Разработка урока «Биотические связи в природе»
Оценка 4.7

Разработка урока «Биотические связи в природе»

Оценка 4.7
docx
29.03.2022
Разработка урока «Биотические связи в природе»
Урок биол 9 кл Биотические связи.docx

Урок «Биотические связи в природе»

 

Цель: изучить типы взаимоотношений организмов между собой.

Задачи:

образовательные:

- расширить и углубить знания обучающихся о типах взаимоотношений между организмами;

- повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

развивающая:

- развить коммуникативную культуру обучающихся;

воспитательные:

- воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Программные ресурсы:

- офисные технологии ();

- разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные, наглядные.

Ход урока

1.      Организационно-мотивационный момент.

2.      Изучение нового материала.

3.      Закрепление изученного материала.

4.      Домашнее задание.

Изучение нового материала

1.      Вступление учителя

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки.

Прожить без соседей — увы! – невозможно,

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде!

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи?

Да нужны! И мы с вами сегодня на уроке будем говорить о том, как связаны между собой организмы в природе. Тема нашего сегодняшнего занятия «Биотические связи в природе». Цель нашего урока: определить какие, виды взаимоотношений существуют в природе.

В природных условиях каждый живой организм живёт не изолировано. Его окружает множество других представителей живой природы. И все они взаимодействуют друг с другом. Ни один вид, ни один живой ор­га­низм не могут су­ще­ство­вать от­дель­но. Вся живая при­ро­да, по сути, пред­став­ля­ет собой слож­ней­шую си­сте­му био­ти­че­ских свя­зей, от ко­то­рых за­ви­сят воз­мож­но­сти пи­та­ния, раз­мно­же­ния, рас­про­стра­не­ния ор­га­низ­мов, их спо­соб­ность про­жи­вать сов­мест­но.

За­ви­си­мо­сти ор­га­низ­мов друг от друга могут быть раз­но­об­раз­ны­ми, кроме того, могут быть также раз­лич­ны­ми от­но­ше­ния внут­ри этих свя­зей: от вза­и­мо­по­лез­ных до вза­и­мо­не­вы­год­ных.

От пи­ще­вых свя­зей за­ви­сит жизнь ор­га­низ­мов, обес­пе­чен­ность их энер­ги­ей, эти связи также на­зы­ва­ют тро­фи­че­ски­ми.

         Они носят все­об­щий ха­рак­тер, так как нет ни од­но­го вида на Земле, ко­то­рый не слу­жил бы пищей дру­гим или сам не ис­поль­зо­вал бы для этих целей дру­гие виды. Тро­фи­че­ские от­но­ше­ния об­ра­зу­ют в со­об­ще­ствах слож­ную си­сте­му, ко­то­рую на­зы­ва­ют сетью пи­та­ния.

Ее можно схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­зить, как гу­стую па­у­ти­ну, охва­ты­ва­ю­щую весь ор­га­ни­че­ский мир, на­чи­ная с лю­бо­го вида.(Слайд 3) В ходе эволюции в борьбе с неблагоприятными условиями окружающей среды у живых организмов возникли различные приспособления не только в борьбе с абиотическими факторами , но и с биотическими факторами. Возникли приспособления для того чтобы ужиться друг с другом. Посмотрим некоторые из них.

Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни представляют собой совокупность биотических факторов среды. Наша задача, разобраться какие типы взаимоотношений встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2.      Организмы, живущие на одной территории и контактирующие друг с другом, вступают в различные взаимоотношения между собой. Положение организма при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак (-) “минус” означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу). Знак (0) “ноль” показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния). Таким образом, биотические отношения можно разделить на 6 групп (слайд 4).

3.      А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений.

Вы получили домашнее задание: подготовить выступление по плану:

1)      дать понятие вида связи;

2)      привести пример

3)      значение связи в природе.

 (1– симбиоз и мутуализм, 2- хищничество и паразитизм, 3- конкуренция, 4- комменсализм, аменсализм).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем заполняя таблицу .

Типы взаимоотношений

Характеристика

Примеры

 

 

 

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Типы взаимоотношений

Характеристика

Примеры

Нейтрализм (слайд 7)

Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга.

белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.

Аменсализм (слайд 8)

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы

Светолюбивые травы, растущие под елью

Комменсализм

- нахлебничество (слайд 10,11)

- сотрапезничество (слайд 12)

- квартиранство (слайд 13–20)

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычу

Разные бактерии перерабатывают разные органические вещества сгнивших растений, а растения потребляют эти минеральные вещества

Рак-отшельник использует раковину моллюска в качестве убежища.

Протокооперация (слайд 21, 22)

совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

Опыление пчёлами разных луговых растений – тесная связь отсутствует

Мутуализм (слайд 23, 24, 25)

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра.

Птицы кормятся насекомыми – паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал об опасности

Симбиоз (слайды 26–29)

Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов.

Термиты и живущие в их кишечнике одноклеточные жгутиковые – перерабатывают клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных ферментов для переваривания целлюлозы и без симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в кишечнике среду обитания, в свободном состоянии в природе они не встречаются

Хищничество (слайды 30–33)

отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела

Росянка, животные – хищники.

Паразитизм (слайды 34–38)

Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания.

Спорынья, трутовик, паразиты животных.

Конкуренция (слайды 39–43)

взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения

Внутривидовая (сосны в лесу за свет) и межвидовая (культурные растения и сорняки).

6. Какие выводы можно сделать из всего вышеизложенного?

·         В процессе эволюции между организмами возникли сложные взаимоотношения.

·           Влияют на скорость и направление естественного отбора, служат причиной возникновения новых приспособлений.

·         Биотические факторы влияют не только на отдельные особи, но и на популяцию в целом, регулируя численность видов.

·         Взаимоотношения между организмами различных систематических групп обеспечивают биологическое равновесие в экосистеме.

7. Иногда можно услышать мнение: «Неужели современные техника и наука не может найти средств для уничтожения комаров? От них столько неприятностей людям и животным!» Представим себе, что такое средство найдено. Правильно, ли поступит человек, если воспользуется им? Почему?

Ответ: Неправильно. Комары занимают определённое место в цепи питания, сообществах организмов. Взрослыми особями, к примеру, питаются птицы, личинками и куколками комаров – водные животные. Полное уничтожение комаров повлечёт за собой необратимое нарушение цепей питания.)

8. Человек должен очень внимательно и скрупулезно просчитывать вероятные последствия изъятия из экологической системы живых организмов или привнесении в нее новых. Так как система это целостность, нарушив которую, мы рискуем ее потерять.

Давайте рассмотрим, наверное, самые известные исторические примеры,   когда были нарушены экосистемы.

 

 Россия.

Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы. Они живут крупными скоплениями и эффективно очищают воду. Каждый моллюск пропускает через себя более 50 л. воды в сутки. Весной самка выбрасывает в воду до

3,5 млн крохотных личинок. Личинки прикрепляются к жабрам мальков лососевых – семги, форели, хариуса, которые появляются из икринок в то же время. Чистота воды имеет особое значение для развития лососей, в мутных реках икра погибает. Около месяца личинки жемчужницы паразитирую на жабрах рыб, затем освобождаются, падают на дно и начинают вести самостоятельный образ жизни. Сейчас жемчужницы в реках практически исчезли.

 

Австралия.

Кроме эндемичной флоры и фауны  Австралия знаменита еще и тем, что уже целых 150 лет борется с огромной численностью кроликов на континенте.

В период завоевания Австралии Европейцы завезли кроликов на континент – и выпустили на волю несколько  особей.

Кролики, за короткое время,  расплодились настолько сильно, что их общее количество превосходит количество людей в Китае!

Они  очень быстро выедают травянистую растительность, обгрызают ветки деревьев, конкурируют с местными грызунами и сумчатыми. Они, буквально, опустошают местную флору и фауну.

Австралийцы боролись и борются с кроликами всеми возможными способами.

 

Китай

            В1958 году  в Китае развернулась масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. Замысел был в уничтожении «Четырех вредителей» - крыс, комаров, мух, воробьев. Кампания против воробьев приняла наиболее массовый характер. Пропаганда объясняла, что воробьи массово пожирают зерна урожая, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.

            Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут. Все жители – дети, горожане, крестьяне должны были кричать, бить в тазы, барабаны, размахивать тряпками, стоя на крышах домов – чтобы напугать воробьев и не дать им укрытия. Утомленные птицы падали на землю замертво.  По неполной статистике, в Китае было истреблено 1,96 млрд. воробьев.

            Но на следующий год в стране наступил голод, от которого погибло предположительно 30 миллионов человек. Воробьев пришлось импортировать из Монголии, России, Канады.

 

Рефлексия

- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу).

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

§68, вопросы на стр. 247.

1.Чем можно объяснить длительное сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. Каковы отрицательные последствия уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может использовать на своё усмотрение, как на уроках, так и при составлении олимпиадных заданий, а так же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили продукты, уничтожали зерно на корню и в хранилищах, разносили болезни. С ними начали бороться при помощи ядохимикатов — стали погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались огромны. Наконец однажды кто-то догадался и привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к появлению и распространению болезней в стаде оленей, увеличению числа слабых и больных особей, к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина, мята — эти растения выделяют сложные эфиры, которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет.

 

 

 

Задание № 2. Из предложенных вариантов выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не влияет на другую. Данный тип взаимодействия называется:

1) нейтрализм; 2) аменсализм; 3) мутуализм; 4) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под собой, сама не испытывает отрицательного воздействия. Данный тип взаимодействия называется:

1) комменсализм; 2) аменсализм; 3) мутуализм; 4) протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более вида со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа. Например, если лиса поймала полёвку, значит, сове она не достанется. Данный тип взаимодействия называется:

1) конкуренция; 2) аменсализм; 3) хищничество; 4) паразитизм.

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, но не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой, - такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация; 2) мутуализм; 3) комменсализм; 4) аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за медведем и доедают остатки его пищи). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм; 2) аменсализм; 3) мутуализм; 4) протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных веществ одного и того же ресурса (взаимоотношения между почвенными бактериями, перерабатывающими растительные остатки до минеральных солей, и высшими растениями, которые используют образовавшиеся при этом минеральные соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм; 2) аменсализм; 3) мутуализм; 4) протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами других в качестве убежища или жилища (рыба горчак откладывает икру в мантийную полость двустворчатого моллюска; лишайники на коре деревьев). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм; 2) аменсализм; 3) мутуализм; 4) протокооперация.

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

2) белки и лоси;

3) щука и судак;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и человеком:

1) симбиоз; 2) паразитизм; 3) конкуренция; 4) хищничество.

10. На рисунке изображены рак-отшельник и актиния. К какому типу взаимоотношений относятся взаимоотношения этих организмов.

1) паразитизм; 2) конкуренция; 3) симбиоз; 4) хищничество. http://festival.1september.ru/articles/618321/Image5705.gif

 

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

1

3

1

1

1

1

2

3

Задание № 3. Вставьте в текст “Взаимоотношения живых организмов” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения, при которых один из участников - ______(А) – умерщвляет другого________(Б) и использует его в качестве пищи, называется _________ (В). Частым случаем этого типа взаимоотношений является _____________ (Г) – умерщвление и поедание себе подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3) каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7) паразит; 8) хозяин.

Ответ.

А

Б

В

Г

5

6

4

3

Задание № 4. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. За каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

Организмы

Тип отношений

А) берёза и березовая чага (трутовик);

1) паразитизм

Б) берёза и подберёзовик;

2) симбиоз

В) лиса и клещ;

Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений;

Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

2

 

 

Приложение 1

Типы взаимоотношений

Характеристика

Примеры

 

Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга.

 

 

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы

 

 

Один вид получает преимущество, выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

 

 

Потребление остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные вещества или части одной и той же пищи.

 

 

Один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья.

 

 

совместное существование выгодно, но не обязательно для сожителей

 

 

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видом становится обязательным для другого партнёра.

 

 

Неразделимые взаимополезные связи двух видом, предполагающие тесное сожительство организмов.

 

 

отношения между организмами, при которых один из них (хищник) атакует другого (жертву) и питается частями его тела

 

 

Паразит использует хозяина как источник питания, среду обитания.

 

взаимоотношения между организмами одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения

 

 

 

------------------------------------

 

 

 

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они чуть ли не на каждом шагу встречались в поле, кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В конце концов, местные жители “собрались с духом” и объявили беспощадную войну ползучим тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду говоря, случаев нападения змей на людей не было. Борьба увенчалась успехом. В результате победы жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы думаете, почему?

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши страдают от многочисленных вредителей — плодожорки, огневки, десятков иных паразитов. Если деревья не обрабатывать специальными инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть. Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу, практически не подвержены нападению вредителей. Попробуйте объяснить, почему?

 

 


 

Урок «Биотические связи в природе»

Урок «Биотические связи в природе»

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока?

Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока?

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу

Рассказ учителя сопровождается показом слайдов, и ученики заполняют таблицу

Паразитизм (слайды 34–38)

Паразитизм (слайды 34–38)

Россия. Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы

Россия. Россия издавна славилась собственным жемчугом, который добывали в северных реках из раковин пресноводных двустворчатых моллюсков – европейской жемчужницы

Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут

Как известно, воробей не может пробыть в воздухе больше определенного промежутка времени, примерно 15-ти минут

В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет

В промышленной монокультуре этого полезного взаимодействия нет

На рисунке изображены рак-отшельник и актиния

На рисунке изображены рак-отшельник и актиния

Приложение 1 Типы взаимоотношений

Приложение 1 Типы взаимоотношений

Что может быть хуже змей? Одна местность “славилась” обилием змей

Что может быть хуже змей? Одна местность “славилась” обилием змей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022