Разработка психолого – педагогического занятия. Тема занятия: «Добро и зло».
Оценка 4.8

Разработка психолого – педагогического занятия. Тема занятия: «Добро и зло».

Оценка 4.8
docx
29.03.2022
Разработка  психолого – педагогического занятия. Тема занятия: «Добро и зло».
добро и зло.docx

Разработка  психолого – педагогического занятия 

Класс: 5

 

Тема занятия: «Добро и зло».

 

Оборудование и материалы:

·         учебное пособие для обучающихся;

·         толковый словарь С. И. Ожегова;

·         компьютер, презентация, видеоролик;

·         раздаточный материал.

 

Цель: формирование нравственного понятия «добро» и умения отличать его от понятия «зло»

Задачи:

расширить представления обучающихся о понятиях “добро” и “зло” с позиции нравственного смысла; 

- прививать нравственные качества личности и этические нормы поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия;  

- формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта; 

- развивать творческие способности учащихся; 

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру; 

- воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.

 В ходе занятия учащиеся познакомятся с терминами добра и зла, научаться различать проявление добра и зла в окружающем мире; закрепят умение работы с информацией; будут развивать такие качества как толерантность, уважительные отношения друг к другу.

 

Ход занятия

 1.   Мотивация учащихся на обучение.

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите на своего товарища, улыбнитесь и постарайтесь передать тепло своей души. Улыбка, доброта– это так необходимо в нашей жизни.

 

2.  Введение в тему 

 Психолог: А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы человеку на душе было тепло, спокойно, чтоб человек всегда улыбался.

( говорить добрые слова).

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно  то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт,

Покуда  слово сам не взвесишь,

Не отпускай его в полёт.

Им можно радости  прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить,

И камень в крошку раздробить.

          Оно одарит иль ограбит,

          Пусть ненароком, пусть шутя,

          Подумай, как бы им не ранить

          Того, кто слушает тебя.

                                             В. Солоухин

Психолог: А как вы считаете, только ли люди нуждаются в добром, бережном отношении? Что требует вашей заботы и внимания?

( Природа).

 

1)Сравнительный анализ двух деревьев.

-  Что это за деревья прикреплены у меня на доске?

 - Ребята, давайте посмотрим на эти две березки и попробуем ответить на вопрос:

О чем они хотят нам рассказать?

-Сравните берёзки.

(Первая березка нам может рассказать о красоте, здоровье, удачи, счастье, успехе, а вторая – о горе, несчастье, печали, болезни)

-Правильно, ребята. ( Глядя на первое дерево, мы представляем здорового , счастливого человека, удачу, радость; второго дерева – больного человека, печаль, боль)

             https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%B6-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D1%8B-73379190.jpg                           https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0be8/0009472f-6457d477/hello_html_m16884eaa.gif

 

 

2)Творческая работа.

- Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева.

Возможные слова: тепло, зло, добро, война, веселье, мама, слёзы, семья, удача, горе, курение, алкоголь, терроризм, дружба. (Слова прикрепляются на деревья)

- Я согласна, что эти слова вы прикрепили на первую березу, а вторая береза, наверное, от таких «нехороших» слов и и почернела.

- Ребята, давайте посмотрим на два этих дерева и выделим два главных противоположных слова. (противоположные по значачению)

-Какова же цель нашего урока?

 (Сегодня каждый из нас будет учиться различать добро и зло)

-Скажите, что такое добро? - Посмотрите на лист с заданием.

У каждого:

добро

положительное

хорошее

милое

полезное

- Напишите антонимы к каждому слову из первого столбика.

- Что такое антонимы? (Антонимы - слова противоположные по значению)

Проверим вашу работу

Зло

отрицательное

плохое

противное

вредное

- Дайте определение значения слова добро и «зло».

Зло - это все отрицательное, плохое, противное, вредное.

«Добро - положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;

 

- Как проверить, вы дали правильное определение словам?

 

-Посмотрим значение в толковом словаре

Работа со словарем .

 

 «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

 Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру, оно уродует человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки.

 

 «Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро».

 

3. Определение темы и целей занятия

 

               Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?

Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

 

Разминка. Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».

 

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас ска­жу.

(Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего на­строения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удиви­тельный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радо­стью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согре­вающее душу настроение.

 

Ребята садятся на места.

 

Работа с притчей.

 

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

В чем заключается смысл притчи?

·         В чем мораль?

·         Какими мыслями и чувствами вам хотелось поделиться? (Чему она вас научила?)

А что нужно делать, чтобы быть добрым?

Ответы детей. 

Ситуация. 

- Сегодня я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Тася (психолог показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Тася что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).

- Посмотрите на Тасю, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

- Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.

- Ребята, а сейчас посмотрите на Тасю , ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему?

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее разгладить. Русский ученый Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».

- Почему мы дольше помним обиды?

- Нравиться ли нам, когда нас обижают?

- Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?

- Как быть добрее?

Итог: не делайте никогда плохо людям ,а наоборот старайтесь делать добро и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (Ответы детей).

Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Работа в группах /Раздаточный материал/.
Задание: Прочитайте текст «Доброта бывает разная» и приведите пример к одному из трех типов понятий доброты.

1 группа

·         Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2 группа

·         Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3 группа

·         И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

 

4.     Первичное закрепление материала.

Дидактическая игра «Добро и зло» 

Работа в группах. Собери пословицы.

Как вы понимаете смысл данных утверждений?

 Собери пословицы
Задача учеников — соединить части, чтобы образовались пословицы о доброте. Каждая пара получает по три пословицы.
Лучше делать добро, ... (чем красиво говорить).
Злой не верит, ... (что есть добрые люди).
Не одежда красит человека, ... (добрые дела).
Доброе дело произведения ... (смело).
Добрые дела тихо ходят, а злые ... (как колокола звонят).
Кто людям добра желает, тот ... (и себе).
Добрые вести ... (не лежат на месте).
Без доброго дела нет ... (доброго имени).
Психолог

Только добрый народ может создать так много пословиц о добре. Это наши деды-прадеды своей мудростью учат нас правильно творить добро.

 

Задание 3. Мозговой штурм

1. Запишите слова-ассоциации понятиям добро – зло?
2. Запишите свое определение понятия ДОБРО (ЗЛО)

Задание 2. ИГРА «УЗНАЙ ГЕРОЯ СКАЗКИ»

Психолог: Отгадайте загадку и узнайте сказочного персонажа. Подумайте, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили?

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

2. Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ....

3. В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

4. В его любимой песенке поется:

Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

5. На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть

6. Эта героиня хотела стать владычицей морскою и чтобы была у нее рыбка золотая на посылках

7. Она часто напевала:

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке …»

8. Этот герой говорил:

«Счастье - это когда все дома!»

Психолог: В сказках все довольно просто: положительный герой, отрицательный. А всегда ли в жизни легко дать однозначную оценку поступкам людей?

Задание 4. ПРАКТИКУМ (работа в группах) (Ответы в тетради).

Дайте оценку ситуациям

Ситуация 1. Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.

Ситуация 2. Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате

Ситуация 3. Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Ситуация 4. Света весной высадила цветы в клумбу и все лето ухаживала за ней

Психолог:  Итак, для того, чтобы быть добрым, человеку не нужно делать что-то необычное, просто его дела должны быть направлены на благо людей.

 

5. Рефлексия

Работа с весами.

-Перед вами интересный предмет. Кто знает, что это? (Это чашечные весы.)

-Для чего они нужны? (для того, чтобы взвесить предметы)

-Чего же на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (грубость, жадность, ложь и другие).Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по камешке положим их на чашу весов с «добром»

1.     Улыбнулись ли вы утром маме?

2.     Сказали ей «спасибо» за завтрак?

3.     Помыли за собой посуду?

4.     Поцеловали маму, уходя сегодня в школу?

5.     Хлопнули дверью в доме?

6.     Поссорились ли вы с другом?

7.     Помогли ли вы младшим?

8.     Улыбнулись ли тем, с кем общаетесь?

9.     Придя в школу, вы поздоровались?

10. Сказали обидное слово своему однокласснику?

11. Забыли поздороваться с учителем?

- Что победил -зло или добро?

-Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

-В заключении я хотела бы вам прочитать одну притчу: (притча -маленький рассказ с нравоучением)

Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: « спрошу –какая : о, мудрейший, какая у меня бабочка- живая или мёртвая? Если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт. Тогда станет ясно, кто из нас мудрец».  Так злой человек и сделал: поймал бабочку, посадил её между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: какая у меня бабочка - живая или мёртвая? Но мудрец ответил: «Всё в твоих руках».

-Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками принесет чудо.

Вы ещё дети. Но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

 

 Самостоятельная работа

На чистый лист ватмана, вырезанный в форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, детей, облака, солнце, цветы, птиц, зверей. Получается красивая аппликация.

- Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло»)

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно)

 

6. Заключение 

Давайте теперь установим правила доброты.

Дети называют правила, а учитель записывает на доске.

Правила доброты.

1. Будь приветлив, вежлив, отзывчив, справедлив.

2. Будь внимателен к людям, помогай им.

3  Делай добрые дела.

4 Не отвечай злом на зло.

 

7.     Оценивание 

 

- Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

- А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет очень счастлив, красив и привлекателен, потому, что доброта украшает и облагораживает человека.

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Словом, идите дорогою добра.

В заключение исполняют песню из К/ф «Приключения маленького Мука».

 

 Звучит песня…. «Дорогою добра».


 

Оценочный лист

Фамилия, имя___________________________________________

"Я"

Отметка

"Мой сосед"

Отметка

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943aa.jpg"отлично"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943aa.jpg "отлично"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943ab.png "хорошо"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943ab.png "хорошо"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943ac.jpg "удовлетворительно"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943ad.jpg"удовлетворительно"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943ae.jpg "плохо"

 

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u160533/t1497085943af.jpg "плохо"

 

1. Оцени свою работу на уроке. Поставь любой знак (+, V) в графе "Отметка".

2. Вспомни ответы своего соседа по парте, оцени его работу на уроке, поставь знак (+, V) в графе "Отметка".

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Разработка психолого – педагогического занятия

Разработка психолого – педагогического занятия

Психолог: А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы человеку на душе было тепло, спокойно, чтоб человек всегда улыбался

Психолог: А что, по-вашему, нужно сделать, чтобы человеку на душе было тепло, спокойно, чтоб человек всегда улыбался

Творческая работа. - Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева

Творческая работа. - Я приготовила ряд слов, давайте эти слова разместим на два дерева

Работа со словарем . «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»; «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

Работа со словарем . «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»; «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: —

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: —

Самая маленькая доброта – пассивная

Самая маленькая доброта – пассивная

Всех на бой вас вызывает Славный доктор

Всех на бой вас вызывает Славный доктор

Для чего они нужны? (для того, чтобы взвесить предметы) -Чего же на земле больше: добра или зла?

Для чего они нужны? (для того, чтобы взвесить предметы) -Чего же на земле больше: добра или зла?

Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло») -

Как мы назовем эту картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир!», «Добро победит зло») -

Оценочный лист Фамилия, имя___________________________________________ "Я"

Оценочный лист Фамилия, имя___________________________________________ "Я"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022