Тема урока: «Древнейшие люди».
Цель урока:
1.Познокомить с образом жизни и обликом древнейших людей, научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных
2.Продолжить формирование умения работать с учебником и исторической картой.
3.Знать и понимать исторические термины.
Оборудование: учебник «История древнего мира», атласы, компьютер, слайды.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Дайте определение истории как науки.
2. Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей.Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).
(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
3.Вступительная беседа учителя.
- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?
-что это за доказательства?
Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?
Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология).
Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.
Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.
4.Работа над темой урока.
Показ слайда «Облик древнейших людей».
Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.
- где появились древнейшие люди?
(Работа с картой).
- чем древние люди отличаются от современных людей?
(Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)
Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.
Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.
Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).
-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).
-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).
Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.
-Что можно было собирать и какими орудиями труда?
(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).
Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.
-Достаточно ли было того, что собирали?
(Нет, так как пища малопитательна).
Показ слайда «Охота древнейших людей».
-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?
( После рассказов детей, читаем текст учебника).
-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?
Древнейшие люди жили человеческими стадами.
Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.
В стаде было несколько десятков человек.
Родства не знали
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.
Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.
Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.
- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?
(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).
5.Закрепление изученного на уроке.
- когда появились первые люди?
- чем они отличались от животных?
- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?
- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?
-почему?
- как назывались группы людей?
-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?
6.Подведение итогов.
7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).
Приложение
№ 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ
ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фамилия, имя ____________________________________________
Письменные источники |
Вещественные источники |
|
|
1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания
2. Табличка с символами 8. Остатки пищи
3. Горшок 9. Ковёр
4. Украшение из золота 10. Ложка
5. Угли 11. Пояс из кожи
6. Кости 12. Вышивка
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.