Разработка технологической карты по теме:М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».
Оценка 4.9

Разработка технологической карты по теме:М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Оценка 4.9
docx
05.09.2023
Разработка технологической карты по теме:М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».
разработка технологической карты урока по теме _М.Ю.Лермонтов _Три пальмы_.docx

Практическая работа: разработка технологической карты урока

 

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

 

 

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Лапшова Светлана Николаевна

Место работы

ГБООУ СОШ с.Шигоны

 

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Русская литература XIX в. (первая половина)

 

Тема урока

М.Ю.Лермонтов. Восточное сказание «Три пальмы».

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом созидательном процессе.

Метапредметные

совершенствовать навыки анализа текста; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; составлять план.

Предметные

расширить и углубить представления учащихся о балладе и сказании как литературном жанре; продолжить изучение творчества М.Ю. Лермонтова.

 

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

баллада, герой, композиция, сюжет, тема, идея, аллитерация, эпитет, антитеза, олицетворение. 

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм, презентация к уроку, Дневник одного произведения.

Методические приемы: беседа, слово учителя, заполнение таблицы, просмотр презентации, прослушивание аудиозаписи.

«Литература. 6 класс», 2-е издание, издательство «Просвещение», 2019 г.  В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите природу своего края?

- Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы. Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством замечательного русского поэта  Михаила Юрьевича Лермонтова.  Расширим свои представления о творчестве  Лермонтова, обогатим себя знанием и пониманием еще одного его произведения.

-У вас на столе лежит «Дневник одного произведения» с ним сегодня мы будем работать и всё в него записывать. А чтобы вам было удобно все страницы у него определённого цвета.

Откройте ваши Дневники одного произведения и прочитайте тему урока «М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

- Почему поэт написал  подзаголовок к нему – «Восточное сказание»?

(Сказание это - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом,   облеченное в литературную форму, письменную

 или устную. 

---Жанр своего произведения Лермонтов обозначил так – баллада.

Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай. (В.А.Жуковский «Кубок», «Светлана»)

--Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет.

- Что такое сюжет? Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении.  

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

 

 

-Сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока.  Посмотрите на карту, как далеко от нас Аравийская пустыня. Скажу сразу, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.

-  Перенесёмся мысленно на аравийскую землю (карта).                                                              

 Представить полную картину происходящего нельзя, не представив климатических условий аравийской земли и роли трёх пальм.

1.Что вы можете сказать о природе этих мест? (жарко, знойно, пески, сухо)

2. Как здесь передвигаются люди? (на верблюдах)

3. Но есть в мире песков живое место, где растут шикарные деревья, журчит приятно вода, как оно называется? (оазис)

4. Какие деревья там растут? (пальмы)

5.Что даёт силы подняться этим красивым деревьям? (родник)

 

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

 

- Каковы цели нашего урока?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

 

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

 

Всю  жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в лирике. Автор словно вовлекает нас  в свои размышления.

- Давайте познакомимся с произведением,  попытаемся определить   О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?

 

 Чтение баллады  (Учебник стр. 152)

 

Беседа о первичном восприятии.

-  Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение?(Песок, три пальмы, ручей)

- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение? (Грусть, печаль, удивление, недоумение)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение? (Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…)

- Так  О чем же размышляет Лермонтов? Что он нам хотел сказать в своем произведении?   Проблемный вопрос

(В дневнике записать предположения, гипотезы)

На доске записали несколько(2-3 шт)

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Давайте проверим наши предположения? Что для этого нужно  сделать?

- На сколько частей можно разделить текст?

(1. Пальмы

2. Караван

3. Пепел)

Беседа по вопросам.

-Кто является главным героем стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении? ( «Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов»)

-Как поэт описывает ручей? («Журча», «пробивался водою холодной», «влаге студёной»)

--Что значит ручей для пальм, а пальмы для ручья? (Ручей для пальм это жизнь, потому что растения не могут жить без воды; пальмы для ручья тень, чтобы вода была студеной).

- Как проходит жизнь пальм и ручья? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники).

--Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

- Что требовали от Бога пальмы?  (Пальмы ничего не требовали от Бога, они просто ощущали неудовлетворенность жизнью)

 РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме  выражать недовольство, обиду.

- Как называют свою судьбу пальмы?           (“святой приговор”)

--С кем сравнивает пальмы Лермонтов?                (С живыми людьми).

-- Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили,  давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

---С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

- Какой прием лежит в основе их изображения?   (прием олицетворения)

- Что такое олицетворение? (Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу).

   - Прием олицетворения позволяет автору перевести разговор на новый уровень –  уровень  человеческих отношений.   Он усиливает эмоциональность строк, вызывает  у читателя острое чувство жалости).

-- Что разрушает покой и гармонию в природе, которыми наполнены первые строфы стихотворения? (Появление людей).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Работа в группах     В 4-7 строфах Лермонтов описывает приближающийся к пальмам караван. Какие слова создают звуковую картину,  какие зрительную?

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне).

1 группа  - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 группа: – какими звуками сопровождает поэт стихотворение? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 группа – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий). Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим

4 группа – какими словами автор передает движение? (шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…

 

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

---Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как пальмы и ручей принимают своих гостей?  (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

--Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

--Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно)

--Вслушайтесь еще раз в строки (изобразительно-выразительные средства)

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? (Повторение  согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ)

- С какой целью употреблена аллитерация. ( Помогает услышать тупые мелодичные удары топора по корням упругих деревьев)

-  Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор,  хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?")

--Перечитайте восьмую строфу. Обратите внимание на восклицательный знак. (“И пали без жизни питомцы столетий!”).

“Пали”... - Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя воинах).

-  Какие же чувства скрывает это слово? (Скорбь, печаль, боль...).

  - Что означает выражение  питомцы столетий? («питомцы столетий» - т.е. пальмы, росшие несколько веков)

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. -     ( Пальмы веками росли,  столетия их взрастили. Это выражение придаёт особый трагизм гибели пальм.  Итак, пальмы названы «питомцами столетий». Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ.

--- Записываем определение в дневнике.

- Ребята, давайте прочитаем  первую и последнюю строфы. ( Строфа - определенное кол-во строк,  объединенных общей рифмой).

- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе ситуацию? Лермонтов использует приём антитезы  – противопоставления. (Это  помогает читателю ярче представить себе ситуацию)

- Записываем определение в дневнике.

--Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

 Урочный  свой путь- обыкновенный, определённый;  (Араб наклонился к луке- выступающий изгиб переднего  края седла)

(Проро́к - в религии: избранник Бога на земле)

--Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

-  Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

--Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, злой, безрассудный, безответственный, жестокий, эгоистичный поступок).

-- Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным)

--А вы оправдываете этих людей? Почему?

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий

Морфология

 

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

 

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

 

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

--Современно ли лермонтовское стихотворение? Приведите свои примеры из жизни? (Да, потому что оно касается взаимоотношений человека и природы: жестокие по своей натуре люди часто не ценят того, что дарит им окружающий мир, и склонны уничтожать свою хрупкую планету ради сиюминутной выгоды или собственной прихоти).

- Так как же надо жить?

- Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.

- «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Ценность жизни – это тоже философская тема…

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

 

-Давайте вернемся к вопросу:  О чем же размышляет Лермонтов?

(- Мы уже поняли, что речь идет о человеческой жизни, о людях, их выборе.

Перечитаем начало стихотворения:

Три гордые пальмы высоко росли…

-  Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?

(Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь». Жизнь для себя достойной не назовешь.)

- Но стремление к достойной жизни привело пальмы к гибели.

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

 

Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

 

 

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

 

Что же вы главное поняли на сегодняшнем уроке?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о себе, но и об окружающем мире и людях;

стремиться к достойной жизни;

быть добрыми;

ценить жизнь.

Притча.  Ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него  - жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет что  нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее. И открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и спросил его:  - Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: - Все в твоих руках.

       Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

 

      -  Дети, домашнее задание я предлагаю вам по выбору:

  • первый вариант: составить ритмический рисунок первых двух строк баллады, определить стихотворный размер;
  • второй вариант: нарисовать иллюстрации к балладе.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Практическая работа: разработка технологической карты урока

Планируемые результаты (по ПРП) :

Планируемые результаты (по ПРП) :

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края

Каковы цели нашего урока? В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа»

Каковы цели нашего урока? В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа»

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)

Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца)

Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца)

Так как же надо жить? - Пальмы сделали достойный выбор

Так как же надо жить? - Пальмы сделали достойный выбор

Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем

Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2023