РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 4.6

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Оценка 4.6
doc
11.05.2020
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА.doc

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация. В статье рассматривается процесс разработки учебно-методического комплекса для дополнительных общеразвивающих программ в дошкольной образовательной организации. Статья содержит общие требования по формированию учебно-методического комплекса. Даны рекомендации, в которых представлена структура, содержание, этапы разработки учебно-методического комплекса.
         Ключевые слова. Учебно-методический комплекс, дополнительная общеразвивающая программа, дополнительно образование, дошкольная образовательная организация.

В настоящее время педагоги дополнительного образования разрабатывают дополнительные общеразвивающие программ по-разному, так как нет единых требований. Методическое обеспечение дополнительных общеразвивающих программ представлено скудно, не имеет авторских разработок. Изучая опыт разработки методического обеспечения, было выявлено, что такой опыт, в основном, представлен школой. О методическом обеспечении говорит Л.Г. Панфилова, но ее исследование посвящено учителям. Научных исследований, обобщение опыта проектирования дополнительных общеразвивающих программ практически отсутствуют в дошкольной образовательной организации. А обязательных требований к проектированию программ не предусмотрено [3].

Следовательно, актуальным является разработка учебно-методического комплекса для дополнительной общеразвивающей программы в дошкольных образовательных организациях. Современное решение этой проблемы – создание набора программно - методических материалов, который и может быть представлен в виде универсального учебно-методического комплекса.

Учебно-методический комплекс и его компоненты предусматривают логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеразвивающей программы. Предполагается использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать материал и получать навыки по его использованию на практике. Учебно-методический комплекс должен соответствовать современным научным представлениям в направленности дополнительной общеразвивающей программы и обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.

Создание учебно-методического комплекса педагогами дополнительного образования совместно с педагогами дошкольного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования в дошкольной образовательной организации. Акцентирование внимания на методической составляющей профессиональной деятельности педагогов позволит им легче адаптироваться в постоянно меняющихся потребностях и интересах детей [2].

В целом, работа педагога по проектированию и реализации учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать опыт, накапливаемый им как специалистом, но и способствует профессиональному росту и проявлению творческой активности.

Начиная работу по созданию учебно-методического комплекса к дополнительной общеразвивающей программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки. О.В. Головачева утверждает, что этапы могут быть представлены в следующем пошаговом алгоритме:

1.     Разработка дополнительной общеобразовательной программы (особенность программы, календарно-тематический план, календарный график и т.д.)

2.     Определение цели и задач разработки учебно-методического комплекса.

3.     Подбор и анализ материалов: дидактических, методических, оценочных (диагностика), материалов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, материалов по взаимодействию с семьей.

4.     Актуализация имеющихся материалов (изменение правил, условий, способов  в соответствии с интересами детей с учетом предоставления свободы выбора и проявления их инициативы)

5.     Систематизация материалов в соответствии с учебно-методическим планом и направленностью программы (распределение материалов по разделам (если присутствуют) программы, учитывая ее направленность).

6.     Создание картотек, папок для удобного использования материалов (печатных и электронных).

7.     Анализ учебно-методического комплекса (обобщение и создание авторских разработок; корректировка учебно-методического комплекса)

8.     Систематизация учебно-методического комплекса с учетом корректировки.

9.     Внедрение учебно-методического комплекса в практику.

10. Представление материалов учебно-методического комплекса на методических объединениях, выступление на семинарах-практикумах, презентациях педагогического опыта, конференциях, публикации через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня [1].

Рассмотрим более подробно компоненты учебно-методического комплекса и отбор их содержания. Учебно-методический комплекс может быть разработан как отдельным педагогом, так и коллективом педагогов. В учебно-методический комплекс входит материально-техническое обеспечение, дидактические, методические, оценочные материалы, материалы для детей с особыми образовательными потребностями, материалы по взаимодействию с семьей.

К материально-техническому обеспечению относятся помещение, специальное оборудование в соответствии с направленностью дополнительной общеразвивающей программы, специальная форма одежды.

Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной общеразвивающей программы, целями и задачам программы, уровню подготовленности воспитанников, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Они могут быть представлены в виде раздаточного материала (рабочие тетради, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, фотографии, инструкционные карты, технологические карты и др.), в виде  наглядных пособий (картинки, таблицы, объемные модели, муляжи и др.).

Методические материалы по организации образовательной деятельности раскрывают способы проведения занятий. К ним относятся: справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, сайты и др.); научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); периодические издания; видеоматериалы (художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги и др.); электронные средства образовательного назначения (демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные, индивидуальные задания и др.), методы и приемы занятий.

Рекомендуется использовать комплекс таких методов как наглядный, словесный, практический и психолого-педагогический.

 Наглядный метод включает в себя разнообразные приемы: образный показ педагога; эталонный показ образец; подражание образам окружающей действительности; прием тактильно - мышечной наглядности; наглядно - слуховой прием; использование наглядных пособий.

Словесный метод состоит из приемов: рассказ; объяснение; инструкция; беседа; словесный комментарий педагога по ходу выполнения задания.

Практический метод обогащен комплексом различных приемов, взаимосвязанных наглядностью и словом: игровой прием; детское «сотворчество»; соревновательность; комплексный прием обучения.

 Психолого-педагогический метод: прием педагогического наблюдения; проблемного обучения и воспитания; прием индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку; прием воспитания подсознательной деятельности; прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного отдыха (релаксация); педагогическая оценка выполнения ребенком работ.

Наличие блока (модуля) для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным поведением и др.).

Оценочные материалы дополнительной общеразвивающей программы – пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Инструменты оценки достижений детей должны способствовать росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, а также диагностировать мотивацию достижений личности.

Материалы по взаимодействию с семьей  могут включать сценарии праздников, протоколы собраний, информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и др.) творческие отчеты, фотоальбомы и видеоматериалы, информация о работе объединения в сети Интернет, материалы по работе с родителями, планы проведения родительских собраний, памятки и др.

Внедрение в образовательный процесс учебно-методического комплекса является условием многогранной деятельности детей в избранном ими направлении. Педагог обеспечивает ребенку условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей. Подбор педагогом вариативных материалов по уровням и темпам их освоения позволяет всем участникам образовательного процесса заниматься выбранным делом в удовольствие и с максимальной пользой для себя. А универсальный учебно-методический комплекс поможет в проектировании и реализации дополнительной общеразвивающей программы в дошкольной образовательной организации.

Мы рассмотрели особенности методического обеспечения реализации дополнительной общеразвивающей программы в дошкольной образовательной организации. Выявили алгоритм при разработке учебно-методического комплекса, и сделали вывод, что в дошкольной образовательной организации есть все возможности для использования данных рекомендаций и универсального учебно-методического комплекса в своей работе.

 


РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

Создание учебно-методического комплекса педагогами дополнительного образования совместно с педагогами дошкольного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования в дошкольной образовательной организации

Создание учебно-методического комплекса педагогами дополнительного образования совместно с педагогами дошкольного образования является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования в дошкольной образовательной организации

Систематизация учебно-методического комплекса с учетом корректировки

Систематизация учебно-методического комплекса с учетом корректировки

Рекомендуется использовать комплекс таких методов как наглядный, словесный, практический и психолого-педагогический

Рекомендуется использовать комплекс таких методов как наглядный, словесный, практический и психолого-педагогический

Педагог обеспечивает ребенку условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей

Педагог обеспечивает ребенку условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2020