-Радуга, скажи,Какая силаВсе твои цвета Соединила?
- Это дружба, -Радуга в ответ.-Дружат краски в радуге, Ребята.Крепкой дружбой Радуга богата,Ясный излучающая свет.
Так пускай же в ваших душах тоже
будет свет на радугу похожий.
И тогда людьми успешными и духом сильными
Расцветет страна любимая – Россия!
Пояснительная записка
Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Особенно важно и необходимо воспитывать у детей такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, ответственное отношение к здоровью, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.
Представляемая воспитательная программа «Радуга» направлена на создание условий для воспитания у младших школьников этих качеств на основе деятельностного подхода.
Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных форм работы и видов деятельности. ( общение с родителями через Интернет, диагностическая, учебно – познавательная, трудовая, общественно-полезная, эстетическая, ценностно-ориентированная, художественно-творческая, спортивно- оздоровительная, коррекционная.)
Особое место в данной программе отведено проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Программа «Радуга» помогает ребятам расширять свои права и обязанности, они сами придумывают и проводят разнообразные школьные дела. Таким образом, школьная жизнь наполняется новыми, яркими, интересными, важными для ребят событиями, создается атмосфера творчества и сотрудничества в коллективе класса и школы, а это способствует развитию личностных качеств воспитанников.
Программа работает с 1 класса и рассчитана на 4 года.
В основе разработки настоящей программы лежат документы: Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы
Задачи программы( выражены через ключевые слова, первые буквы которых –это первые буквы названий цветов радуги):
К - коллективизм. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, формирование потребностей и мотивов нравственного поведения в обществе.
О - образованность, интеллектуальное воспитание. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры.
Ж - жизнедеятельность, трудовое воспитание. Развитие способности ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.
З – здоровье. Формирование представления о здоровом образе жизни и стремление быть здоровым человеком.
Г - гражданско-патриотическое воспитание. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств.
С - самостоятельность, самоопределение. Формирование личностных компетенций (умения самоорганизации, самореализации, чувства личной ответственности)
Ф- фантазия и творчество. Эстетическое развитие детей, обогащение их внутреннего
мира.
Содержание программы
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Первая ступенька «Я школьник. Какой Я?»Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.Вторая ступенька «В классе жить – уметь дружить!»На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».Третья ступенька «Один за всех, и все за одного! Коллектив важней всего!»Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвертая ступенька «Если мы едины, мы непобедимы!»Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Направления
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями. ( социально-нравственное направление)
Радость познания и приобщения к культуре. (общеинтеллектуальное и общекультурное направления)
Радость общения с природой. ( экологическое направление)
Радость в здоровье. (спортивно – оздоровительное направление)
Радость - быть гражданином России. (гражданско – патриотическое направление)
(План работы по ступеням и направлениям в приложении)
Работа с родителями
Изучение воспитательного потенциала семьи
Психолого-педагогический всеобуч родителей
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Индивидуальная работа с родителями
Основные формы работы с родителями
Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.
Тематика родительских собраний для первого класса.
Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
Дружбы и ссоры в детском коллективе.
Тематика родительских собраний для второго класса.
Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.
Вредные привычки в детском возрасте.
Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
Как по-настоящему любить детей.
Тематика родительских собраний для третьего класса
Роль семьи в формировании мотивации учения.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Тематика родительских собраний для четвертого класса.
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Компьютерные игры: возможные опасности.
Здоровый образ жизни школьников.
Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”
Модель выпускника начальной школы.
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики ученика: 1. Готовый к сотрудничеству, обладающий коммуникативной культурой.2. Обладающий высоким уровнем мышления, основами информационной, экологической и правовой культурой.3. Имеющий способности к организации своей и совместной деятельности и управлению ею.4. Имеющий потребность в здоровом образе жизни, стремление к физическому совершенствованию.5. Имеющий высоконравственную гражданскую позицию.6. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию.
7.Творчески осваивающий и преобразующий мир.
Критерии эффективности воспитательной системы
– сплоченность классного коллектива;– развитость способностей учащихся;– сформированность культуры в целом;– проявление индивидуальных особенностей ученика;– совершенствование собственного здоровья;– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;– социализация человека в общество;– повышение уровня воспитанности.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
тестирование;
Взаимодействие с учреждениями социума:
Сотрудничество с городской, школьной библиотекой Сотрудничество с ДК, ДЮСШ, музыкальной школой
Сотрудничество с детским садом
Использование ресурсов городского краеведческого музея
Поддержка родителей и общественности; Сотрудничество с кружком школы
Методологическую основу написания воспитательной системы составили труды
Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2006.
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
Н.Е.Щуркова "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 1998.
Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 1995
Планирование воспитательной работы( Приложение)
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями. | Радость познания и приобщения к культуре. | Радость общения с природой | Радость в здоровье | Радость – быть гражданином России |
Цели направлений | ||||
1. Способствовать формированию ценности человеческого общения. | 1. Способствовать формированию учебной мотивации. | 1. Воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам . | 1. Формирование ценности нравственного, психического и физического здоровья. | 1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о Росси и родном крае, развивать чувство патриотизма. |
Первая ступенька «Я школьник! Какой Я?» 1 класс
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями. | Радость познания и приобщения к культуре. | Радость общения с природой | Радость в здоровье | Радость – быть гражданином России |
- Кл. час-игра «Давайте знакомиться» - Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» - Кл. час «Распределение поручений» - Творческая мастерская «Мой школьный дом». Создание классного уголка. - Кл. час «Кто я? Какой я?» | - Мы стали школьниками. О правилах поведения в школе. | - Красота окружающей природы. Выставка поделок из природного материала | - Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов» Проектная работа «Расскажу Вам на ночь сказку» Запись сказок, рассказанных детьми, на звуковые носители- Кл. час «Режим дня» - Создание коллажа «Овощи и фрукты – здоровые продукты» - Свет зеленый – всем мигает. Игра – викторина | - Кл. час в сельской библиотеке «Моя Россия. Символы государства» - Игровая программа «Народные игры на Масленицу»- Викторина «Фольклор русского народа» - Кл. час «Берегите хлеб»- Экскурсия «Наше село». Посещение сельской библиотеки, сельского клуба. |
Вторая ступенька «В классе жить – уметь дружить!» 2класс
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями | Радость познания и приобщения к культуре | Радость общения с природой | Радость в здоровье | Радость – быть гражданином России |
- Кл. час «Учимся понимать друг друга» - Беседа «Об обидах и причинах | - Мои любимые книжки. Литературные посиделки. | - Презентация проекта «Покормите птиц зимой» | - Проект «Режим дня». Презентация в виде серии картинок, плакатов или мультимедийных презентаций. | - Празднично-игровая программа «В гостях у русской матрёшки» --Проект «Моя Родина – Россия» |
Третья ступенька «Один за всех и все за одного! Коллектив важней всего!» 3 класс
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями | Радость познания и приобщения к культуре | Радость общения с природой | Радость в здоровье | Радость – быть гражданином России |
- Беседа «В человеке должно быть всё прекрасно» - Кл. час – игра «Один за всех, и все за одного» - Семейный праздник «К бабушке на оладушки» | - Кл. час «Права ребёнка» - «С книгой жить – век не тужить». Развлекательно- познавательная игра в сельской библиотеке. | - Кл. час «Мы дети природы» - Пробуждение Земли (беседа – игра) - Кл. час «Верный друг человека» | - Дорожные приключения Бабы Яги (конкурсно – игровая программа) - Путешествие в Страну здоровья (конкурсно – игровая программа) | - Кл. час к 23 февраля «Виды войск в России» |
Четвертая ступенька «Если мы едины – мы непобедимы!» 4 класс
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями | Радость познания и приобщения к культуре | Радость общения с природой | Радость в здоровье | Радость – быть гражданином России |
- Кл. час «Внешний вид человека» | - Проект «Умники и умницы». Создание и выпуск тестов для одноклассников. | Музыкально-литературная гостиная «Русская березка» | - Кл. час «Посеешь привычку – пожнёшь характер | -Кл. час « Права и обязанности гражданина России» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.