Разработка технологической карты урока по предмету «Специальность»
в классе фортепиано в рамках реализации дополнительной общеобразовательной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
1.Краткое введение: данная технологическая карта будет интересной и полезной преподавателям инструментальных отделений детских школ искусств, которые реализуют предпрофессиональные программы. А также преподавателям для защиты на квалификационные категории. Данная технологическая карта будет способствовать формированию навыка оформления конспекта и сценарного плана урока.
2.Содержание.
Предмет: фортепиано.
Тип урока: урок открытия новых знаний, формирование новых умений и навыков.
Вид урока: проблемный урок.
Форма: индивидуальный урок.
Цель урока: отработка навыка игры на фортепиано штрихом legato.
Задачи:
Образовательные:
· овладеть практическими умениями и навыками игры штрихом legato;
· научить воспроизводить полученные знания на практике;
· закрепить умения слушать и слышать себя в процессе исполнения произведений.
Развивающие:
· развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
· развивать образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальную память и слух;
· развивать творческую способность в различных видах музыкальной деятельности.
Воспитательные:
· воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
· активизировать интерес к занятиям на инструменте.
Планируемые результаты:
1) предметные: ученица понимает штрих legato и правильно владеет им.
2) личностные: ученица демонстрирует мотивацию к творческой деятельности, умеет применять штрих legato практической деятельности, критически оценить собственные действия, оценить результаты своей деятельности на уроке.
3) метапредметные: умеет правильно и осознанно объяснить значение штриха, умеет проверить достижение цели с помощью преподавателя,
Дидактические средства:
для преподавателя:
· изобразительный ряд: ритмические карточки, музыкальные ребусы, иллюстрация девушки в русском сарафане и Деда Мороза;
· литературный ряд: рассказ о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе;
· музыкальный ряд: исполнение произведений учителем, оркестровое исполнение пьесы «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
для учащегося: музыкальный инструмент, ноты.
Методы: деятельностный метод, метод рассказа, метод демонстрации, метод проблемного изучения нового материала, метод поощрения, самооценка.
Приёмы: работа с учебным пособием, анализ музыкального произведения, практическое исполнение на музыкальном инструменте.
Оборудование: два фортепиано.
Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Мотивация к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности; 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность; 3) устанавливаются тематические рамки урока. В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности (субъектный и личностный уровни). |
1. Организационный момент 2. Вводная беседа. Объявление темы урока |
1. Приветствие 2. 1. Исполняет произведения различными штрихами: non legato («Хорал» Д. Кембер), staccato («Птичка» Руббах), legato («Сиротка» С. Майкапар). Предлагает проанализировать прослушанные произведения и определить, какое из них относится к произведениям, которые она исполняла на прошлом занятии по технике исполнения. |
1. Приветствие 2.1. Слушает, сравнивает проигранные произведения, отвечает на вопросы преподавателя, определяет тему урока. |
2 |
Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: |
Игра пьес штрихом legato: 1. Упражнения для правильной постановки рук и посадки за инструментом. |
1. Напоминает о правильной постановке рук и посадке за инструментом, в ходе выполнения игр-упражнений «Колечки», «Птички», «Медвежонок и солдатик». |
1. Выполняет упражнения: «Колечки» - соединяет пальцы поочерёдно с первым; «Птичка» - кладёт руки на колени, а затем плавно переносит их на клавиатуру, поднимая локти – крылышки птички; «Медвежонок и солдатик» - сутулая спина и спина ровная, прямая. |
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. |
2. Проверка домашнего задания |
2.1. Прослушивает исполнение песенки. 2.2.Анализирует услышанное, иллюстрирует девушку в русском сарафане – красивую, с прямой осанкой и в тоже время нежной и гибкой. |
2.1. Исполняет песенку «Про Машу». 2.2. Отвечает на вопросы. |
|
4)фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. |
3. Работа над ансамблем |
2.3. После анализа исполнения ещё раз проигрывает данное произведение. 3.1. Беседа о персонаже народных поверий и сказок – русском Деде Морозе. 3.2. Исполнение партии сопровождения В.Витлина «Дед Мороз». 3.3. Совместное исполнение. |
2.3. Слушает исполнение песенки преподавателем, старается осознать разницу между своим исполнение и исполнением педагога. 3.1. Отвечает на вопросы. 3.2. Анализирует услышанное. 3.3. Совместное исполнение. |
|
4. Разучивание новой пьесы. |
4.1. Знакомит с новой пьесой «Кот-лакомка». 4.2. Пропевание со словами мелодии плавно и связно. 4.3. Прохлопывает ритмический рисунок. 4.4. Проигрывает пьесу по нотам – плавно, как при пении, при этом акцентирует внимание на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой. |
4.1. Слушает исполнение песенки преподавателем. 4.2. Поёт вместе с преподавателем. 4.3. Повторяет за преподавателем. 4.4. Читает с листа пьесу «Кот-лакомка». |
||
5. Физкультминутка. |
5.1. Демонстрирует расслабляющие упражнения для кистей рук «Замок», «Бабушка», сопровождая их стихотворным текстом. |
5.2. Повторят за преподавателем. |
||
6. Повторение нот, прохлопывание ритмических рисунков. |
6.1. Демонстрирует нотные ребусы. 6.2. Демонстрирует ритмические карточки. |
6.1. Отгадывание нотных ребусов. 6.1. Прохлопывает ритмические рисунки. |
||
7. Повторение жанров музыки, слушание музыкальных произведений. |
7.1. Исполняет фрагменты пьес из «Детского альбома» П.И. Чайковского («Полька» и «Старинная французская песенка»). 7.2. Организует прослушивание пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков» в оркестровом исполнении. 7.3. Проводит беседу по прослушанному произведению |
7.1. Прослушивает исполнение фрагментов пьес преподавателем и определяет жанр (танец, песня). 7.2. Задание: вспомнить название пьесы и определить жанр. 7.3. Отвечает на вопросы по прослушанному произведению. |
||
3. |
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они выполняют следующие учебные действия: 1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. |
Выявление проблемы правильной игры штрихом legato, создание механизмов для технического решения проблемы (налаживание правильных движений пальцев, запястья, кисти), активизация слухового контроля. |
Акцентирует внимание обучающейся на трудности игры штрихом legato, на опору пальцев в клавиатуру, перенос веса руки с одного пальца на другой, находит приёмы для их устранения, активизирует слуховой контроль обучающейся, используя возможности жеста, голоса, пластики, мотивирует её на преодоление возникшего затруднения. |
Проговаривает возникшую проблему и причину своих затруднений. |
4. |
Самостоятельная работа с самопроверкой. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. |
Освоение новых упражнений, направленных на решение проблем, возникших в результате осознания несоответствия своего исполнения предложенной игре преподавателя |
Следит за точностью исполнения упражнений, соотнося физические движения и слуховые представления обучающейся. |
Играет упражнения, а затем трудные места, стараясь приблизиться к игре преподавателя. |
5. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |
Подведение итога урока. Постановка целей дальнейшей деятельности. |
Выслушивает анализ занятия и ставит дальнейшие цели игровой деятельности обучающейся. Мотивирует её на выполнение домашнего задания. |
Анализирует свою работу на занятии, её эффективность, проговаривает домашнее задание. |
3.Заключение.
Штрихи относятся к средствам музыкальной выразительности и самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных штрихов, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное осмысление музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.
4.Список использованных источников и литературы.
Методическая литература:
Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002;
Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта – С.Пб., Диамант, Золотой век, 1997;
Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2001.
Нотные сборники:
Торопова Н.М. «Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ»: учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010;
Чайковский П.И. «Детский альбом», соч. 39; «Классика IX», 2005;
«Школа игры на фортепиано» под редакцией Л. Николаева; М.: «Скорица», 1994 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.