Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Лапшова Светлана Николаевна |
Место работы |
ГБООУ СОШ с.Шигоны |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок): |
6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) |
Русская литература XIX в. (первая половина)
|
Тема урока |
М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы». |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): |
базовый |
Тип урока (укажите тип урока): |
☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): |
|
Личностные формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом созидательном процессе. |
|
Метапредметные совершенствовать навыки анализа текста; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; составлять план. |
|
Предметные расширить и углубить представления учащихся о балладе и сказании как литературном жанре; продолжить изучение творчества М.Ю. Лермонтова.
|
|
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): баллада, герой, композиция, сюжет, тема, идея, аллитерация, эпитет, антитеза, олицетворение. |
|
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм, презентация к уроку, Дневник одного произведения. Методические приемы: беседа, слово учителя, заполнение таблицы, просмотр презентации, прослушивание аудиозаписи. «Литература. 6 класс», 2-е издание, издательство «Просвещение», 2019 г. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) |
- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? - Вы любите природу своего края? - Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Расширим свои представления о творчестве Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения. -У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета. Откройте ваши Дневники одного произведения и прочитайте тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». - Почему поэт написал подзаголовок к нему – «Восточное сказание»? (Сказание это - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. ---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так – баллада. Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок», «Светлана») --Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет. - Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. |
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового
|
-Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока. - Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта). Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм. 1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо) 2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах) 3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис) 4. Какие деревья там растут? (пальмы) 5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)
|
Этап 1.3. Целеполагание |
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
|
- Каковы цели нашего урока? В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения; выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения; оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст; выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.
|
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
|
Всю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас в свои размышления. - Давайте познакомимся с произведением, попытаемся определить О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?
Чтение баллады (Учебник стр. 152)
Беседа о первичном восприятии. - Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей) - Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение) - Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…) - Так О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении? Проблемный вопрос (В дневнике записать предположения, гипотезы) На доске записали несколько(2-3 шт)
|
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) |
Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно сделать? - На сколько частей можно разделить текст? (1. Пальмы 2. Караван 3. Пепел) Беседа по вопросам. -Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей"). - Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов») -Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной») --Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной). - Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники). --Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы). - Что требовали от Бога пальмы? (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью) РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. - Как называют свою судьбу пальмы? (“святой приговор”) --С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми). -- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева). ---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? - Какой прием лежит в основе их изображения? (прием олицетворения) - Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу). - Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень – уровень человеческих отношений. Он усиливает эмоциональность строк, вызывает у читателя острое чувство жалости). -- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей). |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). |
Работа в группах В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину, какие зрительную? КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне). 1 группа - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый). 2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды). 3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим 4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…
|
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
Подберите соответствующие учебные задания |
---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева). --Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья). --Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно) --Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства) По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! - Какие звуки повторяются? (Повторение согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ) - С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев) - Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?") --Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”). “Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах). - Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...). - Что означает выражение питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков) - Итак, пальмы названы питомцами столетий. - ( Пальмы веками росли, столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм. Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. --- Записываем определение в дневнике. - Ребята, давайте прочитаем первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк, объединенных общей рифмой). - Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы – противопоставления. (Это помогает читателю ярче представить себе ситуацию) - Записываем определение в дневнике. --Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту). Урочный свой путь- обыкновенный, определённый; (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего края седла) (Проро́к - в религии: избранник Бога на земле) --Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место). - Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца). --Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок). -- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным) --А вы оправдываете этих людей? Почему? |
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
Подберите соответствующие учебные задания |
Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения) Тропы Олицетворения Эпитеты Метафоры Сравнения Столбом кружился песок, как в море челнок Стали на Бога роптать, приветствуют караван Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим Фонетика Аллитерация По корням упругим топор застучал И пали без жизни питомцы столетий Морфология
Синтаксис Обратный порядок слов Пепел седой, Жанр стихотворения Баллада
Антитеза Первая и последние строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.
|
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
Подберите соответствующие учебные задания |
--Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти). - Так как же надо жить? - Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно. - «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить! Ценность жизни – это тоже философская тема…
|
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений |
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами |
-Давайте вернемся к вопросу: О чем же размышляет Лермонтов? (- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе. Перечитаем начало стихотворения: Три гордые пальмы высоко росли… - Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»? (Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.) - Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.
|
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания |
Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем. Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов: 1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы) 2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа) 3 –описание каравана (4,5,6 строфы) 4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа) 5 – гибель пальм (8 строфа) 6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)
|
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап 5.1. Рефлексия |
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке? Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях; стремиться к достойной жизни; быть добрыми; ценить жизнь. Притча. Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце". Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его: - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках. Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире. |
Этап 5.2. Домашнее задание |
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
- Дети, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.