ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ЭПОХА ПЕТРА I»
1. |
ФИО (полностью) |
Соловьева Наталья Ивановна |
2. |
Место работы |
МБПОУ МО «Щелковский колледж» |
3. |
Должность |
Преподаватель истории |
4. |
Предмет |
история |
5. |
Группа |
6129 |
6. Цель урока:
7. Задачи:
•
сформировать основы общественно-политических, гуманитарных
знаний об эпохе Петра1;
• выработать умения систематизировать и анализировать полученные
знания;
• развивать навыки отбора самого главного и существенного в
материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать
интерес к истории России;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
9. Тип урока: обобщения и систематизация знаний посредством игры.
10. Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная работа.
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, карточка самооценки и взаимооценки.
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Универсальные учебные действия |
Результаты |
||
Личностные |
Метапредмет-ные |
Предметные |
||||
I. Мотивация
|
Приветствует учащихся, которые получив карточки, рассаживаются по группам. - Эпоха Петра Великого - время преобразований, охвативших все сферы жизни страны. Петр действовал очень целеустремленно. Он круто ломал вековые традиции и устои, нередко прибегая к насилию. Самодержавный монарх, строил государство, где все подчинялось его воле. Для него государственный механизм был подобен машине. Он стремился создать четкую систему государственных органов, регламентировать порядок их деятельности. Петр считал, что все это он делает для блага государства, для народа. Царь торопился, желая скорее увидеть плоды своих трудов. Поэтому в основе многих преобразований лежали исключительно его энергия, ум и воля. - Обращение к эпиграфу: «То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был
работник. » |
Приветствуют учителя, находят свои места за игровыми столами.
|
Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.
|
|
Организация учебной деятельности
|
|
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы
|
Этот урок последний в системе уроков об эпохе Петра Первого. Давайте, сделаем вывод. Что мы изучили в предыдущих уроках? Все ли вы теперь знаем о Петре 1? - Попробуем найти новые черты в личности Петра 1, обобщить все известное об этом неординарном человеке.
|
Ответы учеников: о Петре 1, о преобразованиях Петра 1,о Петровской эпохе (понятия, хронологию, факты).
|
Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
|
Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. |
Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся
|
Координирует учебную деятельность Задание. Составьте
кластер из прилагательных, которые охарактеризовали бы личность Петра
I. (1 мин) -решительный -волевой и др.
|
Ученики составляют кластер личностных качеств императора и получают право первого хода в игре.
|
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
IV. Обощение знаний путём проведения игры.
|
Координирует учебную деятельность. Начинает игру по презентации.
Организует самостоятельную работу уч-ся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Команды по очереди выбирают категорию: 1. «Детство и юность Петра I » 2. «Экономика и политика» 3. «Культурная жизнь страны». 4. «Военная слава». 5. «Птенцы гнезда Петрова». Сложность вопроса определяется количеством указанных баллов, которые и получает команда за правильный ответ. Победившей будет считаться команда, набравшая большее количество баллов. Проведение игры. 1.«Детство и юность Петра I » 1. В каком году родился Петр I? (1672). 2. Какую фамилию носил первый русский император? (Романов) 3.Сколькими ремеслами владел Петр I? (14). 4. Как звали дъяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого царя, названного за это «всешутейшим патриархом»? (Никита Зотов.) 5. Под каким именем отправился Петр во время «Великого посольства» в Европу? (Петр Михайлов.) 2.Экономика и политика 1. Как назывался основной прямой налог, введенный при Петре I? («Подушная подать»). 2. При проведении реформы местного управления Петр I организовал: (губернии) 3. Как назывался документ, уравнивающий в правах вотчины и поместья? («указ о единонаследии») 4.Как называлась государственная поддержка отечественной промышленности, защита ее таможенными пошлинами. (протекционизм). 5.В 1721 был опубликован «Духовный регламент», в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества, поскольку простой народ видит в патриархе второго государя. Каковы последствия учреждения Святейшего Синода вместо патриаршества? (подчинение церкви светской власти). 3.«Культурная жизнь страны» 1. Как назывался первый в истории России музей, созданный Петром I? (Кунсткамера). 2 Книга о хороших манерах, составленная для молодых людей во времена царствования Петра I? («Юности честное зерцало»). 3. Собрания-балы с участием женщин в домах российской знати, введенные и регламентированные Петром I (Ассамблеи). 4. Что запретил делать необразованным дворянам Петр I (жениться). 5.Петр ввел новое летосчисление с 1 января 1700 г. Какой год по старому стилю шел до этого? ( 7208 г) 4.Военная слава. 1. «оная победа виною всех благополучных последствий России, понеже тут первая проба солдатская была» О каком сражении говорил Петр I? (сражение у деревни Лесной) 2. Из каких отрядов, созданных для военных игр Петра I, образовались Преображенский и Семеновский полки? (Потешных). 3. По какому поводу Петр I приказал выбить медаль с надписью «Небывалое бывает»? (после первой победы русских на море). 4. Что вы видите на рисунке?
(ботик Петра). 5. Как при Петре I называли знаменосца? (прапорщик) 5. «Птенцы гнезда Петрова». 1. Кто стал первым российским фельдмаршалом при Петре I? (Б.П.Шереметев.) 2. Он сделал головокружительную карьеру: начав с должности царского денщика, стал светлейшим князем и богатейшим вельможей. «Полудержавным властелином» назвал его А.С.Пушкин. Кто это? (А.Д.Меншиков). 3. Первый генерал-прокурор России. (П.Я.Ягужинский) 4.Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии: в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом. (А.И.Остерман). 5.«Сей князь был…собою видом как монстра, нравом злой тиран, превеликий нежелатель добра никому, пьян по вся дни, но его величеству верный так был, что никто другой. Кому современник дает такую характеристику? (Ф.Ромодановский) - Давайте прочитаем, какую оценку деятельности Петра 1 дал С.М.Соловьев: «То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие». -А теперь заключительное задание для команд: дать свою оценку деятельности Петра Великого. -Приступаем к подведению итогов (награждение победившей команды). |
Индивидуальная и парная работа. Предоставляют классу информацию.
Работают в группах, обсуждают.
|
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность,
Познавательные: выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу. |
Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. |
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах. |
Овладение
умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и
современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или
нескольких источниках; |
V. Рефлексия |
- Учитель: вернемся к цели урока. Обобщили полученные знания о Петре 1 и его эпохе? - Учитель: хочу предоставить слово команде, получившей наибольшее количество баллов, оценить работу команды. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы? |
Высказывают свои мнения. |
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения |
|
Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией. |
|
VI Домашнее задание |
Учитель даёт на выбор учащихся: 1. Написать синквейн; 2. Придумать вопросы викторины по теме «Эпоха Петра I» |
|
Личностные: личностное самоопределение |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.