил
IIполугодие 2 класса, 3 и 4 классы:
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как:
Неудовлетворительно 0 – 34 %
Удовлетворительно 35 – 50 %
Хорошо 51 – 65 %
Отлично свыше 65 %
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Диагностика сформированности личностных результатов проводится на конец обучения в начальном звене(IV четверть4 класс).
Отсутствует полностью - 0
Выполняет частично - 1
Находится в стадии формирования (выполняет с помощью) - 2
Полностью сформировано (выполняет самостоятельно) - 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.