Разработка урока: «Европа в IX—XI вв.»

  • doc
  • 31.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7. «Европа в IX—XI вв..doc

Разработка урока: «Европа в IXXI вв.»

I. Цели и задачи урока

1.                      Изучить основные политические, экономические и культурные изменения в Европе в IX—XI вв.

2.                      Рассмотреть процессы феодализации и формирования национальных государств.

3.                      Ознакомить с важными событиями и личностями того времени.

4.                      Развить навыки анализа исторических источников и карт.

5.                      Развить универсальные учебные действия (УУД): логические и критические мышления, умение работать в группе.

II. Оборудование

Проектор и экран для презентации.

Карты Европы IX—XI вв.

Раздаточные материалы (исторические документы, рисунки, карты).

III. Ход урока

1. Введение (5 минут)

Приветствие и организационный момент.

Объявление темы и целей урока.

Вопрос к учащимся: «Что мы знаем о Европе в Средние века?».

УУД: Введение дискуссии помогает учащимся применять коммуникативные навыки и формирует критическое мышление.

2. Политическая ситуация в Европе (15 минут)

Феодальная система:

Появление феодализма как системы землевладения и управления.

Взаимоотношения между феодалом и вассалом. Значение вассальных обязательств.

Основные государства и династии:

Франкское государство до и после распада; Каролингская династия.

Основные династии Европы: Капетинги (Франция), Оттоне (Священная Римская империя), Англосаксы (Англия).

 

Внешние угрозы и миграции:

Норманнские завоевания, арабские нашествия.

Викинги: их походы и влияние на европейские государства.

УУД: Рассмотрение информации о политической ситуации формирует аналитические навыки и умение извлекать информацию из разных источников.

3. Экономическое развитие (15 минут)

Сельское хозяйство и общинное землевладение:

Развитие земледелия, появление новых орудий труда.

Образование крестьянских общин и их роль в феодальном обществе.

 

Торговля и города:

Возрождение торговли и начало формирования городов.

Создание ярмарок и торговых путей, рост городских центров.

УУД: Взаимодействие и групповые обсуждения о сельском хозяйстве помогают развивать навыки работы в команде и критического анализа.

·                  

4. Культура и образование (15 минут)

·                  

Культурные достижения:

·                  

·                                         Ренессанс XI века: возрождение интереса к знаниям и искусству.

·                                         Образование и создание монастырских школ; роль церкви в образовании.

·                  

Литература и искусство:

·                  

·                                         Влияние латинского и народного языка на развитие письменности.

·                                         Архитектура романского стиля: примеры церквей и соборов.

·                  

УУД: Анализ культурных достижений формирует навыки критического мышления и креативности.

·                  

5. Практическое задание (15 минут)

·                  

Разделить класс на группы. Каждая группа получает тему для исследования:

·                  

·                                         Феодальная система и её влияние на общество.

·                                         Основные государства и династии в IX—XI вв.

·                                         Влияние викингов на Европу.

·                                         Культурные достижения этого периода.

УУД: Работа в группах способствует развитию сотрудничества, общения и навыков публичного выступления.

Подготовить краткую презентацию для представления.

6. Презентация работ групп (10 минут)

Каждая группа представляет свои выводы.

Обсуждение и вопросы от других учащихся.

УУД: Презентация своих находок развивает уверенность в себе и коммуникативные навыки.

6.                      Заключение (5 минут)

7.                      Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы

Рефлексия: что нового узнали о Европе в IXXI вв.

УУД: Рефлексия способствует осознанию учащимися своего учебного процесса и помогает развить метапредметные навыки.

IV. Технологическая карта

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Ожидаемый результат

Введение

Объясняет тему и цели урока

Слушают, обсуждают

Понимание темы урока

Политическая ситуация

Излагает информацию о феодализме

Слушают, задают вопросы

Знание основ политической структуры

Экономическое развитие

Обсуждает изменения в сельском хозяйстве

Слушают, делают заметки

Понимание экономических изменений

Культура и образование

Рассказывает о культурных достижениях

Слушают, интересуются

Осознание значимости образования и культуры

Практическое задание

Раздаёт темы и направляет группы

Работают в группах

Умение анализировать и представлять информацию

Презентация групп

Консультирует и направляет группы

Презентуют свои выводы

Умение работать в команде, развитие навыков общения

Заключение

Подводит итоги, обобщает урок

Отвечают на вопросы

Рефлексия и осознание полученных знаний

V. Домашнее задание

Читать пересказать параграф.Написать краткое эссе (1-2 страницы) о феодальной системе или о значении викингов в истории Европы.