МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Разработка родительского собрания
на тему
«Советы психолога,
как сформировать, развить и сохранить мотивацию ребенка»
Материал подготовила
психолог высшей категории
Е.А.Новоторцева
Клин, 2024 год
… Самое важное во взаимоотношениях с ребенком –
не заставить, а мотивировать что-то сделать…
Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотивация играет важную роль в учебном процессе по нескольким причинам:
- во-первых, она помогает детям установить цели и стремиться к их достижению;
- во-вторых, мотивация помогает поддерживать у детей интерес к учебе.
Мотивация может быть внутренней или внешней, положительной или отрицательной, и каждый из этих типов может оказывать различное воздействие на учебный процесс.
Внутренняя мотивация основана на личной заинтересованности ребенка в учебе. Этот вид мотивации приводит к осознанному стремлению к знаниям, понимаю и развитию. Дети, обладающие внутренней мотивацией, обычно ради удовольствия изучают новые предметы, ищут новые знания и наслаждаются процессом обучения. Внутренняя мотивация всегда ведет к успешному обучению.
Внешняя мотивация возникает извне и основана на внешних стимулах, таких как похвала, награда или избегание наказания. Сохранению интереса к обучению в долговременной перспективе это не способствует.
Положительная мотивация возникает из стремления к достижению чего-то хорошего, например, похвалы или вознаграждения. Отрицательная мотивация, наоборот, связана с желанием избежать чего-то плохого, какого-то наказания или унижения.
В младшей школе уровень учебной мотивации обычно находится на высоком уровне, так как действует эффект новизны и престижа первоклассника. В это время для ребенка очень важны поощрение и похвала, поскольку он ориентирован на мгновенные результаты, а отдаленные цели его мало мотивируют. Важно ставить небольшие, близкие цели и поощрять за усилия. Планируя распорядок дня ребенка, родителям стоит помнить, что дети этого возраста не способны долго сосредоточиваться, они нуждаются в смене деятельности и игре.
Первая осознанная мотивация появляется у ребенка примерно после кризиса трех лет, когда он начинает понимать, чего ему хочется и для чего это нужно.
Почему пропадает мотивация? Часто бывает, что дети идут в первый класс в радостном возбуждении, но постепенно теряют интерес к учебе. При этом родители думают, что ребенок попросту ленится. Но современные психологи склонный считать, что лень – это зачастую не черта характера, а симптом, сигнал о том, что человек находится в сложных для себя обстоятельствах. Например, ребенка просто неинтересно в школе или возникли сложности в отношениях с одноклассниками. Еще причиной лени может быть стресс от слишком сложной поставленной задачи или отсутствие понятной цели.
Процесс мотивации – это ежедневная работа взрослых, в первую очередь – родителей!
Основные ошибки родителей в формировании мотивации:
- Слишком ранний старт обучения. Все дети развиваются в индивидуальном порядке. Нельзя сбрасывать со счетов физиологию и психоэмоциональную готовность ребенка к учебным нагрузкам.
- Отказ от детского сада. Это важный подготовительный этап перед школой, который по возможности не стоит игнорировать. Именно там ребенок получает базовую подготовку, обучается дисциплине, постепенно начинает представляет, что такое школа. Кроме этого, детский сад помогает социальной адаптации.
- Завышенные требования. К сожалению, некоторые родители проецируют собственные достижения либо неудачи на своих детей. Для некоторых учеба становится настоящим наказанием. Если школьник начинает чувствовать себя недостаточно хорошим для похвалы, ему просто не захочется что-литбо делать по учебе.
Слишком большая нагрузка, в том числе дополнительными занятиями. У школьника всегда должно быть время для отдыха. Когда помимо основных и домашних заданий у школьника еще куча секций и кружков, у него вряд ли останется для всего мотивация.
Конструктивные (психологически грамотные) способы замотивировать ребенка к учебе:
- станьте для ребенка примером (иногда мы требует о ребенка то, чему не соответствуем сами);
- откажитесь от давления (только добровольная учеба может быть мотивированной);
- отмечайте достижения (даже если они не особо значимы, ребенку очень важно чувствовать, что у него хоть что-то получается. Чтобы у ребенка не опускались руки, не забывайте его вовремя хвалить и поддерживать);
- ставьте понятные и реальные, т.е. достижимые, цели (не стоит требовать от школьника невозможного только потому, что этого хотите вы. Если ребенок откровенно слаб по какому-то предмету, внушать ему необходимость всего за неделю повысить успеваемость бесполезно. Это просто приведет к стрессу и разочарованию. Тем более ему будет неясно, как именно добиться решения данной проблемы. Намного эффективнее ставить цели вместе с ребенком, чтобы он видел возможные пути их достижения и понимал значимость);
- проявляйте интерес к ситуации в школе (детям важно знать, что родителям не все равно, что происходит в их жизни. Даже школьники самых младших классов нуждаются в регулярных вопросах со стороны мамы или папы «Как прошел день?» или «Что нового узнал сегодня на уроке?» Это действительно повышает мотивацию к учебе, а еще укрепляет взаимоотношения в семье;
- исследуйте учебные трудности (какие конкретно сложности есть у вашего ребенка? с чем они связаны? как вы можете помочь? Взаимоотношения с учителем, одноклассниками, конфликты в классе, наличие буллинга могут влиять на качество мотивации);
- прививайте самостоятельность (школьник не должен бояться пробовать делать что-то сам и допускать ошибки, ведь именно на них и учатся);
- изучайте вместе с ребенком биографии великих людей и их путь к успеху;
- формируйте правильное окружение ребенка (родители не могут выбирать друзей для своих детей, но они могут организовать участие детей в учебных курсах или кружках, где они смогут общаться с образованными и эрудированными людьми. Важно создать условия для того, чтобы ребенок мог общаться с профессионалами в тех областях, которые его интересуют).
- исключить любое сравнение, особенно не в пользу ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.