Диалоговая технология
Начало дискуссии. От того как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема — все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.
Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от ребят, не вызывать интереса, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало.
Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть небольшую сценку, можно показать ребятам какой-то видеофрагмент.
Нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.
Чтобы ученикам было легче придерживаться темы дискуссии, чтобы дискуссия не уходила в сторону, её тему в форме вопроса или спорного утверждения нужно написать на доске. Здесь же можно заранее или в процессе дискуссии отмечать наиболее важные подтемы и тезисы.
Структурирование и регулирование дискуссии. Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию. Но обычно в свободной дискуссии очень быстро выделяются несколько активных учеников, которые много говорят, хотят говорить, перебивают остальных, стремятся отвечать на все вопросы, и большая группа пассивных учеников, которые в лучшем случае сидят молча, а в худшем начинают отвлекаться. Можно пустить дело на самотек, а можно использовать целый арсенал приемов, которые помогут молчаливым стать более активными, а говорливым — дать высказаться другим. Эти приемы можно разделить на две большие группы:
• Приемы упорядочивания свободной дискуссии, которые призваны помочь «выровнять» дискуссию по активности ее участников (о них мы поговорим сейчас)
• Приемы структурирования дискуссий, которые так организуют работу учеников, что практически каждый вынужден работать.
Приемы для упорядочивания и структурирования свободной дискуссии (практическая часть II).
Сегодня на круглом столе у нас три группы (класс «Молчунов», «Шумный класс», класс, где уч-ся разной активности). Мы предлагаем такую практическую работу: вспомнить и предложить различные приёмы для проведения дискуссии в классе, к которому вы относитесь.
Молодцы! Мы можем предложить вам ещё несколько приёмов:
1. «Микрофон, или жезл оратора» (игрушка, мячик…). Говорить может только тот у кого «жезл», сказал – и передал следующему. Оратор изображает, что он держит его в руках и говорит в него. Нельзя перебивать и перекрикивать человека с «микрофоном». (Что лучше яблоко или апельсин?)
2. «Рабочий гул». Каждый участник поворачивается к своему соседу и за минуту обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным. (Какой урок важнее - история или математика?)
3. «Речевой этикет». Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз сказано. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый коллега (или предыдущий оратор) Вася… » и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что…» Такое правило обычно детям нравится.
Мы подготовили для вас ряд различных приёмов и форм для упорядочивания свободной дискуссии, можно скачать на флэшку.
Рекомендации ведущему дискуссии.
• Старайтесь поддерживать атмосферу доверия и уважения в группе. Никогда не повредит еще раз напомнить о правилах цивилизованной дискуссии.
• Убедитесь, что все участники дискуссии понимают предложенную тему или вопрос.
• Вовлекайте в дискуссию максимально большое количество учащихся.
• Давайте ребятам время на обдумывание ответа. Если ученик не начинает говорить сразу же, дайте ему несколько секунд, чтобы собраться с мыслями.
• Обращайте внимание на каждый ответ, не игнорируйте никого.
• Чтобы дискуссия проходила более плодотворно, старайтесь удержать рассуждения детей в одном русле, чтобы они не уходили в сторону.
• Задавайте ребятам уточняющие вопросы (например: «Ты сказал, что здесь есть сходство... Сходство в чем?», «Что ты имеешь в виду, когда говоришь о …», «Как ты пришел к этим выводам?»).
• Время от времени делайте краткие обобщающие комментарии, чтобы показать, где мы сейчас находимся («Итак, к этому моменту были высказаны такие точки зрения… Вася активно отстаивает мнение, что…, а Лиза утверждает, что…»). Важные тезисы необходимо записывать на доске.
• Предостерегайте ребят от необоснованных обобщений.
Завершение дискуссии.
Д. Ондрошек: «В конце необходимо еще раз вспомнить и обобщить принципы и выводы, которые учащиеся сделали во время дискуссии. В идеальном варианте их могли бы формулировать сами дети, а учитель только подтверждал бы их решение, помогал бы им найти лучшее выражение и примерную всеобъемлющую формулировку».
Помимо этого, учитель должен поблагодарить всех участников дискуссии, отметить вклад активных членов группы, сказать отдельное спасибо тем, кто внимательно слушал товарищей или вовлекал в дискуссию молчаливых. Тем самым ребята получат «положительную обратную связь», которая поможет им закрепить цивилизованные навыки участия в дискуссии.
Из опыта…
Рефлексия. В конце круглого стола предложить каждому выбрать только одного из коллег, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Благодарственное слово ведущего является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
Релаксация. Видеофрагмент.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.