разработка программы внеурочной деятельности "Радуга дружбы"

  • pptx
  • 08.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала программа Зорина О. В..pptx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1

Воспитательная программа для начальной школы
«Радуга» Автор:
классный руководитель начальных классов Зорина Ольга Владимировна

 
-Радуга, скажи, Какая сила Все твои цвета Соединила?
- Это дружба, - Радуга в ответ.- Дружат краски в радуге, Ребята. Крепкой дружбой Радуга богата, Ясный излучающая свет.
 
Так пускай же в ваших душах тоже
будет свет на радугу похожий.
И тогда людьми успешными и духом сильными
Расцветет страна любимая – Россия!

Пояснительная записка

Современному обществу требуются высоконравственные, духовно богатые, способные адаптироваться к изменчивости современного мира, коммуникабельные люди с твердой гражданской позицией.
Начальная школа является первой и важнейшей ступенью воспитания, ведущей ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Особенно важно и необходимо воспитывать у детей такие качества как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, ответственное отношение к здоровью, любовь к Родине, семье, окружающей природе – все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» РФ.
 
Представляемая воспитательная программа «Радуга» направлена на создание условий для воспитания у младших школьников этих качеств на основе деятельностного подхода.

Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных форм работы и видов деятельности. ( общение с родителями через Интернет, диагностическая, учебно – познавательная, трудовая, общественно-полезная, эстетическая, ценностно-ориентированная, художественно-творческая, спортивно- оздоровительная, коррекционная.)

Особое место в данной программе отведено проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
 
Программа «Радуга» помогает ребятам расширять свои права и обязанности, они сами придумывают и проводят разнообразные школьные дела. Таким образом, школьная жизнь наполняется новыми,  яркими, интересными, важными для ребят  событиями, создается атмосфера творчества и сотрудничества в коллективе класса и  школы, а это способствует развитию личностных качеств воспитанников.
 
Программа работает с 1 класса и рассчитана на 4 года.
 
В основе разработки настоящей программы лежат документы: Закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Устав школы

Цель программы

– воспитание личности гражданина России, формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий на основе деятельностного подхода.

 
 

Задачи программы ( выражены через ключевые слова, первые буквы которых –это первые буквы названий цветов радуги):

К - коллективизм. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, формирование потребностей и мотивов нравственного поведения в обществе.
О - образованность, интеллектуальное воспитание. Закладывание основ экологической, правовой, информационной культуры.
Ж - жизнедеятельность, трудовое воспитание. Развитие способности ученика овладеть общими (универсальными) способами образовательной и социальной деятельности.
З – здоровье. Формирование представления о здоровом образе жизни и стремление быть здоровым человеком.
Г - гражданско-патриотическое воспитание. Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и духовно-нравственных качеств.
С - самостоятельность, самоопределение. Формирование личностных компетенций (умения самоорганизации, самореализации, чувства личной ответственности)
Ф- фантазия и творчество. Эстетическое развитие детей, обогащение их внутреннего
мира.

Содержание программы

 
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. Первая ступенька «Я школьник. Какой Я?» Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих. Вторая ступенька «В классе жить – уметь дружить!» На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие». Третья ступенька «Один за всех, и все за одного! Коллектив важней всего!» Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. Четвертая ступенька «Если мы едины, мы непобедимы!» Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
 

Направления
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями. ( социально-нравственное направление)
Радость познания и приобщения к культуре. (общеинтеллектуальное и общекультурное направления)
Радость общения с природой. ( экологическое направление)
Радость в здоровье. (спортивно – оздоровительное направление)
Радость - быть гражданином России. (гражданско – патриотическое направление)
(План работы по ступеням и направлениям в приложении)

Работа с родителями

Изучение воспитательного потенциала семьи
Психолого-педагогический всеобуч родителей
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Индивидуальная работа с родителями
Основные формы работы с родителями
Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.
  Тематика родительских собраний для первого класса.
Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
Дружбы и ссоры в детском коллективе.

Тематика родительских собраний для второго класса.
Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.
Вредные привычки в детском возрасте.
Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
Как по-настоящему любить детей.
Тематика родительских собраний для третьего класса
Роль семьи в формировании мотивации учения.
Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
 Тематика родительских собраний для четвертого класса.
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Компьютерные игры: возможные опасности.
Здоровый образ жизни школьников.
Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу. Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”

Модель выпускника начальной школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
При достижении цели воспитательной работы проектируются следующие характеристики ученика: 1. Готовый к сотрудничеству, обладающий коммуникативной культурой. 2. Обладающий высоким уровнем мышления, основами информационной, экологической и правовой культурой. 3. Имеющий способности к организации своей и совместной деятельности и управлению ею. 4. Имеющий потребность в здоровом образе жизни, стремление к физическому совершенствованию. 5. Имеющий высоконравственную гражданскую позицию. 6. Способный к самореализации, обладающий устойчивым стремлением к самосовершенствованию.
7.Творчески осваивающий и преобразующий мир.

Критерии эффективности воспитательной системы


– сплоченность классного коллектива; – развитость способностей учащихся; – сформированность культуры в целом; – проявление индивидуальных особенностей ученика; – совершенствование собственного здоровья; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – социализация человека в общество; – повышение уровня воспитанности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:


педагогическое наблюдение, использование методов специальной диагностики;
тестирование;

Взаимодействие с учреждениями социума:

Сотрудничество с городской, школьной библиотекой Сотрудничество с ДК, ДЮСШ, музыкальной школой
Сотрудничество с детским садом
Использование ресурсов городского краеведческого музея
Поддержка родителей и общественности; Сотрудничество с кружком школы

Методологическую основу написания воспитательной системы составили труды
Карпова Е.В.Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль, 1997.
Короткова Л.Д. Духовно - нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. - М.:ЦГЛ, 2006.
Маханова М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями - целый мир (социально-эмоциональное развитие детей)- М.:ТЦ Сфера, 2007.-96с.
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.,1993.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. - М.: Глобус, 2007. (классное руководство).
Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М.,1994.
Н.Е.Щуркова "Программа воспитания школьника". М.: Педагогическое общество России, 1998.
Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. Анатомическая психология: прошлое и настоящее.-М., 1995

Планирование воспитательной работы ( Приложение)

Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями.

Радость познания и приобщения к культуре.

Радость общения с природой

Радость в здоровье

Радость – быть гражданином России

Цели направлений

1. Способствовать формированию ценности человеческого общения.
2. Формирование коммуникативных навыков.
3. Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.
4. Способствовать формированию ученического коллектива
5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка

1. Способствовать формированию учебной мотивации.
2. Создавать условия для развития познавательных интересов.
3. Формировать умение самостоятельно пользоваться источниками информации воспитание потребности строить свою жизнь по законам красоты и гармонии.
4.Способствовать получению основы знаний о мировой культуре и культуре России

1. Воспитание бережного отношения к природе, ее богатствам .
2. Осознание себя частью природы.
3. Осознание значимости экологического равновесия.

1. Формирование ценности нравственного, психического и физического здоровья.
2. Учить ребенка соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
3. Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
4. Формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности

1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о Росси и родном крае, развивать чувство патриотизма.
2. Познакомить с моральными качествами личности.
3. Воспитание у учащихся нравственно – эстетических качеств.
4.Воспитание гордости за свою страну, школу, село, уважение к их истории и традициям

Первая ступенька «Я школьник! Какой Я?» 1 класс

Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями.

Радость познания и приобщения к культуре.

Радость общения с природой

Радость в здоровье

Радость – быть гражданином России

- Кл. час-игра «Давайте знакомиться» - Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» - Кл. час «Распределение поручений» - Творческая мастерская «Мой школьный дом». Создание классного уголка. - Кл. час «Кто я? Какой я?»
- Коллективно-творческая работа к 8 марта: «Дерево маминых сердец»
- Праздник вместе с родителями «Прощание с Азбукой» - Беседа «Правда и ложь» - Практическое занятие «Вежливые слова» - Кл. час «Учусь владеть собой»

- Мы стали школьниками. О правилах поведения в школе.
- Азбука- к мудрости ступенька. Литературный праздник.
- В гостях у мудрого царя! Эрудит – шоу.
- «Книга - наш друг и помощник.» Экскурсия в школьную библиотеку
- Конкурс поделок «Мои космические друзья»
- Игра- соревнование «Веселая грамматика»
- Посещение кукольного театра.

- Красота окружающей природы. Выставка поделок из природного материала
- Ведение дневника погоды
- Конкурсно-игровая программа «Путешествие на планету осенней красоты» - Посещение краеведческого музея

- Кл. час «Правила дорожного движения пешеходов» Проектная работа «Расскажу Вам на ночь сказку» Запись сказок, рассказанных детьми, на звуковые носители - Кл. час «Режим дня» - Создание коллажа «Овощи и фрукты – здоровые продукты» - Свет зеленый – всем мигает. Игра – викторина
- Кл.час «Правильное питание – залог здоровья»
- Конкурс «Витамин – шоу»

- Кл. час в сельской библиотеке «Моя Россия. Символы государства» - Игровая программа «Народные игры на Масленицу» - Викторина «Фольклор русского народа» - Кл. час «Берегите хлеб» - Экскурсия «Наше село». Посещение сельской библиотеки, сельского клуба.

Вторая ступенька «В классе жить – уметь дружить!» 2класс

Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями

Радость познания и приобщения к культуре

Радость общения с природой

Радость в здоровье

Радость – быть гражданином России

- Кл. час «Учимся понимать друг друга» - Беседа «Об обидах и причинах
- Кл. час «Как я дома помогаю»
- Проект «Говорящая книга « Звуковой сборник стихов о родителях, семье. - Создание сказки «О невежах и вежливости» - Праздник совместно с родителями «Моя семья» Индивидуальные проектные работы «Генеалогическое древо семьи». - Кл. час «Дружить надо уметь»

- Мои любимые книжки. Литературные посиделки.
- Кто лучше и быстрее? Интеллектуальные соревнования.
-Конкурс стихов и пословиц о маме.
-Славит человека труд. Беседа о значении умственного труда.
- Мои любимые уроки. Викторина – игра
- Интеллектуальный марафон «Хочу все знать»
- Конкурс «Инсценирование песни военных лет»

- Презентация проекта «Покормите птиц зимой»
- Конкурс экологических плакатов «Сохраним ёлочку» - Викторина «Экологический букварь» Проходит в сельском клубе
- Экскурсия в парк «Пробуждение природы»
- Посещение детского спектакля : «Лесная сказка» коллектива ТЮЗ г. Тольятти

- Проект «Режим дня». Презентация в виде серии картинок, плакатов или мультимедийных презентаций.
- Спортивные эстафеты «День семьи» - Работа в группах Проект – акция «Береги чистоту». Выпуск агитационных плакатов.
- Акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» - Кл.час «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» - Сильные, смелые, ловкие. Соревнования

- Празднично-игровая программа «В гостях у русской матрёшки» --Проект «Моя Родина – Россия»
- Народные игры на Святки - Кл. час «Моя малая Родина
- Митинг ко Дню Победы.
Кл. час «Юные герои В.О.в.»

Третья ступенька «Один за всех и все за одного! Коллектив важней всего!» 3 класс

Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями

Радость познания и приобщения к культуре

Радость общения с природой

Радость в здоровье

Радость – быть гражданином России

- Беседа «В человеке должно быть всё прекрасно» - Кл. час – игра «Один за всех, и все за одного» - Семейный праздник «К бабушке на оладушки»
- Кл. час «Спешите делать добро» - Цветик- семицветик. (Праздничный огонёк ко Дню именинника)
- Кл. час – практикум «Ежели Вы вежливы»
Творческое дело-коллаж: «Наш дружный класс» с использованием фотографий»

- Кл. час «Права ребёнка» - «С книгой жить – век не тужить». Развлекательно- познавательная игра в сельской библиотеке.
-Карусель знаний. Беседа – обсуждение

- Участие в школьной олимпиаде по предметам
.
- Участие в конкурсах
« Русский медвежонок – языкознание для всех», в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру»

- Кл. час «Мы дети природы» - Пробуждение Земли (беседа – игра) - Кл. час «Верный друг человека»
- Проект «Мир комнатных растений» Групповой проект. Продукт – создание буклета
- Проектная работа «Моя красная книга». Индивидуальное создание Красной книги. Выставка – презентация

- Дорожные приключения Бабы Яги (конкурсно – игровая программа) - Путешествие в Страну здоровья (конкурсно – игровая программа)
- Все на лыжи. Спортивные соревнования - Коллективная проектная работа «Энциклопедия моего здоровья». Продукт – книга, созданная из групповых работ по системам организма с рекомендациями по профилактике заболеваний
- Спортивная игра «Тропа приключений»

- Кл. час к 23 февраля «Виды войск в России»
- Кл. час «Пасха»
- Творческая работа «Яйцо – писанка» -Экскурсия в школьный краеведческий музей «Мои земляки – участники В.О.в.
- Митинг к Дню Победы
- Кл. час «Следопыты»

Четвертая ступенька «Если мы едины – мы непобедимы!» 4 класс

Радоваться жизни самим, с семьей, с друзьями

Радость познания и приобщения к культуре

Радость общения с природой

Радость в здоровье

Радость – быть гражданином России

- Кл. час «Внешний вид человека»
- Беседа «Человек среди людей» - Кл.час«Семейные традиции» - Беседа «Права и обязанности членов семьи» -
Проект «Истории имен нашей семьи» Изготовление визиток для членов семьи
«Новогодние сюрпризы» Изготовление открыток, сувениров, стенгазет, подготовка новогоднего спектакля для детей детского сада. - Праздник вместе с семьями «Прощание с начальной школой»

- Проект «Умники и умницы». Создание и выпуск тестов для одноклассников.
- Проект
- Участие в школьной олимпиаде по предметам
- Проект « Словарь зимних слов»
-Конкурс чтецов «Стихи о зиме»- Конкурс сочинений о зиме.
-Участие в районной олимпиаде по русскому языку, чтению, математике. - Участие в конкурсах
« Русский медвежонок – языкознание для всех», в международном математическом конкурсе – игре «Кенгуру»

Музыкально-литературная гостиная «Русская березка»
-Литературная гостиная «В гости к зиме…» - Акция «Чистый сельский парк» - Рейд по озеленению школьного участка
- Проект благоустройства школьной территории «Клумба»
- Экологическое путешествие - экскурсия «Природа нашего села»

- Кл. час «Посеешь привычку – пожнёшь характер
- Спортивная карусель. Соревнования
- Кл.час «ЗОЖ»
- Лыжные соревнования.
- День здоровья - веселые старты посвященные Дню космонавтики
- Игра «Зарница».

-Кл. час « Права и обязанности гражданина России»
Инсценирование сюжетных зарисовок. «Рождество и Крещение» - Кл. час «Красные дни календаря» - Кл. час «Мы наследники победы». Возложение цветов к Вечному огню - Проект «Книга о самарском крае». Электронная презентация